Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Единство и многообразие мира. Понятия субстанции, акциденции, атрибута и модуса. Монизм, дуализм, плюрализм. Структура бытия: виды, уровни, формы



2019-08-13 940 Обсуждений (0)
Единство и многообразие мира. Понятия субстанции, акциденции, атрибута и модуса. Монизм, дуализм, плюрализм. Структура бытия: виды, уровни, формы 0.00 из 5.00 0 оценок




Единство и многообразие мира. Е. м. заключается в его материальности, в том, что все предметы и явления в мире представляют собой различные состояния и свойства движущейся материи. В мире нет ничего, что не было бы конкретной формой материи, ее свойством или проявлением свойств и взаимосвязей. Е. м. находит свое выражение в субстанции альности материи как субстрата различных свойств и форм движения, ее несотворимости и неуничтожимости, всеобщности в ее вечности во времени и бесконечности в пространстве. Кроме того, Е. м. проявляется во всеоб-щей связи явлений и предметов, в наличии у всех видов материи таких универсальных атрибутов, как движение, пространство, время, способность к саморазвитию и др., в существовании всеобщих диалектических закономерностей движения материи, в ее историческом развитии, а также в процессах превращения одних форм материи и движения в другие. В локальных масштабах единство мира обнаруживается в общности физико-химического строения различных тел из одних и тех же атомов и элементарных частиц и полей, в общности физико-химических законов на Земле и в космических системах, в единстве форм движения, в изоморфизме структурных отношений во многих систем мах. Е. м., по словам Энгельса, доказывается «длинным и трудным развитием философии и естествознания». Но Е. м. нельзя понимать как единообразие и однородность его структуры, как простое повторение известных нам явлений во всех возможных пространственно-временных масштабах. В силу действия всеобщего закона перехода количественных изменений в качественные в бесконечном саморазвитии материи возникло бесчисленное множество качественно различных состояний и структурных уровней материи, на каждом из к-рых проявляются специфические свойства и формы движения. Известные в настоящее время структурные уровни материи от элементарных частиц до Метагалактики представляют собой лишь малую часть всего многообразия и бесконечности мира. Но это многообразие не является непреодолимым препятствием для достоверного познания материи. Основываясь на единстве явлений прирот ды, наличии в мире общих свойств и закономерностей движения материи, человеческий разум в каждом конечном явлении раскрывает элементы бесконечного. Е. и м. м. познаются через всеобщее и абсолютное в свойствах и законах бытия материи.

Униве́рсум (лат. universum, «совокупность, общность») совокупность объектов и явлений в целом (лат. summa rerum), рассматриваемая в качестве единой системы. В общем смысле тождественна термину «Вселенная».

В рамках онтологии и метафизики одной из проблем, привлекающих внимание, является проблема поиска оснований бытия и, соответственно, оснований Универсума. Основание бытия в философии называют субстанцией, а подход к решению данной проблемы – субстанциальным. Такое основание может быть одно (в монизме), два (в дуализме), множество (в плюрализме). Оно может быть материальным (в материализме) или идеальным (в идеализме). К категориям субстанциального подхода следует отнести также категории «субстрат», «модус», «атрибут», «акциденция». Субстанция – основа бытия в целом, а субстрат – основа конкретных проявлений бытия или модусов. Атрибут – это неотъемлемое свойство, без которого Нечто существовать не может. Акциденция – случайное свойство, которое может быть, а может и не быть; на существовании Нечто это не отражается.

Субстанциальный подход в онтологии – исторически первый. С древнейших времен субстанция понималась как нечто единое, неделимое, неизменное, такое, что существует от века и может служить основой и началом всего сущего (учениях элеатов: Парменид, Зенон, Ксенофан). Множественные модели мира «ранних физиков»: субстанция сводилась к субстрату: вода, воздух, огонь, апейрон. Субстанция также понимается у элеатов как трансцендентная природному миру сущность (т.е. вынесенная за его пределы).

