Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие референтной группы



2019-08-13 191 Обсуждений (0)
Понятие референтной группы 0.00 из 5.00 0 оценок




В настоящее время в западных фирмах при комплек­тации подразделений часто практикуется выбор партнеров сле­дующим образом. Человеку дают некоторое время общаться с определенным кругом лиц. Затем его просят выделить так на­зываемые референтные группыили отдельные личности, с которыми он предпочитает общаться, чьи нормы поведения, взгляды и интересы принимаются в качестве эталонных. И самое главное - с кем опрашиваемый стремится сотрудничать. Методами социографии выявляют людей симпатичных, антипа­тичных и безразличных для каждого члена группы. Таким обра­зом, выявляют лицо, которому отдано наибольшее число голосов (потенциальный лидер); лиц, с которыми сотрудничать мож­но (основной состав) и «изгоев», с которыми никто не хочет и не будет сотрудничать. Последних не рекомендуется включать в коллектив. В крайнем случае, им можно предоставить свобод­ный график, работу вне офиса или работу на дому. Обычно значимые результаты достигаются в группе 5-15 человек.

Однако, социографический метод достаточно субъективен. Например, может быть образована иллюзорная референтная группапо ряду причин. Во-первых, в случае утечки конфиден­циальной информации коллектив может быть расколот конфлик­том. Во-вторых, лидером в результате опроса становится не самый походящий с точки зрения интересов дела, а самый по­пулярный человек. В-третьих, выбранный лидер должен субор­динационно измениться, став начальником, что может вызвать бурное отторжение в результате разочарования выбравших его. Кроме того, лидер, оказавшийся рангом ниже, может затаить обиду на весь коллектив, ибо не знает, кто именно предпочел ему другого. Таким образом, реальная референтная группане всегда может сложиться.

12. Место взаимодействия в структуре общения.

В процессе совместной деятельности и общения между людьми возникает контакт, который обусловлен индивидуальными особенностями субъектов, спецификой ситуации, преобладающими стратегиями поведения, возможными противоречиями. Установление такого контакта называется интеракцией. Интерактивный аспект общения включает многообразные проблемы взаимодействия людей. В процессе интеракции происходит развитие личности, при этом действия каждого индивида всегда ориентированы на другого и зависят от него.

По Н. Н. Обозову, Т. Шибутани – продуктивность общения во многом определяется совместимостью субъектов.

Психологическая совместимость в социальной группе – это осуществление взаимодействия в отсутствии психологического напряжения и при максимально возможной взаимозаменяемости и взаимодополняемости. Экспериментально установлено, что наиболее совместимы:

1) люди, испытывающие высокую потребность в общении;

2) эмоциональные, аффективные лица, предпочитающие иметь дело с себе подобными;

3) субъекты с сильной нервной системой, склонные к общению с людьми со слабой нервной системой;

4) лица с разным практическим интеллектом. На эффективность взаимодействия влияют социальные качества человека. А. Б. Добрович в качестве наиболее значимых таких качеств выделяет следующие: интроверсия – экстраверсия, мобильность – ригидность, доминантность – недоминантность.

Процесс взаимодействия состоит из функциональных единиц взаимодействия (акты, действия). Впервые изучил Д. Мид. Действие состоит из четырех фаз: побуждения (первых стимулов к общению), уточнения ситуации (восприятия другого человека, ситуации и информации), непосредственного действия, завершения.

Функциональная единица общения называется трансакцией. Понятие введено Э. Берном. Представляет взаимодействие двух эго-состояний индивидов, где под эго-состоянием понимается способ существования Я-субъекта. Выделяются три основных эго-состояния: взрослый, ребенок, родитель. Опираясь на теорию трансактного анализа Э. Берна, можно изучать закономерности общения людей.

В различных ситуациях человек может вести себя по-разному. Различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный, гуманистический.

Ритуальный – задан культурой. Его цель – подтвердить свое присутствие в данной культуре, ситуации, заявить о компетенции и т. п.

Манипулятивный – состоит в желании управлять, обучать, оказать влияние, навязать свою точку зрения.

Гуманистический – его целью является не изменить другого, а изменить представления обоих партнеров относительно объектов взаимодействия. Подробно исследуется в работах К. Роджерса.

13. Роли и ролевые ожидания в общении.

Впервые понятие социальной роли было предложено американскими социологами Р. Линтономи, Дж. Мидом.

Каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей.

Сама по себе социальная роль не определяет деятельность и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие – только неформальные; третьи могут сочетать в себе формальные и неформальные отношения.

В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности.

Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет.

Социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын и т. д.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный и т. д.), многие из них определяются индивидуальными особенностями человека..

Гармония прав и обязанностей предполагает оптимальное выполнение социальной роли, любой дисбаланс в этом соотношении может свидетельствовать о том, что социальная роль не совсем усвоена.

Социальная роль имеет два аспекта изучения: ролевое ожидание и ролевое исполнение. Влияние социальной роли на развитие личности велико.

Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

Ролевой конфликт – ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями.

Ситуация ролевого конфликта вызывается тем, что индивид оказывается не в состоянии выполнять предъявляемые ролью требования.

В ролевых теориях принято выделять конфликты двух типов: межролевые и внутриролевые. Анализ внутриролевого конфликта выявляет противоречивые требования, предъявляемые к носителям одной роли разными социальными группами. Классическим в данной области считается исследование М. Комаровской, которое было проведено среди студенток одного из американских колледжей.

Результаты исследования показали противоречивость ожиданий требований, предъявляемых к студенткам колледжа со стороны родителей и студентов колледжа.

К межролевым относят конфликты, вызываемые тем, что индивиду одновременно приходится исполнять слишком много различных ролей и поэтому он не в состоянии отвечать всем требованиям этих ролей, либо потому, что для этого у него нет достаточно времени и физических возможностей, либо различные роли предъявляют ему несовместимые требования. Когда речь идет о межролевых конфликтах, в качестве примера чаще всего приводится маргинальная личность.

Ролевые конфликты являются частым явлением.

Это объясняется сложностью общественных отношений, возрастающей дифференциацией социальной структуры и дальнейшим разделением общественного труда.

14. Виды социальных взаимодействий.

·  случайные (социальные контакты) – не планируются и не повторяются (вопрос случайного прохожего как пройти к БГЭУ). Социальный контакт не предполагает продолжения или последствия: если объект (субъект) связи не нравится, его можно заменить другим;

· повторяющиеся – не планируются, но имеют место время от времени (встреча с соседом из другого подъезда);

· регулярные – не планируются, но очень распространены, возникает вопрос, если взаимодействие не имеет место (ежедневная встреча с знакомым студентом другого факультета);

· нормированные – планируются и регулируются традицией или законом (трудовые и семейные отношения, учебный процесс в вузе), всегда вызывают вопрос, если не случаются (студент прогулял занятие).

В зависимости от того, каким образом осуществляется контакт между взаимодействующими людьми или группами, выделяют четыре основных вида социального взаимодействия:

§ физическое;

§ вербальное, или словесное;

§ невербальное (мимика, жесты);

§ мысленное, которое выражается только во внутренней речи.

Три первых относятся к внешним действиям, четвертое — к внутренним действиям. Всем им присущи следующие свойства: осмысленность, мотивированность, ориентированность на другого человека.

Виды социального взаимодействия:

А) Сотрудничество. Оно направленно на полное удовлетворение партнёрами по взаимодействию своих потребностей и стремлений. Здесь реализуется один из мотивов приведённых выше: кооперация, либо конкуренция.



2019-08-13 191 Обсуждений (0)
Понятие референтной группы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие референтной группы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)