Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Также не стоит забывать, что жизнь идёт у персонажей и между актами.



2019-08-14 452 Обсуждений (0)
Также не стоит забывать, что жизнь идёт у персонажей и между актами. 0.00 из 5.00 0 оценок




Выше сказанное относится к прошлому времени персонажа, теперь о будущем. Будущее влияет на поступки человека. В само понятие действие входит не только его выполнение, но и стремление его к достижению цели. Кроме знания прошлого своей роли актёр должен по ходу работы постоянно уточнять всё, что относится и к её будущему, а на первых порах - к её ближайшему будущему. Таким образом, происходит перспектива действия и роли. Перспектива роли - это первые шаги к сквозному действию.

Прицел на сверхзадачу:

Тема раскрывается в событиях, в борьбе, в сложном взаимодействии образов. Чтобы понять тему, надо найти главное событие. Главное событие находится по алгоритму: 1) Посмотреть начало пьесы и конец; 2) Ответить на вопрос: Что же происходит в пьесе? Каков главный конфликт?

Нахождение главного события и конфликта помогает определить и правильно идти к теме.

Оценка фактов и событий:

Чтобы пронизать сквозным действием все сценические факты и события, необходимо каждое из них оценить с точки зрения главного события. Это поможет созданию чувство целого и превращения.

Действие всегда должно быть согласно сверхзадаче, если действие не отвечает сверхзадаче, то его нужно убрать, как бы выигрышно оно не смотрелось.

Также помните, что смотреть на то, как персонаж страдает никому не интересно, всем интересно смотреть только на действие!

Создание логики действий роли:

При создании логики действий роли всегда нужно помнить о том, что вы её должны составить таким образом, чтобы произошло данное событие, чтобы выполнилась данная сверхзадача роли. Таким образом, становится важным перспектива действия, а отсюда и выход на сквозное действие.

Если же актёр, минуя процесс оценки событий и создания логики физических действий, пытается сразу овладеть переживаниями или внешней характерностью роли, он теряет почву под ногами и уходит от сквозного действия, что искажает смысл событий.

Усиление интенсивности внутренней жизни образа происходит путём обострения предлагаемых обстоятельств и внутреннего ритма действий.

Прочно зафиксированная, накатанная логика физических действий гарантирует, что во всех случаях актёр будет играть верно. Если при этом не всегда явится истина страстей, то будет создано, по крайней мере, правдоподобие чувствования.

Работа над словом:

В большинстве случаев работа ведётся таким образом, что актёр десятки, сотни раз повторяет текст, стараясь осмыслить его и найти наиболее выразительную интонацию. Но при этом слова роли легко забалтываются, а интонации штампуются. После этого по-настоящему действовать словом, насытить его живым подтекстом почти невозможно.

Чтобы не засушить текста роли, Станиславский предлагает начинать работу не с текста, а с того, что его вызывает: с выяснения предлагаемых обстоятельств пьесы, логики действий и мыслей изображаемого лица. Поэтому после первой читки и выяснения её сюжетных фактов рекомендуется отложить текст в сторону и не касаться его до тех пор, пока не укрепится линия жизни физического действия.

По ходу овладения логикой действий актёр будет произносить те слова, которые ему понадобятся для общения с партнёром. Вместе с уточнениями действий уточняется и ход мыслей персонажа. Продолжая пользоваться своими словами, актёр всё более приближается к логике мыслей автора. И лишь когда логика действий и мыслей будет достаточно прочно усвоена, тогда можно переходить к работе над текстом. Таким образом актёры уже создают иллюстрированный подтекст.

При таком подходе важно уловить момент перехода от собственных слов к авторским. Иначе собственные слова станут настолько привычными, что уже трудно будет от них отказаться. Роль засорится отсебятиной, искажающей авторскую мысль, что в свою очередь вызовет отклонение от правильной логики действий. Нарушит ритм, а следовательно и характер переживаний.

Работа над стихами ведётся также, но здесь нужно соблюдать ритм стиха, и жить ритмом авторского текста, не теряя его даже в паузах. Нужно уметь оправдывать паузы, и при этом держать их в том ритме, в котором идёт стих.

Суетливость комкает подтекст, также внутренний и внешний темпо-ритм. Если у человека путаются мысли, а действия неопределённые, то и речь его будет путанной и невнятной.

Углубление предлагаемых обстоятельств:

К углублению предлагаемых обстоятельств относятся обстоятельства, которые лежат в плоскости исторической, бытовой, социальной, национальной, географической. Профессиональной, возрастной и эстетической (жанр, стиль, язык).

Очень огромное влияние оказывает на актёра изучение быта персонажа. Актёру следует изучать все плоскости жизни своей роли.

Стиль автора – одно из важных обстоятельств. Взгляд автора на жизнь, на изображённые в пьесе события и лица – всё это является ключом к пониманию исполнительского стиля актёра. Важно уметь посмотреть на пьесу глазами автора.