Проблема «единого и многого» в понимании субстанции, в которой отразилась качественная сторона субстанциального подхода. Число, согласно Пифагору лежащее в основе сущего, - это множество единиц, монад, единых. Единое у элеатов приобрело статус бытия. Единое в их картине мира означает то, что цельно, неделимо, не дробится на множество, тождественно само себе. Только оно познаваемо. Для Демокрита единым является атом, для Платона – идея. Общимдля различных авторов в понимании этого понятия является нераспространение его на чувственный природный мир. И еще средневековые философы утверждают, что единое есть Бог, а все множественное есть Мир.

Николай Кузанский (Кузанец) переносит категорию «бытие» и субстанцию в чувственный, природный мир. Он утверждает, что единое есть все. В такой формулировке единому ничего не противоположно. Оно сливается с миром. Божество и есть бесконечное единство.Противоположности начинают совпадать, и Кузанский приходит к формулировке принципа тождества «наивысшего» и «наинизшего». Такое обращение приводит и к определенным космологическим следствиям: Вселенная бесконечна, Земля при этом понимается как рядовая планета, лишается своей сакральности.

В идеалистической философии Лейбницав качестве субстанции называлось простое неделимое начало, получившее название монада. Это духовные сущности, духи, души, жизни. Они нематериальны. Из них слагаются сложные субстанции или множества. Монады не имеют частей и потому неделимы. Материальное же бесконечно делимо. Монады – это абсолютно замкнутое самодвижущееся, саморазвивающееся внутреннее бытие, внутренний микрокосм. Но каждая монада воспринимает в себе самой весь космос. В итоге, в едином заключено многое.

Дуалистическая версия Рене Декарта: в картине мира представлены две субстанции: духовная(мыслящая, неделимая, несет в себе идеи Бога, идеи числа, идеи фигур («врожденные идеи»)) и материальная (протяженная и делимая до бесконечности, она обладает различными качествами)

Одно из понятий, используемых в субстанциальном подходе, - «материя» (от греческого «вещество»). Оно может совпадать с субстанцией (в материализме) или играть вспомогательную роль (в идеализме). Могут быть выделены два подхода к пониманию материи в материализме: субстратный (или вещественный) и диалектический.

Субстратный подход (античность, Новое время), осн-е положения:

- Материя – единая универсальная основа вещей и явлений. В Новое время философское исследование материи расширяется в сторону выявления с необходимостью присущих ей свойств – атрибутов (протяженность, вес, неизменность, независимость от пространства и времени), их список конечен.

- Понятие материи распространяется только на сферу природных явлений. Социальность же исследуется в идеализме.

- Понимание материи является общим как для философии, так и для науки. И большинство ученых занимало позицию стихийного материализма.

Но в конце 19 века в физике был сделан целый ряд открытий (радиоакт-ть, электрон и т.д.), к-е не могли быть оценены точки зрения стихийного мат-зма, что привело многих ученых того времени на позиции идеализма.

Маркс и особенно Энгельс- основы диалектическому пониманию материи. Ленин дает новое определение материи: «Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».– >диалектическое понимание материи, осн-е полож-я:

- Материя – это абстракция, философская категория.

- Материю следует рассматривать в соотношении с другой предельно широкой категорией – с сознанием.

Понятие материи имеет отношение не только к природным, но и социальным явлениям.

По-разному рассматривается в философии и науке. В философии есть смысл говорить о дефинитивном и концептуальном понимании материи. Наука в лице естествознания обращается к материи во всем многообразии проявлений ее свойств на всех уровнях структурной организации природы. Результатом становится появление дисциплинарных картин мира: физической, химической, биологической.

Монизм

Мони́зм (от др.-греч. μόνος — один, единственный) — философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания. В отличие от дуализма и плюрализма, предполагающих существование двух и множества субстанций, монизм отличается большей внутренней последовательностью и монолитностью.

