Предмет и методы возрастной психологии.
Возрастная психология представляет собой отрасль общей психологии. Предметом возрастной психологии является изучение и сведение в систему психического поведения людей различных возрастных категорий: психология детей, психология юношества, психология взрослого человека, психология старого человека. Причем, каждому из категорий возрастов соответствует свои собственные характеристики, которые в последствии уже не повторяются. Второй составляющей предмета возрастной психологии является специфическое сочетание психологии и поведения, обозначенные понятием «возраст». В каждом возрасте человек имеет уникальное, характерное только для него сочетание психических и поведенческих особенностей, которое за приделами этого возраста уже никогда больше не повторяется. Понятие «возраст» в психологии ассоциируется исключительно с особенностями психологии и психики, а также поведения, но ни в коем случае не с количеством прожитых лет. Так, существует два вида возраста: паспортный и интеллектуальный. Понятие «возраст», которое психологически верно определено для данного периода времени, – это основа для установления всех возрастных норм в интеллектуальном и личностном развитии. Данный термин широко используется в тестах вместе со своими критериями в качестве точки отсчета, для установления планки психологического развития ребенка в целом. Третья составляющая предмета возрастной психологии – движущие силы, условия и законы психологического и поведенческого развития человека. Движущие силы – это те факторы, которые определяют собой поступательное развитие ребенка, являются его причинами, содержат в себе энергетические побудительные источники развития и всегда направляют его в нужное русло. В разных моделях периодизаций психического развития оказываются задействованными разные стадии, и используемые для их выделения критерии также различны. Ш. Бюлер (1893–1974) в человеческой жизни выделяла четыре основные тенденции: 1) удовлетворение жизненных потребностей; 2) адаптивное самоограничение (адаптация к условиям среды); 3) творческая экспансия; 4) установление внутренней гармонии «Я». При этом в периодизации жизненного пути личности главным мотивом является потребность в самоосуществлении. Именно на основе реализации потребности к самоопределению выделяются фазы жизни: 1) первая фаза (до 16–20 лет), когда еще нет самоопределения, характеризуется низким уровнем самосознания; 2) вторая фаза (до 25–30 лет), когда самоопределение имеет диффузный характер; 3) третья фаза, когда происходит спецификация самоопределения в конкретных жизненных целях; 4) четвертая фаза характеризует взрослого, вполне самостоятельного человека, которому не требуется советов в его деятельности и жизненной позиции. Она соответствует периоду жизни человека в промежутке от 30 до 60 лет; 5) пятая фаза (после 65–70 лет) – остается лишь жизнь воспоминаний.
Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона. Основные понятия. Стадии психосоциального развития. Жизненные кризисы и способы их преодоления. Центр. положением теории Э.Эриксона развития явилось то, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Эпигенетический принцип определяет послед-сть стадий развития личности. Эпигенез – наличие целостного врожденного плана, опред-щего основные стадии развития (органов, лич.структуры). Постулируется наличие критических периодов для возникновения и развития личностных структур. Каждая стадия основана на предыдущей, существуют сенситивные периоды к развитию какого- то определенного свойства личности. Развитие – процесс преодоления закономерно возникающих на каждой возрастной стадии психосоциальных кризисов. Суть кризиса в выборе между альтернативными путями развития – формирование позитивного новообразования либо деструктивного, мешающего становлению эго-идентичности. Каждая стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии. Каждый кризис содержит и позитивный и негативный компоненты, в зависимости от того, насколько удовлетворительно он разрешается. Каждая стадия характеризуется модусом – способом функционирования личности, ее образом действия и отношением к миру. Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития эго.
стадия возраст Психосоц-ый кризис Сильная.сторона оральная 0-1 год Базовое доверие - недоверие Надежда анальная 1-3 года Автономия - стыд и сомнение сила воли фаллическая 3-6 лет Инициативность - вина цель латентная 6-12 лет Трудолюбие - некомпетентность компетентность Подростк. возраст 12-19 (20) л Гармоничная идентичность - диффузная идентичность верность молодость 20-35 лет Близость - изоляция любовь зрелость 35-60 лет Продуктивность - застой забота старость 60 и старше Эго-интеграция - отчаяние мудрость
37. Принципы и основные понятия теории интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже. Теорию детского мышления Пиаже строил на основе логики и биологии. Он исходил из идей о том, что основой психического развития является развитие интеллекта. Этапы психического развития – это этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ребенок в формировании все более адекватной схемы ситуации. Основа этой схемы – логическое мышление. По Пиаже, субъекту свойственны 2 ф-ции: организация – определенная структура поведенческого акта; адаптация – активное взаимодействие организма со средой, в процессе развития происходит адаптация организма к окружающей среде. Процесс развития – чередование ассимиляции и аккомодации. До определенного предела ребенок старается пользоваться старой схемой, а затем изменяет ее, выстраивая другую, более адекватную. Равновесие – означает такое соотношение между ассимиляцией и аккомодацией, при котором наступает адаптация. Эгоцентризм проявляется в неумении воспринять иную точку зрения. Эгоцентризм — это совокупность докритических, объективных позиций в познании мира. В речи ребенка очень часто встречается местоимение ‘я’. Не вся спонтанная речь ребенка эгоцентрична. Существует некий коэффициент эгоцентрической речи — отношение числа эгоцентрических высказываний к числу спонтанных. Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже. Сначала формируются сенсомоторные структуры - системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций - системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становление формально - логических операций. Основной критерий - интеллект. • сенсомоторный интеллект (от рождения до 2 лет) • дооператорный интеллект (2 – 7 лет) • конкретные операции (7 – 12 лет) • формальные операции (от 12 лет).
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (251)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |