Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


А слоги составляют слово)     ЗВУК (слово состоит из звуков)



2019-08-13 495 Обсуждений (0)
А слоги составляют слово)     ЗВУК (слово состоит из звуков) 0.00 из 5.00 0 оценок




Т.В. ПЯТНИЦА

ГРАМОТА?

ДА!

Подготовка к обучению грамоте

Детей дошкольного возраста

Часть 1 От автора

Вопрос обучения грамоте детей дошкольного возраста до настоящего времени остается во многом дискуссионным. Следует ли целенаправленно знакомить ребенка-дошкольника с буквами, нужно ли учить в дошкольном учреждении будущего школьника читать и писать? Мнения педагогов бывают противоположными: от «Обязательно!» до «Ни в коем случае!». Бесспорно, специальная подготовка детей 6-7 лет в дальнейшем облегчит им обучение в школе, поможет адаптироваться и подготовит ребенка к успешной учебной деятельности. Но, с другой стороны, неумелое, методически неверное обучение элементам грамоты может повлечь за собой усвоение неправильных приемов чтения и письма, нарекания учителей начальных классов и необходимость переучивания, что может отрицательно отразиться на первокласснике.

Еще более сложно определить содержание обучения грамоте в специальных группах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Многие воспитанники таких групп заменяют акустически и артикуляционно сходные звуки (С-Ш, Р-Л, Ч-ТЬ, Щ-СЬ и др.), не дифференцируют похожие по звучанию слова, искажают слоговую структуру слов, состоящих из нескольких слогов, затрудняются в воспроизведении речевого материала, что свидетельствует о нарушении фонематического восприятия. Многолетний опыт подготовки детей с недоразвитием речи к обучению в школе свидетельствует: дошкольники способны успешно овладеть начальными навыками звукобуквенного анализа и синтеза, что является основой для формирования чтения и письма.

Наиболее эффективным для использования возможностей ребенка в освоении грамоты считается старший дошкольный возраст. Этот период получил название периода «языковой одаренности», в котором ребенок проявляет повышенную восприимчивость к звуковой стороне речи, к звучащему слову.

В основе современных методик начального обучения чтению лежит звуковой аналитико-синтетический метод, т.е. в процессе овладения чтением дети сначала знакомятся со звуком, и лишь потом с буквой. Поэтому пропедевтический этап в обучении чтению направлен на формирование ориентировки в звуковой стороне речи. Цель занятий по подготовке к обучению грамоте в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи – развитие интереса к родному языку, осознание его элементарных закономерностей, превращение речи из средства общения еще и в объект познания, а также развитие умственных способностей дошкольников. Другими словами, занятия по обучению грамоте в дошкольном учреждении – это начальная ступень последующего систематического изучения языка в школе.

 

Основными задачами подготовки дошкольников с тяжелыми нарушениями речи к обучению грамоте являются:

  1. Развитие фонематического восприятия.
  2. Формирование элементарных навыков звукового анализа и синтеза.
  3. Исправление недостатков звукопроизношения.

 Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Т.А. Ткаченко и др. отмечают, что стойкие навыки звукового анализа возможны при опережающем развитии у детей фонематического восприятия, что формирование этих навыков можно проводить на материале только легко воспринимаемых и правильно произносимых звуков.

 

Задачи, реализуемые на занятиях в процессе подготовки к обучению грамоте, можно сформулировать следующим образом:

a знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;

a знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова;

a знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;

a научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета;

a научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу;

a научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога;

a научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.

 

Целью данного пособия является определение содержания и методики формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи. Авторский подход в данном вопросе опирается на традиционную методику формирования элементов грамоты, но наряду с этим требует уточнения некоторых позиций. Кратко его можно представить следующим образом.

a Занятия по обучению грамоте необходимо проводить в русле общего речевого развития ребенка. В содержании занятий должны находить отражение такие языковые явления, как многозначность слова, родственные слова, синонимия и антонимия, ритм и рифма, интонация и т.д..

a При планировании работы необходимо осуществлять тесную связь между различными видами занятий.  Например: на занятии по формированию звуковой стороны речи уточняется артикуляция звука С, проговариваются слова с этим звуком, детей знакомят с буквой С, на занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи дети обогащают словарный запас словами в рамках лексической темы, содержащими данный звук, постигают процессы словообразования и словоизменения, а на занятиях по грамоте – осуществляют звуковой анализ этих слов.

