Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 1 0 . Культура речи оратора. Оратор и аудитория.



2019-08-14 1046 Обсуждений (0)
Тема 1 0 . Культура речи оратора. Оратор и аудитория. 0.00 из 5.00 0 оценок




Замысел, чувства и мысли оратора, логика и фактология его выступления материализуются для аудитории в звучащем слове. Главное качество оратора — умение публично мыслить — неотделимо от умения выбрать наиболее яркие слова, помогающие максимально точно выразить его мысль. Значение этого умения столь велико, что мы нередко сводим все мастерство оратора к языковой культуре, а в ней, в свою очередь, на первое место ставим правильность речи. Однако проблема значительно глубже. Просто правильной речи недостаточно, чтобы увлечь аудиторию, тем более — чтобы убедить ее. «Говорить правильно» и «говорить хорошо» — вещи взаимосвязанные, но не совпадающие по значению и объему. В проблеме речевой культуры следует выделить три аспекта: стиль устной речи, соблюдение основных требований к языку выступления и использование особых средств речевой выразительности.

Будучи живым организмом, язык развивается и изменяется вслед за изменениями, происходящими в обществе. С возникновением и развитием различных областей жизни возникали и новые явления в языке, которые кристаллизуются в различных стилях речи. На схеме 7 приведены основные функциональные стили современного русского языка. Каждому из них присущи определенные особенности, набор специфических языковых средств, употребляемых в строго очерченных сферах общения. Изучением стилей занимается стилистика — наука, связанная прежде всего с искусством письменной речи, однако оратор пользуется в своей деятельности живым словом устной речи, а ей присущи свои особенности, в том числе и стили­стические. Каковы эти особенности? В чем преимущества устной речи перед речью письменной?

Прежде всего, устная речь старше, а потому привычнее и предпочтительнее письменной. По свидетельству ученых-психологов, большинство людей предпочитают слушать и говорить, чем читать и писать. Звучание — самая естественная форма существования языка.

Устная речь — это живое общение без пространственных и временных преград, ей присущи точный адрес, простота реализации, диалогичность. Она всегда предполагает конкретного собеседника и дает возможность непосредственно воздействовать на него.

В отличие от письменной речи устное слово позволяет оратору импровизировать, корректировать свою речь, постоянно поддерживать и развивать контакт со слушателями, учитывать их реакцию, их интересы.

В устной речи допустимо отступление от строгих норм речи письменной, что дает возможность сделать выступление более ярким, эмоциональным, а значит — более действенным. Если письменная речь вмещает в себя больше интеллектуальной информации, то устное слово подходит для выражения эмоций, отношений, настроений.

Для устной речи характерно смешение, взаимопроникновение различных функциональных стилей. Основу публичной речи составляет литературно-книжная лексика, многие виды выступлений (политическая речь, лекция, доклад) тяготеют к научному и официально-деловому стилям. Но в любом жанре красноречия хорошей можно считать лишь такую речь, которая активно использует элементы публицистического, художественного и даже разговорного стилей. Без этого оратору не достичь эмоциональности и убедительности речи. Эту особенность ораторского искусства отмечал академик В. Виноградов: «такие композиционные формы современной устной речи, как, например, выступление в дискуссии, лекция, консультация, пресс-конференция, доклад, беседа... обычно строятся на многообразном чередовании или смешении, взаимопроникновении элементов разговорного и книжного языка».

 

 

Такое стилевое разнообразие дает оратору широчайшие возможности для выражения своих мыслей. Но оно же обязывает руководствоваться чувством меры, ясно видеть границу, отделяющую разговорную речь от малограмотной и вульгарной.

Некоторые ученые выделяют специфические стилистические особенности ораторской речи, такие, как разговорность, широкое использование речевых периодов, относительная свобода строя предложений, обилие сегментированных и присоединительных синтаксических конструкций, связочных предложений и обращений, замена деепричастных и причастных оборотов придаточными предложениями и др.

