Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теории психического развития.



2019-08-13 407 Обсуждений (0)
Теории психического развития. 0.00 из 5.00 0 оценок




Возрастная психология изучает развитие человека.

 

Ильин Иван Александрович. Философ писатель публицист. Нельзя хвататься за тело в определении возраста. Умение жить не приходящими ценностями, а ценностями от века и навека. Труднее всего быть человеку честным перед самим собой, уметь выслушивать себя. Есть приемущества каждого периода жизни.

 

Возрастное развитие: факторы, закономерности, теории.

- Факторы и закономерности психики?

-Переодизации возрастного развития? Однофакторные теории развития личности.

 

Теории возрастного развития: биологизаторское, социогизаторское направления.

Биологизаторское – теория созревания. Человек как существо биологическое, всё заложенно от рождения, наследственность определяет весь ход развития человека. Темп развития, предел, многое ли сможет достигнуть. Истоки этого направления идут от нативизма. Нативизм – учение о развитии обусловленном наследственными факторами.

Социогизаторское направление: Ребёнок появляется на свет с душой, чистой, как белая восковая доска. И на этой доске воспитатель может написать всё что угодно и ребёнок не отегащён наследственность, и он выростит таким, каким его хотят видеть взрослые.

Теорея конвергенции двух факторов – Вильям Штерн. 2/3 – природа 1/3 – социальные факторы.

Лев Семёнович Выгодский. ( Советский психолог, основатель культорно исторической теории личности ) Выдвинул предложение о ведущей роли обучения, психологическом развитии. Так же писал о том, что развитие психики не может рассматриваться в не социальной сриде. И не может рассматриваться в не обучение. Высшие психические функции, сначало формируються в совместной деятельности , а потом переходят во внутренний план. Каждая психическая функция формируется в совместной деятельности со взрослым человеком, в процесе обучения и вот когда она сформировалась она находиться «в зоне ближайшего развития». Обучение должно ориентироваться в зону ближайшего развития. По мнению Выгодского обучение ведёт за собой развитие. Он установил 4 основные закономерности детского развития. 1. Цикличность. 2. Неравномерность развития. ( разные стороны развиваються не равномерно и не пропорционально.   3. Метомарфозы. ( переход из одной формы в другую. 4. Сочитание эвалюции и деградации. Выготский ввёл понятие социальная ситуация развития. Специфическое для каждого возраста отношение между ребёнком и социальной средой. В каждом возрасте своя социальная ситуация развития. Это приводит к новообразованию. Он выделял стабильные и кризисные стадии развития. Стабильные периоды составляют большую часть детства.

Теории психического развития.

Все теории можно разделить на основании того, сколько факторов определяют это развитие. Выделяют две группы. Однофакторные и многофакторные.

Однофакторные теории развития. Теория рекапитуляции. Эта идея заимствона из эмбриологии и принадлежит Стенли Холлу. Эмбрион по его мнению или человеческий зародош во время своего внутриутробного существования проходит путь от простейшего двухклеточного организма до человека. Развитие человека повторяет эвалционный процесс. Геккель сформулировал закон: онтогенез представляет собой сокращённое повторение филогинеза. Филогинез – историческое развитие вида. По мнению Штерна ребёнок в первые месяцы находиться в стадии млекопитающего. Во втором полугодии достигает стадии высшего млекопитающего – обезьяны. 6-7 достигает развитие первобытных народов, начиная с поступления в школу узнаёт развитее человеческой культуры. После подростковый возраст – средневековье. И лишь к зрелости – уровень культуры нового времени. Павел Петрович Блонский смена и появление зубов. И детство он разделил на 3 эпохи: 1. Беззубое детство. 2. Детство молочных зубов. 3. Детство постоянных зубов.

Дополнение: Теория личности. Изучают её персонологи. Персонолог – человек, который изучает личность. Теория личности – это чательно выверенные или гипотезы о том что представляют собой люди, как они себя ведут, и почему они поступают именно так а не иначе. Теории объясняют поведение людей и предсказывают.

КОМПОНЕНТЫ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ:

- структура личности ( ид, эго, супер - эго) – неизменные хар-ки личности, которые формируют человека.

- мотивация – почему мы поступаем так, или иначе;

-  развитие личности – как происходит?

-психопатология – изучение и объяснение причин ненормального поведения людей;

- психическое здоровье – критерии оценки здоровой личности;

- изменение личности с помощью терапевтического воздействия(сновидения, анализ свободных ассоциаций).

Название теории личности – психодинамическая теория личности по Фрейду. В психике он видел 3 уровня: сознание, предсознательное, бессознательное. Предсознательная: доступная память. Это те знание которые в данный момент вам не доступны и не интересны, но вы их легко можете восполнить. Бессознательное – хранилище примитивных инстинктивных побуждений, плюс эмоции, воспоминания, которые на столько угрожают сознанию.

Структурная модель психики: Эго и суперэго. Вид – оно означает только примитивные инстинктивные и врождённые аспекты личности, фонкционирует только в бессознательном.

