Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Частные    позиции  личности



2019-08-13 284 Обсуждений (0)
Частные    позиции  личности 0.00 из 5.00 0 оценок




(ценностные  отношения к определенным областям действительности)

 

 

 


(ценностные отношения к отдельным социальным явлениям)

Конкретные позиции личности

             
   

 

 


конкретные проявления качеств личности

             
     

 

 


конкретные проявления качеств личности

(поступки воспитанников в конкретных ситуациях)

 

Итак, на вершину иерархической структуры вынесена позиция личности воспитанника. Ее становление происходит на всех этапах онтогенетического развития ребенка, меняются только значимые для него явления социальной жизни, к которым формируется его ценностное отношение.

На первом ярусе дерева целей – частные позиции личности, т.е. ценностные отношения воспитанника к важным компонентам социальной действительности: Отечеству, человеку, человеческому труду, прекрасному. Необходимо отметить, что выделение областей действительности происходит с ориентацией на общечеловеческие ценности.

Второй ярус дерева целей воспитания образуется конкретизацией каждой из частных позиций личности, т.е. ценностным отношением воспитанника к более узким социальным явлениям (см. схему).

Сложная картина целей воспитания наблюдается на следующем ярусе, к которой следует отнести конкретные качества личности.

Необходимо выделение и яруса конкретных проявлений качеств личности как поведенческих позиций личности. В данном случае имеются в виду поступки и действия воспитанников в конкретных ситуациях. На этом ярусе дерева целей правомернее говорить не о целях воспитания, а о задачах. Вслед за А.Н.Леонтьевым цель необходимо связывать с проектированием деятельности, а задачу с осуществлением действий по реализации цели: «Задача – это и есть цель, данная в определенных условиях» (Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1977. – с. 107). Поэтому необходимо считать, что воспитатель при планировании работы ставит воспитательные цели вне зависимости от их общности, а при реализации плана эти цели становятся задачами организуемой им воспитательной деятельности. Но важно отметить, что задачи вне зависимости от их конкретизации, свою оптимизационную функцию выполняют только при соотнесенности с общей целью. Когда же задача абсолютизируется, ее значение преувеличивается, воспитательный процесс теряет оптимальный характер. Задачу можно рассматривать как необходимую, но недостаточную ступень на пути к общей цели. Следовательно, структура целей воспитания имеет иерархический характер: важна не только их совокупность, но и соподчиненность.

Своеобразное место в системе целей воспитания занимают промежуточные цели воспитательной деятельности Среди промежуточных целей воспитания особое место занимает формирование воспитательного коллектива. К промежуточным целям относится и формирование у воспитанников умений, необходимых для реализации их самостоятельной воспитательной деятельности.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Уч. пособие. – Ростов-на-Дону, 1999. – Разд 1. - Гл.3, 5.

2. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. – М.,200. – Гл. 3.

3. Караковский В.А. Стать человеком. – М., 1994.

4. Макаренко А.С. Цель воспитания. Метод воспитания//О воспитании молодежи. – М., 1951.

5. Метелягин А. Воспитание на традициях русской культуры//Воспитание школьников. -–1996. - №5.

6. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания//Педагогика. – 1998. - №3.

7. Педагогика/Под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 1998.

8. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: В 2 кн. – М., 999. – Кн. 2.

9. Философский энциклопедический словарь. – М., 1989.

 

Вопросы и задания

 

1. Объясните, почему постановка общей педагогической цели является важнейшей теоретико-методологической операцией.

2. Определите, в каком соотношении находятся цели и задачи воспитания. Выделите факторы, оказывающие влияние на постановку задач воспитания.

3. Изучив предложенную литературу, выделите совпадающие и несовпадающие позиции авторов. Объясните смысл выделенных позиций.

4. На какие ценности, с Вашей точки зрения, важнее ориентироваться в воспитании (общечеловеческие, национальные, индивидуальные, религиозные)? Объясните свою позицию.