Проблема стиля в красноречии имеет и другую сторону. Кроме объективно существующих стилей языка, есть еще индивидуальный стиль оратора, т.е. совокупность признаков, характеризующих его манеру говорить. Он создается в результате тщательной, кропотливой, осмысленной работы над словом, изучения лучших образцов ораторской речи («подражание авторов» по М. В. Ломоносову). Только плохие ораторы похожи друг на друга. Хороших ораторов отличает неповторимая, только им присущая манера строить выступление, отбирать языковые средства, влиять на аудиторию в процессе речи. Выработка индивидуального стиля — важная задача оратора.

Следующий аспект речевой культуры — выполнение определенных требований к языку публичного выступления, к речи оратора. Какими качествами должна обладать эта речь?

Для ответа на этот вопрос следует представить систему отношений между речью и языком, речью и действительностью, речью и сознанием слушателя, речью и условиями общения.

Рассмотрение этих соотношений помогает нам вычленить и осмыслить такие основные коммуникативные качества речи, как правильность, краткость, точность, логичность, богатство, эмоциональность (выразительность) речи (см. схему 8). Этот перечень может быть продолжен и конкретизирован, но в основном именно упомянутые качества обеспечивают доходчивость и действенность публичного выступления.

Правильность речи — первое и непременное требование. Хотя нормы устной речи не так строги, как требования к литературному произведению, оратор обязан стремиться к безупречной правильности языка своего выступления, а для этого надо постоянно работать над собой, совершенствовать свою речь. Н. М. Карамзин писал: «В шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, чем другим».

Правильная речь предполагает соблюдение языковой нормы в грамматике, словоупотреблении и произношении (схема 9). Единство речи, ее взаимопонимаемость обеспечиваются именно правильностью речи, без нее не «срабатывают» другие коммуникативные качества (точность, выразительность и др.). Значение грамматической правильности речи подчеркивал М. В. Ломоносов: «Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики».

Отступление от норм языка не только затрудняет понимание речи, оно подрывает доверие к оратору, отвлекает слушателей от содержания выступления, отрицательно сказывается на действенности речи.

Пренебрежительное отношение к законам грамматики ведет к неряшливости речи, к нарушению логической связи и последовательности мысли («Наша работа будет стремиться к тому, чтобы недостатки привести к минимуму»).

 

Нарушение лексических норм (ошибки в словоупотреблении, неоправданное использование диа­лектных и жаргонных слов, разрушение устойчивых словосочетаний и др.) мешает оратору достичь цели выступления, а иногда просто создает комический эффект, не предусмотренный содержанием выступления («На наших плечах возлежит история, мы должны пе­редать ее последующим поколениям, которые будут рослее и мощнее нас»); («В тяжелых условиях им приходилось восстанавливать разруху»). Грубые ошибки в произношении («будующей», «лаболатория», «ихний», «красивЕе», «алфАвит», «тортА», «дОсуг») также отвлекают аудиторию от существа речи, создают негативный психологический фон.

Чтобы избежать этих и других ошибок, оратор обязан совершенствовать свою речь, чаще консультироваться с грамматическими справочниками и словарями.

Важное качество хорошего выступления — его краткость. Она предполагает, что оратор не только не злоупотребляет временем и терпением слушателей, но и умеет избежать ненужных повторов, излишней детализации, словесного мусора. Известный древнегреческий писатель и ученый Плутарх считал, что «сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах».

Чтобы избежать многословия, необходимо прежде всего бороться с плеоназмами (речевой избыточностью) — когда в речь вкрапляются слова ненужные, излишние по смыслу: «толпа людей», «по-новому пересмотреть», «могучий богатырь», «многое сделано по линии обеспечения продовольствием».

Другая разновидность многословия — тавтология, т. е. повторение того же самого другими словами, нередко однокоренными: «равноправные права», «я, собственно, скажу свое личное мнение», «отсюда вытекает текучесть кадров». Очень частая ошибка — тавтологические сочетания русских и иностранных слов с одним и тем же значением: «перспектива на будущее», «традиционные каноны», «памятный сувенир», «свободная вакансия».

