Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Симультанный, сукцессивный факторы и фактор межполушарного взаимодействия.



2019-08-13 2629 Обсуждений (0)
Симультанный, сукцессивный факторы и фактор межполушарного взаимодействия. 5.00 из 5.00 4 оценки




Заканчивая описание нейропсихологических факторов, рассмотрим в сочетании еще три: симультанный, сукцессивный и межполушарного взаимодействия. По соб­ственному опыту многие люди знают, что существует информация, которая доступна восприятию и переработ­ке только в случае последовательного ее поступления (по частям). Наиболее понятным подтверждением этому яв­ляется восприятие речи. Звуки речи, слова и фразы мы слышим по мере их поступления, шаг за шагом. То же самое относится и к самостоятельному высказыванию, которое развернуто во времени и реализуется в опреде­ленной последовательности. Двигательные навыки и другие действия, выполняемые в соответствии с про­граммой (например, приготовление борща), также харак­теризуются поэтапным выполнением. Оценка прибли­жающегося или удаляющегося звука связана с возможно­стью сопоставления громкости по мере ее постепенного увеличения или уменьшения. Узнавание удаленного объ­екта, движущегося навстречу, также происходит посте­пенно: движущееся пятно - животное - это собака или кошка – кошка - соседский кот Барсик. Иными слова­ми, есть виды информации или условия восприятия и действий, требующие последовательной (сукцессивной) обработки.

В отличие от этого, существуют такие формы вос­приятия и действий, в которых переработка осуществляется целостно, одномоментно, как говорят, с ходу. Такая форма психического отражения обозначается как си­мультанная. Узнавание знакомых или ожидаемых объек­тов, припоминание заученных в детстве результатов таб­лицы умножения и простых арифметических действий, узнавание времени на часах, ориентировка в знакомой местности (идти «на автопилоте») - все это осуществля­ется на основе фактора симультанности. Порой человек даже затрудняется ответить, на основании чего он делает целостное заключение о том или ином объекте. Так, на­пример, мы узнаем знакомое и близкое лицо спустя много лет и несмотря на происшедшие в нем изменения. В таких случаях обычно люди говорят: «Ты совсем не изменился», хотя на самом деле наша память удерживает некий целостный образ, не зависящий от появившихся морщин, изменения цвета волос, прически и т.д.

Сукцессивность и симультанность отчетливо про­сматриваются в процессе мышления, которое может быть последовательным, рассуждающим (решение ариф­метической задачи) или целостным, интуитивным в слу­чае получения ответа сразу, без промежуточных действий (понимание содержания сюжетной живописи с опорой на название картины).

Сукцессивность и симультанность связаны между собой, как связаны целые и составляющие его части, где части так сращиваются друг с другом, что уже не видны. Моделью, иллюстрирующей это положение, являются разрезные картинки. Кстати, разрезать (выделить части) можно ведь несколькими способами. Таким образом, часть определяется целым, а целое - частью, но при этом целое не является механическим результатом со­единения частей, которые подчиняются законам структу­ры целого. Вместе с тем и часть не живет самостоятель­ной жизнью, без учета взаимосвязей, в которые она включена.

Восприятие речи происходит сукцессивно, но ее по­нимание основано на факторе симультанности. Извест­но, что понимание иностранной речи при не очень ус­пешном владении ею облегчается знанием контекста, то есть знанием того, о чем пойдет разговор в целом.

Обращаясь к этим примерам, мы всего лишь хотели подчеркнуть, что сукцессивность и симультанность взаи­мосвязаны в эффективной психической деятельности, дополняя друг друга.

Фактор сукцессивности обеспечивается работой структур, объединенных в левое полушарие мозга, а фак­тор симультанности реализуется его правым полушарием. Связи между этими большими церебральными органами осуществляются благодаря специальным отделам мозга, важнейшим из которых является мозолистое тело. Именно оно обеспечивает межполушарное взаимодейст­вие и взаимную дополнительность сукцессивных и си­мультанных стратегий психического отражения.

В онтогенезе сукцессивность, симультанность и межполушарное взаимодействие формируются постепен­но, несинхронно и имеют большие индивидуальные раз­личия, особенно заметные в случае дисгармоничного развития в сторону преобладания одного из этих факто­ров при недостаточной сформированности межполушар­ных связей как на морфологическом, так и на функ­циональном уровнях.