Построение мизансцен:

Мизансцена должна складываться в процессе репетиций как результат совместного творчества режиссёра с актёрами.

Прежде всего создаётся наиболее целесообразное, удобное для действия и типичное для данной пьесы расположение мебели. Станков и иных декоративных элементов. Станиславский иногда вообще заставлял актёров по ходу действий выстраивать самим то, что им нужно. Таким образом, получалось что на сцене стоят все полностью оправданные декорации.

Работая над мизансценами и группировками, постоянно задавайте себе вопросы: где и как бы вы стояли, если бы объяснялись в любви и т.д. и т.п.

Помните, что мизансцена не может быть зафиксирована, ведь мы работаем над искусством переживания, а не представления.

Но актёру всегда легче идти по внешней физической линии, чем по логике действий. Но это неверно, ведь когда вы идёте по тому что зафиксировали, вы перестаёте мыслить, думать и действовать, а следовательно и жить.

Точность мизансцен – расположение и передвижение партнёров в сценическом пространстве, которые с наибольшей ясностью и убедительностью передают смысл происходящего события.

Мизансцены должны раскрывать существо и характер сценических событий, подчеркивая те изменения, которые происходят во взаимоотношениях героев.

Овладение характерностью:

Огромная ошибка существует в понятии перевоплощения. Перевоплощение не в том, чтобы уйти от себя, а в том, чтобы в действиях роли вы окружали себя предлагаемыми обстоятельствами роли и так с ними сживались, что уже не знали  «где я, а где роль»? Это и есть перевоплощение.

Процесс перевоплощения актёра в образ предполагает создание внутренней и внешней характерности. Ощущение внутренней характерности может складываться постепенно, на том или ином этапе изучения пьесы, - это трудно предугадать. В иных случаях актёр до конца остаётся в роли самим собой и никакой внутренней характерности у него вообще не возникает.

Полезно предложить актёру составить подробную характеристику изображаемого лица, опираясь на текст пьесы и собственные живые ощущения роли, сложившиеся по ходу её практического изучения.

Станиславский считал, что биографию роли должен составлять актёр, а не режиссёр. Работа актёра над ролью завершается созданием внешней характерности, включающей типичную манеру поведения, особенности движения, походки, мимики, жестов, голоса. Произношения и грим и костюм. Очень часто элементы внешней характерности возникают у актёра интуитивно, по естественной ассоциативной связи с элементами внутренней характерности.

Если внешняя характерность не складывается, то ищете в жизни. Поскольку образ развивается на всём протяжении спектакля, то в соответствии с ним видоизменяется и внешность. Надо также помнить, что грим должен идти от характерности, а не от того чтобы вас не узнали на сцене. Все черты грима должны раскрывать образ, а не просто маскировать вас.

Партитура действия:

Нужно всегда делать действия с перспективой. Помнить, что мелкие действия поглощаются более крупными, а те в свою очередь ещё более крупными и таким образом актёр подходит к сверхзадачи. Метод Станиславского гарантирует защиту от катастрофы.

Рекомендуется вести дневник роли, куда записывается вся логика действий. Вначале вы будете писать простые физические действия. Потом состоится вторая перепись логики, когда вы уже начнёте углубляться в обстоятельства. Затем формулировка действий станет всё более глобальной, в результате вы увидите целостность и выполнение сквозного действия. Таким образом создавая партитуру действий, мы нащупываем перспективу действий и идём по сквозному действию, а уточняя перспективу – находим всё более глубокие оправдания действиям.

После создания партитуры, вы можете преступить уже к расстановке темпо-ритма, но это происходит практически под окончание работы. Поэтому по началу не может возникнуть верное ощущение темпо-ритма действия.

Выяснив партитуру, необходимо несколько репетиций уделить темпо-ритму. Нельзя чисто механически поднять темпо-ритм. Надо всегда найти оправдание ему. Это происходит при обострении обстоятельств.

 

О РОЛЕВОЙ ТЕТРАДИ

Как бы ни был велик профессиональный и человеческий опыт - ролевая тетрадь должна быть одним из главных профессиональных творческих инструментов работы над ролью, работы над собой.

Каждая новая роль - новый этап актерской биографии. Новая ролевая тетрадь - иной, высший по сравнению с предыдущим, этап познания себя в профессии и в жизни.

Настоящая рекомендация - памятка содержит четыре раздела: ролевая тетрадь на репетиции; в самостоятельной работе над ролью, в период выпуска спектакля и после выпуска.

В практике порядок этих разделов перемешивается. Однако необходимо стремиться, по возможности, к предлагаемой последовательности. Необходимо научиться письменно работать над ролью, создавая своеобразный дневник работы над ролью.

 

НА РЕПЕТИЦИИ

· Переписать роль.

· Выписать кто и что говорит о данном персонаже в пьесе.

· Придумать несколько новых вариантов названия этой пьесы.

· Выписать вопросы к роли, на которые надо искать ответы.