Фрейд прослеживает одну прямую линию, линию психосексуального развития. 1. Генетическая предпосылка. Основной фундамент личности закладывается в возрасте до 5 лет. Человек рождается с определённым количеством сексуальной энергии ( либидо ). Которое потом проходит через несколько несколько психо-сексуальных стадий. Фрейд первый кто рассмотрел ребёнка в системе семейных отношений. Учитывал пол в возрастном развитии. Три прниципа: изменение структура личности. Значимые эрогенные зоны меняются от стадии к стадии. В конце они начинают работать сообща. Изменение объекта, которое удовлетворяет сексуальную потребность ребёнка. Фрейд понимал сексуальное не только в уском смысле слова. Фрейд ввёл сосание пальца!!!!!!!!!!!!!! 

Название стадии Возротсной период Зона сосредоточения липидов Задачи и опыт соответствующие данному уровню развития
Оральная 0-12 месяцев Рот ( сосание, кусание жевание ) Отвыкание от груди или бутылки.
Анальная От года до трёх Анус удерживание или выталкивание фикалий, он от этого получает удовольствие. Приучение к туалету самоконтроль.
Фаллическая От трёх до 6 лет Половые органы, мастурбация. Рождается суперэго.
Латентная От 6 до 12 лет Замирание сексуальной активности, накопление знаний. Сексуальное бездействие. Расширение социальных контактов со сверстниками.
Генитальная Половое созревание Половые органы. Установление интимных отношений, влюблённость. Внесение трудового вклада в общество.

 

Фрейд много писал о тревоги. Он считал что тревога – это следствие не одыкватной разрядки энергии липида. Существует реалистическая тревога. И бывает невротическая тревога. Моральная тревога.

Защитные механизмы эго:

1. Вытеснение – это когда нежелательные импульсы не допускаются до сознания.

2. Проекция – это когда человек приписывает другим свои неприемлемые желания.

3. Замещение – когда чувства переадресуются тому, кому они не предназначались.

4. Рационализация – защитный механизм нахождения своим промахам оправдания.

5. Отрицание – Отрицает объективные факты.

6. Сублимация – форма при которой импульсы ид направляются на социально приемлемую активность. ( единственно здоровая стратегия по Фрейду )

Эрик Эриксон. Периодизация развития личности. Положил в основу своей теории сексуальное и социальное отношение между людьми. Его теория называется эго теория личности. Он ученик Фрейда и продолжатель его идей, хотя он отошёл от него по 4 важнейшим пунктам.

1. Главная структура личности – эго, а не ид как у Фрейда.

2. Важность исторических условий в развитии эго ребёнка.

3. Его теория охватывает всё жизненное пространство индивидуума.

4. У них различные взгляды на природу и разрешение психо-сексуальных конфликтов.

Эриксон принимает Фрейдовскую систему личности. Ид, эго и супер-эго. Оба персонолога сходятся в том, что все стадии личности предопределены, и порядок их прохождения являются неизменными. По Эриксону человек на протяжение своей жизни проходит 8 стадий развитии, у Фрейда их было 5. Каждая стадия наступает в нужное время. Для каждой стадии характерен свой тип конфликта. И подобные кризисы неизбежны. И человек может выбрать один из двух путей выхода из кризиса. Основная стадия у него 5, приобретение идентичности. А то есть сборки себя.

 

 

Стадии развития Эрика Эриксона.

Номер стадии 1 2 3 4 5 6 7 8
Название стадии. Орально – сенсорная. ( младенчество) Мышечно анальная Локомоторно-гинетальная. ( дошкольный возраст ). Латентная. ( школьный возраст. Подростковая или отрачество. Ранняя зрелость. Средняя зрелость. Поздняя зрелость
Возраст 0-1 первый год жизни ребёнка От 1 – до 3 лет. От 3 до 6 лет. От 6-12 лет. 12-19 лет От 20-25 лет. От 26-60 От 65 лет
Психо-социальный кризис. Базальное доверие или базальное недоверие. Автономия или стыд и сомнение. Конфликт между инициативной и виной. Трудолюбие ( компитентность ) – неполноценность. Идентичность, становление идентичности – ролевое смешение Интимность – изоляция. Продуктивность- застой. Интеграция или целостность личности – застой.
Радиус значимых отношений. Мать или замещающие её лицо. Семья родители. Семья все. Школа и соседи. Группа сверстников. Друзья и любимые. Профессия, родной дом Люди
Базовая сила ( сильная сторона ). Надежда. Воля Намерения. Компетентность. Верность Любовь Забота Мудрость
Результат прогрессивного развития. Энергия и жизненная радость. Независимость Целеустремлённость. Овладение знаниями умениями и привычки. Самоопределение, преданность и верность. Сотрудничество и любовь. Творчество. Мудрость.
Патологии. Может возникнуть замкнутость. Появляется принуждение Тормножение Инерция.   Отрицание Исключительность. Неприятие окружающей среды. Принебрижения.

 

 



2019-08-13 407 Обсуждений (0)
Теории психического развития. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теории психического развития.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (407)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)