a Предметом изучения на занятиях по обучению грамоте является слово как единица языка, объединяющая звучание и значение. Многолетний опыт практической работы показывает, что для детей важна последовательность изучения основных понятий, таких, как «звук», «слово», «слог», «предложение». На наш взгляд наиболее целесообразным является следующий путь:

                                               СЛОВО

                                                   

                    СЛОГ                                       ПРЕДЛОЖЕНИЕ (предложение состоит

                                                                                                             из слов)

(звуки объединяются в

 слоги,

а слоги составляют слово)     ЗВУК (слово состоит из звуков)

                               

  Такая последовательность изучения позволит избежать смешивания детьми таких понятий и терминов как «слово» и «слог», что встречается довольно часто, а так же позволит детям установить взаимосвязь и взаимозависимость между перечисленными понятиями.

 

 

a На занятиях по обучению грамоте необходимо использовать специальные упражнения по профилактике дислексии и диграфии. Многие исследователи (Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова, Р.И. Лалаева и др.) считают дефекты устной речи ведущей причиной дислексии. Поэтому занятия по подготовке к обучению грамоте должны включать работу по развитию слухового, фонематического и зрительно-пространственного восприятия, развитию всех форм языкового анализа и синтеза. Следует помнить, что у детей, имеющих нарушения устной речи, возможны прогнозируемые трудности в овладении чтением и письмом. Наиболее типичными являются:

- трудности слияния звуков в слоги и слова;

- взаимные замены фонетически или артикуляционно-близких согласных звуков (свистящих – шипящих, мягких – твердых, звонких – глухих);

- побуквенное чтение;

- искажение слоговой структуры слова;

- резко замедленный темп чтения;

- нарушение понимания прочитанного;

- замены букв при письме;

- пропуски согласных звуков (букв) в стечениях;

- слияние двух или нескольких слов в одно слово;

- стойкие орфографические ошибки.

Из сказанного выше видна огромная роль занятий по обучению грамоте в дошкольном учреждении в предупреждении дислексии и дисграфии при овладении ребенком письменной речью.

a Детям с нарушениями речи для успешного усвоения грамоты необходимы эффективные вспомогательные средства. Такими универсальными средствами, на наш взгляд, являются зрительные символы гласных и согласных звуков (Т.А. Ткаченко, 2000) и традиционные звуковые схемы слов, выполненные из цветных квадратов-фишек. В отличие от буквы, символы легко ассоциируется дошкольниками со звуками родного языка. Они обеспечивают многоаспектное восприятие – сочетание зрительных, слуховых, кинестетических, мышечных ощущений в процессе работы над звуками. Схемы слов позволяют моделировать процесс чтения, осуществляя его в облегченном, занимательном, игровом варианте.

a На занятиях по обучению грамоте необходимо предлагать детям упражнения и задания для подготовки руки к процессу письма. Это могут быть графические игры и графические задания, которым предшествует гимнастика для пальцев. Пальчиковая гимнастика в данном случае – это самые простые упражнения, основанные на сгибании и разгибании пальцев, сжимании кисти в кулак, постукивании пальцев по поверхности стола. Цель таких упражнений – укрепить мышцы кисти, снять их излишнее напряжение, исключить дрожание руки. В результате выполнения графических упражнений дети учатся: а) свободно регулировать движения по размаху, направленности, степени нажима на карандаш, по ритму; б) ориентироваться на листе бумаги; в) воспроизводить линии различных конфигураций безотрывным движением руки. Не следует предлагать детям прописывать элементы букв или сами буквы, мелкие графические элементы, т.к. это требует высокой точности выполнения и огромных волевых усилий со стороны ребенка.

