Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 3 . Античные риторики.



2019-08-14 300 Обсуждений (0)
Тема 3 . Античные риторики. 0.00 из 5.00 0 оценок




Целую эпоху в развитии теории ораторского искусства составляет творчество Аристотеля — «универсальнейшей головы среди древнегреческих философов» .

Создавая искусство красноречия, Аристотель значительно расширил предмет риторики по сравнению с существовавшими до него взглядами. Риторика, учит Аристотель, не относится к какому-нибудь отдельному классу предметов. Она способна находить средства убеждения относительно каждого предмета. Этим она отличается от специальных наук — врачебного дела, арифметики, геометрии и т.д. Риторика — искусство, соответствующее диалектике. Она носит характер всеобщности. Риторикой пользуются на каждом шагу: она одинаково необходима как в делах, касающихся обыденных потребностей жизни отдельного человека, так и в делах государственного значения.

Сформулировав цель риторики, ее всеохватывающий характер, Аристотель учит тому, чем должен пользоваться оратор для достижения своей цели. Рассматривая способы убеждения, используемые оратором, Аристотель делит свою «Риторику» на три части.

В первой части анализируются принципы, на основе которых оратор может принудить к чему-либо своих слушателей.

Вторая часть характеризует личные качества и особенности оратора, с помощью которых он может вызвать доверие слушателей и таким образом вернее достичь своей цели.

В третьей части Аристотель рассматривает технические стороны риторики: способы выражения, которыми стоит пользоваться в речи, а также построение речи. Он выделяет четыре части речи — предисловие, рассказ, доказательство, заключение — и подробно обосновывает важность каждой части для достижения убедительности речи .

Наиболее выдающимся мастером ораторского искусства Древней Греции считается Демосфен (384—322 гг до н.э.). Представитель рабовладельческой знати, он был защитником демократического устройства. Наиболее известны его политические речи периода борьбы Афин за свою самостоятельность против господства Македонии. Демосфен возглавлял антимакедонскую партию, его речи против царя Македонии Филиппа вошли в историю и стали нарицательными («филиппиками» мы называем сейчас гневные обличительные речи). Риторика была призванием Демосфена, сделала его учителем ораторского искусства, образцом оратора, но прежде он сам «сделал себя», преодолев настойчивостью и огромным трудом свои физические недостатки и ошибки первых выступлений. Демосфен довел искусство составления речей и ораторскую технику до совершенства. Своим примером он подтвердил важный принцип риторики: оратором может стать каждый, если не пожалеет времени и труда .

Под влиянием греческой риторики стало развиваться красноречие в Древнем Риме. В III в. до н. э. начинается процесс эллинизации римской культуры — заимствование культурных достоинств Древней Греции. Он постепенно охватил все сферы жизни, в том числе и риторику.

Ораторское искусство в Древнем Риме обладало огромной движущей силой. По свидетельству Цицерона, чье имя еще в древности стало нарицательным для оратора, в республиканском Риме на человека, владеющего словом, смотрели, как на бога. «Есть два искусства, которые могут поставить человека на самую высокую ступень почета: одно — искусство полководца, другое — искусство хорошего оратора» . Республиканский Рим решал свои государственные дела дебатами в народном собрании, сенате и суде, где практически мог выступить каждый свободный гражданин. Поэтому владение словом было необходимым условием для римского гражданина, желавшего участвовать в управлении государством.

Интенсивная общественная жизнь в Риме времен республики как нельзя более способствовала развитию ораторского искусства, а относительная свобода слова — его широкому распространению, так что красноречие в эту эпоху имело форму, доступную большинству, и носило, до известной степени, народный характер. Но с гибелью республики пришло в упадок и римское классическое красноречие. Вершиной развития ораторского искусства Древнего Рима является деятельность Цицерона — одного из самых выдающихся ораторов мира. Марк Туллий Цицерон (106—43 до н. э.) — видный теоретик красноречия. Суть своей риторической системы он изложил в трех книгах — «Об ораторе», «Брут», «Оратор». В первой книге он развивает теорию ораторского искусства; во второй представлен идеал оратора, которому стремился Цицерон; в третьей показано историческое развитие ораторского искусства.

Вся сила оратора, считает Цицерон, — в умении подчинить себе своего слушателя. Красноречивым будет тот, кто на форуме и в гражданских судебных процессах будет выступать так, что убедит, доставит удовольствие, подчинит себе слушателей .

Истинный оратор, полагает Цицерон, «должен обладать остроумием диалектика, мыслями философа, словами чуть ли не поэта, памятью законоведа, голосом трагика, игрою такою, как у лучших лицедеев. 

В «Ораторе» формулируются требования, которые следует соблюдать для того, чтобы быть совершенным оратором. Первое среди них — широкое образование, эрудиция, знание различных философских систем, права, теории ораторского искусства. Широкое философское образование — важнейшее необходимое условие ораторского искусства. При этом наиболее полезными для оратора являются две философские науки — этика и логика.

Еще один любопытный практический вывод делает Цицерон в трактате «Брут»: «...оратор должен владеть двумя основными достоинствами: во-первых, умением убеждать точными доводами, а во-вторых, волновать души слушателей внушительной и действенной речью; и гораздо важнее бывает воодушевить судью, чем убедить его» .

К сочетанию рационального и эмоционального как необходимому условию действенности речи Цицерон возвращается не раз, в различных своих произведениях. Так, в книге «Об ораторе» он пишет, что люди в своих поступках чаще руководствуются чувствами, чем правилами и законами, и поэтому умение оратора воздействовать на чувства аудитории имеет большое значение в риторике. Существенное условие успеха оратора, считал Цицерон, — учитывать интересы, особенности аудитории. Критерием эффективности речи и целью красноречия служит одобрение римского народа: «Только тот оратор велик, который кажется великим народу» .

В риторических сочинениях Цицерона содержится много полезных наставлений для оратора в области композиции речи, стиля, использования фигур речи и юмора, фонетического оформления речи, артистизма и др.

Важную роль в развитии античной риторики сыграли труды Марка Фабия Квинтилиана (36—96 гг. н. э.). Его главное сочинение «Образование оратора» представляет собой свод выводов предшествующих теоретиков красноречия и обобщение своего собственного 20-летнего опыта преподавателя риторики и судебного адвоката. Советы и наставления Квинтилиана не утратили своей актуальности и сегодня: в преобразованном виде их можно найти в большинстве современных учебников красноречия. Таковы, например, рекомендации начинать и кончать речь более сильными аргументами, подкреплять и развивать природное дарование оратора теоретическим обучением, упражнением и подражанием, а также требование «говорить только о тех вещах, которые знаешь» и др.

Значительно подробнее, чем Цицерон, Квинтилиан разрабатывает вопрос о логических основах речи и ее украшениях, а также технику красноречия. Трактат « Об образовании оратора» содержит специальные разделы о манере поведения оратора перед слушателями, о теории жеста, мимики, осанки, телодвижений, о постановке дыхания и голоса. Все эти частные вопросы, полагает Квинтилиан, существенны для обеспечения успеха оратора.

Эпоха Цицерона и Квинтилиана была периодом наивысшего расцвета римского ораторского искусства, но она же явилась одновременно и его конечным пределом. Римское классическое красноречие умерло с гибелью республики: постепенно сошла на нет чисто политическая риторика, сузились возможности судебного ораторского искусства. На первое место выдвинулось парадное (эпидейктическое) красноречие с его пышностью и преувеличенным вниманием к форме.

 



2019-08-14 300 Обсуждений (0)
Тема 3 . Античные риторики. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 3 . Античные риторики.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (300)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)