Философский монизм

В философии существует три вида монизма:

1. Идеализм, феноменализм, ментальный монизм утверждает, что единственной реальностью является идеальное, материальная действительность порождается активностью некоторых идеальных форм (человеческого сознания или Бога).

2. Нейтральный монизм утверждает, что ментальное и материальное может быть сведено к некой третьей субстанции или энергии.

3. Физикализм или материализм утверждает, что единственной реальностью является материальное; ментальное или духовное сводится к материальному.

Другие позиции относятся к одной из вышеназванных категорий.

Дуализм

Дуализм — термин, имеющий несколько значений в истории человеческой мысли. В определённой области знания понятие включает в себя пересечение двух фундаментальных классов вещей или принципов, взаимовлияющих друг на друга, но не меняющих свою структуру.

Дуализм в философии

Дуализм — философское учение, которое признаёт равноправие идеального и материального, но не признаёт их относительность.

Исторические разновидности: Картезианство. Окказионализм.

Дуализм в философии сознания

В философии сознания дуализм — это дуализм души и тела, точка зрения, согласно которой сознание (дух — нематериальный ресурс) и материя(физическое тело — материальный ресурс) представляют собой две взаимодополняющие и равные по значению субстанции. Как правило, основывается на общефилософском дуализме. Основоположниками являются Аристотель и Декарт.

Создав глубоко противоречивое дуалистическое учение об источниках познания, Кант дал мощный толчок для дальнейшего развития философской мысли, попытавшейся в принципе по разному устранить эту половинчатость. Их последователи создали мировоззрение дуализма основанное на законах и принципах разума. (См. законы, принципы разума). Теперь дуализм — стройная теория, имеющая основой собственные аксиомы.

Дуализм отличают от монизма и плюрализма.

Плюрализм

Плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания (эпистемологический плюрализм) либо форм бытия (онтологический плюрализм). Плюрализм занимает оппонирующую позицию по отношению к монизму.

Термин «плюрализм» был введён в начале XVIII в. Христианом Вольфом, последователем Лейбница для описания учений, противостоящих теории монад Лейбница, в первую очередь различных разновидностей дуализма.

Плюрализм в философских системах

Примером плюрализма могут служить теории древних мыслителей, выдвигавших в качестве основы всего сущего такие разнообразные начала, как земля, вода, воздух, огонь и т. д. (четыре стихии Эмпедокла).

В конце XIX—XX веке плюрализм получил распространение и развитие как в андроцентрических философских конценциях, абсолютизирующих уникальность личного опыта (персонализм,экзистенциализм), так и в эпистемологии (прагматизм Уильяма Джеймса, философия науки Карла Поппера и, особенно, теоретический плюрализм его последователя Пауля Фейерабенда).

Эпистемологический плюрализм как методологический подход в науке, подчёркивая субъективность знания и примат воли в процессе познания (Джемс), историческую (Поппер) и социальную (Фейерабенд) обусловленность знания, критикует классическую научную методологию и является одной из посылок ряда антисциентистских течений.

Предлагается следующее структурирование бытия:

1) основные типы бытия: материальное и духовное; 2) основные сферы бытия: п ри рода.66 щество, сознание; 3) основные формы бытия (о них будет сказано особо); 4) основные модусы (состояния) бытия: возможность (виртуальность) и действительность, необходимость и случайность; 5) основные виды бытия: индивидуальное бытие (шекспировский Гамлет: «Быть или не быть? Вот в чем вопрос») и бытие совокупности и неуничтожимо - сти, несотворимости (М. В. Ломоносов: «Открылась бездна звезд полна, звездам числа нет, бездна - дна»). (См. схему № 2).

Целесообразно выделить следующие основные формы бытия:

1) бытие вещей, процессов и состояний, которое делится на бытие природы как целого и бытие вещей, процессов, произведенных человеком;

2) бытие человека, которое делится на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие, включающее в себя бытие общества и индивидуальное бытие;

3) бытие духовного, которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное духовное.