Читатель не может не согласиться, что усвоение поч­ти всех учебных дисциплин, можно сказать, немыслимо без понимания соотношения в диадах «часть-целое», «целое-часть». Дети с недостаточной сформированностью фактора симультанности затрудняются, например, при восприятии условия арифметической задачи в целом, о чем свидетельствует часто встречающееся при его по­вторении «забывание» вопроса, придающего задаче завершенность. При чтении может иметь место пропуск слов, что препятствует пониманию текста и указывает на частичность, фрагментарность его восприятия. Анало­гичные ошибки обнаруживаются в письме. Отсутствие видения целостной конструкции слова препятствует вы­делению в нем структурных элементов (корень, пристав­ка и др.). Рисуя домик, ребенок сначала изображает его, отдельные детали и лишь потом доходит до общего кон­тура, в котором детали не размещаются соразмерно, а располагаются как попало.

В отличие от этого, при несформированности факто­ра сукцессивности и возникают затруднения в выделении части из целого, анализ последнего. Дробление условия арифметической задачи на значимые для составления программы решения звенья, отдельное понимание пред­ставленных в условии задачи соотношений, выделение вопроса из целостного каркаса задачи опираются на сук­цессивные процессы.         

Составление плана изложения или сочинения, пред­полагающее наличие представлений о целом в последо­вательности начала, середины и конца, также может быть затруднено. При запоминании текстов ребенок мо­жет воспроизвести общий смысл, но не справляется с припоминанием деталей, в том числе и существенных. В графических видах деятельности при рисовании целого пропускаются его детали. Решение сложных примеров, включающих в себя ряд последовательных действий, также может быть затруднено в связи с несформированностью операций разделения целого на части.

Описанные явления, характерные для недостаточ­ного развития каждого из рассматриваемых факторов, могут наблюдаться в разных сочетаниях при несформи­рованности межполушарного взаимодействия. В этом случае не происходит обмена информацией между полу­шариями мозга, а сукцессивность и симультанность су­ществуют как два отдельных процесса. В зависимости от целого ряда внешних и внутренних условий деятельности и индивидуального опыта ребенка одни виды активности реализуются только при последовательной переработке информации, другие - при целостной.

Заключая описание основных нейропсихологических факторов, лежащих в основе психической деятельности и особенно значимых для ее формирования в детском возрасте, необходимо отметить следующее. Названные здесь факторы далеко не исчерпывают всех составляющих психических процессов. Нейропсихология - наука дос­таточно молодая, и многое в ней находится в стадии раз­работки. Вместе с тем названные здесь факторы действи­тельно являются основными, поскольку на основании оценки их состояния можно осуществлять диагностику развития познавательных процессов. В этом читатель сможет убедиться, познакомившись с соответствующими главами данной книги. Уделив столь большое место описанию факторов мы хотели привлечь внимание читателя к тому, что в познавательной сфере ребенка целесооб­разно рассматривать различные процессы на основе их общих составляющих. Традиционное для психологии вы­деление таких психических функций, как восприятие, память, речь, внимание, мышление и движение при этом не исключается. Данные нейропсихологии, однако, по­казывают, что эти процессы имеют сложное внутреннее строение, свою динамику развития и, главное, связаны между собой в объединяющих их общих звеньях. для понимания логики развития ребенка и возможных труд­ностей в обучении, на наш взгляд, более эффективной и прогностически ценной является диагностика не от­дельных психических процессов, а тех «сквозных» ком­понентов, которые создают базис для их содружествен­ного развития.       

Выявление недостаточно сформированного фактора в качестве слабого звена, которое обнаруживает себя в дефицитарности, как правило, не одного, а нескольких психических процессов (нейропсихологический син­дром), позволяет определить «мишень» психолого-­педагогической коррекционной помощи ребенку с труд­ностями в обучении. Важно, что в этом случае коррек­ционному воздействию подлежит комплекс психических функций, что соответствует представлениям о системном строении психики.

Преимущества нейропсихологической диагностики состоят еще и в том, что путем анализа уровня сформи­рованности основных факторов можно выявить не толь­ко слабые, но и сильные, нормально развитые базисные составляющие психики. Именно они могут и должны учитываться в прогнозе о зоне ближайшего развития ре­бенка. Кроме того, именно на их полноценное функцио­нирование следует опираться при построении программ коррекционной работы с ребенком.

Наконец, нейропсихологический синдромный фак­торный подход позволяет рассматривать онтогенез с уче­том закономерностей становления и развития психики и мозга в их единстве.



2019-08-13 2629 Обсуждений (0)
Симультанный, сукцессивный факторы и фактор межполушарного взаимодействия. 5.00 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Симультанный, сукцессивный факторы и фактор межполушарного взаимодействия.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2629)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)