Необходимо широко использовать штриховки, обведение контуров предметов. Прописывание на линии группы контурных изображений предметов (сливы, яблоки, желуди и др.) формирует навык соблюдения строки, удержания размера фигуры, тиражирования изображения. Все это будет необходимо в школе при написании букв в тетради. Важно, чтобы каждое графическое упражнение имело свое название « Гирлянда на елку», «Узор из листьев», «Пропеллеры» и т.д. Такое образное соотнесение позволяет детям за линией, контуром видеть предмет, развивает фантазию, творчество, делает сложную кропотливую работу по формированию графических навыков интересной и привлекательной для дошкольника.

a В занятия по обучению грамоте следует включать элементы имаготерапии и ее разновидности – куклотерапии. Учитывая сложность предлагаемого дошкольникам материала, использование такого понятного и знакомого детям образа – куклы, повышает интерес дошкольников к занятию, стимулирует их внимание и работоспособность. В предложенных методических сценариях занятий введен сказочный персонаж Карандаш. Именно этот герой ассоциируется с понятием «грамота», «письмо». Его функции на занятии различны: знакомит детей с новым материалом, играет с ними в дидактические игры, допускает «ошибки», которые дети с удовольствием исправляют, создает повышенный эмоциональный фон, настроение.

a На занятиях по обучению грамоте следует уделять особое внимание интонационной выразительности речи. Важно научить дошкольника выделять интонационно звук в слове, слово в предложении. Формирование мелодики речи, навыков постановки логического ударения, умение управлять темпом и ритмом речи позволит заложить основы выразительного чтения, научит ребенка выделять значимую информацию, точно передавать в речи свои мысли и чувства.

 

В предлагаемых конспектах не нашло отражение такое направление работы по обучению грамоте, как знакомство детей с буквами. В специальных группах для детей с тяжелыми нарушениями речи учителя-дефектологи еженедельно проводят два занятия по формированию звуковой стороны речи. Содержанием этих занятий является уточнение произношения звуков родного языка, автоматизация звуков, дифференциация звуков, смешиваемых по акустическим и артикуляторным признакам. По мнению автора, именно на такого рода занятиях следует знакомить дошкольников с буквами, соотносить звук с его графическим символом – буквой.

Знание букв дошкольниками не исключает затруднений при их обучении грамоте. Поэтому целесообразно выделить цикл занятий, посвященных формированию навыков звукового анализа и синтеза как основы для овладения процессом чтения и письма. Данному вопросу и посвящено методическое пособие. В нем даются примерные конспекты занятий, включающие весь объем учебного материала и учитывающие требования программ «Пралеска», “Выхаванне і навучанне дзяцей з парушэннямі маўлення” (Мн., 1997), а также требования стандарта дошкольного образования. Каждое занятие структурировано по этапам и видам заданий. Это дает возможность педагогам варьировать последовательность заданий, выбирать из конспектов необходимые виды работы, подбирать материал в соответствии с речевыми и познавательными возможностями детей. Предполагается постепенное усложнение материала, повторение изученного ранее в различной модальности. Задача педагогов – превратить занятия по подготовке к обучению грамоте в интересную занимательную игру, способствующую развитию ребенка.

 

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

 

- формирование языковых представлений

 - развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, фонематических представлений

- развитие слухового восприятия

- развитие  зрительного восприятия и пространственной ориентировки

- развитие интонационной выразительности речи

 - подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев

 - формирование графических навыков

 

Минск 2005

Занятие 1.

 

Тема: Слово.

a знакомить дошкольников со звучащим словом; формировать понятие «слово»; учить детей самостоятельно называть слова; учить различению одушевленных и неодушевленных предметов и постановке вопросов КТО? И ЧТО?; упражнять в дифференциации на слух слов и звуков и подсчете количества сказанных слов.

 

- Ребята, сегодня у нас первое занятие по обучению грамоте.

А что значит «грамота»? (Это умение читать и писать,

правильно излагать свои мысли).

- Где детей учат читать и писать? (В школе)

- Сегодня мы сделаем первые шаги по дороге в школу.

На занятия к нам будет приходить мой помощник – Карандаш.

Он будет играть с вами, будет учить вас. Давайте с ним

познакомимся. Я думаю, что вы с ним подружитесь.

(В роли Карандаша может выступать крупная игрушка,

 картинка с изображением персонажа или маска – нос-карандаш,

которую надевает педагог, перевоплощаясь в персонаж).

 

 

                                                                                                                                  

1. Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки.

- Учиться в школе хотят не только дети. Лесные зверушки тоже хотят в школу. Только они не знают, какая тропинка ведет к лесной школе. Давайте им поможем, ребята.

 

                 

 

            

2. Формирование понятия «СЛОВО»

Детям предъявляется сюжетная картинка «Дети играют во дворе»                                                                 

                                        

- Посмотрите на картинку. Что вы на ней видите? (Дети играют во дворе)

- Дети похожи друг на друга? (Нет)

- Если мама захочет позвать кого-нибудь из детей домой, что она скажет? (Например: Женя, иди домой!)

