Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИСТОЧНИКИ ГЕРМАНСКО СКАНДИНАВСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ССТЕМЫ



2019-08-13 229 Обсуждений (0)
ИСТОЧНИКИ ГЕРМАНСКО СКАНДИНАВСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ССТЕМЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




 В целом, говоря об источниках по изучению германо-скандинавской религиозной системы, можно последовать классификации С.А. Токарева: 1) археологические памятники; 2) сообщения классических римских и греческих писателей; 3) данные средневековой христианской литературы; 4) средневековые скандинавские сборники – Эдды; 5) пережитки древней религии в виде народных поверий и обычаев, описанные в этнографической литературе

В Скандинавии (в Южной Швеции и Юго-Восточной Норвегии) сохранились наскальные изображения эпохи бронзы (2-я половина II тыс. до н. э.), по-видимому отражающие культовые сцены и символы: корабли, повозки, пахота, культовый танец и священный брак, солярные символы в виде колеса, топоры, люди и животные, ассоциирующиеся, вероятно, с культами плодородия и культом мёртвых; фигура человека с топором может быть сопоставлена с Тором, а собственно аграрная тема – с ванами, может быть, даже и с Бальдром.

Из античных авторов первыми упоминают германцев Страбон и Плиний, но скорее с географических позиций. «Древнейшее сколько-нибудь подробное сообщение о нравах германцев мы находим у Цезаря в «Записках о галльской войне. Несравненно ценнее написанный Тацитом трактат «О происхождении, положении, нравах и племенах германцев» [2, с. 440]. Тацит свидетельствует («Германия» IX) о почитании германцами Меркурия, Марса, Геркулеса и Исиды, подразумевая при этом, вероятно, Водана (сканд. Один), Тиу (сканд. Тюр), Донара (сканд. Тор) и, возможно, Фрейю или Фрию (сканд. Фригг). Один из аргументов для первых трёх отождествлений - совпадение посвящённых им дней недели. Данные о германской мифологии содержатся в сочинениях, посвящённых истории готов, историка Иордана (VI в.) и византийского историка Прокопия Кесарийского (VI в.), во франкских хрониках Григория Турского (VI в.) и Фредегара (VII в.), в «Истории лангобардов» Павла Диакона (VIII в.), в «Церковной истории народа англов» Беды Достопочтенного (VIII в.). Некоторые боги упоминаются в древнейших германских (немецких) текстах – т. н. Мерзебургских заклинаниях (записаны в X в.), составленных в земле франков. Систематические данные имеются только по скандинавской мифологии последних столетий до принятия скандинавскими народами христианства, отражённой главным образом в исландских литературных памятниках раннехристианского времени. Главные источники: поэтическая «Старшая Эдда» – сборник мифологических и героических «песен», дошедший в исландской рукописи 2-й половины XIII в. (т. н. Codex Regius 2365), и прозаическая «Младшая Эдда» – учебник поэтического искусства скальдов, составленный тоже в XIII в. исландцем Снорри Стурлусоном и содержащий образцы поэзии скальдов (начиная с IX в.), расшифровку скальдических мифологических иносказаний (кеннингов) и обзор самой мифологии; отголоски мифологии имеются и в составленной Снорри исторической хронике «Хеймскрингла» («Круг земной»), где изложена легендарная история норвежских и некоторых шведских королей (т. н. сага об Инглингах). Христианизация Исландии произошла в 1000 году, и древняя мифология трактована Снорри отчасти как историческая аллегория. Почти одновременно со Снорри датский хронист Саксон Грамматик в «Деяниях датчан» передаёт многие мифологические сюжеты, заменяя богов на королей и героев.

 

ОСОБЕННОСТИ ПАНТЭОНА


Религиозная система германо-скандинавских народов является производной от общеиндоевропейских верований, но в силу достаточно долгого и интенсивного развития приобрела со временем значительные особенности. Эволюция космогонических взглядов германцев прослеживается во всё большем внимании к эсхатологической истории, а с появлением фактора христианского влияния – также к роли бога-жертвы Бальдра (сына ставшего на тот момент верховным богом Одина). Тем не менее, германо-скандинавская структура мироздания остаётся в своих принципах типично индоевропейской, основанной на трёхчастном делении мира относительно мирового древа, на диалектической взаимосвязи линии Асгард-Мидгард-Хель. Теогония исследуемых народов заключается в последовательной и насильственной смене поколений сверхъестественных существ – великанов и нескольких поколений богов, что отражается также в конфликте Локи, Тора и Одина. Роль и эволюция образа последнего заслуживает самостоятельного исследования, поскольку феномен замещения верховного небесного бога и бога-громовника хтоническим по существу Вотаном является уникальным для европейских этносов. Можно проследить, как Один постепенно перебирает на себя функции бога войны, шамана-культурного героя, небесного бога, всеведущего благодаря жертве самому себе, и, наконец, верховного бога. Можно предположить здесь христианские мотивы, поскольку известно широкое и раннее влияние христианства на эволюцию германо-скандинавских верований. Также предполагается взаимопроникновение мифических образов или сюжетов между религией германцев и религиозными системами соседних народов, прежде всего

 

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА

Древнегерманская религия – в значительной мере собирательное название для множества племенных культов, исповедовавшихся германскими племенами Северной и Центральной Европы. Применительно к германским племенам правильнее говорить не о единой религии, но о родственных религиозных традициях, восходящих к единой мифологической основе. Поскольку в описываемый период не существовало одного германского народа, объединенного языком, культурой и социальными институтами, соответственно, в условиях мира, не знавшего развитого миссионерства, не могло существовать и единой германской религии. При этом существование общегерманских черт в религиозных представлениях древнегерманских народов позволяет рассматривать их верования как явления близкородственные, восходящие к одному источнику.



2019-08-13 229 Обсуждений (0)
ИСТОЧНИКИ ГЕРМАНСКО СКАНДИНАВСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ССТЕМЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ИСТОЧНИКИ ГЕРМАНСКО СКАНДИНАВСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ССТЕМЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (229)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)