Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основная текстовая часть.



2019-08-13 200 Обсуждений (0)
Основная текстовая часть. 0.00 из 5.00 0 оценок




ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА

Ф.и.о.____Дорошенко Анастасия Андреевна____________________________

Курс___3_курс направление «Педагогическое образование» профиль «Развитие личности средствами искусства______________________________

База прохождения_____кафедра теории, истории и педагогики искусства

Вид практики____производственная (преддипломная)__________________

Сроки прохождения практики_____01.09.2018 – 14.09.2018_____________

 

РУКОВОДИТЕЛИ ПРАКТИКИ:

Руководитель практики _______________________________________


ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского»

ОТЧЕТ СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА

Ф.и.о.____Дорошенко Анастасия Андреевна____________________________

Курс___3_курс направление «Педагогическое образование» профиль «Развитие личности средствами искусства______________________________

База прохождения_____кафедра теории, истории и педагогики искусства

Вид практики____производственная (преддипломная)__________________

Сроки прохождения практики_____01.09.2018 – 14.09.2018_____________

Научный руководитель___________________________________________

 


Содержание

  

Введение

I. Историко-теоретические основы становления и развития

народного танца

1.1 Народный танец в исторической ретроспективе.

1.2 Народный танец в современном хореографическом искусстве.

II. Психолого-педагогические основы проблемы эстетического воспитания детей 7-9 лет

2.1 Понятие «эстетическое воспитание» в психолого-педагогической науке.

2.2 Психофизиологические особенности детей 7-9 лет.

III. Эстетическое воспитание детей 7-9 лет средствами народного танца: экспериментальное исследование

3.1 Отбор репертуара и подготовительная работа педагога-хореографа

3.2 Описание процесса и результаты использования народного танца в эстетическом воспитании детей.

Заключение

 

Пояснительная записка

Собран материал по проблеме, сделан анализ литературыи систематизация информации по теме исследования. Сделана оценка и интерпретация полученных результатов. Проведена обработка материалов исследования.

 

Введение

 

В настоящее время понятие «творческие способности» имеет достаточно устойчивый статус в теоретическом аппарате современной психолого-педагогической науки. Изучению творческих способностей посвящено множество работ зарубежных и отечественных ученых (Дж. Гилфорд, А. Маслоу, В.Н. Дружинин, Б.М. Теплов и др.), где раскрываются различные аспекты изучаемого феномена. Согласно современной психолого-педагогической науки творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода и их развитие должно начинаться еще в период детства.

Особое значение в процессе творческих способностей занимают виды и направления искусства, но особо среди них выделяется хореография. Хореография является по своей природе синтетическим видом искусства и тесно связана с музыкой (сопровождение), литературой (сюжетная основа), декоративно-прикладным искусством (костюм, декорации, реквизит) и танцем (образностью движения).

Вопросы содержания и форм занятий хореографией в той или иной мере рассматриваются в научной литературе, касающейся обучения детей танцу. А.Я. Вагановой, А.А. Горским, B.C. Костровицкой, Ф.В. Лопуховым, A.M. Мессерером и другими преподавателями-хореографами разработаны методики обучения основам классического танца. Разработана методика обучения народному танцу (А.И. Климов, И.А. Моисеев и др.), современным бальным танцам (В.Й. Уральская, В. Попов, Л. Попова и др.).

Как отмечают признанные авторитеты профессионального хореографического мира О.М. Виноградов, A.M. Мессерер, Н.И. Тарасов, деятельность наших педагогов до сих пор недостаточно исследована, и вся сложная система взаимосвязей творческих процессов в учебно-тренировочных классах остается еще малоизученной областью.

В современной теории и практике массовая хореография рассматривается как вид невербально-коммуникативного искусства, характеризующийся образно-созидательными пластическими действиями. Хореографическое образование рассматривается в разных планах, но во всех случаях через эстетическую культуру, с одной стороны, и через общее образование, с другой.

 Цель исследования - разработать теоретические и методические подходы к развитию творческих способностей младших школьников посредством создания художественного образа в хореографии.

 В соответствии с целью  исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогические основы развития творческих способностей младших школьников.

2. Рассмотреть процесс создания художественного образа в хореографии как средство развития творческих способностей младших школьников.

3. Представить методы развития творческих способностей младших школьников на занятиях хореографией.

4. Провести экспериментальную работу по развитию творческих способностей младших школьников посредством создания художественного образа в хореографии.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялись следующие методы исследования:

• теоретическое изучение и анализ научных трудов и исследований по психологии, педагогике, искусствоведению, хореографическому искусству;

• изучение и обобщение передового педагогического опыта преподавания хореографии;

• диагностика развития творческих способностей детей посредством создания художественного образа в хореографии;

 База исследования: ансамбль эстрадного танца «Квартал Вдохновения». В экспериментальной работе приняло участие 40 человек детей в возрасте от 6 до 9 лет, которые были поделены на контрольную и экспериментальную группу по 20 человек в каждой.