- Что такое «Женя»? (Это имя мальчика)

- Так зовут всех детей? (Нет, только одного ребенка)

- А как могут звать других детей? (Максим, Надя, Ксения и т.д.)

- Значит, у каждого ребенка есть свое имя. А у вас есть имя? Как тебя зовут? (Спросить всех детей)

- Как зовут твоего соседа?

- Как зовут девочку в красном платье?

- Как зовут самого высокого мальчика в нашей группе?

- Дети, у вас у всех одинаковые имена? (Разные, но некоторые имена могут повторяться).

- У каждого человека есть имя, а у всех предметов, которые нас окружают, есть свое название.

 

 3. Формирование представлений о словах, обозначающих предметы.

Посмотрите, что стоит у меня на столе, и назовите каждый предмет:

       

                         

ЛОШАДКА                     МАШИНА           МИШКА              ЛОПАТА

КОРАБЛЬ                        КУКЛА                КРАСКИ              МЯЧ  и т.д.

 

- А сейчас я буду волшебной указкой дотрагиваться до предметов, находящихся в кабинете, а вы называйте их громко и выразительно.

СТОЛ                    СТУЛ                    ДВЕРЬ                  КНИГА

ОКНО                              ЗЕРКАЛО            ПОЛ                      ЛАМПА и т.д.

- Мы сейчас называли предметы и произносили СЛОВА. Предметов на свете очень много и очень много есть разных слов. Что мы сейчас называли? (Предметы). Что мы произносили? (Слова). Какие слова, из произнесенных нами, вы запомнили?

- Слово можно

 

 СКАЗАТЬ, УСЛЫШАТЬ, ВЫЛОЖИТЬ ИЗ РАЗРЕЗНОЙ АЗБУКИ, НАПИСАТЬ

 

- Послушайте, что я сейчас вам скажу: ЛИСА. Что я сказала? (Вы сказали слово ЛИСА). Какое слово вы услышали?

- Посмотрите на картинки, которые лежат у вас на столе, и тоже назовите слова.

БЕЛКА                 ЗАЯЦ                    МЕДВЕДЬ                       ЛОСЬ и т.д.

 

- Давайте слова, которые называют предметы, будем обозначать таким условным знаком:

 

 


 4. Постановка вопросов Кто? Что? к словам, обозначающим предметы.

- Ребята, к словам, обозначающим предметы, можно поставить вопросы. Можно спросить: КТО? или ЧТО? Если предмет живой, нужно о нем спрашивать КТО ЭТО? Если не живой – спрашивают ЧТО ЭТО? Давайте попробуем разобраться. Я буду показывать картинки, а вы задавайте вопросы КТО? или ЧТО?

                   БАРСУК – кто это?                         БЕРЕЗА – что это?

                   БАБОЧКА – кто это?                          ЛАСТОЧКА – кто это?

                   КАМЕНЬ – что это?                       ПЕСОК – что это?

                   ВОДА – что это?                                 РУЧЕЙ – что это? И т.д.

 5. Развитие интонационной выразительности речи.

- А сейчас поменяйтесь картинками с сидящими рядом и еще раз назовите слова. Как произносить слово: громко, тихо, голосом обычной громкости – будут подсказывать вам мои картинки-сигналы

 

                    

                    Скажи громко  Скажи тихо     Скажи обычным голосом

 

 

 - Что вы сейчас произносили?        СЛОВА

- Давайте поиграем. Я буду произносить слова и звуки, а вы догадайтесь: сказано слово или звук. Если услышите слово, хлопните в ладоши. Кто ни разу не ошибется, тот выиграет!

                   ДЕРЕВО               КУСТ        А                У                ЦВЕТОК

                   М                           О                ВЕТКА     Ж               Р

                   НЕБО                    З                 С                Н                СОЛНЦЕ

 6. Подсчет количества услышанных слов.

- Ребята, с вами хочет поиграть Карандаш. Он будет говорить слова, а мы посчитаем, сколько слов он сказал. Будьте внимательны.

        


ЛЕС – ШАПКА (2 слова)                                   

РУЧКА – РУКА – РУЧЕЙ – РУБАШКА (4 слова)

ЛИНЕЙКА (1 слово)

НОС – УШИ – ГЛАЗА – ЗУБЫ – ГУБЫ (5 слов)

 


 

 - Что сейчас говорил Карандаш? (Слова)

- А кто сам хочет вспомнить и сказать какое-нибудь слово?