Когда речь идет о бытии вещей, процессов, состояний природы, то следует отметить, что они в своей целостности существуют до, вне и независима от сознания человека и что в этом коренное отличие природы (ее вещей, процессов, состояния) как особой формы бытия. Природа в целом бесконечна в" пространстве и времени - это уникальная особенность, которая не присуща отдельным вещам, процессам, состояниям природы. Последние выступают в процессе развития, изменения, становления. Их небытие сменяется бытием, их бытие - и сохраняющееся, и исчезающее (диалектика бытия преходящих вещей глубоко раскрыта такими мыслителями, как Гераклит и Гегель). В конечном счете, бытие данной преходящей вещи уступает место ее небытию (исчезающее бытие), что, однако, не означает прекращения бытия природы в целом. Таким образом, бытие природы имеет своей особенностью диалектику преходящего и непреходящего бытия отдельных предметов в непреходящем бытии мира, как в целом.

Помимо нашего непосредственного сознания, которое, как нам кажется, имеет полностью личностную природу и которое является единственной эмпирически данной психикой (даже если мы присоединим в качестве приложения личностное бессознательное), существует вторая психическая система, имеющая коллективную безличную природу, идентичную у всех индивидов. Это коллективное бессознательное не развивается индивидуально, но наследуется.

 Юнг настаивает на том, что инстинкты являются безличными, универсально встречающимися наследственными факторами. Они часто настолько удалены от сознания, что современная психотерапия в лечении неврозов и депрессий сталкивается с задачей помочь пациенту осознать их. Более того, инстинкты по своей природе не являются неопределенными. Юнг полагает, что они находятся в отношении очень близкой аналогии с архетипами, столь близкой, что есть достаточные основания предположить, что архетипы есть бессознательные образы самих инстинктов. Другими словами, они являются образцами инстинктивного поведения.

Понятие коллективного бессознательного имеет большое значение для аналитической психологии и психотерапии. В своих работах Юнг показывает как его можно использовать на практике.

До тех пор, пока депрессия или невроз коренится исключительно в личностных причинах, архетипы не играют никакой роли. Но если речь идет об общей несовместимости, при наличии неврозов у относительно большого числа людей, то стоит предположить наличие архетипов. Так как неврозы в большинстве случаев являются социальным феноменом, необходимо предположить, что в этих случаях также подключаются архетипы. Архетипов же имеется столько, сколько есть типичных жизненных ситуаций. Поэтому психотерапевту необходимо в своем анализе опираться не только на личностный аспект, но и на роль коллективного бессознательного в неврозе больного.

Особое внимание Юнг уделяет описанию метода доказательства, проверке существования архетипов. Поскольку предполагается, что архетипы вызывают определенные психические формы, необходимо определить, как и где можно получить материальную демонстрацию этих форм. Главным источником являются в таком случае сны, у которых есть то преимущество, что они - непроизвольные, спонтанные продукты бессознательной психики. Тем самым сны являются «чистыми произведениями природы, которые не фальсифицируются какой бы то ни было сознательной целью». Спрашивая индивида, можно установить, какие из появившихся в сновидениях мотивов известны самому индивиду. Из тех, что ему незнакомы, необходимо исключить все те мотивы, которые могли бы быть ему известны.

Другим источником необходимого материала является «активное воображение». Юнг имеет в виду последовательность фантазий, протекающих при произвольной концентрации внимания. Он обнаружил, что существование нереализованных, бессознательных фантазий увеличивает интенсивность сновидений, и в том случае, если фантазии становятся осознанными, сновидения меняют свой характер, делаются более слабыми, редкими.

