Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принципы, понятия и категории религиоведения



2019-08-13 271 Обсуждений (0)
Принципы, понятия и категории религиоведения 0.00 из 5.00 0 оценок




Исходный принцип – строгая объективность, конкретно-историческое рассмотрение предмета. Не приняты абстрактные стереотипы, согласно которым «темная» или «светлая» краска заранее предназначается для живописания явлений религии, а «истина» считается достоянием какой-то одной концепции. Излагаются научно обоснованные положения, прочно установленные факты; используются результаты, полученные в мировом религиоведении, философии.

Другой принцип – рассмотрение религии в контексте развития духовной культуры. Религиоведение занимается исследованием своеобразных ее областей в их истории и современности, а значит, в своем аспекте решает ряд культурологических проблем: выявляются особенности религии как феномена культуры, свойства религиозно-культурных образований, специфика религиозной философии, морали, искусства.

Еще один принцип – анализ мировоззренческих вопросов под углом зрения проблем бытия человека, его сущности и существования, цели и смысла жизни, смерти и бессмертия, иначе говоря, в плане рассмотрения ряда вопросов философской антропологии.

Следующий принцип – изложение вопросов на языке толерантности. Осмысливается диалог религиозных и нерелигиозных мировоззрений о человеке, обществе, мире. В мировоззрениях есть компоненты, которые фиксируют отношения, свойственные лишь данному типу общества или этапу исторического развития, отражают бытие этносов, сословий, классов, профессиональных и иных групп.

И последняя принципиальная позиция: содержание, дидактика и методика сообразованы с требованиями международных и внутригосударственных правовых документов о свободе мысли, совести, религии и убеждений.

3-Возникновение сравнительного религиоведения как самостоятельной науки первоначально породило негативную реакцию клерикальных кругов практически во всех странах. Их представители были едины во мнении: нельзя изучать религию посредством рациональных методов светской науки, ибо в основе религии лежат не познаваемые разумом истины, доступные только иррациональной интуиции, откровению. Тем не менее интерес к сравнительному религиоведению постоянно возрастал, и не только у светских ученых, но и среди теологов. В конце XIX в. во многих крупнейших университетах Европы и Америки читались лекции по сравнительной истории, психологии, социологии и философии религии, одна за другой открывались соответствующие кафедры, в том числе и на теологических факультетах. Так, в 1873 г. была создана кафедра «истории и психологии религии» на теологическом факультете Женевского университета, в 1876 г. в Голландии после реформы теологических факультетов были основаны целых четыре кафедры по истории религий. В 1879 г. аналогичная кафедра была учреждена в Коллеж де Франс, а вскоре и во многих других университетах Франции. Начиная с конца XIX в. религиоведческие кафедры и научные центры стали открываться в различных европейских и американских университетах: в Манчестерском, Лондонском, Гарвардском, Бостонском, Лейденском,

В 1897 г. в Стокгольме прошел первый конгресс религиоведения, еще один конгресс по истории религии был организован в Париже в 1900 г. Во второй половине XIX в. появились журналы по сравнительному изучению религий, различные энциклопедии, среди которых в первую очередь следует назвать «Энциклопедию религии и этики» П. Гастингса. Значительными тиражами стали издаваться монографии крупнейших религиоведов того времени, в том числе хорошо известная нынешнему российскому читателю книга голландского теолога Д.П. Шантепи де ла Соссей «Иллюстрированная история религий в двух томах» (1897). Таким образом, в конце XIX - начале XX столетия произошла институционализация новой науки - религиоведения - как самостоятельного научного направления.

Изучение религии стало пользоваться большой популярностью в университетах Западной Европы и США. У многих крупных исследователей религии появляются последователи, что приводит к созданию отдельных школ и целых направлений в религиоведении. В религиоведческом сообществе хорошо известна, например, чикагская школа, основанная в первой половине XX столетия известным историком религии Иоахимом Вахом, к которой принадлежал впоследствии и другой видный исследователь религии М. Элиаде. Возникают целые научные направления, которые объединяют религиоведов, находящихся на одних методологических принципах исследования религии или придерживающихся одних взглядов на ту или иную научную проблему. К числу таких направлений можно отнести ритуалистическое направление, основные положения которого были высказаны в книге Самуэля Хука «Миф и ритуал» (1933). Процесс дифференциации религиоведческого знания вызвал к жизни и обратные тенденции - стремление к объединению религиоведческого сообщества для более тесного и плодотворного взаимодействия религиоведов, представляющих различные научные школы и направления, различные страны и культуры. Результатом такого интеграционного процесса стало создание в 1950 г. Международной ассоциации истории религий, в которую вошли религиоведческие организации различных стран. Эта ассоциация, которую поочередно возглавляли всемирно признанные исследователи религии (Г. ван дер Леув, Р. Петтациони, Г. Виденгрен и др.), регулярно созывает международные конгрессы, с 1950 г. издает журнал «Нумен» и по-прежнему не только играет важную роль в объединении религиоведов и религиоведческих организаций из различных стран, но и способствует поиску оптимальных путей решения различных проблем современного религиоведения.

4-

5- Мотивированно утверждать наличие сколько-нибудь сформированных религиозных представлений можно применительно к эпохе верхнего палеолита[1] — времени, когда человек освоил производство каменных и костяных орудий, что в свою очередь способствовало развитию охоты и улучшению качества жизни. Данные археологии подтверждают, что уже в верхнем палеолите формируются представления о загробной жизни: об этом свидетельствуют раскопки захоронений, многие из которых содержат инвентарь — орудия труда и украшения. Эти данные свидетельствуют о том, что в представлении палеолитического человека посмертная жизнь воспринималась как своеобразная проекция жизни земной. Раскопанные археологами захоронения черепов, следы окрашивания костей скелетов минеральными красителями свидетельствуют о наличии определенных ритуалов, связанных с погребением и носивших несомненно религиозный характер.

Таким образом, уже применительно к культуре палеолита можно говорить о религиозном ритуале. В основе каждого ритуала находится устойчивое единство (по мнению некоторых исследователей — дихотомия) слова и действия, отвечающее критерию воспроизводимости, т.е. регулярно воспроизводящееся в рамках той или иной религиозной традиции и восходящее к обыденному, т.е. не сакрализованному высказыванию на естественном языке. В наиболее простой форме это единство слова и действия реализуется как сакральная или сакрализоваипая речь; ритуалы, предполагающие упорядоченные действия, направленные на предметы материального мира, являются более сложными. При этом единство слова и действия может носить условный характер — слово может быть только словом мыслимым, но не артикулируемым, а действие — предполагаемым, но не совершаемым в реальности. Чем сложнее совершаемое действие — тем сложнее реализуемые в ритуале отношения между ним и словом — это является общим правилом. Погребальные ритуалы в свете сказанного нс могут считаться примитивными, так как совершаемое действие носит нетривиальный характер. Поскольку о религиозных представлениях палеолитического человека свидетельствуют преимущественно археологические и спелеологические данные, восстановить эти представления сколько-нибудь детально не пред-

ставляется возможным. О данных спелеологии, т.е. полученных при обследовании пещер, обитаемых в эпоху палеолита, следует сказать особо.



2019-08-13 271 Обсуждений (0)
Принципы, понятия и категории религиоведения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принципы, понятия и категории религиоведения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (271)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)