Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Базовые понятия. Основные идеи.



2019-08-13 177 Обсуждений (0)
Базовые понятия. Основные идеи. 0.00 из 5.00 0 оценок




Особенности подхода

Адлер Альфред (7.02.1870, Вена - 28.05.1937, Абердин, Шотландия) - австрийский психолог, один из ведущих деятелей психоаналитического - направления. В 1895 г. защитил докторскую диссертацию по медицине в Вене. С 1902 по 1911 г. входил в Венское психоаналитическое общество, с 1911 г. предпринял попытку создания своего варианта психоанализа, что послужило основанием разрыва с З. Фрейдом.

В его индивидуальной психологии - в центре внимания стоит проблема целеориентированности поведения - человека, осмысленности жизни, возникновения комплекса неполноценности - и компенсаторных и сверхкомпенсаторных механизмов.

Оказал существенное влияние на гуманистическую психологию, ряд исследований в области детской и клинической психологии и дефектологии.

Иногда этот психотерапевтический подход описывается среди динамических психотерапий, иногда – когнитивных, представители гуманистического и экзистенциальнеого направлений видят его среди родоначальников этих подходов.

Альфред Адлер, отойдя от предшествующей традиции и терапевтической техники психоанализа, разработал и применил новые концепции психологической помощи.

Адлер особо подчёркивал, что рассматривает индивидуум включённым в общество. Он утверждал, что человек стремится к совершенству, что является творческим и самоопределяющимся, а потому ответственным за свои поступки единым целым. В этих пунктах, а так же в отрицании всеобъемлющей роли сексуального в жизни - его различия во взглядах с Фрейдом.

 

Базовые понятия. Основные идеи.

 

Большинство положений индивидуальной психологии Адлера развивались как антитезисы теории Фрейда:

1. Индивидуум как единое и самосогласующееся целое.

2. Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству.

3. Индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое.

4. Социальная принадлежность индивидуума. Адлеровское целостное видение природы человека было всеобъемлющим. Он понимал человека не только как целостную систему взаимосвязей, взятую в отдельности, но также как интегральную составную часть больших систем - семьи, сообщества:

1. Адлер, вводит понятие “комплекса неполноценности” - формирующееся еще в детстве "чувство неполноценности", возникающее в результате различного рода неблагоприятных условий для развития личности. Неблагоприятные ситуации детства, среди которых Адлер особо выделяет неполноценность органов, чрезмерно балующее воспитание, чрезмерную опеку, отвержение со стороны родителей и жестокое обращение в семье, которые способствуют перерастанию чувства недостаточности в комплекс неполноценности.

 

Комплекс неполноценности — теоретическое понятие в индивидуальной психологии А. Адлера, обозначающее энергетический потенциал психической активности, вызванный переживанием каждым человеком в раннем детстве ощущения собственной недостаточности.

 

А. Адлер считал, что комплекс неполноценности. оказывает исключительное влияние на формирование личности и всю ее жизнедеятельность. По А. Адлеру, стремясь самоутвердиться (социализироваться) среди других людей, индивид пытается преодолеть ("компенсировать") свою реальную или мнимую неполноценность путем стимуляции творческих возможностей, активизации деятельности в других сферах и порой достигает исключительно высоких результатов вследствие формирования и срабатывания механизма "сверхкомпенсации".

2. В основе всей человеческой деятельности Адлер усматривал стремление к превосходству, реализуемое через механизм компенсации первичного чувства неполноценности.

При чрезмерном развитии чувства неполноценности требуется мощная компенсация - стремление к власти и подавлению других. Двойственная роль стремления к превосходству: негатиное выражение – когда способ разрешения жизненных проблем направлен на достижение личного превосходства и никак не учитывает жизнь общества. Позитивное стремление к превосходству - когда человек, стремясь к превосходству, действует в согласии с общественными интересами, его действия приносят пользу и его активность конструктивна.

Адлер рассматривал стремление к превосходству (достижение наибольшего из возможного), как главный мотив в своей теории.

3. Другой движущей силой развития личности является

социальный интерес, определяемый Адлером как стремление к сотрудничеству с другими людьми для достижения общих целей.

 

Социальный интерес имеет врожденные задатки, но окончательно формируется в ходе воспитания.

Степень выраженности социального интереса является показателем психического здоровья, его недоразвитие может стать причиной неврозов, наркомании, преступности и др. социальных и психопатологических отклонений. Недостаточно развитое чувство общности является эквивалентом ориентации на бесполезную жизнедеятельность.

4. Адлер также вводит понятие "жизненный стиль". Все проблемы могут быть поняты как ошибочно выбранные формы поведения. Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, вырабатывая свой уникальный стиль жизни, в рамках которого они стремятся к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство. Стиль жизни личности складывается у ребенка в первые четыре-пять лет жизни и наиболее отчетливо проявляется в ее установках и поведении, направленном на решение трех основных жизненных задач: профессиональной, сотрудничества и любви.

Неправильным стилем жизни является эгоцентрический, основанный на ложных целях и неправильных представлениях\. связанных с чувством неполноценности. чувство неполноценности может быть обусловлено врожденными физическими или психическими дефектами\. а также семейной атмосферой: избалованностью родителями или отверженностью.

Адлер полагал, что стиль жизни создается благодаря творческой силе индивидуума; определенное влияние на его формирование оказывает также порядковая позиция в семье. Адлер различал четыре порядковые позиции: первенец, единственный ребенок, средний ребенок и последний ребенок в семье.

5. Важную роль в индивидуальной терапии играет цель жизни человека, которая определяет направление всех его поступков и побуждений. Понимание цели жизни делает для нас возможным понимание скрытого смысла, лежащего в основе различных разрозненных действий, так как мы начинаем видеть их частями единого целого. Цели отчасти выбираемы, отчасти формируются бессознательно под влиянием и впечатлением детства, обусловленными средой, в которой он растёт. Представление об идеальном состоянии, то есть цели, вероятно, формируется в первые месяцы жизни человека.

Адлер о роли самых первых впечатлений детства: младенческие впечатления определяют направление, в котором развивается ребёнок, а так же то, как он будет реагировать на жизненные трудности.

Адлер вывел зависимость характера человека от порядка его рождения.

Невроз – это естественное психическое развитие индивидуума,

o сравнительно неактивного,

o эгоцентрически стремящегося к превосходству,

o и потому имеющего задержку в развитии социальног интереса.

Адлер считал, что люди руководствуются социальным интересом т.е. «ощущением собственной причастности к социальному целому заинтересованностью со стороны других людей равно как и потребностью и желанием внести свой вклад во всеобщее благоденствие» (С orsini & Wedding 1995 p . 441) Адлер считал что сознательные аспекты поведения в большей мере чем бессознательные определяют развитие личности.



2019-08-13 177 Обсуждений (0)
Базовые понятия. Основные идеи. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Базовые понятия. Основные идеи.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (177)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)