Получаемая в результате цепь фантазий приоткрывает бессознательное и дает богатый архетипическими образами и ассоциациями материал. Этот метод небезопасен, поскольку может увести пациента слишком далеко от реальности

Наконец, очень интересным источником архетипического материала являются иллюзии параноиков, фантазии, наблюдаемые в состояниях транса, сновидения раннего детства (от трех до пяти лет). Такой материал имеется в избытке, но он лишен всякой ценности до тех пор, пока нельзя провести убеди тельные мифологические параллели. Чтобы провести значимую параллель, необходимо знать функциональное значение индивидуального символа, а затем выяснить, не находится ли этот символ — явно параллельный мифологическому — в сходном контексте, а следовательно, не имеет ли он то же самое функциональное значение. Установление подобных фактов не только требует длительного и трудоемкого исследования, но и является неблагодарным предметом для доказательств.

3. Неофрейдизм

В конце 30-х годов возник неофрейдизм соединивший психоанализ Фрейда с социологическими теориями. Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, но, оставив важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду), представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. Это сделано в стремлении ответить на вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить и что должен делать. Причиной неврозов у человека они считают тревогу, зарождающуюся еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающуюся при недостатке любви и внимания. Позже такой причиной становится невозможность для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение. Именно общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должно произойти исцеление всего общества. К числу наиболее известных представителей неофрейдизма относятся Карен Хорни (1885-1953), Эрих Фром (1900-1980), В. Райх (1897-1957), Г. Маркузе (1898-1979) и др.

Ведущим представителем неофрейдизма был Э. Фромм. Значительные роль в формировании взглядов Фромма сыграло то, что в 1929-1932 гг. он был сотрудником Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, где в те годы складывалась Франкфуртская школа (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе). Фромм принимает ту интерпретацию марксизма, которая сложилась в этой школе, стремясь синтезировать идеи "молодого Маркса" с психоанализом и другими современными философскими течениями (экзистенциализм, философской антропологией и др.). Он считал, что в личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления - 25.4

это следствие погруженности личности в различные социальные Среды. Однако, в отличии от марксизма, Фромм выводит характер формирования того или иного типа личности не из прямого воздействия социальной Среды, а из двойственности человеческого существования: "экзистенциальной" и "исторической". К экзистенциальной составляющей человеческого бытия он относит два факта:

1) человек, по его словам, изначально находится между жизнью и смертью, "он брошен в этом мире в случайном месте и времени" и "выбирается из него опять же случайно",

2) существует противоречие между тем, что каждое человеческое существо является носителем всех заложенных в нем потенций, но не может реализовать их в результате кратковременности своего существования. Человек не может избежать этих противоречий, но реагирует на них различными способами, соответственно своему характеру и культуре.

Совершенно иную, по Фромму, природу имеют исторические противоречия. Они не являются необходимой частью человеческого существования, а создаются и разрешаются человеком или в процессе его собственной жизни, или в последующие периоды истории. Устранение исторических противоречий Фромм связывал с созданием нового гуманистического общества. В книге "Революция надежды" (1968) Фромм излагает свои представления о путях гуманизации современного общества. Он возлагал большие надежды на введение "гуманистического планирования", "активизацию индивида путем замещения методов "отчужденной бюрократии" методами "гуманистического управления", изменения способа потребления в направлении увеличения "активации" человека и устранения его пассивности, распространения новых форм психодуховной ориентации", которые должны быть "эквивалентами религиозных систем прошлого". Одновременно Фромм выдвигает идею создания небольших общностей, в которых люди должны иметь свою собственную культуру, стиль жизни, манеру поведения, основанную на общих "психодуховных ориентациях", напоминающих результаты и символы церковной жизни.