· Зафиксировать план места действия, среды, ее  «географию».

· Письменно пересказать историю песы, акты по эпизодам, линию роли.

· Определить исходное, центральное и главное событие пьесы, роли.

· Составить календарь событий пьесы - течение роли.

· Записать основные предлагаемые обстоятельства в пьесе, акте, сцене.

· Зафиксировать события в их последовательности и цели в эпизоде, акте, пьесе.

· Вскрыть главную мысль пьесы (произведения), его сверхзадачу.

· Офантазировать киноленту видений и внутренний текст.

· определить зерно роли, перспективу артиста и перспективу роли. Фиксировать манки, ассоциации, провоцирующие живое чувство артиста.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НАД РОЛЬЮ

· Собирать материал о пьесе, авторе (политическая, экономическая, бытовая информация. История создания пьесы, авторские комментарии к пьесе).

· Накапливать знания для  «романа жизни» (биография роли).

· Изучить жизнь персонажа, роль которого нужно играть, в течение дня, во время которого происходят события в пьесе, акте, эпизоде.

· Наметить этюды на  «преджизнь», которые надо будет (необходимо!) сыграть.

· Этюды и ситуации, подобные роли, которые необходимо сыграть (сочинить) от своего имени  «я в роль».

· Делать упражнение -  «поведение в жизни от имени роли».

· Наблюдение за похожими людьми.

· Перевести авторские ремарки на язык действия.

· Работать над текстом (логика, стиль, авторское своеобразие).

· Составить словарь новых понятий, слов, встречающихся в тексте.

· Узнать, уточнить как можно больше о профессии человека, роль которого нужно играть.

 

ПЕРИОД ВЫПУСКА

· Обдумать костюмы, игровые вещи, предметы, грим и т.д. - все, что помогает почувствовать роль.

· Вести постоянную сверку текста («суфлер» на репетиции).

· Проверить физически - телом - сквозное действие роли, пьесы.

· Искать и отбирать разнообразные приспособления в реализации цели.

· Тренировать зерно роли. Развитию зерна способствуют: наблюдение за прототипом роли (его манеры, жесты, как ходит, ест, разговаривает, что и сколько читает, любимые словечки, дорогие мысли, слова, песни, стихи и т.д.).

· Записать в роли мизансцены по планировке спектакля.

· Осознать и практически закрепить место роли в конфликте произведения (т.е. к какой из борющихся сторон отношусь, как и чем способствую победе).

· Смотреть, анализировать сцены, в которых не занят, обнаруживая связь роли со сквозным действием и сверхзадачей роли и пьесы.

 

ПОСЛЕ ВЫПУСКА

Просматривать дневники репетиций (личные и спектакля).

Восстанавливать импульсы, манки замысла роли и спектакля (вспоминать самому, сговариваться с партнерами, чтобы не терять природу чувств автора, тон роли, чувство жанра пьесы, во имя чего создан спектакль).

Около сорока пунктов рекомендаций не исчерпывают всех проблем и вопросов, связанных с ролевой тетрадью. Ролевая тетрадь - документ творческий и не исключает, а предполагает свой способ ее ведения, разработку и дополнение личными вопросами, способствующими созданию  «жизни человеческого духа», человекороли.

Гигиена роли:

При многократном повторении одних и тех же слов и действий органичность легко уступает место механической привычке. Формальному исполнению заученных движении и интонаций внешнего рисунка роли. Предотвратить опасность омертвления роли можно только заботой о постоянном освежении творчества при помощи гигиены роли. Что в неё включается: это подготовка к выступлению, воспоминание сверхзадачи и сквозного действия, налаживание органов чувств для того чтобы быть восприимчивым на сцене с партнёрами, и нести сегодняшний день на сцене, чтобы не забалтывать текста роли, необходимо всякий раз перед началом творчества обновлять и киноленту видений, постоянно обогащая её сегодняшнем днём.

Проверка и закрепление сквозного действия и сверхзадачи:

Важнейшее условие сохранения творческой свежести роли, её идейной и художественной полноценности заключается в постоянной заботе актёра о сверхзадаче и сквозном действии. Выходя на сцену, актёр должен отчётливо представлять, ради чего поставлена пьеса и о чём он собирается поведать зрителю, исполняя свою роль.

Когда ставится вопрос о необходимости нового, современного прочтения классической пьесы, то речь идёт не о том, чтобы искусственно привнести в неё злободневную тенденцию, а о том. Чтобы заново прочитать её сегодняшними глазами.

В понятиях сверхзадача и сквозное действие заключена главная сущность всей системы Станиславского. Очень важно найти правильную сверхзадачу, потому что не всякая сверхзадача поведёт актёров по органичной природе, а истинная – поведёт.

 



2019-08-14 452 Обсуждений (0)
Также не стоит забывать, что жизнь идёт у персонажей и между актами. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Также не стоит забывать, что жизнь идёт у персонажей и между актами.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (452)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)