Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика фактора произвольной регуляции и энергетического фактора.



2019-08-13 448 Обсуждений (0)
Характеристика фактора произвольной регуляции и энергетического фактора. 0.00 из 5.00 0 оценок




Следующий фактор, развитие которого в онтогенезе наиболее продолжительно, - фактор произвольной регу­ляции психической деятельности. Он связан с работой лобных отделов мозга, морфогенез и функциогенез кото­рых продолжается, по данным многих исследований, до 20-летнего возраста. В произвольную регуляцию деятель­ности включаются: 1) постановка целей действий в соот­ветствии с мотивами, потребностями, актуальными и прогнозируемыми задачами; 2) планирование (или про­граммирование) путей достижения цели с выбором оптимальных способов действования, определения их по­следовательности; 3) контроль за исполнением выбран­ной из уже имеющихся в индивидуальном опыте или создаваемой в данный момент программы с воз­можностью ее изменения по ходу выполнения, требую­щий постоянного сличения цели и промежуточных ре­зультатов, а также отказа от возникающих в процессе достижения цели побочных действий и ассоциаций.

Именно контроль часто является наиболее слабым звеном в регуляции деятельности у ребенка, что проявляется в недоведении действия до конечного результата, соскальзывании на. побочные действия или ассоциации, в отсутствии действия проверки после окончания вы­полнения задания. Здесь могут наблюдаться и такие яв­ления, как отвлекаемость (или откликаемость) школьни­ка на внешние раздражители, поступающие во время решения какой-либо задачи.     ­

Контролирующая составляющая интеллекта так же, как и другие звенья в структуре произвольной деятельно­сти (мотивы, цели, программы) формируется в игровой деятельности ребенка на этапе дошкольного детства. Ре­бенку необходимо умение контролировать свои действия для того, чтобы вовремя остановить бег в ответ на слово «штандер» при игре в мяч; не уйти с поста, исполняя роль часового; не сказать «да» или «нет» В игре «черное, белое не берите...»; пережить проигрыш и выигрыш.

В этих относительно простых и в более сложных ро­левых играх, играх с правилами прорабатывается и раз­вивается столь необходимый для обучения фактор про­извольной регуляции психической деятельности, лежа­щий в основе сложных процессов овладения собствен­ным поведением. «Учитесь властвовать собой», - гово­рит Онегин Татьяне. Забывая о том, что и взрослым не всегда доступен контроль за своими поступками, к еще «неразумным» детям мы предъявляем нередко гораздо более жесткие требования, чем к самим себе.

Непослушный ребенок далеко не всегда, отклоняется от заданных инструкций вследствие нежелания следовать им. Он просто еще не умеет, не знает, как удержать себя от неодобряемых взрослыми действий. Слишком велика его зависимость от непосредственных влияний окру­жающего мира; еще очень трудно предвидеть результаты собственных действий, разделить в своем сознании же­лаемое «сейчас» и возможное «после» и вообще предста­вить себе даже ближайшее будущее. Необходимое для этого, по словам Л.С. Выготского, сотрудничество с са­мим собой складывается в течение всей жизни человека, для ребенка оно может быть просто непосильной зада­чей, поскольку анатомическая и функциональная готов­ность лобных отделов мозга только-только оформляется к семи годам жизни.

Представляется, что в этом есть некий замысел при­роды развития человека, так как первоначально непроиз­вольное, нерегулируемое и непосредственно-эмоцио­нальное взаимодействие ребенка с миром дает ему гораз­до больше степеней свободы в развитии познания, в ста­новлении фундамента мировоззрения. В этом смысле ранний онтогенез, в котором нет жесткой аутофильтра­ции получаемых ребенком впечатлений, характеризуется накоплением разных и противоречивых сведений о бы­тии в мире вещей и людей. Такая фильтрация осуществляется воспитывающим ребенка взрослым, но собствен­ный первичный опыт ребенка с переживанием не только положительных, но и отрицательных эмоций от встреч с миром закладывает фундамент личности, умеющей радо­ваться, страдать, сочувствовать, постоять за себя, защи­титься и защитить других. Лишь позднее это необходи­мое для адаптивного существования «понимание» жизни переходит на уровень разумного и контролируемого по­ведения.