На творчество одного из лидеров неофрейдизма К. Хорни оказала серьезное влияние ситуация социальных потрясений, в которые вошел мир в период второй мировой воины, связанных с установлением фашистского господства в Германии и фашистской оккупации Европы. Как и другие последователи Фрейда, она придавала важное значение бессознательным процессам и психической жизни личности. Своеобразие К.Хорни проявилось в том, что основным побудительным мотивом она считала стремление к безопасности, постоянно рождающееся из состояния боязни и страха индивида. Чувство тревоги и беспокойства, которые Хорни считала базовыми для поведения индивидов, по ее мнению, сопровождают человека на протяжении всей жизни. Оно может быть вызвано недостатком уважения, враждебной атмосферой и насильственным подавлением желаний посредством власти или авторитета. Хорни доказывает, все конфликты, возникающие в детстве, порождаются отношениями ребенка с родителями. Именно из-за характера этих отношений у него возникает базальное чувство тревоги, отражающее базальное чувство тревоги в потенциально враждебном мире. Невроз есть не что иное, как реакция на тревожность, описанные же Фрейдом извращения и агрессивные тенденции являются не причиной невроза, а его результатом.

В книге "Наши внутренние конфликты" (1945) К. Хорни формирует три типа направленности поведения личности по отношению к окружающим ее людям:

1) к людям, как потребность в любви

2) от людей, как потребность в независимости

3) против людей, как потребность во власти.

При стойком доминировании в поведении индивида одного из этих векторов складываются три типа невротической личности:

1) услужливая, ищущая любви, одобрения любой ценой

2) пытающаяся отрешиться от общества

3) агрессивная, жаждущая престижа и власти.

Поскольку все эти формы реакций являются неадекватными, создается порочный круг: тревожность не устраняется, а наоборот, нарастает, порождая все новые и новые конфликты.

Идеи нефрейдизма, несмотря на свои психологические концепции, имели огромное влияние на общественную жизнь, этику, культуру. Воззрения неофрейдистгов получили особенно широкую известность в середине 60-х годов во времена выступлений "новых левых", которые с энтузиазмом восприняли идеи Райха о "сексуальной революции", Маркузе об "одномерном" человеке и необходимости "великого отказа" как от капитализма, так и социализма, искаженного тоталитарной системой власти.

Заключение

Взаимоотношения между психоанализом и философией весьма устойчивы и многогранны. Во-первых, философские идеи мыслителей прошлого оказали существенное влияние на становление и формирование психоаналитического учения Фрейда о человеке и культуре. Во-вторых, в своем органическом единстве фрейдовские представления о психической реальности и бытии человека в мире образуют психоаналитическую философию, оказывающую не меньшее влияние на общественное сознание в странах как Запада, так и России, чем другие философские течения. В-третьих, психоаналитические идеи все активнее вторгаются в различные направления современной философии. Более того, по словам Лейбина, можно с "полным основанием говорить о том, что в ближайшем будущем психоаналитическое учение Фрейда о человеке и культуре не только утратит своего влияния на развитие западной философской мысли, но, напротив, сохранит свою значимость в условиях сближения между собой различных философских школ ".

Главное состоит в том, что психоаналитические концепции оказываются центром притяжения философов различных мировоззренческих ориентаций, независимо от того, насколько остро и принципиально они критикуют отдельные психоаналитические положения или, напротив, некритически заимствуют основополагающие идеи Фрейда.

26. Понятие «материя» в современном материализме. Её основные формы и атрибуты.

В современном диалектическом материализме выделяют:

–группу форм движения в неживой природе в соответствии с их носителями (атомы, внутриядерные частицы и т.д.),

–биологическую форму движения,

–социальную.

Высшей формой движения материи при этом считается социальная, которая включает в себя биологическую и формы движения неживой природы, но не сводится к ним. Это означает, например, что нельзя объяснить общественные законы и человека исходя лишь из его биологии или движения материальных частиц его тела.

Аспекты материи

Гносеологический аспект позволяет рассмотреть многостороннюю связь материи и сознания, вторичность сознания с точки зрения порождения его материей, познаваемость материи через различные формы и уровни сознания. Когда говорится о том, что материя дана нам в ощущениях, то имеется в виду не только прямое восприятие предметов, но и косвенное. Мы не можем видеть, осязать, например, отдельных атомов. Но мы ощущаем действия тел, состоящих из атомов. С помощью приборов раздвигается горизонт нашей чувственности, увеличиваются ее возможности. Кроме того, сознание не ограничивается только чувственным отражением. Посредством мышления, рационального познания человек способен проникать в области, принципиально недоступные его чувственности – в микро- и мегамир. На сегодняшний день из всего многообразия форм объективной реальности (т.е. материи) познанием охвачена область материального мира, которая простирается от 10-15 см до 1028 см (около 20 млрд. световых лет), а во времени – до 2·1010 лет.

Субстанциальный аспект позволяет противопоставить материалистический монизм идеалистическому субстанциализму. В мире нет ничего, кроме материи и её атрибутов, свойств (одним из которых и выступает сознание). Сознание в этом аспекте принадлежит материальному миру, а не «находится» вне его. Субстанциальный аспект содержит в себе обоснование материального единства мира, он позволяет развернуть структурную организацию материи, ее виды, свойства, наполнить определение материи как объективной реальности конкретным содержанием. Подход к материи как субстанции основывается на связи философских и частнонаучных представлений о ней, и это касается не только связи философии с естественными науками, но и с науками общественными, гуманитарными.

27. Категории пространства и времени в философии. Концепции пространства и времени

Категории пространства и времени выступают как формы бытия материи. Существует две концепции пространства и времени:

субстанциальная — рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов (Демокрит, Эпикур, Ньютон);

реляционная — рассматривает пространство и время как особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют (Лейбниц).

Всеобщие свойства пространства и времени: объективность и независимость от сознания человека; абсолютность как атрибутов материи; неразрывная связь друг с другом и с движением материи; зависимость от структурных отношений и процессов развития в материальных системах; единство прерывного и непрерывного в их структуре; количественная и качественная бесконечность.

Различают метрические (т.е. связанные с измерениями) и топологические (например, связность, симметрия пространства и непрерывность, одномерность, необратимость времени) свойства пространства и времени.

Топологические характеристики описывают: прерывность и непрерывность, размерность,свяэность, ориентируемость.

Метрические характеристики: кривизну, конечность и бес-конечносгь, изотропность, гомогенность.

Всеобщие свойства пространства: протяженность, означающая рядоположенность и сосуществование различных элементов (точек, отрезков, объемов и i:n.), возможность прибавления к каждому данному элементу некоторого следующего элемента либо возможность уменьшения числа элементов; связность и непрерывность; трехмерность.

С протяженностью пространства неразрывно связаны его метрические свойства, выражающие особенности связи пространственных элементов, порядок и количественные законы этих связей.

Специфические (локальные) свойства пространства: симметрия и асимметрия, конкретная форма и размеры, местоположение, расстояние между телами, пространственное распределение вещества и поля, границы, определяющие различные системы.

Всеобщие свойства времени: объективность; неразрывная связь с материей и ее атрибутами; длительность; одномерность и ассиметричность; необратимость и направленность от прошлого к будущему.

Специфическими свойствами времени являются конкретные периоды существования тел от возникновения до перехода в качественно иные формы, одновременность событий, которая всегда относительна, ритм процессов, скорость изменения состояний, темпы развития, временные отношения между различными циклами в структуре систем.

Теория А. Эйнштейна доказала, что в реальном физическом мире пространственные и временные интервалы меняются при переходе от одной системы отсчета к другой.

Теория относительности вывела глубокую связь между пространством и временем, показав, что в природе существует единое пространство — время, а отдельно пространство и отдельно время выступают как его своеобразные проекции, на которые оно по-разному расщепляется в зависимости от характера движения тел.

 Пространство есть форма бытия материи, характеризующая порядок сосуществования и рядоположенность материальных образований, их структурность и протяженность. Время — форма бытия материи, характеризующая взаимодействие объектов и смену их состояний, последовательность процессов и их длительность.

Пространство и время как объективные формы бытия материи отличаются от тех естественнонаучных представлений о них, которые с прогрессом естествознания и науки в целом изменяются. В связи с этим, кроме реальных пространства и времени, различают перцептуальное (психологическое) и концептуальное пространство и время.

Под перцептуальным пространством и временем понимают формы чувственного созерцания, отражение реальных пространства и времени в чувственном восприятии субъекта, концептуальное пространство и время — это наши знания, представления, которые в итоге оказываются более или менее адекватным отображением реальных пространства и времени путем логического мышления. Перцептуальное и концептуальное пространство, и время являются формами отражения, материальной действительности и вместе с тем формами дальнейшего познания внешнего мира.

В истории философии и науки сложились две основных концепции пространства и времени:

1. Субстанциальная концепция рассматривает пространство время как особые самостоятельные сущности, которые сушествуют наряду и независимо от материальных объектов. Пространство сводилось к бесконечной пустоте («ящику без стенок»), вмещающей все тела, время — к «чистой» длительности. Эта идея, в общем, виде сформулированная Демокритом, получила свое логическое завершение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютон, который считал, что их свойства не зависят от характера протекающих в мире материальных процессов.      

2. Реляционная концепция рассматривает пространство и время не как особые, не зависимые от материи сущности», а как формы существования вещей (Аристотель, Лейбниц, Гегель, Энгельс).

Субстанциальная и реляционная концепции не связаны однозначно с материалистическим или идеалистическим толкованием мира, обе развивались на той и другой основе. Так если Кант считал пространство и время не свойствами самих вещей, а априорными (доопытными) формами человеческого созерцания, то Гегель подчеркивал, что лишь в движение, духа (как «инобытия» материи) «пространство и время действительны». Диалектико-материалистическая концепция пространства и времени была сформулирована в рамках реляционного подхода.

Пространство и время как формы бытия материи имеют как общие для них свойства, так и характерные для каждой из этих форм. К их всеобщим свойствам относятся: объективность и независимость от сознания человека, их неразрывная связь друг с другом и с движущейся материей, единство непрерывного и прерывного в их структуре, количественная и качественная бесконечность, вечность.

Реальные пространство и время обладают метрическими и топологическими свойствами. Первые выражают их протяженность, они связаны с измерением и характеризуют их количественный аспект. Метрическими свойствами пространства являются гомогенность, изотропность, трехмерность, кривизна; времени — однородность, одномерность. Топологические свойства выражают пространственную и временную упорядоченность, качественный аспект пространства и времени (связность, симметричность и изотропность пространства, анизотропность, необратимость, ритм, темп).

Общие свойства пространства и времени специфически конкретизируются, преломляются на различных уровнях организации материи, например, в неживой природе, в мега-, макро- и микромире.

С возникновением живой природы возникают биологические пространство и время. Считается, что существует множество биологических пространств (например, ареалы распространения тех или иных организмов или их популяций).

Специфические особенности биологического времени находят свое выражение во временных ритмах, которые представляют собой циклические колебания интенсивности и характера биологических процессов и явлений. «Биологические часы» — способность живых организмов ориентироваться во времени. Они основаны на строгой периодичности физико-химических и физиологических процессов в клетках — биологических ритмах. «Биологические часы» являются тем механизмом, благодаря которому осуществляется многоуровневое функционирование всех подсистем живого органи



2019-08-13 940 Обсуждений (0)
Единство и многообразие мира. Понятия субстанции, акциденции, атрибута и модуса. Монизм, дуализм, плюрализм. Структура бытия: виды, уровни, формы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Единство и многообразие мира. Понятия субстанции, акциденции, атрибута и модуса. Монизм, дуализм, плюрализм. Структура бытия: виды, уровни, формы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (940)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)