 

Основная текстовая часть.

В первой главе выпускной квалификационной работы «Теоретические основы исследования художественного образа в хореографии как средства развития творческих способностей младших школьников» два параграфа. В первом параграфе «Психолого-педагогические основы развития творческих способностей младших школьников» рассмотрена проблема способностей, выделены их признаки, представлен анализ проблемы творчества, творческой деятельности, творческих способностей.  

 Вопросом творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги: Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачев, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и др. Сначала творческие способности отождествлялись с интуицией, затем с интеллектом. От отождествления с интеллектом перешло к противопоставлению. Было доказано, что творческие способности имеют свою локализацию – это «особая точка» индивидуальных свойств, которые не зависят от интеллектуальности, так как большинство испытуемых с высоким интеллектом имели низкие творческие способности.

Для определения творческих способностей Д.Б. Богоявленская [13, с.111] выделяет следующие параметры:

­ беглость мысли (количество идей),

­ гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую),

­ оригинальность (способность производить идеи),

­ любознательность,

­ фантастичность.

Анализ исследований по проблеме позволил выявить, что творческие способности - это совокупность свойств и качеств личности, необходимых для успешного осуществления творческой деятельности, позволяющих в процессе ее выполнять преобразование предметов, явлений, наглядных, чувственных и мысленных образов, открывать новое для себя, искать и принимать оригинальные, нестандартные решения. Творческие способности - это умение творчески мыслить; гибкость, точность, быстрота, оригинальность мышления (дивергентное мышление); нестандартность, неординарность в решении проблем; возможность прогнозирования, предвосхищения; способность к созданию нового, идеального; желание проводить исследовательскую деятельность; положительная познавательная мотивация, активность, интерес, увлеченность творческим делом [9, с.11]. Выделенные компоненты наиболее полно отражают особенности творческой личности.

Основной особенностью детского творчества является его субъективность. Ребенок, в первую очередь, открывает новое для себя, а для окружающих – новое о себе. Под творчеством детей младшего школьного возраста понимают создание ребенком субъективно нового (значимого для ребенка, прежде всего) продукта (рисунка, мультфильма, рассказа, танца, песенки, игры, придуманных ребенком), придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, мультфильме и т.п.), придумывание своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п., применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации, проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений.

Во втором параграфе представлен процесс создания художественного образа в хореографии как средство развития творческих способностей.

Центральным понятием танца является художественный образ.

Художественный образ - это не только особая форма мысли, это - образ действительности, возникающий при посредстве мышления. Основное значение, функция и содержание образа искусства заключаются в том, что образ изображает в конкретном лике действительность, ее предметный, вещественный мир, человека и его среду, изображает события общественной и личной жизни людей, их взаимоотношения, их внешние и духовно-психологические особенности [45, с.29].

В сфере искусства понятие образ обычно употребляется наряду со словом художественный, поскольку, в данном смысле, он имеет эстетический характер.

Очень часто в хореографическом искусстве вместо термина «художественный образ» используется понятие «хореографический образ», так как в хореографии эти два словосочетания воспринимаются как синонимы.

Проведя анализ исследований в области проблемы хореографического образа, можно отметить, что образ в хореографии понимается как целостное выражение в танце чувства и мысли, человеческого характера. Образный танец содержателен, эмоционален, наполнен внутренним смыслом. Главным средством выразительности при создании хореографического образа выступает пластика. Именно пластические мотивы являются первоэлементами хореографических образов, и лишь при соединении пластических мотивов в лексику и текст можно получить целостную танцевальную структуру. Создать хореографический образ - значит обрисовать в танце действие или характер. Танец, лишенный образности, сводится к голой технике, к бессмысленным комбинациям движений. В образном же танце техника одухотворяется, становиться выразительным средством, помогает раскрытию содержания.

 Во второй главе выпускной квалификационной работы «Опытно-экспериментальное исследование развития творческих способностей младших школьников посредством создания художественного образа в хореографии» также два параграфа. В первом параграфе «Методы развития творческих способностей младших школьников в хореографии» рассмотрены различные методы развития творческих способностей.

Организация хореографических занятий обеспечивается рядом методических приемов, которые вызывают у детей желание творчества [75, с.11].

Метод показа. Разучивание нового движения, позы педагог предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте. Старшие дошкольники и младшие школьники сразу видят художественное воплощение образа, что будит воображение. В некоторых случаях, особенно в начале работы, руководитель может выполнять упражнения вместе с детьми, чтобы увлечь их и усилить эмоционально-двигательный ответ на музыку.

Словесный метод. Показ не может обойтись без словесных пояснений. Разговорная речь, будучи тесно связанной с движением, жестом и музыкальной интонацией, оказывается мостиком, который служит соединительным звеном между движением и музыкой. При работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками необходимо давать образные словесные пояснения. Например, “проглотить животик” - втянуть живот, “приколоть кнопочками мизинчики” - плотно прижать стопу и особенно мизинец к полу. Словесные объяснения должны быть краткими (недопустимо, чтобы педагог был излишне многословен), точны, образны и конкретны. Детей с первых занятий нужно познакомить со специальными терминами. В словесном методе очень важна и интонация, и то, с какой силой сказано слово.

