Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ДНЕВНИК СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА



2019-08-13 168 Обсуждений (0)
ДНЕВНИК СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА 0.00 из 5.00 0 оценок




Ф.и.о.____Дорошенко Анастасия Андреевна____________________________

Курс___3_курс направление «Педагогическое образование» профиль «Развитие личности средствами искусства______________________________

База прохождения_____кафедра теории, истории и педагогики искусства

Вид практики____производственная (преддипломная)__________________

Сроки прохождения практики_____01.09.2018 – 14.09.2018_____________

Научный руководитель____ ________________________________________

 

 


НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

 

Дата Наименование/вид работы Отметка о выполнении
  03.09.2018   04.09.2018   05.09.2018   06.09.2018   07.09.2018     10.09.2018 10.09.2018   11.09.2018   12.09.2018   13.09.2018   14.09.2018 1. Подготовительный этап.   1.1 Составление плана-графика практики. 1.2. Уточнение плана выпускной квалификационной работы. 1.3. Уточнение сроков работы. 2. Основной этап 2.1. Подготовка разделов дипломного сочинения. 2.2. Сбор и обработка источниковой базы исследования, анализ и систематизация информации по теме исследования. 2.3. Оценка и интерпретация полученных результатов. 2.4.Обработка материалов исследования. 2.5.Оформление дневника практики и отчёта по практике. 3. Заключительный этап. 3.1. Оформление текста диплома в соответствии с предъявляемыми требованиями. 3.2. Сдача руководителю необходимую документацию. 3.3. Результаты преддипломной практики докладываются на заключительной конференции.    

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По научно-исследовательской работе
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ

        

Вид выполненной работы Научный руководитель
1. Научно-исследовательская работы  

 

 

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА _____________________________________________

 

 

Руководитель практики __________________________________


Доклад на итоговую конференцию по теме: РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ В ХОРЕОГРАФИИ И ПЕДАГОГИКЕ

Одной из важных составляющих современной отечественной хореографической культуры является русский народный танец. Это один из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. В нем нашли свое отражение мысли, чувства, настроения русского народа, его отношение к происходящим жизненным явлениям.

На многовековом пути своего существования и развития русский народный танец подвергался различным изменениям – каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия не могли не наложить отпечаток на танцевальную культуру народа. Однако неизменным оставалось художественность восприятия окружающего мира и понимание его красоты.

В танцах конкретного народа воплощается особая пластика, свойственная представителям именно этого этноса. В ней содержится многообразная информация о его антропологических особенностях, преобладающих видах трудовой деятельности (землепашество, скотоводство, и т.д.), нормах поведения и взаимодействия между различными половозрастными и социальными группами. В древности танцы многих этносов существовали в неразрывной связи с магическими обрядами, ритуалами, праздниками народного календаря и другими формами народной жизни. Часто они выполняли заклинательные функции, когда хотели попросить у высших сил дождя для получения хорошего урожая, удачной охоты и т.д. Со временем народные танцы утрачивали свои магические, обрядово-ритуальные функции и постепенно превратились в одну из форм проведения досуга, отдыха и развлечений. Их начали исполнять и профессиональные коллективы, выступающие на сцене.

История возникновения танца на Руси неразрывно связана с музыкальным и песенным творчеством. Не случайно песни на Руси «играют», «водят», «ходят». Известный исследователь фольклора народов, населяющих территорию России, Якоб Штелин в 18 веке писал: «Во всем государстве среди простого народа издавна существует обычай петь на полях и под пение девушек и женщин танцевать русские танцы. ... Во всем танцевальном искусстве Европы не сыскать такого танца, который мог бы превзойти русскую деревенскую пляску, если она исполняется красивой девушкой-подростком или молодой женщиной, и никакой другой национальный танец в мире не сравнится по привлекательности с этой пляской».

Русские народные танцы имеют ряд характерных особенностей:

- манера исполнения отличается широтой, простотой, доступностью;

- многообразие специфических рисунков: корзиночки, воротца, книжечки, шторки, змейки, плетень, ручейки, гребенки, капустки, стенки, столбы и др.;

- непременным условием бытования русского танца является импровизационность;

- особая выразительность частей тела танцующего: движения кистей, пальцев рук, плеч, а также мимики лица и головы являются средствами выразительности;

- манера, «выход» каждого участника танцевального действа отличается своеобразием, неповторимостью, непременно отражая личностные качества, настроение танцующего, и всегда является носителем местного колорита танца.

В научной литературе существует много подходов к классификации русских народных танцев. Некоторые исследователи подразделяют их в зависимости от песен, под которые они исполняется. Например, «А я по лугу», «Камаринская», «Сени». Другие разделяют танцы по количеству исполнителей: «Шестера», «Напарочка», «Семера». Существует также деление в соответствии с рисунком танца: «Капустка», «Улитушка», «Плетень», «Круги», «Воротца», «Звездочка»; по движениям в танце: «Дробушечка», «Топотуха», «Перехватка»; по характеру исполнения: «Бешеная», «Шальная», «Метелица», «Сновуха». В основу классификации могут быть положены и трудовые процессы, отраженные в танце: «Ленок», «Костеля», «Косари», «Толкуша», «Веретено». Интерес представляет и систематизация по названию персонажа, изображенного в танце: «Лебедушка», «Медведь», «Рыбка», «Журавель», «Гусачок».