 

1.4. Содержание процесса воспитания.

Содержание как философская категория отображает внутреннюю основу существования предмета (явления), побудительную силу, являющуюся источником развития предмета (явления).

По отношению к процессу воспитания содержание воспитания – это внутренняя основа его функционирования и развития.

Из определения воспитания как процесса приобщения воспитанников к системе социальных идей, отражающих те или иные ценности, содержание воспитания можно определить как сконцентрированное выражение системы социальных идей о значимости (ценности) явлений и процессов окружающей действительности, овладение которыми позволяет воспитанникам включаться в освоение и преобразование мира человеческой культуры.

В свою очередь социальные идеи отражают различные виды общественного опыта, который базируется на:

1. системе знаний о явлениях, процессах, объектах окружающей действительности;

2. опыте эмоционально ценностной оценки явлений, процессов, объектов окружающей действительности;

3. опыте осуществления известных способов практической и духовной деятельности;

4. опыте творческого преобразования окружающей действительности.

 

Каждый элемент выполняет определенные функции. Так система знаний позволяет получить представления об окружающей действительности и выступает как ориентир в деятельности и поведении. Опыт эмоционально-ценностной оценки предполагает оценивание личностью объектов, процессов, получаемых о них знаний с точки зрения их общественной и личностно значимой ценности. Кроме того, опыт эмоционально-ценностной оценки регулирует взаимоотношения личности с окружающим миром, направляет ее деятельность.

Опыт существования известных способов духовной и практической деятельности обеспечивает приобретение личностью умений и навыков выполнения познавательной, общественной, трудовой, художественной, спортивной и других видов деятельности , а также умений и навыков поведения по отношению к другим людям и самому себе. Опыт творческого преобразования окружающей действительности обеспечивает проявление воспитанником инициативы, самостоятельности, возможность нестандартного решения возникшей задачи, сложившейся ситуации, создание новых способов деятельности, выработке собственных нравственных эталонов поведения.

Все указанные элементы содержания воспитания взаимообусловлены и взаимодополняют друг друга. Именно они определяют специфику воспитательных задач, которые ставит учитель в реальных ситуациях педагогического взаимодействия с воспитанниками (познакомить…; убедить в необходимости…; показать значимость-ценность; создать условия для проявления чувства гордости, радости, огорчения, негодования и др.; создать условия для возможности оценить значимость, важность, ценность…; показать возможные пути выполнения…; помочь организовать…; создать условия для проявления инициативы, самостоятельности; создать условия для действенного проявления сочувствия, для оказания помощи, поддержки).

 

 

Вопрос о внутреннем наполнении элементов содержания воспитания связан с постановкой частных и конкретных целей воспитания, т.е. формирование гражданской (патриотической, общественной, политической, правовой, интернациональной), нравственной, деловой, эстетической позицией личности и определяет направления воспитательной работы: гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание.

Рассмотрим содержание воспитательной работы по каждому из выделенных направлений.

Сущность гражданской позиции личности заключает, как уже рассматривалось ранее, в ценностном отношении школьника к явлениям общественно-политической жизни, к идеалам общества, в котором он живет.

В словаре современного русского языка под редакцией С.И.Ожегова гражданин определяется, во-первых, как лицо, принадлежащее к населению какого-либо государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными законами этого государства, и исполняющее все обязанности, установленные законами этого государства, и, во-вторых, как человек, служащий Родине, народу, заботящийся об общественном благе. Анализ данных определений позволяет выделить явления социальной действительности, которые в процессе воспитания воспринимаются (или не воспринимаются) школьниками как ценности, т.е. происходит становление системы ценностных отношений.

Для более сконцентрированного выражения направлений воспитательной работы по гражданскому воспитанию представим их в виде схемы (Схема 3)


Схема 3



2019-08-13 284 Обсуждений (0)
Частные    позиции  личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Частные    позиции  личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (284)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)