- Что вы сейчас говорили? (Слова)

7. Развитие слухового восприятия и слухового внимания. Дидактическая игра «Узнай, что звучит»

- У меня музыкальные инструменты. Как они называются? (Барабан, ксилофон, дудочка, свисток, гармонь). Послушайте, как звучит каждый из этих инструментов, и постарайтесь запомнить. Сейчас я буду за ширмой играть на каком-то из музыкальных инструментов, а вы догадайтесь, на чем я играю. За правильный ответ – приз.

 8. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение «Кулачки»

КУЛАЧКИ МЫ ВМЕСТЕ СЛОЖИМ, ( кулаки прижаты друг к другу)

НАШИМ ПАЛЬЧИКАМ ПОМОЖЕМ

РАЗОГНУТЬСЯ И ПОДНЯТЬСЯ (пальцы постепенно разжимаются, ладони

                                                     прижаты друг к другу и направлены вверх)

 9. Формирование графических навыков. Ориентировка в тетради и на листе (верх листа, низ листа, строчка). Проведение прямых горизонтальных линий.

«ДОРОЖКИ»

 

   

 


                                                                                                 

 

                           

 

Занятие 2.

Тема: Слова, обозначающие названия предметов

a добиваться усвоения детьми понятия «слово»; учить самостоятельно подбирать слова, добавлять недостающее слово в предложении; дать представление о том, что один предмет можно назвать несколькими похожими словами; развивать слуховое восприятие и дифференциацию звуков различной высоты.

 

 1. Формирование понятия «Слово».

- Дети, послушайте, что я сейчас скажу:

       СТОЛ                    ЗЕРКАЛО            ДОСКА                СТУЛ

- Что я сказала? (Слова)

- Посмотрите на картинку и тоже назовите слова. Внимание: не надо описывать картинку, назовите только предметы, изображенные на картинке

             

 

- За каждое названное слово – фишка. Кто победит?

- Давайте посчитаем, сколько слов мы сказали: ЛЕС, ЗИМА, ДЕТИ, УЧИТЕЛЬНИЦА, БЕЛКА…

- Вспомним, каким значком обозначаются слова-предметы.

 

 

 2. Добавление недостающего слова в предложении.

- Я буду читать хорошо знакомые вам стихи, а если я забуду какое-нибудь слово, вы мне его напомните, добавите.

НАША ТАНЯ ГРОМКО … ПЛАЧЕТ

УРОНИЛА В РЕЧКУ … МЯЧИК

ТИШЕ, ТАНЕЧКА, … НЕ ПЛАЧЬ

НЕ УТОНЕТ В РЕЧКЕ … МЯЧ

- Чего не хватало в стихотворении? (Слов)

- Вспомните, какие слова вы мне подсказали.

- Сколько слов вам пришлось добавить? (4 слова)

 

Аналогично проводится работа с текстами стихов А. Барто из цикла «Игрушки»

 

 3. Дидактическое упражнение «Предмет один, а слова – разные»

Предъявляется картинка «Лиса» с предыдущего занятия.

- Ребята, вы видели уже эту картинку и говорили, кто на ней изображен. Кто это? (Лиса)

- Подумайте, а как можно назвать это животное по-другому?

       ЛИСИЦА ЛИСОНЬКА        ЛИСИЧКА           ЛИСКА    ЛИСА-МАМА

- Кто запомнил, какие слова мы сказали про лису?

- Сколько слов мы сказали?

- Видите, ребята: лиса одна, а слов-названий можно подобрать много. Давайте послушаем, похоже ли звучат слова, которые мы подобрали. (Да, они похожи)

- Поиграем. Попробуем подобрать несколько слов-названий к каждому предмету, изображенному на картинке.

 

Картинки Слова
медведь заяц рыба волк медведь, медвежонок, мишка, мишутка и т.д. заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, зайка и т.д. рыба, рыбка, рыбешка и т.д. волк, волчок, волчонок, волчище и т.д.

 4. Отгадывание слова по его определению. Дидактическая игра «Отгадай слово»

 - Отгадайтеслово по описанию. Если вы отгадали правильно, положите   на стол фишку.

       а) человек, который сторожит, охраняет что-либо (СТОРОЖ)

       б) солдат, охраняющий границу (ПОГРАНИЧНИК)

       в) сильная метель, снежная буря (ВЬЮГА)

       г) детеныш собаки (ЩЕНОК)

       д) игрушка для самых маленьких (ПОГРЕМУШКА)

       е) одежда из меха (ШУБА)

- К каким из этих слов следует поставить вопрос КТО? Почему?

- Какой вопрос нужно поставить ко всем остальным словам? (Что?)

- Кто отгадал все слова? Сколько фишек вы собрали? (Спросить у каждого ребенка)

             

   5. Развитие слухового восприятия, дифференциация звуков различной высоты.

- Вспоминайте сказку. Жили в лесу три медведя: медведь-папа Михайло Иванович, медведица-мама Анастасия Петровна и медвежонок Мишутка. Михайло Иванович шел по лесу вот так: ТОП-ТОП-ТОП (произносится низким голосом), Анастасия Петровна шла так: топ-топ-топ (произносится обычным голосом), а Мишутка – топ-топ-топ (произносится высоким голосом). А сейчас послушайте и догадайтесь, кто топает в лесу. (Проговаривание звукосочетания ТОП-ТОП голосом разной высоты)

- Скажите, как топал большой медведь? А Мишутка?

- Шли медведи по лесу, видели много интересных предметов и называли их. Догадайтесь, кто называет предметы по голосу:  

 

              ЕЛОЧКА, гриб, земляника, куст, СОЛНЫШКО, птица, сорока, ДЯТЕЛ и т.д.

 

- Произнесите слова голосом большого медведя, голосом медведицы, голосом медвежонка.

6. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение «Коза»

ИДЕТ КОЗА РОГАТАЯ,

ИДЕТ КОЗА БОДАТАЯ,

НОЖКАМИ ТОП-ТОП,

ГЛАЗКАМИ ХЛОП-ХЛОП.

КТО КАШИ НЕ ЕСТ,

МОЛОКА НЕ ПЬЕТ –

ЗАБОДАЕТ, ЗАБОДАЕТ, ЗАБОДАЕТ!

(Большой и указательный пальцы делают шагающие движения, а указательный и средний - выставлены вперед, как рога. Кулачками стукнуть по столу 2 раза. Выпрямленные и согнутые пальцы обеих рук энергично соединить 2 раза с большими пальцами, затем повторить первое движение)[1]

 7. Развитие графических навыков. Проведение косых линий сверху вниз.

«ДОЖДИК» (Рис. 7)                                                                                  

 

 

    

   

 

 

                                                                                                                                                                                                 

Занятие 3.

Тема: Слова, обозначающие действия предметов

a закреплять представления детей о звучащем слове, о том, что слова могут обозначать и называть действия; упражнять детей в произнесении слов голосом различной громкости.

 

 1. Закрепление представлений о звучащем слове. Дидактическая игра «Магнитофон»

- Вспомните, как называется этот предмет? (Магнитофон)

- Для чего нужен магнитофон? (Чтобы записывать и слушать музыку и речь людей).

- Мы сейчас тоже запишем наши голоса. Я скажу каждому из вас слово шепотом, вы услышите его, запомните и скажите громко, чтобы магнитофон смог записать ваш голос.

 

После прослушивания записи:

- Что вы говорили ? (Слова)

- Послушайте еще раз запись и постарайтесь запомнить все услышанные слова.

- Какие слова вы запомнили?

- Сколько слов записал магнитофон?

- Что обозначало каждое из слов? (Предмет)

 

 2. Формирование представлений о словах, обозначающих действие

- Ребята, сейчас я каждому дам задание. Выполняйте их и отвечайте на мои вопросы. (Задания: РИСУЙ, ХЛОПАЙ, ПРЫГАЙ, БЕГИ, СТУЧИ и т.д.)

- Что ты делаешь? (Вопрос адресуется каждому ребенку)

 

          РИСУЮ ХЛОПАЮ ПРЫГАЮ      БЕГУ           СТУЧУ и т.д.

 

- Что вы сейчас сказали? (Слова)

- Эти слова обозначали предметы? (Нет)

- Слова, которые вы сказали, обозначали ДЕЙСТВИЯ. Это НАЗВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ.

- Подумайте, что еще можно делать?

           

       ГОВОРИТЬ          КРИЧАТЬ            ПИСАТЬ              ЕСТЬ

       РЫЧАТЬ               ПИТЬ                    НОСИТЬ              ДРОЖАТЬ и т.д.

 

- Слова-действия отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? или ЧТО ДЕЛАЛ? Мы будем обозначать их таким значком:

 

 


- Рассмотрите картинки про мальчика Юру. Назовите слова, которые отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? и обозначают действия:

 

      ЗАСТИЛАЕТ        УМЫВАЕТСЯ                ЧИСТИТ               СТОИТ

       ЧИТАЕТ               СИДИТ                            ЗАНИМАЕТСЯ   ОТКРЫВАЕТ

       ДЕРЖИТ и т.д.

                           

           

           

 

 3. Называние слов-действий. Игра с мячом.

- Будем играть. Тот, кому я брошу мяч, должен поймать его, назвать какое-нибудь слово-действие и бросить мне мяч. Выиграет тот, кто вспомнит больше всех слов-действий.

 

 4. Определение предмета по действию. Дидактическая игра «Отгадай слово».

- Я сейчас буду называть слова-действия, а вы догадайтесь, о каком предмете я говорю.

ЖАЛИТ, ЖУЖЖИТ …. пчела

МУРЛЫЧЕТ, ЛАСКАЕТСЯ … ( кошка)

ПРЫГАЕТ, КВАКАЕТ …. (лягушка)

ЛАЕТ, ОХРАНЯЕТ … (собака)

МЫЧИТ, ЖУЕТ … (корова)

 5. Обогащение  глагольного словаря. Дидактическая игра «Подбери пару»

- Подберите к словам, обозначающим действия, пару, обозначающую, что это действие уже закончено.

                   ЧИТАЕТ - ПРОЧИТАЛ

                   ПИШЕТ – НАПИСАЛ

                   РАССКАЗЫВАЕТ – РАССКАЗАЛ

                   ЛОВИТ - …

                   УБИРАЕТ - …

                   ЧИНИТ - …

                   ШЬЕТ - …

                   КЛЕИТ - …

                   СТРОИТ - …

 

 6. Развитие интонационной выразительности речи.

- Ребята, вы знаете, что слова можно произносить голосом различной громкости. Посмотрите на картинки и догадайтесь, кто из этих персонажей говорит ГРОМКО, кто ТИХО, кто ГОЛОСОМ ОБЫЧНОЙ ГРОМКОСТИ, кто ШЕПОТОМ. Поставьте под картинками условные обозначения и скажите 2 слова голосом персонажа (громко, тихо, шепотом и т.д.)

 

ГОРЛО, БОЛИТ (шепотом – мама, беззвучно – доч-

                                                                                                              ка)

УРА, БЕЖИТ (громко)

 

 

ШКОЛА, УЧИТЬСЯ (голос нормальной громкости)

  ХОККЕЙ, ИГРАТЬ (очень громко) и т.д.

             

 

!
Громко Тихо Голосом обычной громкости Шепотом Беззвучно

                                         

- В конвертах у вас на столе лежат картинки, на которых изображены действия. Назовите слова-действия. Каким по громкости голосом произнести слово вам подскажут картинки-символы.

 

7. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение «Ладушки»

ЛАДУШКИ, ЛАДУШКИ!

ПЕКЛА БАБУШКА ОЛАДУШКИ.

МАСЛОМ ПОЛИВАЛА.

ДЕТУШКАМ ДАВАЛА.

ДАШЕ ДВА, ПАШЕ ДВА,

ВАНЕ ДВА, ТАНЕ ДВА.

ХОРОШИ ОЛАДУШКИ

У НАШЕЙ БАБУШКИ.

(Руки лежат на столе. Попеременно показываются то ладонь, то тыльная сторона ладони. Ладонь одной руки накрывает другую. Затем руки поставить на локти, пальцы обеих рук выпрямлены и загибаются по два: указательный и средний, безымянный и мизинец. В завершение показать большие пальцы)

 

8. Развитие графических навыков. Проведение вертикальных линий сверху вниз.

2019-08-13 495 Обсуждений (0)
А слоги составляют слово)     ЗВУК (слово состоит из звуков) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: А слоги составляют слово)     ЗВУК (слово состоит из звуков)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему наличие хронического атрофического гастрита способствует возникновению и развитию опухоли желудка?
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (495)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)