В общей регуляции психической деятельности зна­чимую роль играет фактор ее энергетического обеспече­ния, связанный с работой глубинных отделов мозга. Ак­тивное состояние мозговых структур, континуум «сон-бодрствование» регулируется самим же мозгом, прежде всего представленными в нем отделами, имеющими от­ношение к витальным потребностям, к регуляции био­логических ритмов и систем жизнеобеспечения организ­ма. Потенциал активности, возможности человека сохра­нять ее стабильность во многом определяются уровнем сформированности именно этих структур. Известно, что есть люди, называемые стеничными или, напротив, асте­ничными. Первые могут действовать активно в течение длительного времени, вторым требуются более частые смены фаз напряжения и отдыха.

Несмотря на то, что глубинные структуры мозга ин­тенсивно закладываются еще в период внутриутробного развития, их созревание продолжается и после рождения. Обеспечиваемый этими церебральными отделами баланс возбуждения и торможения (нейродинамика) у ребенка еще очень нестабилен, что можно видеть, например, в нередко свойственном ребенку перевозбуждении.

Следует отметить, что именно эти структуры (а зна­чит и связанный с ними фактор) и у взрослого человека наиболее чувствительны к различным вредным воздейст­виям как биологической, так и психической (психо­генной) природы. Черепно-мозговые травмы, даже протекающие без выраженных симптомов, недостаточность в работе сер­дечно-сосудистой системы, неблагоприятные экологиче­ские влияния, интоксикации различного рода, последст­вия инфекционных заболеваний относятся к биологиче­скому ряду причин, снижающих уровень активности и глубинных структур, и мозга в целом. К психогенным причинам относятся стрессовые ситуации, длительные эмоционально-неприятные переживания, особенно в конфликтных условиях, не дозированные психические нагрузки. Как правило, все это приводит к нарушению гармонии в смене фаз активности и бодрствования и проявляется в повышенной утомляемости, замедленно­сти включения в деятельность, колебаниях, ее продуктивности в относительно коротких временных интерва­лах.

Наиболее отчетливо слабость фактора энергетиче­ского обеспечения обнаруживается в процессах памяти и внимания. Особенности памяти в таких случаях состоят в быстром забывании запоминавшегося материала, обусловленном выполнением каких-либо действий, следую­щих после запоминания. В нейропсихологии это называ­ется влиянием интерференции, которая представлена деятельностью человека между запоминанием и припо­минанием. Считается, что забывание в данном случае является следствием повышенной тормозимости следов памяти. Влияние интерференции тем более сильно, чем ближе по содержанию промежуточная деятельность к предшествующему запоминанию. Так, например, если учащийся заучивает отрывок из литературного произве­дения, то последующее запоминание текста по истории с большой. вероятностью может привести к уменьшению точности припоминания первого текста.

Важно отметить, что такое забывание является есте­ственной закономерностью в организации памяти чело­века. Вместе с тем, в случае недостаточной сформиро­ванности или слабости по морфогенетическим и функ­цио- генетическим причинам фактора энергетического обеспечения (и нейродинамики) такое забывание приоб­ретает ускоренный и усиленный характер.

Внимание при этом становится колеблющимся, на­блюдаются трудности в его распределении и переключе­нии, снижаются возможности длительной и устойчивой концентрации внимания с проявлением истощаемости, особенно к концу выполнения какого-либо задания. Иными словами, ресурс внимания по времени является более коротким, чем запланированная программа дейст­вий.

Все сказанное о факторе энергетического обеспече­ния у детей проявляется с особенной выраженностью даже при нормальном развитии, но может усугубляться в случаях минимальных мозговых дисфункций. Не следует забывать также и о роли психогенных причин в ослабле­нии данного фактора. Ребенок, находящийся в ситуации, например, длительного семейного конфликта, или испы­тывающий постоянное эмоциональное напряжение во взаимоотношениях со сверстниками, может обнаружить все названные выше проявления, связанные с недоста­точностью энергетического обеспечения психической активности.



2019-08-13 448 Обсуждений (0)
Характеристика фактора произвольной регуляции и энергетического фактора. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика фактора произвольной регуляции и энергетического фактора.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (448)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)