Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии.



2019-08-13 1153 Обсуждений (0)
Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии. 0.00 из 5.00 0 оценок




ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

Государственный итоговый экзамен проводится по следующим дисциплинам:

«ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ», «ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ», «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Специфика психологического знания.

Психология- одна из самых сложных наук, т.к. носителем психики является головной мозг, самый сложный по строению и закономерностям деятельности организм и механизм. Да и сами психологические явления очень многогранны, а большинство законов психики до сих пор не изучено. Кроме того, научиться управлять психическими процессами и явлениями, психическими функциями сложнее, чем чем-либо другим.

Слияние предмета и объекта психологии объясняется тем, что человек с помощью психики познает окружающий его мир, а потом на основе этого и свою собственную психику, влияние этого мира на нее. При этом слияние это неоднозначно, имеет очень много форм проявления, которые достаточно сложно изучить.

Уникальные практические следствия психологии состоят в том, что результаты исследования этой науки по сравнению с другими отраслями знаний очень часто значительно более значимы для людей и объективно, и субъективно, поскольку что может быть важнее, чем осмыслить причины всех проблем человечества - психику и сознание его самого. Чрезвычайная перспективность психологии и её исследований вытекает из постоянно возрастающих роли и значения людей, их психики и сознания. Можно с большой степенью ответственности заявлять, что наибольшую сложность в будущем будут представлять не разработка каких-то сверхсложных технических проектов, а прогнозирование поведения и поступков людей в ходе их реализации и эксплуатации.

Житейские психологические знания:1)Знания конкретны: Приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Характеризуется конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются. 2)Интуитивный характер знаний: Зн-я приобретаются путем практических проб и прилаживаний («идя на ощупь»). 3)Передача знаний затруднена: Вытекает из двух предыдущих особенностей жит. псих. опыта-его конкретного и интуитивного характера.4)Источник знаний-наблюдение: В жит.псих. мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями.5)Знания ограничены: объём знаний мало меняется со временем.

Научные психологические знания:1)Знания обобщены: Стремится к обобщениям, использует научные понятия, в которых отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Н.п. чётко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы. Особенность н.п. – они часто совпадают с житейскими по внешней форме (выражаются теми же словами), но внутреннее содержание различно.(Пример: старшеклассник дал определение «Личность-это то, что следует проверить по документам»).2)Знания рациональны и осознанны: Выдвижение словесно формулируемых гипотез и проверка логически вытекающих из них следствий.3)Знания накапливаются и передаются: аккумулируются и передаются с большим КПД. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах, фиксируются в науч. лит-ре, передаются с помощью вербальных средств.4)Источник знаний-эксперимент: суть эксперимент. метода сост. в том, что исследователь не ждёт стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явления, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия, затем целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется.5)Знания постоянно расширяются: Располаг. уникальным фактическим материалом, который накапливается и осмысливается (пример: возрастная психология, пед.псих.) Имея дело с дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда – психолог расширяет круг исследовательских задач, сталкивается с новыми неожиданными явлениями.

Практическая психология – разрабатывает приёмы и способы применения научной психологии в практической деятельности. Каждый из нас должен быть в известной степени психологом, иначе мы не могли бы жить среди людей и не достигли бы желаемых результатов своей деятельности.

 

Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии.

В науке вообще и в психологии в частности существуют две основные парадигмы — естественнонаучная и гуманитарная.

Естественнонаучная парадигма в психологии ориентирована на выявление общих законов. Главными методами являются наблюдение и эксперимент. Основным способом построения знаний является гипотеза с ее последующей проверкой в эксперименте. Критерием истинности служит проверяемость и воспроизводимость результатов исследования. При этом позиция ученого — активная, позиция человека-объекта — пассивная. Основные принципы: а) принцип детерминизма — причинная обусловленность психических явлений объективным миром; б) принцип единства сознания и деятельности; в) принцип развития — рассмотрение психических явлений в контексте их развития. Естественно-научная парадигма в психологии нашла отражение в номотетическом (объективном) подходе, который отличают следующие черты: 1) понимание личности как набора свойств; 2) выявление и измерение общих для всех людей свойств личности; 3) применение стандартизированных методов измерения, требующих сопоставления с нормой.

Гуманитарная парадигма в психологии представляет собой познание природы, общества, человека с антропологической, человеческой позиции. Гуманитарное познание не может быть окончательным и единственно верным. Содержание гуманистического познания зафиксировано в культуре, поэтому не содержит новизны в естественнонаучном смысле. Основным способом познания является понимание, которое предполагает пристрастное отношение субъекта познания. Позиции человека-объекта и ученого — активные. Основные принципы: а) дихотомия естественных наук и наук о духе; б) диалоговый характер исследования; в) учет бессознательного. Гуманитарная парадигма в психологии нашла отражение в идеографическом (герменевтическом, описательном) подходе, для которого характерны: 1) понимание личности как целостной системы; 2) выявление индивидуальных особенностей личности; 3) применение проективных методик и идеографических техник.

 




2019-08-13 1153 Обсуждений (0)
Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1153)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)