Музыкальное сопровождение как методический прием. Рассчитывать на то, что дети сами научатся чувствовать музыку, вряд ли возможно. Педагог своими пояснениями должен помочь детям приобрести умение согласовывать движения с музыкой. Правильно выбранная музыка несет в себе все те эмоции, которые затем маленькие исполнители проявляют в танце.

Импровизационный метод. На хореографических занятиях имеет смысл постепенно подводить детей к возможности импровизации, то есть свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка. Но вначале педагог зачастую сталкивается с мышечной зажатостью малышей, стеснительностью. И только путем различных упражнений, этюдов, игр он может помочь детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность.

Метод иллюстративной наглядности. Занятия с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста вовсе не исчерпывается только задачами физической и музыкальной тренировки. Полноценная творческая деятельность не может протекать без рассказа о танцевальной культуре прошлых столетий, без знакомства с репродукциями, книжными иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами.

Игровой метод.Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности занимающихся. При обучении детей движениям, хорошо использовать игровые приемы, способствующие эмоционально-образному уточнению представлений о характере движений, например: “Нужно прыгать, как зайчики”; “Побежим легко и тихо, как мышки”. Игра всегда вызывает у детей веселое настроение. И интерес у них не снижается, даже если по ходу игры преподаватель вносит те или иные изменения, усложняя или облегчая задание. Именно в игре легче всего корректировать поведение занимающихся. В одних случаях подбадривающее слово педагога вызовет положительные эмоции, в других – сдерживающее слово побуждает соотнести свое поведение с предъявляемыми требованиями.

Концентрический методзаключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций вновь возвращается к пройденному, но уже предлагает все более сложные упражнения и задания. Конечно, не все дети в течение занятия одинаково активны и эмоциональны, но необходимо добиваться, чтобы не было равнодушных и безучастных. И здесь уже не столь важно, каким методом пользуется педагог. Какой бы метод он ни выбрал, главное, чтобы ребенок занимался с удовольствием, уходил с занятия счастливым и с нетерпением ждал новой встречи с музыкой и танцем.

Для развития творческих способностей очень важно использование творческих заданий, которые должны даваться в определенной последовательности, поэтапно.

Во втором параграфе «Экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников посредством создания художественного образа в хореографии» обобщен педагогический опыт работы в коллективе «Квартал вдохновения» г. Балаково.  

Экспериментальное исследование развития творческих способностей детей младшего школьного возраста посредством создания художественного образа в хореографии проходило на базе ансамбля эстрадного танца «Квартал Вдохновения». В экспериментальной работе приняло участие 40 детей в возрасте от 6 до 9 лет, которые были поделены на контрольную и экспериментальную группу по 20 человек в каждой.

Экспериментальное исследование включало три этапа: 1. констатирующий; 2. формирующий; 3. контрольный.

Результаты проведенного эксперимента показали, что все дети экспериментальной группы старались быть максимально самостоятельными, проявляли фантазию при создании образа, придумывали дополнительные ходы, пользовались разнообразными движениями, жестами, широко использовали средства мимики и пантомимики. В контрольной группе отмечались затруднения при выполнении задания, копирование с других, использование небольшого количества основных танцевальных движений и поз.

Заключение

В рамках проведенного исследования было установлено, что развитие творческих способностей является актуальной задачей современной психолого-педагогической науки, для решения которой зачастую используют разнообразные средства искусства. Анализ научных и методических работ в области обучения хореографии показа, что процессу развития творческих способностей старших дошкольников и младших школьников посредством создания художественного образа в танце уделяется недостаточно внимания: отсутствуют конкретные методики, не систематизированы методы и приемы и пр. Поэтому мы решили экспериментально обосновать, разработать и апробировать данную методику.

Для первоначального определения уровня развития творческих способностей старших дошкольников и младших школьников посредством создания художественного образа в хореографии мы составили специальную диагностику. Ее результаты показали, что у детей недостаточно развиты творческие способности передачи образа.

В рамках работы нами была разработана поэтапная организация обучения детей воплощению художественного образа в танце, построенной на принципе постепенного усложнения заданий. В работе с детьми нами использовались разнообразные задания, направленные на овладение средствами танцевальной выразительности (задания-аналогии, задания на формирование умений интерпретировать и импровизировать с танцевальной лексикой и пр.). Для достижения наиболее высоких результатов организованно сотрудничество с родителями в процессе развития творческих способностей детей посредством создания художественного образа в хореографии.

Результаты повторной диагностики показали эффективность проведенной работы.



2019-08-13 200 Обсуждений (0)
Основная текстовая часть. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основная текстовая часть.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (200)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)