Известный хореограф, фольклорист и создатель необыкновенных сценических интерпретаций народных плясок в хоре имени Пятницкого, народная артистка России Т. А. Устинова наряду с хороводами и кадрилями выделяет пляски-импровизации и игровые танцы. Исследователь русского народного танца, организатор многочисленных фольклорных экспедиций, создатель школы русского народного танца, народный артист России, профессор А. А. Климов классифицирует русский народный танец по жанровому принципу, выделяя хороводы и пляски, которые, в свою очередь, подразделяет на виды.

Таким образом, основными видами русских народных танцев являются: хороводы (в том числе круговые, орнаментальные, игровые); кадрили (включая более поздние по происхождению виды танцев – ланце и польку); пляски (одиночная женская и мужская пляска, парная пляска, групповая традиционная пляска, массовый пляс) и переплясы (мужской, женский, смешанный, групповой).

Во второй половине ХVII века в Россию проникает балетный театр. В самом начале своего существования он не имел ничего общего с русским народным танцем. Должно было пройти почти сто лет, прежде чем, народная танцевальная культура заявила о себе на профессиональной сцене. Большую роль в этом исторически прогрессивном процессе сыграл русский крепостной балетный театр. Он зародился в помещичьих усадьбах и основан был на творчестве русской крепостной интеллигенции. Танцовщицы крепостного балета бережно передавали друг другу традицию национальной пляски. Часто им было гораздо легче сделать это, чем танцовщицам городского – придворного и частного – театра. Во-первых, даже попадая в условия помещичьей «балетной школы», которая часто мало отличалась от тюрьмы, они все-таки оставались ближе к родному селу, с его песнями и плясками, чем профессиональные городские актрисы. Во-вторых, они подчас и вовсе не отрывались от этой среды, так как нередки бывали случаи, когда танцовщицы какого-либо помещика выполняли все крестьянские работы и трудились наравне с другими крепостными, отличаясь от них лишь тем, что волосы их, закрученные в папильотки, были покрыты широкополой шляпой, предохранявшей лицо от загара, а лайковые перчатки берегли руки от мозолей. В-третьих, балетные артисты крепостного театра лишь в самых редких случаях имели иностранных учителей и постановщиков (обычно обе должности совмещались в одном лице); им не приходилось подделываться под стиль и манеры балетных актеров-иностранцев, как это имело место в казенном и частном театрах.

Так, постепенно русский народный танец завоевал свое место в профессиональном сценическом искусстве, стал принимать участие в постановках опер и балетов. В ХХ веке русскому народному танцу стали обучать в хореографических училищах, в школах искусств, домах культуры и коллективах художественной самодеятельности.

Сегодня русский народный танец – коллективное творчество. Он продолжает развиваться, обогащаясь все новыми и новыми идеями, находками, в основе которых самобытное народное танцевальное творчество, достигая высокого художественного уровня виртуозности.

На весь мир прославились такие хореографические коллективы народного танца, как Государственный академический ансамбль народного танца имени И. А. Моисеева, Государственный русский народный хор имени М. Пятницкого, Заслуженный Государственный академический ансамбль танца «Березка», Северный русский народный хор, Красноярский Государственный академический ансамбль танца Сибири имени Михаила Годенко, Государственный ансамбль танца «Казаки России» и мн. др. Прекрасные танцевальные композиции, созданные на основе народных танцев и составляющие репертуар этих профессиональных коллективов, вошли в золотой фонд мирового танцевального искусства.

В настоящее время русский танец рассматривается не только как явление национальной культуры, но и как средство педагогического воздействия на подрастающее поколение. Русский народный танец, отличающийся строгой соразмерностью мелодической линии, благородством пропорций, выразительностью, способствует развитию более тонкого музыкального вкуса, развивает умение красиво танцевать, слаженно взаимодействовать с другими участниками танца. Благодаря участию в танце, переживая много различных характеров, темпераментов, дети получают разносторонний опыт, развивается их координация, пластичность, артистичность, музыкальность и коммуникабельность.

Пробуждение в детях интереса к занятиям русским народным танцем позволяет разбудить в них творческую активность и фантазию, способствует развитию эмоциональной сферы и формированию эстетически и духовно богатой личности.

Цель исследования - разработать теоретические и методические подходы к развитию творческих способностей младших школьников посредством создания художественного образа в хореографии.

 Методологической основой исследования являются зарубежные и отечественные работы психологов по определению понятия «способности», «творческие способности», выделению особенностей их развития в детском возрасте (В.Г.Белинский, Ф.Гальтон, А.Ф.Лазурский, С.Л.Рубинштейн, К.Роджерс, Н.П.Сакулина, Б.М.Теплов и др.), исследовательские работы в области хореографии, посвященные средствам выразительности художественного образа в танце (Н.А.Александрова, Р.В.Захаров, А.А.Климов, И.В.Смирнова и др.), методические разработки развития творческих способностей детей в хореографии (Н.И. Бондаревская, Е.В.Горшкова, Л.Е.Пулеева, Н.И.Янаева и др.).

База исследования: ансамбль эстрадного танца «Грация». В экспериментальной работе приняло участие 40 человек детей в возрасте от 6 до 9 лет, которые были поделены на контрольную и экспериментальную группу по 20 человек в каждой.

 Работа имеет традиционную структуру и состоит из трех глав. В первой и второй главе представлены теоретические основы исследования художественного образа в хореографии как средства развития творческих способностей младших школьников. В рамках проведенного исследования было установлено, что развитие творческих способностей является актуальной задачей современной психолого-педагогической науки, для решения которой зачастую используют разнообразные средства искусства. Анализ научных и методических работ в области обучения хореографии показал, что процессу развития творческих способностей старших дошкольников и младших школьников посредством создания художественного образа в танце уделяется недостаточно внимания: отсутствуют конкретные методики, не систематизированы методы и приемы и пр. 

Одним из главных условий развития у детей творческих способностей в танце является осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности, овладение языком пантомимических и танцевальных движений, умение с их помощью выражать отношение, настроение свое собственное или изображаемого персонажа, умение связывать язык движения в «речевые» построения, включая их в контекст танца. Важной составляющей этого процесса является необходимость учить школьников простейшим приемам композиции танца. Детским «композиционным» или сочинительским творчеством в танце может называться создание новых (т.е. не известных детям по обучению) музыкально-пластических, танцевальных образов, которые воплощаются посредством языка движений и оформляются в более или менее целостной танцевальной композиции. 

Для формирования и развития у школьников музыкально-двигательного творчества чрезвычайно благоприятен сюжетный танец. Привлекательность сюжетного танца обусловлена его особенностями: образным перевоплощением исполнителей, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой в соответствии с сюжетным развитием. Благодаря этим особенностям в нем создается своеобразная игровая ситуация, побуждающая детей к творчеству, и, следовательно, способствующая его развитию.

Экспериментальное исследование развития творческих способностей детей младшего школьного возраста посредством создания художественного образа в хореографии проходило на базе ансамбля эстрадного танца «Квартал Вдохновения». В экспериментальной работе приняло участие 40 детей в возрасте от 6 до 9 лет, которые были поделены на контрольную и экспериментальную группу по 20 человек в каждой.

Экспериментальное исследование включало три этапа: констатирующий; формирующий; контрольный.

На этапе констатирующего этапа эксперимента был изучен   первоначальный уровень развития творческих способностей детей.

Для этого были подобраны диагностические задания, критерием отбора которых было наличие возможности передать определенный образ посредством выразительных танцевальных средств (жеста, мимики, пантомимики, поз, движений и пр.) и игры воображения: "Расскажи без слов", "Несуществующие животное", музыкальное упражнение "Листья",  "Полет шмеля" и др.

 Для определения уровня развития творческих способностей в хореографии были выделены критерии, адаптированные к теме исследования: самостоятельность выполнения; использование разнообразных жестов, поз, мимических выражений, движений при передаче образа; раскованность в движениях; эмоциональность исполнения; быстрота воплощения образа.

На основе выделенных критериев были разработаны следующие уровни развития творческих способностей: оптимальный (высокий) уровень, достаточный (средний) уровень и допустимый (низкий) уровень.

Для первоначального определения уровня развития творческих способностей старших дошкольников и младших школьников посредством создания художественного образа в хореографии была проведена диагностика уровня сформированности творческих способностей младших школьников. Ее результаты показали, что у детей недостаточно развиты творческие способности передачи образа.

В рамках работы нами была разработана поэтапная организация обучения детей воплощению художественного образа в танце, построенной на принципе постепенного усложнения заданий. В работе с детьми нами использовались разнообразные задания, направленные на овладение средствами танцевальной выразительности (задания-аналогии, задания на формирование умений интерпретировать и импровизировать с танцевальной лексикой и пр.). Для достижения наиболее высоких результатов организованно сотрудничество с родителями в процессе развития творческих способностей детей посредством создания художественного образа в хореографии.

Сравнение результатов контрольной и экспериментальной групп показывает, что у детей экспериментальной группы результаты лучше после проведенной работы, т.к. значительно повысился оптимальный уровень и пропал допустимый. В контрольной группе изменения не значительны. Таким образом, результаты повторной диагностики показали эффективность проведенной работы.

 Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:

· в практической деятельности в качестве педагога-хореографа хореографического ансамбля «Квартал вдохновения» г. Балаково;

· участием в конференциях и публикацией статей; 

· участием в конкурсах и олимпиадах.  

 



2019-08-13 168 Обсуждений (0)
ДНЕВНИК СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ДНЕВНИК СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (168)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)