Неоправданное обилие вводных предложений и оборотов — вид многословия. Вот один из примеров: «Я смотрю на вопрос так: затраты будут велики. А если мы заглянем в вопрос поглубже, — а вы согласитесь с тем, что все это мы сделаем, в чем я не сомневаюсь, — то мы обнаружим, что необходимых средств нет. Более того, даже если бы средства были налицо, на что рассчитывать нельзя, как я уже сказал, то весьма сомнительно, что проект стоит таких затрат».

В этой фразе «слова-заполнители» составляют три четверти сказанного. Гораздо действеннее было бы начать со слов «Я убежден», а затем просто соединить в короткое предложение все выделенные слова.

Ошибкой является также злоупотребление определениями («наш священный и наивысший долг»), преувеличениями («Абсолютная и неоспоримая истина»), подразделениями («мужчины, женщины, дети каждого города» — вместо «все жители»).

Еще один недостаток — обилие слов-паразитов. Здесь одновременно страдают и краткость, и выразительность, и правильность речи. «Вот», «так», «так сказать», «это самое», «значит», «понимаете» делают речь водянистой, отбирают у нее силу и эмоциональность, вызывают смех аудитории («Хочу, так сказать, что ли призвать вас», «в сущности, на данный момент это, так сказать, наша реальность»).

Главные причины многословия: неясность мысли, плохая подготовка, склонность оратора к самолюбованию и выспренности стиля.

Требование точности и ясности предъявлялось к публичной речи уже в античных руководствах по риторике: «Достоинство стиля заключается в ясности; доказательством этого служит то, что, раз речь не ясна, она не достигает своей цели».

Точность речи всегда связывалась с умением ясно мыслить, сознанием предмета выступления, а также со знанием значений слов.

Если первые два элемента принимаются как сами собой разумеющиеся, то третий требует некоторых пояснений.

Чтобы обеспечить точность речи, оратор должен верно выбрать слово из синонимического ряда в соответствии со стилем высказывания («просить» — нейтральное, «клянчить» — ироническое, «ходатайствовать» — официальное, «молить» — возвышенное, «умолять» — разговорное; «спать» — нейтральное, «почивать» — торжественное, «дрыхнуть» — просторечное). Ему придется также четко разграничить паронимы (»дипломник» и «дипломант», «эффектный» и «эффективный», «гордость» и «гордыня», «нетерпимый» и «нестерпимый»). Кроме того, для начинающего оратора большую сложность представляет точное употребление иноязычных, архаичных слов, терминов. Перегруженность речи терминологией делает ее недоступной пониманию.

Злоупотребление архаизмами также может существенно затруднить восприятие. А бездушное, стилистически неоправданное использование заимствований превращает язык публичного выступления в малопонятный жаргон, где, по меткому выражению языковеда П. Филина, на смену ушедшему «французско-нижегородскому» пришел принижающий национальное достоинство «американско-ростовский сленг». Очень часто злоупотреблению иностранными словами сопутствует элементарное незнание смысла слова, и тогда рождаются фразы типа: «Тезис, которым постоянно мотивировал выступающий...», «Я гипотетически придумал такой план», «Это не входит в сферу моей компетенции...».

Нередко и исконно русские слова употребляются неточно, вопреки их значению: «Большая половина выступления посвящалась критике», «Следует придерживаться осторожности во время спуска», «Экскаватор вооружен ковшом», «Нам нужна подсобная литература по этой теме», «Он работает здесь ряд лет».

Много общего с точностью имеет логичность речи — соответствие сочетаемости частей высказывания законам логики. Это значит, что сочетание одного слова с другим должно быть непротиворечивым (типичная ошибка — «углубляется вширь»); кроме того, условием логичности является правильный порядок слов («напоминаю родителям, что без путевок дети на все базы отдыха не принимаются»). Логичность речи зависит также от того, насколько правильно выражена связь отдельных высказываний в тексте («У каждого человека в жизни бывают минуты, которые он запоминает навсегда; среди них мне запомнились два дня»).

Одно из центральных качеств речи — ее богатство, или разнообразие лексических, фразеологических, интонационных средств языка. Оно напрямую связано с уровнем общей культуры оратора, с его эрудицией, начитанностью, опытом публичных выступлений.

Различают активный и пассивный словарный и фразеологический запас оратора (активный — те слова и фразеологизмы, при помощи которых мы выражаем собственные мысли; пассивный — все знакомые и понятные нам слова, которые мы, тем не менее, в своей речи не употребляем). Считается, что активный запас современного культурного человека колеблется в пределах 4—5 тысяч слов и фразеологизмов, пассивный включает еще около 15 тысяч языковых единиц.

В чем проявляется богатство речи? Прежде всего, в разнообразии синонимов, помогающих избежать монотонности, придать речи яркую эмоциональную окраску. Затем — в использовании фразеологических единиц, не только разнообразящих речь, но и придающих ей особую выразительность, меткость, образность (сравните, насколько выразительнее «души не чаять», чем «любить»; «сломя голову», чем «быстро»; «из рук в руки», чем «непосредственно»).

К фразеологизмам относятся также пословицы, поговорки, крылатые слова, афоризмы. Наконец, богатство речи — это разнообразие интонаций, что является важнейшей характеристикой устного слова и столь способствует его популярности.

Богатой, разнообразной, оригинальной речи противостоит словесный штамп — механическое повторение стертых, шаблонных словосочетаний или целых высказываний, лишающих речь индивидуальности и выразительности. Они известны всем, их все уже много раз слышали, и потому они не несут для слушателя новой информации, а тем более не задевают его чувств. За речевыми штампами стоит, как правило, отсутствие мысли и чувства оратора. Кого могут взволновать, например, такие стереотипные выражения: «проявлять постоянную заботу», «принимать решительные меры», «в свете сегодняшних требований», «надо определиться по этому вопросу», «проводить в жизнь»? Еще более опасная разновидность штампов — это некогда оригинальные, а сейчас уже донельзя стершиеся образные выражения: «белое золото» (черное, голубое, мягкое и т.д.), «корабли полей», «этажи новостроек», «труженики моря», «держать руку на пульсе времени», «часовые порядка» и др.

Разновидность штампа, все чаще проникающего в живую разговорную речь, — так называемый «канцелярит» (по меткому определению К. И. Чуковского), использование не по назначению трафаретных выражений из деловых бумаг.

Признаки канцелярита: вытеснение живого глагола отглагольными существительными, нагромождение существительных в родительном падеже, обилие слов-паразитов («в деле», «по линии», «в части», «в целях»), злоупотребление иностранными словами. Лишая ораторскую речь ее естественной живости и выразительности, обезличивая ее, канцелярит одновременно мешает слушателям думать, понимать высказанное. Более того, штампы такого рода помогают придать «солидность» пустым, бессодержательным речам, создают видимость мысли и дела там, где их нет. Сравните несколько фраз:

 

 

Подготовка кадров сегодня очень важна Подготовка кадров будет иметь особое значение в свете решений сегодняшнего дня.
Отряд добровольцев помог пострадавшим от наводнения Отряд добровольцев проделал определенную работу по оказанию помощи пострадавшим от наводнения
Я не знаю Я не в курсе дел по данному вопросу
Трудовая дисциплина очень слаба (низка) Сложилось совершенно недостаточное положение с трудовой дисциплиной

 

И еще один «перл канцелярита» — из речи на областном совещании животноводов: «Решать надо свинину, товарищи, решать! Пора в каждом хозяйстве разобраться в перспективах с точки зрения свинопоголовья и построить по этому вопросу необходимые свинопомещения».

Как уже отмечалось выше, ораторская речь сочетает в себе воздействие и на разум слушателей, и на их чувства. Эмоциональность — совершенно естественное и вместе с тем необходимое качество публичной речи, помогающее восприятию и усвоению ее рационального содержания. Учеными установлено, что эмоциональность речи положительно влияет на механизмы мышления, памяти, внимания. Иногда это коммуникативное качество называют еще «выразительностью» или «образностью речи».

Эмоциональным, выразительным выступление может быть лишь тогда, когда оратор испытывает те же чувства, которые стремится передать аудитории. Эту закономерность сформулировал М. М. Сперанский в «Правилах высшего красноречия»: «Основание красноречия... суть страсти. Сильное чувствование и живое воображение для оратора необходимы совершенно. ...Оратор должен быть сам пронзен страстью, когда хочет родить ее в слушателе».

Существуют особые языковые средства, при помощи которых оратор добивается эмоционально-образного воздействия на слушателей: лексические (тропы) и синтаксические (фигуры речи). Их классификация, применение, специфические функции хорошо и подробно освещены в литературе, поэтому ограничимся лишь кратким их перечислением.

Важнейшие лексические средства выразительности, или тропы, это:

ЭПИТЕТ — образное определение («слепая любовь», «дремучее невежество», «лютая смерть», «леденящая вежливость»).

СРАВНЕНИЕ — сопоставление двух предметов или явлений с целью более яркой характеристики одного из них через свойства другого («злые языки страшнее пистолета», «покраснел, как рак»).

МЕТАФОРА — перенос на один предмет свойств другого предмета, сближение двух явлений по сходству или контрасту («искра таланта», «золотые руки», «тишину рассекает хриплый рев гудка»).

МЕТОНИМИЯ — замена одного слова другим на основании близости выражаемых ими понятий («любить Пушкина», т. е. любить стихи Пушкина).

СИНЕКДОХА (разновидность метонимии) — употребление названия большего в значении меньшего, целого в значении части, и наоборот («все флаги в гости будут к нам», «в наших лесах водится белка»).

ГИПЕРБОЛА — образное преувеличение («вино лилось рекой», «ждать целую вечность»).

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — одушевление неодушевленного («ветер стучит в окно», «старость стоит у порога»).

К лексическим средствам выразительности примыкают ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ — устойчивые сочетания слов с полностью или частично переосмысленным значением, пословицы, поговорки. Они помогают достичь и эмоциональности, и лаконичности речи в передаче сложных представлений, образов, понятий. К ним близки также крылатые слова и афоризмы.

Другая группа средств, преследующих те же цели, — фигуры речи или приемы стилистического синтаксиса.

ПОВТОР — многократное повторение одного и того же слова или оборота с целью выделить, подчеркнуть существенное в речи. Разновидности повтора — анафора (повтор начальных слов) и эпифора (повтор заключительных слов).

АНТИТЕЗА — оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия.

ИНВЕРСИЯ — намеренное нарушение обычного порядка слов в предложении.

ГРАДАЦИЯ — такое расположение слов, при котором каждое последующее превосходит предыдущее по интенсивности.

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС — утверждение или отрицание, облеченное в форму вопроса: оно содержит ответ в самом себе и преследует цель активизации внимания и интереса слушателей.

РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ — особо эмоциональное утверждение или отрицание с целью привлечь внимание аудитории, побудить ее разделить мнение оратора.

Опытный оратор, обладающий высокой речевой культурой, широко использует все выразительные средства языка, но при этом он соблюдает меру, так как злоупотребление тропами и фигурами речи делает выступление растянутым, искусственным и напыщенным. Строгое подчинение выразительных средств целям речи и ситуации общения, т. е. уместность речи — одно из главных правил риторики. В заключение этого раздела можно сформулировать несколько практических советов тем, кто хочет стать хорошим оратором.

Чтобы поднять уровень речевой культуры, необходимо:

· расширять круг своего чтения, анализируя при этом стили ли­тературного языка;

· внимательно и часто слушать хороших ораторов и выдающихся актеров;

· постоянно контролировать себя, бороться с погрешностями языка и стиля в обиходной речи;

· чаще практиковаться в публичных выступлениях, перед этим предварительно написав и тщательно отредактировав текст речи;

· читать специальную литературу по вопросам речевой культуры, чаще консультироваться со словарями русского языка.

 

Тема и тезис выступления сформулированы, продумана система доказательств, речь композиционно оформлена и отредактирована. Завершена, таким образом, докоммуникативная, подготовительная фаза работы над выступлением. Небольшая репетиция (лучше с часами в руках и с магнитофоном!) — и начинается наиболее ответственный и интересный этап: выступление. На этом этапе главными помощниками оратора будут такие науки, как психология, этика, педагогика.

Психолого-педагогические основы ораторского искусства в последнее время привлекают пристальное внимание и исследователей, и практиков. На первый взгляд, особой новизны здесь нет: еще в трудах теоретиков античности указывалось на необходимость учета аудитории, установления с нею контакта, управления вниманием слушателей. Но в более поздние периоды эта проблема почти ушла из поля зрения, ее нередко игнорировали, выдвигая на первый план только вопросы правильности речи или логики изложения. Однако нельзя не заметить, что любая сторона выступления — будь то аргументация, или культура речи, или композиция, или контакт оратора с аудиторией — не может быть до конца понята, а значит, и эффективно использована без проникновения в суть психологических механизмов, функционирующих в процессе речи. Интерес к психологии с точки зрения ее применения в риторике усилился в 60-е годы нашего века. В литературе этого периода отмечалось, что всякая агитационно-пропагандистская работа, всякая дискуссия, всякая публичная речь имеет свою социально-психологическую сторону. Необходимо в этой работе учитывать психологию масс, знать закономерности воздействия слова на настроения, чувства, поступки людей.

При этом важно подчеркнуть, что риторика основывается на психологии, пользуется ею, но сами по себе психологические приемы не являются средством для преодоления всех трудностей в ораторской деятельности. По словам Леслава Войтасика, «психология ничего не заменяет в пропаганде, она лишь помогает правильно организовать эту деятельность и повышает ее эффективность».

Любое публичное выступление является целенаправленным речевым воздействием оратора на психику слушателя. Круг проблем, которые при этом возникают и которые нам помогает решить психология, таков: как организовать и поддержать внимание слушателей; как устанавливается контакт между оратором и аудиторией; как протекает процесс передачи, усвоения и переработки информации; можно ли управлять этим процессом; в чем состоят социально-психологические особенности различных аудиторий и как грамотно их учитывать и др.

Психологическая культура оратора заключается в выполнении требований, предъявляемых психологией и к содержанию, и к форме выступления, и к личности оратора, и к особенностям аудитории. Оратор должен обладать определенными знаниями как по общей, так и по социальной психологии, а также уметь на практике их использовать. Другими словами, психологическая культура оратора — это единство знаний, отражающих закономерности психической деятельности человека, и умения применять эти знания в конкретных условиях работы с людьми

Рассмотрим, например, схему взаимодействия оратора и аудитории в процессе речевого общения (схема 10). Главная цель оратора — передача смысловой информации и убеждающее воздействие на слушателей. В ходе своего выступления оратор стремится изменить состояние аудитории (проинформировать, доказать, убедить, призвать и т.п.), но и аудитория пытается оказать обратное воздействие на оратора: принимая или не принимая точку зрения оратора, она своим видом, поведением, вопросами, репликами (обратная связь) влияет на выступающего и, в конечном счете, на выступление.

 

 

 

Таким образом, ораторская речь — это не тот заготовленный заранее текст, который отшлифован и отрепетирован оратором, а теперь просто «озвучивается», а постоянная импровизация, учитывающая интересы и оратора, и аудитории, конкретную обстановку выступления и многие другие факторы. Аудитория как бы становится соавтором речи, и оратору нужны специальные умения, особые качества, чтобы выполнить поставленную задачу, оказать желаемое воздействие на слушателей в непростой и во многом непредсказуемой обстановке живого общения, нередко преодолевая прямое сопротивление аудитории.

Прежде всего, он должен четко представлять, какими средствами воздействия на аудиторию располагает (см. схему 11). Как видим, одно из важных преимуществ устного публичного выступления состоит в том, что в распоряжении оратора целый комплекс средств: и звуковых, и визуальных, и собственно речевых (вербальных — от лат. verbura — слово), и связанных с речью непосредственно (голос, интонация), и невербальных (жест, мимика, поза). Все эти каналы общения используются как для передачи информации, так и для; создания необходимой социально-психологической атмосферы, помогают влиять и на разум, и на чувства слушателей.

Например, широко известно простое методическое правило, предписывающее начинать речь так называемой начальной паузой. Но для того, чтобы правильно варьировать длительность этой паузы или, возможно, вовсе от нее отказаться в какой-то ситуации, необходимо представлять, почему это правило возникло. Главная роль начальной паузы — психологическая. Она нужна для того, чтобы собрать внимание аудитории, дать ей рассмотреть оратора, обеспечить ей возможность подготовиться к восприятию речи. Оратору же пауза нужна для того, чтобы успокоиться, снять излишнее волнение, сосредоточиться. Паузой можно заинтриговать слушателей, а ее отсутствием, внезапным началом речи ошеломить их — в обоих случаях это особый психологический прием, цель которого — приковать внимание, пробудить интерес.

Понятие внимания — ключевое в психологии речевого общения. Внимание направляет, сопровождает, усиливает или ослабляет восприятие, запоминание, мышление. Однако оно неустойчиво, подвержено колебаниям. Частота колебаний, устойчивость внимания зависит от разнообразия, объема информации, соответствия ее интересам аудитории, умения оратора избежать монотонности речи, снимать усталость у слушателей.

Понятие внимания — ключевое в психологии речевого общения. Внимание направляет, сопровождает, усиливает или ослабляет восприятие, запоминание, мышление. Однако оно неустойчиво, подвержено колебаниям. Частота колебаний, устойчивость внимания зависит от разнообразия, объема информации, соответствия ее интересам аудитории, умения оратора избежать монотонности речи, снимать усталость у слушателей.

По образному выражению К. Д. Ушинского, внимание — это дверь в сознание человека, и, приоткрыв ее в начале выступления, оратор стремится держать ее открытой на протяжении всей речи, прибегая для этого к специальным приемам. Наименее эффективны здесь прямые призывы быть внимательными. Более действенны разнообразные композиционные, речевые и методические приемы.

Композиционные средства активизации внимания и интереса: интригующее начало,

прерывистое («пунктирное») развертывание тезиса, вопросно-ответный ход рассуждения, контрастное сопоставление аргументов, экспрессивное заключение.

Речевые средства:

использование литературных образов, цитат, крылатых

выражений;

использование разностилевой, экспрессивной лексики;

художественность изложения (тропы и фигуры речи): драматизация речи;

интонационная выразительность, варьирование силы, высоты голоса, темпа речи; психологические паузы.

Методические средства:

рассмотрение проблемных ситуаций;

выделение основных моментов речи;

полемический характер изложения;

зрительный контакт с аудиторией;

использование наглядности и технических средств;

использование обращений к аудитории для возобновления

внимания.

 

Следует особо остановиться на технике аргументации и композиции речи. Мы уже знаем, что аргументы не следует излагать в нисходящем порядке, лучше начинать с более сильных доводов и такими же сильными заканчивать. Здесь действует так называемое «правило рамки» (или «закон края»). Оно состоит в том, что вся предназначенная для запоминания информация в общении (будь то лекция, доклад, просто разговор) должна быть заключена в рамку. Этой рамкой могут быть сильные аргументы или, по отношению ко всей речи, яркие, запоминающиеся начало и конец выступления. Суть правила — в особом психологическом законе работы памяти, сформулированном в XIX в. ученым Г. Эббингаузом: начало и конец любого информационного ряда, из чего бы он ни состоял, сохраня­ются в памяти человека лучше, чем середина.

Так, излагая во вступлении цели и перспективы общения, а в заключении речи — итоги и выводы, оратор обеспечивает запоминание главного в предмете речи. Соблюдение этого же правила помогает выбрать наиболее эффективный способ построения короткой агитационной речи: постановка проблемы в начале речи (нередко в форме риторического вопроса) и сжатый вывод из всего сказанного в конце, содержащий ответ на поставленный вопрос.

Немаловажное значение для усиления эффективности речи имеет психологическая сторона речевой культуры. Неправильности языка выступающего могут оказать отрицательное влияние на восприятие содержания выступления. Опыт показывает, что несоответствие употребляемого слова его общепринятому значению или стилистическим нормам вызывает у слушателей негативные эмоции, которые могут свести на нет цель речи. Излишне торжественные выражения смешат, банальные — раздражают, неправильно употребляемые слова вызывают насмешку и иронию.

Речевые ошибки дают и еще один отрицательный психологический эффект. Они отвлекают внимание от смысла речи и направляют его на форму произнесения. Иногда слушатели вообще перестают вникать в содержание и только следят за тем, как произносится речь. Это приводит к уменьшению, а иногда и полному исчезновению предполагаемого эффекта.

Важная сторона психологической грамотности оратора — учет особенностей аудитории.

Аристотель в «Риторике» писал: «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается: оно-то и есть конечная цель всего».

Оратору приходится обращаться к «образу» аудитории неоднократно, на всех этапах подготовки, произнесения речи и анализа ее итогов. Сложность состоит, во-первых, в том, что мысленный образ будущей аудитории не полностью совпадает с аудиторией реальной, а во-вторых, даже знакомая, уже известная аудитория может внезапно изменить свое поведение в связи с новой обстановкой, ошибками оратора и другими факторами. На схеме 12 приведены основные критерии, на основании которых оратор дает предварительную оценку составу слушателей. Нетрудно заметить, что лишь первый и частично второй элементы (социально-демографический состав и степень однородности) остаются неизменными на протяжении процесса речи. Все прочие могут измениться, и от мастерства

оратора зависит, изменится ли к лучшему отношение к предмету речи и к оратору; усугубится ли неблагоприятное психическое состояние аудитории или оратор «расшевелит» слушателей, увлечет их своим рассказом, поможет снять усталость; изменятся ли установки слушателей, углубится ли их интерес к теме выступления. Чтобы яснее представить эти процессы, рассмотрим схемы 13, 14 и 15.

Аудитория — это некоторое количество людей, собравшихся, чтобы выслушать публичную речь, и сосредоточивших свое внимание на ораторе и его выступлении. Этих людей объединяют общие условия, в которых происходит речевое общение, общая деятельность (слушание), общий субъект воздействия (оратор). Аудитория — это не просто «сумма личностей», ее составляющих. В группе человек ведет себя по-иному, по-иному чувствует, и процессы восприятия, запоминания, мышления протекают иначе, чем если бы оратор воздействовал на каждого слушателя по отдельности.

В больших аудиториях сильнее проявляются такие явления, как подражание, заражение, внушаемость, интенсивнее переживаются эмоциональные состояния. Это хорошо видно, например, в реакциях аудитории массового митинга, когда смех, возмущение или восторг мгновенно охватывают большинство слушателей и выражаются довольно бурно.

Еще важнее для оратора учитывать те признаки, которые разделяют аудиторию на различные группы. Прежде всего, слушатели неоднородны по тем причинам (мотивам), что привели их на митинг, лекцию или собрание. Конечно, лучше всего, когда люди идут что-то узнать, обсудить, интересуясь темой разговора и разбираясь в ней.

Но слушатели с интеллектуально-познавательными мотивами — это еще не вся аудитория. Всегда есть те, кто пришел, подчиняясь приказу, порядку, долгу; есть и те, кого больше интересует сам оратор (о чем бы он ни говорил) или ситуация общения («побыть на людях»). Цель оратора — захватить, увлечь аудиторию темой и содержанием речи, преобразовать мотивы второй и третьей группы в интеллектуально-познавательные.

От мастерства оратора зависит в значительной степени и уровень понимания слушателями излагаемого материала, а также то, сколько слушателей, первоначально отнесенных к поверхностному или соглашательскому типу, в конце выступления перейдут в группу конструктивных.

Чтобы добиться этого, оратор должен хорошо представлять себе, какие барьеры стоят между ним и слушателями в процессе речи, с какими неизбежными потерями информации приходится считаться, а также помнить, что, по выражению И.-В. Гёте, «Каждый слышит лишь то, что он понимает», и поэтому следует максимально заботиться о доступности речи, обеспечивать ее понимание.

С психологической культурой оратора неразрывно связана этическая культура, такт, умение наладить общение. Эту сторону речевого мастерства называют еще коммуникативной культурой или культурой общения.

 

Этические нормы <



2019-08-14 1046 Обсуждений (0)
Тема 1 0 . Культура речи оратора. Оратор и аудитория. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 1 0 . Культура речи оратора. Оратор и аудитория.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1046)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.022 сек.)