Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика пространственного фактора.



2019-08-13 437 Обсуждений (0)
Характеристика пространственного фактора. 0.00 из 5.00 0 оценок




Восприятие и переработка пространственных характери­стик и пространственных соотношений является одной из наиболее сложных форм психического отражения. Вместе с тем, они же есть важнейшее и необходимое ус­ловие адаптивного существования, поскольку человек живет и действует в упорядоченном мире предметов, расположенных относительно друг друга; явлений, сле­дующих одно за другим; слов, объединенных во фразы и определенным образом расположенных в них; понятий, вмещающих в себя упорядоченные по структуре содер­жания и т.д. Теряя пространственные характеристики, то есть, лишаясь опор, с помощью которых преимуществен­но осуществляется локализация себя в пространстве, че­ловек испытывает чувство тревоги, дискомфорта и не­уверенности. Весьма неприятно заблудиться в незна­комом лесу, где «незнакомый» как раз и означает отсут­ствие определенных знаков или опор, позволяющих най­ти нужное направление или пространство движения.

Пространственная организация мира представлена человеку в трех основных составляющих: реальное про­странство окружающей среды, аналогичные ему пред­ставления о пространстве во внутреннем плане и так на­зываемое квазипространство, которому нет аналогов в реальном мире. В последнем случае речь идет об упоря­доченности в системах знаков и символов, выработанных человечеством для обобщения представлений о мире с возможностью передачи. их другим людям. Примером квазипространственности может быть нотная запись, где каждому звуку в упорядоченных представлениях об их соотношении по высоте соответствует определенное ме­сто на нотной линейке.

Еще один пример касается квазипространственной структурированности систем хранения индивидуального опыта в нашей памяти. Говоря о своем словарном запа­се, мы так или иначе отдаем себе отчет в том, что слова не хранятся, как попало, и извлекаем мы их из нашей памяти совсем не так, как извлекаются вслепую фишки из мешочка при игре в лото. Выбирая нужное слово,- мы должны попасть в определенную точку пространства сво­ей памяти. Наконец, правильный ответ на вопрос «Колю ударил Петя. Кто драчун?» требует мысленной переста­новки мест подлежащего и дополнения, то есть измене­ния их пространственного положения в структуре фразы, чему способствует знание правил склонения и падежных окончаний.

О квазипространственной составляющей в ком­плексном восприятии мира приходится говорить столь подробно в связи с ее значимостью в процессе обучения. Ранее в другом контексте уже говорил ось. о роли про­странственного анализа и синтеза в понимании разрядного строения числа (17 и 71 различаются только «местом» входящих в него цифр); в счетных операциях; в дифференцировке букв; в понимании сложных логико-­грамматических. конструкций ( «собака хозяина» ­«хозяин собаки»); суффиксов, обозначающих вмещаю­щие в себя что-либо предметы («чернильница»); освое­ние предлогов и приставок, обозначающих простран­ственные характеристики объектов и действий; понима­ние отношений сравнения (больше - меньше; ближе –дальше, знаков> или <) и т.д. Рисование, черчение, география, геометрия - эти и многие другие дисципли­ны основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а зна­чит - их пространственных (или квазипростран­ственных) взаимосвязей. В качестве иллюстрации рас­смотрим одно, часто встречающееся явление. Ребенок затрудняется при чтении мелкого шрифта в отличие от доступных ему текстов, написанных крупными буквами. Одной из предполагаемых причин такой диссоциации может быть то, что, уже владея действием прочитывания слов и фраз, ученик еще не освоил необходимой для полноценного чтения операции «конструирования» тек­ста. Сформированное чтение включает в себя возмож­ность организации пространственного поля текста, что при плотной печати в случае мелкого шрифта сделать гораздо труднее, чем в случае текста, напечатанного крупно, свободно, с отчетливо заданными интервалами, окончаниями фраз, заметно выделенными абзацами.

Очевидно, не следует дополнительно аргументиро­вать значимость сформированности пространственного фактора как для повседневной жизни, так и в учебной деятельности. Напомним только (см. выше), что и этот фактор развивается на основе активных движений в ре­альном, сложном, многомерном и динамичном про­странственном мире с опорой на схему собственного тела и обязательное взаимодействие органов чувств раз­личной модальности. Современному ребенку на этапе дошкольного детства часто недостает предпосылок для такого развития; что приводит к отклонениям в функ­циогенезе с последующими трудностями в обучении.

Кстати, данный фактор является продуктом работы ви­сочно-теменно-затылочной области (зоны ТРО), зани­мающей промежуточное положение между отделами мозга, относящимися к переработке информации зри­тельной, слуховой и тактильной модальности, и является областью их перекрытия.



2019-08-13 437 Обсуждений (0)
Характеристика пространственного фактора. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика пространственного фактора.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (437)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)