Амелина 26. Разделы логопедического обследования речи у ребенка с дизартрией.
1. Сбор анамнестических данных происходит по следующим разделам: Анкетные данные Сведения о семье Общий анамнез Раннее психомоторное развитие Речевой анамнез В заключении делаются выводы о наличии органического повреждения центральной нервной системы, была ли задержка в раннем психомоторном и речевом развитии ребёнка. Благоприятна ли окружающая речевая среда. 2.Исследование двигательной функции языка. Ребёнку предлагается выполнить следующие упражнения по словесной инструкции после показа. Одиночные движения языком: - положить широкий язык на нижнюю губу; - язык «жалом» при открытом рте; - показать язык «чашечкой» при открытом рте; - узким языком коснуться правого – левого углов рта; Серии движений языком - открыть рот, показать попеременно (5-6раз) узкий и широкий язык, закрыть рот; - открыть рот, облизать губы вкруговую (слева направо и наоборот), закрыть рот; - выдвинуть широкий язык вперёд, а затем занести назад в рот; - упереть кончик языка в правую, а затем в левую щёку. Отмечаются: правильность выполнения, диапазон движения языка, появление содружественных движений, тремора, гиперкинезов, истощаемость движений, способность к переключению и удержанию позы, слюнотечение. 3. Исследование двигательной функции губ. - округлить губы, как при произношении звука «О», - удержать позу под счёт до 5; - сомкнуть губы; - растянуть в «улыбке» (зубов не видно) и удержать позу под счёт до 5; - поднять верхнюю губу вверх (видны верхние зубы), удержать позу; Отмечаются: правильность выполнения, диапазон движений, наличие содружественных движений, чрезмерное напряжение мышц, гиперкинезов, слюнотечение, активность участия правой и левой сторон губ. 4.Исследование двигательной функции мягкого нёба: - широко открыть рот и чётко произнести звук «а» - покашлять с открытым ртом и языком, лежащим на нижней губе; Отмечаются: правильность выполнения, объём движений, активность нёбной занавески, наличие синкенезий, гиперкинезов, отклонение маленького язычка в сторону, соливация. 5..Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата: - оскалить зубы, широко открыть рот, положить широкий на нижнюю губу, занести язык за нижние зубы, закрыть рот; - широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижней губы, поднять кончик языка к верхним зубам, затем опустить за нижние зубы и закрыть рот. Отмечаются: правильность выполнения, замена одного движения другим, поиск артикуляции, «застревание» на одном движении, инертность, недифференцированность, плавность движений, напряжённость, гиперкинезы, синкенезии, соливация, темп выполнения 6. Исследование состояния звукопроизношения. Отмечаются: - особенности голоса по силе – нормальный, громкий, тихий, затухающий к концу фразы, иссекающий; - по высоте – нормальный, высокий, низкий, фальцет, немодулированный, монотонный; - по тембру – назализованный, хриплый, грубый, глухой, гортанно – резкий, писклявый; - тип и продолжительность дыхания; - выразительность речи: - дикция – отчётливая, невнятная, смазанная; - темп – нормальный, ускоренный, замедленный; - ритм – норма, аритмия. 6.Исследование произношения звуков. 7.Исследования фонематического слуха. 8. Исследование фонематического восприятия.
Ахмадиева 27.Принципы классификации дизартрий и их содержание: принцип локализации поражения, синдромологический подход, степень понятности речи. Наиболее распространенная классификация в отечественной логопедии создана с учетом неврологического подхода на основе уровня локализации поражения двигательного аппарата речи (О. В. Правдива и др.). В ее основу положены принцип локализации, синдромологический подход, степень понятности речи для окружающих. Различают следующие формы дизартрии: · бульбарную, · псевдобульбарную, · экстрапирамидную (или подкорковую), · мозжечковую, · корковую. (Наиболее сложной и спорной в этой классификации является корковая дизартрия. Существование ее признается не всеми авторами. У взрослых больных в ряде случаев корковую дизартрию иногда смешивают с проявлением моторной афазии). На основе синдромологического подхода выделяют следующие формы дизартрии применительно к детям с церебральным параличом (И. И. Панченко, 1979).: · спастико-паретическую, · спастико-ригидную, · спастико-гиперкинетическую, · спастико-атактическую, · атактико-гиперкинетическую Классификация дизартрии по степени понятности речи для окружающих была предложена французским невропатологом. G. Tardier (1968) применительно к детям с церебральным параличом. Автор выделяет четыре степени тяжести речевых нарушений у таких детей. · Первая, самая легкая степень, когда нарушения звукопроизношения выявляются только специалистом в процессе обследования ребенка. · Вторая — нарушения произношения заметны каждому, но речь понятна для окружающих. · Третья — речь понятна только близким ребенка и частично для окружающих. · Четвертая, самая тяжелая — отсутствие речи или речь почти непонятна даже близким ребенка (анартрия). Под анартрией понимается полное или частичное отсутствие возможности звукопроизношения в результате паралича речедвигательных мышц. (Логопедия под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской)
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (370)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |