ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
В наши дни ежегодно в США выпускается 60 тысяч менеджеров, но их постоянно не хватает. Капитальные вложения в подготовку менеджеров постоянно увеличиваются, но быстро окупаются в процессе деятельности. Требования, предъявляемые к работникам, принимаемым на работу в США: – узкая специализация работников и руководителей, что ограничивает возможность продвижения по уровням управления и повышает текучесть управленческих кадров; – особое внимание при приеме на работу уделяется специализированным знаниям и профессиональным навыкам; – кандидаты проходят тестирование для выявления профессиональной подготовки (критерии отбора и порядок найма различны в разных фирмах); – нового работника знакомят с его обязанностями в соответствии с инструкциями, ограниченными его узкой специализацией, и не знакомят с деятельностью фирмы в целом и ее организационной культурой. В большинстве фирм преобладает тенденция к сокращению штабного и канцелярского персонала наряду с изменением системы информационных потоков и принятия решений. Принципы построения кадровой политики в американских фирмах В области подбора и отбора кадров: – критерии – образование, опыт работы, психологическая совместимость, умение работать в коллективе; – руководящие кадры назначаются. В области условий труда: – широкая автоматизация управленческой деятельности; – расширение перечня профессий и должностных инструкций; – сокращение административно-управленческого аппарата ; переходу на – использование гибких форм оплаты труда. Специфика системы оплаты труда в США: – рабочие получают в основном повременную оплату; – уровень оплаты труда работников фирм данной отрасли в данном районе примерно одинаков; – абсолютные размеры заработка зависят от квалификации работника и стоимости проживания в данной местности; – повышение заработка производится ежегодно для всех работников, чья работа оценивается положительно (на основе аттестации и оценки руководителя), т.е. фиксированная заработанная плата может только расти и практически никогда не уменьшается; – размеры заработков руководителей и специалистов не разглашаются и устанавливаются на основе индивидуального соглашения работника и администрации (высший управленческий персонал имеет значительно более высокие доходы в сравнении с работниками; например, соотношение доходов «президент – рабочий» – 36 к 1); – премии выплачиваются обычно только высшему руководству фирмы по результатам финансовой, а не производственной деятельности фирмы; – меньшее (в сравнении с другими странами) использование гибких систем оплаты труда. Таким образом, системы оплаты труда в большинстве американских фирм не отличаются гибкостью, не обладают достаточным мотивационным эффектом и слабо стимулируют повышение производительности труда. Специфика управления персоналом в Японии: – негласный пожизненный найм работников (25-30% работников в крупных фирмах); – повышение заработной платы с выслугой лет; – участие работников в профсоюзах, которые создаются в рамках фирмы; – широкое использование гибких систем заработной платы; – частые ротации управленческих кадров (руководитель должен быть специалистом, способным работать на любом участке компании, а не по какой-либо отдельной функции). Основные принципы японского типа управления персоналом: 1. Переплетение интересов и сфер деятельности фирм и работников (высокая зависимость работника от своей фирмы, предоставление ему значительных социальных благ и гарантий в обмен на преданность фирме). 2. Приоритет коллективного начала над индивидуальным, поощрение кооперации людей внутри фирмы, атмосфера равенства между работниками независимо от занимаемых постов, что снижает число забастовок и потерянного рабочего времени. 3. Поддержание баланса влияния и интересов сил, обеспечивающих функционирование фирмы (управляющих, работников и инвесторов). 4. Формирование связей между фирмами-партнерами. Требования, предъявляемые к работникам, принимаемым на работу в Японии: совмещение профессий, умение работать в коллективе, способность решать производственные проблемы, писать грамотные записки и чертить графики. Специфика систем оплаты труда в японских фирмах: – меньшая разница между доходом высших руководителей и рабочих (8:1); – выплата премий работникам (до 50% базовой зарплаты) зависит от качества продукции, экономии ресурсов, удовлетворения требований потребителей; – применение гибких систем оплаты труда (работник получает премии по результатам работы его подразделения). – размер оплаты труда прямо зависит от размера фирмы и от категории работника (постоянный – непостоянный (студенты, женщины, командированные, временно нанятые (в т.ч. сезонные))).
Задание 22 Сравните систему управления персоналом фирм «Дженерал Моторс» и «Тойота».
Контрольные вопросы изадания по курсу «Управление персоналом»
Вариант №1 1. Понятие управления человеческими ресурсами, его аксиомы и специфика. 2. Зарубежная практика управления персоналом. 3. Задание 11. 4. Задание 3. Вариант №2 1. Служба управления персоналом, ее функции, задачи, права. 2. Организация труда: содержание, цели. Разделение и кооперация труда. 3. Задание 12. 4. Задание 4. Вариант №3 1. Система управления персоналом, ее особенности. 2. Подготовка руководителей: цели, этапы, методы. 3. Задание 13. 4. Задание 5.
Вариант №4 1. Сущность, этапы, цели и задачи планирования человеческих ресурсов. Методы планирования. 2. Кадровый резерв. Критерии отбора кандидатов на должность руководителя. 3. Задание 14. 4. Задание 6.
Вариант №5 1. Рынок труда и структура занятости. Виды и источники безработицы. 2. Понятие и цели деловой карьеры. Этапы карьеры 3. Задание 15. 4. Задание 7.
Вариант №6 1. Набор персонала. Штатное расписание. Анализ содержания работы. 2. Сущность и методы оценки результатов деятельности работников. Функции оценки. 3. Задание 16. 4. Задание 8.
Вариант №7 1. Должностная инструкция. Профессиограмма. Квалификационные характеристики и критерии оценки претендентов. 2. Критерии оценки качеств работника. Аттестация. 3. Задание 17. 4. Задание 9.
Вариант №8 1. Внутренние и внешние источники привлечения персонала, их преимущества и недостатки. Схема объявления о вакансиях. 2. Планирование обучения персонала. Оценка эффективности ситемы обучения. 3. Задание 18. 4. Задание 10.
Вариант №9 1. Отбор кадров: методы, критерии, этапы. 2. Основные виды, формы и методы обучения персонала. 3. Задание 19. 4. Задание 21.
Вариант №10 1. Контрактная форма найма. Коллективные соглашения по труду и занятости. 2. Профессиональная и социальная адаптация, ее виды. 3. Задание 1. 4. Задание 22.
Вариант №11 1. Материальное вознаграждение работников. Структура заработной платы и факторы, влияющие на ее разработку. 2. Методы и факторы адаптации работника. 3. Задание 2. 4. Задание 20.
Библиографический список
1. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. – М.: Юристъ, 2001. 2. Виханский О.С., наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент». – М.: Гардарика, 1998. 3. Герчикова И.Н. Менеджмент. –М.: Банки и биржи, Юнити, 1994. 4. Иванкевич Дж.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом. – М.: Дело, 1993. 5. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. – Мн.: БГЭУ, 1996. 6. Колбачев Е.Б., Новик Е.В., Колбачева Т.А. Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 7. Мескон М.Х., Альберт М. Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2001. 8. Менеджмент организации: Учебное пособие. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. – М.: ИНФРА-М, 1995. 9. Мордовин С.К. Управление человеческими ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 16. – М.: ИНФРА-М, 2000. 10. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
Учебно-практическое издание
УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ
Составители: Куликов Михаил Михайлович
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (262)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |