Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Соединенные Штаты Америки



2019-08-14 252 Обсуждений (0)
Соединенные Штаты Америки 0.00 из 5.00 0 оценок




Соединенные Штаты Америки используют три вида СЭЗ: зоны внешней торговли, предпринимательские зоны и технологические парки.

Последние разместились по всей территории США и выступают под общим названием "силиконовые долины" (англ. silicone valleys). Первый в мире научный парк был создан в 1950 г. в США. В 1998 г. их число увеличилось до 170 с территорией от 60 до 260 гектаров. Крупнейшим технопарком США является "Силикон-Вэлли", в котором сосредоточено 20% мирового объема производства компьютеров и другой вычислительной техники.

В рамках экономики Соединенных Штатов существуют два типа технопарков: частные и государственные. Научно-технические парки создаются не с разрешения государственных органов, а в соответствии со сложившейся ситуацией социально-экономического плана (высокий уровень безработицы, неразвитость региона, инфраструктурные неурядицы и др.).

При финансировании технопарков используются различные источники, включая фонды университетов и благотворительных обществ, а также муниципалитетов, федеральных ведомств и министерств, промышленных фирм и собственных средств.

Деятельность технопарков в США ориентируется на представление льготной помощи национальным внедренческим компаниям, главным образом венчурным, изобретателям и ученым, разрабатывающим новые технологии. Эта помощь выражается в предоставлении в аренду производственных и офисных помещений, лабораторного оборудования, консультаций, разработке бизнес-планов, а также содействие в получении займов как одного из источников финансирования создаваемых венчурных компаний. Приоритетным направлением последних является разработка высокотехнологических производств.

Технопарки, сотрудничая с промышленными фирмами, получают возможность непосредственно участвовать в практической реализации идей и результатов исследований, использовать более современное техническое оборудование, привлекать специалистов-промышленников к творчеству и обеспечивать дополнительными заработками профессорско-преподавательский персонал университета, участвующего в технологических разработках.

Промышленные компании, в свою очередь, в результате такого сотрудничества с технопарком имеют возможность привлекать к работе ученых, аспирантов и студентов. В этом случае технопарки генерируют науку с производством, создавая национальную базу высокотехнического производства.

Имеется более 40 крупных районов развития наукоемкой технологии, разбросанных по всей территории США: Силиконовые предгорья, Силиконовый берег, Силиконовое ранчо, Силиконовый рукав и др. Несмотря на различия в названиях, они работают по четырем типам программ:

· техническое содействие, включая доступ к сооружениям и оборудованию;

· помощь кадрами, включая доступ к научному и техническому персоналу;

· коммерческая помощь в виде предоставления лицензий и субсидий на подготовку строительных площадок и сооружений;

· финансовая помощь, особенно в форме доступа к рисковому капиталу, налоговых скидок на научно-исследовательские разработки, ссуд на техническую подготовку персонала, субсидий и займов.

Интенсивное развитие технопарков практически охватило все регионы США. Штаты активно проводят региональные стратегии, направляя деятельность технопарков на укрепление местных отраслей хозяйства. Острое соперничество вызвало к жизни множество полезных программ и идей на базе наукоемкой технологии.

С 1979 г. Массачусетская корпорация развития технологии мобилизовала 50 млн. долл. частных средств и выпустила муниципальные ценные бумаги для финансирования местных фирм в области наукоемких производств. Так возник технопарк, объединивший Массачусетсский технологический университет, промышленные фирмы, включая государственные фирмы, с целью развития новых и расширения использования существующих технологий. В его рамках создано пять центров: биотехнологии, морских исследований, изучения полимеров, фотогальваники и прикладных промышленных технологий.

Для ускорения разработок промышленных технологий и передачи результатов исследований в промышленность Массачусетсской корпорацией в 1987 г был создан Центр прикладной технологии, который на льготных условиях представляет мелким и средним венчурным фирмам, действующим в технопарке, доступ к исследовательским, технологическим и информационным ресурсам, которыми в состоянии себя обеспечить лишь крупные фирмы. Центр был сориентирован на металлообрабатывающую промышленность штата Массачусетс, где расположено около 1400 фирм. По мере своего развития центр расширил свою деятельность в пользу других отраслей промышленности – швейной, текстильной, электронной.

Таким образом, технологические парки США – это структуры, обеспечивающие взаимодействие промышленности и науки, что ускоряет процесс практического использования технических разработок в производстве. Это повышает наукоемкость современного производства и совершенствует базу высоких технологий национальной экономики.

Предпринимательские зоны (англ. enterprise zones) непосредственно связаны с внутренним региональным развитием. Они возникли в ответ на сложившиеся экономические трудности, и их деятельность была направлена на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных регионах.

Предпринимательские зоны охватывают площади от 2,5 до 5 кв.км. Они не имеют огороженных пределов и выделяются лишь статусом расположенных там компаний. Практически в США имеется три типа предпринимательских зон: федеральный, штатный и местный. Каждый такой тип создается, соответственно, решениями правительственных органов на федеральном, штатном и муниципальном уровнях. На этих же уровнях власти создаются, соответственно, и программы действий для трех типов предпринимательских зон. Программа развития предпринимательских зон на уровне штатов, например, была принята в 1980 г. Первая зона такого уровня была создана во Флориде, после которой аналогичные зоны были размещены еще в 35 штатах. Сто зон федерального уровня были основаны по закону 1987 года. Срок их функционирования определен в 20 лет, по истечению которого он может быть продлен решением исполнительной власти.

Всего предпринимательских зон в США свыше 1400. Они функционируют в 700 городах и пригородных районах страны. Такая многочисленность предпринимательских зон объясняется различными льготами, которые предоставляются органами власти американским фирмам: упрощенная процедура ведения документации, снижение требований к стандартам по охране окружающей среды и нормам безопасности, пятипроцентная скидка на налоги, выплачиваемые при строительных и ремонтных работах, отмена налога на увеличение стоимости капитала, налоговые скидки компаниям за каждого дополнительно принятого на работу (до 2 тыс. долл. на одного занятого). Все эти льготы предоставляются на федеральном уровне. Но предоставляются льготы и на уровне штатов, включающие, в зависимости от штатов, пятидесятипроцентную скидку на доходы предприятия, стопроцентные скидки с налога на продажи оборудования и строительных материалов, на основной капитал.

В росте предпринимательских зон заинтересованы власти всех трех уровней, поскольку с увеличением рабочих мест уменьшается безработица, и она не отражается тяжелым бременем на их бюджетах. Поэтому получить статус предпринимательской зоны можно беспрепятственно, хотя критерии для получения такого статуса серьезные: более 70% жителей данного района должны иметь личный или семейный доход ниже 80% среднего дохода жителей данного города или всей страны; уровень безработицы в этом районе должен быть значительно выше, чем во всем городе или стране.

Создание зон внешней торговли (англ. foreign trade zones) предусмотрено специальным Законом 1934 г., который был принят в период Великой депрессии с целью поощрения торговли, ускорения операций, сокращения торговых издержек. Первоначально ЗВТ использовались в основном как транзитные или консигнационные склады для хранения, переупаковки или незначительной обработки иностранных товаров, предназначенных для реэкспорта; производственные операции осуществлять не разрешалось. По распоряжению президента Ф. Рузвельта в зоны внешней торговли были превращены многочисленные склады, доки, аэропорты. Предприятия, действующие в этих зонах, выводились из-под таможенного контроля США, если импортируемые в зону товары шли в третью страну. Однако если товары шли в США, они проходили все предусмотренные законом таможенные процедуры. Первые внешнеторговые зоны были созданы в Лос-Анджелесе, Сиэтле, Сан-Франциско, Нью-Орлеане, Сан-Антонио.

В 1950 г. поправкой Боггса к Закону от 1934 г. во внешнеторговых зонах было разрешено осуществлять производство и демонстрацию товаров.

Теперь американский вариант того, что в международной практике называется зоной свободной торговли или, свободной гаванью, подается как зона внешней торговли. Зоны внешней торговли – это торговые или торгово-производственные зоны, которые, оставаясь частью национальной территории, с точки зрения таможенного, бюджетно-налогового и финансового режимов рассматриваются как находящиеся за пределами государства. Они представляют широкий набор услуг: в них производится не только складирование, сортировка и упаковка ввозимого товара, но и полная его переработка, сборка определенных видов продукции из компонентов местного или иностранного происхождения и даже создание отдельных видов производств на базе продукции, поступающей в зону или выпускаемой в ней. Как правило, эти зоны расположены вблизи или на территории входных портов. Они способствуют увеличению занятости и притоку капиталовложений за счет разрешения деловой активности компаний на территории США до момента применения американских таможенных законов, создают таможенный режим, аналогичный режиму внешних рынков.

В 1952 г. после внесения в Закон 1934 г. дополнения, разрешающего создавать в общих зонах внешней торговли промышленные, включая сборочные производства, было узаконено право создавать специализированные зоны – субзоны (англ. subzones), под которыми понимаются индивидуальные внешнеторговые зоны для конкретных фирм, которые не могли эффективно действовать в общих свободных зонах. Субзоны могли быть образованы только для фирм, имеющих разрешение на операции в обычных зонах. Если общие ЗВТ, как правило, расположены в пунктах поступления иностранных товаров в США (или вблизи них), то субзоны создаются в местах, в которых их нормальное функционирование может быть обеспечено данной фирмой.

Как видим, в США существуют два различных типа зон: зоны общего назначения и зоны специального назначения. В первом случае на территории зон выполняют операции многочисленные пользователи. Типичная зона внешней торговли общего назначения включает в себя сдаваемые в аренду площади для хранения товаров и организации дистрибьюторского центра в помещении складского типа с доступом к любым способам транспортировки. В большинстве зон располагаются также площадки промышленных парков, на которых пользователи зон могут размещать свое хозяйство. Снабжение коммунальными услугами в зоне производится на основе использования публикуемых тарифов для государственных компаний.

Субзона специального назначения имеет подчиненный по отношению к зоне общего назначения характер, и право ее использования в качестве зоны внешней торговли предоставляется только одному пользователю. Обычно они представляют собой площадки частных заводов, имеющих лицензии Совета по зонам внешней торговли на выполнение операций. Статус субзоны, как правило, предоставляется уже существующим производствам, и поскольку этот статус является вторичным по отношению к статусу зоны общего назначения, то для его предоставления не требуется отдельного законодательства.

Решение о создании зон и субзон принимает Совет по зонам внешней торговли (межведомственный орган, председателем которого является министр торговли США) в соответствии с Актом о зонах внешней торговли и поправками к нему, а также утвержденными Советом правилами. Деятельностью Совета руководит исполнительный секретарь, ежегодно представляющий конгрессу доклады о проводимой работе.

Деятельность зон внешней торговли отслеживается также Таможенной службой США. На местах в качестве председателя Совета по внешнеторговым зонам выступает окружной директор таможни, который непосредственно контролирует допуск товаров в зону, операции с ними и их вывоз из зоны.

Работа этих зон не должна вступать в противоречие с внешнеторговой политикой США, наносить ущерб местной промышленности или отдельным американским предприятиям, действующим за пределами ЗВТ. В соответствии с требованием Совета по ЗВТ производственная деятельность, осуществляемая в пределах данных зон, должна иметь положительный экономический эффект.

В качестве спонсоров при создании зоны выступают государственные или построенные по типу государственных корпорации, которые могут действовать в качестве операторов зоны самостоятельно или привлекать по контракту другие государственные или частные компании.

Деятельность зон общего назначения обычно финансируется правительством США или местными администрациями, или агентствами экономического развития. Субзоны финансируются зонами общего назначения.

Предприятие, осуществляющее свою деятельность в зоне внешней торговли, имеет возможность пользоваться целым рядом льгот и преимуществ. Для многих компаний наиболее важной является отсрочка уплаты импортных пошлин на период нахождения иностранных товаров в пределах зоны до момента их выпуска на таможенную территорию США, а также невзимание пошлин в случае реэкспорта ранее ввезенных в зону иностранных товаров. По этим причинам многие дистрибьюторы товаров иностранного производства располагаются на территории зон внешней торговли. Несмотря на то что розничная торговля на территории зон, как правило, запрещена, компании розничной торговли также выигрывают от отсрочки уплаты импортных пошлин, располагая на территории зон свои склады.

Существенная экономия может быть достигнута при сборке или изготовлении товаров, к которым применяется инверсированный, или обратный тариф, т.е. таких товаров, таможенные пошлины на компоненты, из которых они изготовлены, выше, чем на сами готовые изделия. Если компоненты, из которых производится сборка или изготовление конечного продукта, ввозятся в зону внешней торговли в непривилегированном режиме, то при ввозе конечного продукта на таможенную территорию США применяется более низкая ставка импортной пошлины для готового изделия.

Все американские автомобилестроительные компании, а также ряд иностранных производят сборку автомобилей на территории зон внешней торговли, для того чтобы избежать уплаты инверсированного тарифа. Ставка тарифа на собранный автомобиль составляет 2,5%, а комплектующие детали иностранного производства облагаются гораздо более высокими пошлинами. В итоге автомобилестроители при ввозе автомобилей на таможенную территорию США уплачивают лишь 2,5% от стоимости комплектующих иностранного производства.

В зоне внешней торговли можно избежать и ситуации, противоположной инверсированному тарифу. Если ставка пошлины на готовые изделия выше, чем на импортные компоненты, то эти компоненты можно ввести в зону в привилегированном режиме, что дает возможность сохранить их признаки даже после сборки. Таким образом, когда готовое изделие выпускается для свободного обращения на таможенной территории США, применяться будет по-прежнему более низкая ставка пошлины для комплектующих деталей.

Импортные компоненты, которые были подвергнуты существенной переработке, теряют свои признаки как продукты иностранного происхождения, и готовый продукт маркируется как произведенный в США. Это имеет особо важное значение для компаний, стремящихся выйти на рынок с товарами американского производства, а также в тех случаях, когда продукция неамериканского производства имеет ограничения для использования. Для того чтобы товар был признан продуктом американского производства, не менее чем 51% его конечной стоимости должна составлять добавленная стоимость общественною труда американской рабочей силы или стоимость компонентов американского производства.

Все товары, находящиеся в пределах зоны внешней торговли, имеют один из четырех перечисленных статусов, каждый из которых обеспечивается различным таможенным режимом: статус привилегированного иностранного товара, статус непривилегированного иностранного товара, статус внутреннего товара, статус зонального товара.

Статус привилегированного иностранного товара подразумевает проведение оценки и тарифной классификации товара в соответствии с его качеством и количеством в тот момент, когда владелец товара обращается за получением этого статуса. В отношении товара будет применяться ставка таможенной пошлины, действовавшая на дату заявления, хотя сама пошлина не будет взиматься до тех пор пока товар не переместится из зоны внешней торговли на таможенную территорию США. Если товар экспортируется или надлежащим образом вывозится в качестве материалов, оборудования или запчастей для снабжения судов или летательных аппаратов, то налоги и пошлины при этом не взимаются.

Непривилегированный иностранный товар подлежит обложению таможенной пошлиной по ставке, действующей на момент его перемещения с территории зоны внешней торговли на таможенную территорию США. Под этот статус могут попадать три категории товаров:

· товары иностранного происхождения, которые не обладают статусом привилегированного товара или зонального товара;

· отходы, образовавшиеся в результате манипуляций или произведенных операций с товарами, имеющими статус привилегированного иностранного товара;

· товары внутреннего производства, находящиеся в зоне и утратившие эти признаки. Размер пошлины на непривилегированный товар рассчитывается путем умножения стоимости компонентов наставку пошлины для готового изделия. Такой же способ оценки применяется и к товарам, изготовленным в зоне из комбинации привилегированных и непривилегированных, иностранных или отечественных.

Статус внутреннего товара предоставляется в следующих случаях:

· если товар был произведен или изготовлен на территории США, и при этом уплачены все внутренние налоги;

· если товар был ранее импортирован и при этом уплачены пошлины и налоги;

· если товар был ранее ввезен в США в установленном порядке беспошлинно и с освобождением от уплаты налогов.

Для пропуска внутренних товаров в зону не требуется специального обращения или разрешения, за исключением случаев, когда это необходимо в силу приказа таможенного комиссара. Более того, не требуется разрешения и на манипуляции с внутренним товаром в зоне, вовлечение в производство, выставление в качестве экспонатов, уничтожение или перемещение, за исключением случаев, когда отечественный товар смешивается или комбинируется с товарами, имеющими другой статус, а также в силу приказа таможенного комиссара. Внутренний товар может быть возвращен на таможенную территорию США независимо от существующих квот, беспошлинно и без уплаты налогов с соблюдением прочих формальностей, связанных с перемещением товара.

Статус зонального товара придается тем товарам, которые ввозятся в зону внешней торговли исключительно с целью дальнейшего вывоза, уничтожения (за исключением уничтожения чистого спирта, вин и ферментированных солодовых напитков) или хранения. Товары с зональным статусом не могут быть перемещены на таможенную территорию США для внутреннего потребления, за исключением случаев, когда такое перемещение признается таможней соответствующим государственным интересам США. Запрос на предоставление товарам зонального статуса может быть сделан в любое время, однако после того, как этот статус предоставлен, отказ от него не возможен.

Любой товар, надлежащим образом ввезенный в зону внешней торговли, может быть подвергнут хранению, продаже, выставлению в качестве экспоната, дроблению, переупаковке, формированию к отправке, сборке, сортировке, чистке, смешению с товарами, имеющими статус иностранных или внутренних, или другим операциям, включая вовлечение в производство. Для выполнения операций с товарами в зоне внешней торговли необходимо получить разрешение окружной таможни.

Как видим, таможенные правила Соединенных Штатов Америки содержат весьма подробные требования в отношении перемещения и удаления товаров из зоны внешней торговли. Есть даже и такое положение, когда в интересах использования более благоприятных ставок пошлин или в случае количественных ограничений товары могут помешаться в режим нахождения вне зоны, хотя и будут продолжать физически присутствовать в ее пределах. Более того, в интересах защиты финансовых интересов США министр финансов этой страны может устанавливать дополнительные правила и процедуры.

Кроме того, использование ЗВТ дает возможность улучшать организацию коммерческой работы как импортерами, так и экспортерами, а также в некоторой степени экономить на накладных расходах. Так, покупатель до совершения сделки может провести осмотр товара, получить необходимые образцы, провести испытания, а продавец – изменить или перемаркировать товар, с тем чтобы удовлетворить федеральные или местные требования либо избежать уплаты штрафа за неправильную маркировку. Поврежденные изделия могут быть своевременно отремонтированы.

Существенное значение ЗВТ заключается также в отсрочке платежа таможенных пошлин на иностранные товары до тех пор, пока они не поступят на рынок США. В случае их реэкспорта таможенные пошлины не выплачиваются.

Предпочитают пользоваться ЗВТ экспортеры товаров, на ввоз которых в США установлены квоты. Товары, ввезенные в превышение установленных квот, могут быть оставлены в зоне до начала действия квоты следующего периода. Товары, лимитируемые квотами, могут после поставки в зоны быть использованы для изготовления различных изделий, ввоз которых не ограничивается.

В настоящее время в США насчитывается 220 зон и субзон внешней торговли в 48 различных штатах, практически во всех входных портах страны и крупных промышленных центрах.

Общая стоимость товаров, ежегодно ввозимых в зоны и субзоны внешней торговли, составляет 120-150 млрд. долл. В течение последних 15 лет наибольшая активность наблюдается на территории субзон. На их долю приходится примерно 90% товарооборота всех зон. Отгрузки внутренних товаров в зоны достигают 80% общего грузопотока. Пользователями зон являются более 2800 различных компаний и фирм, а число работающих во всех зонах достигает почти 320 тыс. человек.

Среди отраслей промышленности наиболее важное значение в зонах имеют автомобилестроение, нефтепереработка, фармацевтическая промышленность, производство конторского оборудования, компьютеров и средств телекоммуникаций, судостроение. Около 40 заводов по сборке автомобилей имеют статус субзон внешней торговли.

Из трех типов СЭЗ, рассмотренных выше, особого внимания заслуживают предпринимательские зоны, координируемые Департаментом жилищного и городского развития. Анализ хозяйственной деятельности 357 локальных предпринимательских зон показал, что для этих экономических структур характерно разнообразие сфер деятельности: 34% работающих было занято в обрабатывающей промышленности, 27% – в розничной торговле, 19% – в секторе услуг остальные – в финансовом обслуживании, строительстве, транспорте, коммуникации и коммерции. Наибольшее число рабочих мест было создано и сохранено в обрабатывающей промышленности (77 на одно предприятие) и в секторе услуг (16–20). В 33% зон занятость оказалась выше национального уровня.

Наиболее эффективными в зонах были следующие мероприятия:

– стимулирование экономического развития: зоны с более четким пакетом таких стимулов функционировали более успешно, чем зоны с ориентацией на социальное благосостояние;

– снижение локальных и государственных налогов, предоставление кредитов на инвестиции;

– ослабление налогов на продажу, имущество, оборотные фонды, программы кредитования рабочих мест;

– участие и заинтересованность местных властей. Слагаемыми эффекта функционирования предпринимательских зон аналитики назвали:

– восстановление продуктивности ранее заброшенных земель и производства:

– создание значительного количества рабочих мест для населения регионов;

– развитие кооперации между общественным и частным секторами.

Функционирование зон способствовало созданию новых учреждений и фирм (8,6%), расширению действующих (9,3%), было предотвращено закрытие старых фирм (1,9%). В результате занятость за 2-3 года в среднем возросла на 7-10%, а новые инвестиции превысили 25 млн. долл.

Вывод, который можно сделать из опыта функционирования предпринимательских зон США, состоит в том, что программы развития должны ограничиваться небольшим числом таких структур и предусматривать более широкий спектр стимулов.

Анализ работы американских зон внешней торговли показал, что экспорт в этих зонах рос значительно быстрее, чем в целом по стране. Зоны свободной торговли прямо или косвенно повысили уровень занятости населения и благоприятно сказываются не только на локальной, но и на национальной экономике в целом. По словам аналитиков, зоны свободной торговли в США играют роль катализаторов для регионального международного маркетинга, создания промышленных парков и центров международной торговли. Они оказывают помощь фирмам в выработке стратегии действия и в улучшении оборота производимой продукции [54].

Найти универсальный критерий эффективности научных парков в какой-либо адекватной индексной форме проблематично. В конечном счете, основным их достижением можно считать создание локализованной среды, которая "перманентно генерирует новые технологии, высококвалифицированных специалистов и предпринимателей" и поддержку которой обеспечивает сеть исследовательских, учебных и коммерческих организаций [1, 122].

 

Япония

В Японии действуют два типа СЭЗ – технополисы и зоны развития импорта. Познакомимся со спецификой этих зон.

Технополис (англ. technological policy). В 1980 г. Министерство внешней торговли и промышленности Японии обнародовало концепцию "Технополис". В основу концепции "Технополис" японцы положили опыт американских силиконовых долин. Она предусматривала сбалансированное и органичное сочетание высокотехнологичной промышленности, науки с просторными зонами обитания. Одной из важнейших целей создания японских технополисов было стимулирование развития экономики территорий, находящихся за пределами Тихоокеанского пояса (наиболее развитой части страны).

Программа "Технополис" преследовала следующие цели:

· перераспределение промышленности из центра на периферию:

· интенсификация научных разработок за счет активизации деятельности научных работников местных университетов;

· переориентация промышленности на развитие наукоемких и энергосберегающих технологий.

Стимулируются эти цели ускоренной амортизацией основных фондов и другими льготами. Предприятиям с высокой технологией, например, разрешается списывать в первый год функционирования 30% стоимости оборудования и 15% стоимости зданий и сооружений.

В 1990 г завершился первый этап реализации японской программы "Технополис". За эти 10 лет были заложены элементы новой научно-производственной и информационной инфраструктуры: построены исследовательские центры высоких технологий, высокоуровневые информационные системы и активизировались научные разработки, созданы местные фонды развития технополисов – важнейший результат первого этапа японских технополисов. В 1991 г. Министерство внешней торговли и промышленности страны скорректировало общую линию развития технополисов и указало на стимулирование размещения в провинции высокотехнологической промышленности на основе соединения производства, науки и образования. В зонах технополисов центр тяжести должен быть перемещен с привлечения фирм извне на поддержку местных фирм. Составляя план развития технополисов на второй этап их функционирования, префектурам рекомендовано создавать "фонды поддержки технологического развития местной промышленности". С их помощью осуществляется переход от импорта технологических новинок к преимущественной ориентации на разработки собственной национальной производственной технологии. В этом направлении Япония достигла заметных успехов: если в начале 60-х гг. собственные разработки составляли 18-24% всех патентов, внедрявшихся в производство, а остаток приходился на импорт зарубежной техники и технологий, то в первой половине 90-х гг. свыше 80% технологических новинок представлено было национальными разработками, включая доводку и совершенствование импортных технологий.

На начало 1999 г. в Японии насчитывалось 28 технополисов, для которых разработана программа второго этапа. Практика показала, что наиболее успешно реализуется замысел программы "Технополис" в тех районах, которые располагают высоким и средним уровнем экономического развития: остров Кюсю, Тюгоку, Хокурику, Канто, Токай и другие. Лидировали в технополисах на первом этапе преимущественно высокотехнологические производства.

В Японии существует специальный комитет "Технополис-90", в который входят представители государственных органов самоуправления, бизнеса, науки. Оперативными делами технополисов занимается сектор отдела размещения промышленности и охраны окружающей среды Министерства внешней торговли и промышленности. В свою очередь, префектуры создают свои координационные комитеты, различные комиссии, ассоциации, общество содействия технополисам.

Для отбора территорий, претендовавших на создание технополиса, были сформулированы специальные критерии:

· их размеры не должны превышать 500 квадратных миль;

· расположение недалеко (не более 30 минут езды) от "материнского города" с населением свыше 200 тыс. человек, и в пределах одного дня езды от Токио, Нагой и Осаки что позволяет обеспечить достаточно высокий уровень коммунального обслуживания;

· близость к аэропорту, лучше к международному, или к станции скоростной железной дороги;

· сбалансированный комплекс промышленных предприятий, научно-исследовательских учреждений и жилых кварталов;

· наличие современной информационной сети;

· благоприятные условия для жизни, способствующие творческой работе;

· участие в планировании деятельности СЭЗ всех трех заинтересованных сторон: бизнеса, университетов и местных властей [50].

В настоящее время в Японии насчитывается 19 технополисов. Большинство из них ориентируется на разработки в области электроники, создания "новой керамики", робототехники. Некоторые технополисы специализируются на медицинской промышленности, биотехнологии, космических исследованиях (см. табл.3.1. приложения).

Зоны развития импорта (англ. zones of the development of the import). Этот тип японских свободных экономических зон имеет и другое название – зоны свободной торговли, которые базируются на "Законе о валютных операциях и внешней торговли" и "Законе об экстраординарных мерах по содействию импорту и привлечению прямых иностранных инвестиций в Японию", принятым Парламентом в июле 1992 г.

Зоны свободной торговли (развития импорта) создаются для того, чтобы посредством товарной региональной концентрации в районах морских и авиационных портов на конкурентной основе оптимизировать издержки обращения во всех секторах японской экономики.

На начало 1999 г. в стране Восходящего Солнца созданы, функционируют или находятся в стадии организационной проработки 22 импортные зоны префектурального или городского подчинения. Первые включают в себя Ямагути, Хиросима, Тогтори, Окаяма, Киото, Исикава, Сидзука, Ниигата, Аомори, Мияги, Кумамото, Оита, Нагасаки и другие префектуры. Вторые, зоны городского подчинения, разместились в Китакюсю, Кобэ, Осака, Кавасаки, Иокогама и вокруг аэропорта "Нью-Титосэ".

Государственные власти придают зонам большое значение. Они всячески поддерживают и создают различные льготы для их успешного функционирования. Это прежде всего относится к экономическим льготам, которые включают в себя:

1. Помощь фирмам, осуществляющим обработку импортируемых грузов, а это предоставление низкопроцентных займов (менее 3%) и более высокая доля займов для иностранных фирм, инвестиции которых составляют более половины в совместных с японским капиталом предприятиях.

2. Создание для зон свободной торговли информационных центров, дающих консультации по вопросам импорта и обеспечивающие проведение выставок и бизнес-конференций.

3. Предоставление фирмам зоны более упрощенной системы таможенного законодательства на базе специального дополнения к нему.

4. Предоставление специальных условий страхования кредитов для малого бизнеса: особые нормы на допустимый размер страхуемой суммы, повышенная норма компенсации и пониженная норма страховых взносов.

Исследования показали, что реализация программы "Технополис" проходит не всегда так, как планировалось. А потому, по словам японских специалистов, не все ожидания оправдываются. В слаборазвитых районах технополисы мало способствовали структурной перестройке и экономическому росту. В индустриально развитых районах результативность технополисов значительно выше.

Анализируя эффективность японских технологических зон, следует учитывать целый ряд неблагоприятных обстоятельств. Ведь модель сбалансированного роста, введенная в 60-х годах в Японии, исчерпала себя. Период высоких темпов экономического роста остался позади. Экономика Японии с начала 90-х годов находится в стагнации. Три программы по выводу страны из состояния стагнации, поглотившие 240 млрд. долл., не дали результатов. Мировой валютно-финансовый кризис, достигший своего апогея в Юго-Восточной Азии, нанес огромный урон экономике Японии. Для спасения йены ей пришлось потратить 59 млрд. долл. Кроме того, землетрясение необычной силы в важнейшем индустриальном центре Кобэ потребовало сотни млрд. долл. За короткое время в Японии сменилось четыре правительства. Без учета этих обстоятельств нельзя понять неблагоприятную экономическую конъюнктуру сложившуюся в Японии.

 



2019-08-14 252 Обсуждений (0)
Соединенные Штаты Америки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Соединенные Штаты Америки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (252)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)