Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 6. Этические требования к речи.



2019-08-14 235 Обсуждений (0)
Тема 6. Этические требования к речи. 0.00 из 5.00 0 оценок




Этику общения с аудиторией следует учитывать в различных ее проявлениях. Между сторонами того или иного вида общения существует своя специфика. Задача и состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы общения, которые не противоречили бы общим нравственным принципам поведения людей, чтобы служили надежным инструментом координации деятельности людей, вовлеченных в общение.

Общий нравственный принцип человеческого общения содержится в категорическом императиве И. Канта: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего законодательства».

Особое внимание следует обратить на золотое правило этики общения: «Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам». В отрицательной форме в формулировке Конфуция оно гласит: «Чего не пожелаешь себе, того не делай другим».

Под нормами и принципами понимается то, какое поведение является этически приемлемым, а какое - нет. Без соблюдения этики общения большинство людей чувствуют себя дискомфортно и неуютно. Именно на этом уровне формируются в первую очередь нравственные эталоны и образцы поведения. Отметим некоторые из них:

Стремитесь к высоким моральным нормам общения. Человек будет только тогда чувствовать себя нравственно и психологически комфортно, когда произойдет его идентификация с коллективом. Вместе с тем каждый хочет остаться индивидуальностью и хочет, чтобы его уважали таким, каков он есть.

При возникновении проблемы взаимопонимания следует выяснить ее причины. Если речь идет о невежестве, то не следует бесконечно попрекать слушателя его слабостями, недостатками. Подумайте, что вы можете сделать, чтобы помочь ему преодолеть их. Опирайтесь при этом на сильные стороны его личности. Критиковать следует только действия и поступки, а не личность человека, нельзя переходить на личности, так как это неэтично и уже считается оскорблением.

Тогда, когда это уместно, можно использовать прием «бутерброда» – спрячьте критику между двумя комплиментами. Закончите полемику на дружеской ноте.

Никогда не давайте слушателям возможность заметить, что вы не владеете ситуацией, если вы хотите сохранить их уважение. С другой стороны, доверяйте собеседникам, слушателям и признавайте собственные ошибки. Аудитория все равно, так или иначе, узнает о них. Но утаивание ошибок – проявление слабости и непорядочности.

Знать, как следует обращаться и относиться к оратору, не менее важно, чем знать, как надо относиться оратору к аудитории. Без этого трудно найти «общий язык». Используя те или иные этические нормы, можно привлечь оппонента на свою сторону, сделать своим союзником, но можно настроить его и против себя, сделать своим недоброжелателем.

Есть несколько необходимых этических норм и принципов, которые можно использовать.

Старайтесь помогать оратору в создании в аудитории доброжелательной атмосферы, упрочению справедливых отношений

Не пытайтесь навязывать свою точку зрения. Высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо.

Не разговаривайте категорическим тоном, не говорите всегда только «да» или только «нет». Вечно поддакивающий собеседник надоедает и производит впечатление льстеца. Человек, который всегда говорит «нет», служит постоянным раздражителем.

Если вы затрудняетесь, как вести себя в той или иной ситуации, поставьте себя на место вашего оппонента.

Не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого. Не относитесь с предвзятостью к своим оппонентам. Насколько возможно, отбрасывайте предрассудки и сплетни в общении с ними. Называйте своих собеседников по имени и старайтесь делать это почаще.

Улыбайтесь, будьте дружелюбны и используйте все многообразие приемов и средств, чтобы показать доброе отношение к собеседнику.

Старайтесь слушать не себя, а другого.

Не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле. Рано или поздно все равно все выплывет наружу и встанет на свои места.

Старайтесь проявлять симпатию к человеку – словом, взглядом, жестом дайте участнику общения понять, что он вас интересует. Улыбайтесь, смотрите прямо в глаза.

Рассматривайте оппонента, слушателя как личность, которую нужно уважать саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей.

Публичное выступление – это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию.

Важно оценить состав будущей аудитории, заранее настроиться на своих слушателей, учитывая такие факторы: образовательный уровень, направление образования, познавательные интересы, пол, возраст, отношение к теме и к оратору.

Обращаясь к молодежи, нельзя заигрывать, льстить, поучать, упрекать в незнании, некомпетентности, подчеркивать свое превосходство, уклоняться от острых проблем и вопросов.

Перед слушателями с высоким уровнем профессиональной или научной подготовки нельзя выступать, если нет новых взглядов, подходов к решению проблемы, нельзя допускать повторы, тривиальные суждения, демонстрировать свое превосходство, злоупотреблять цифрами, цитатами, уклоняться от существа проблемы.

В неоднородной аудитории произносить речь труднее. Если публика различна по составу, надо, по возможности, адресовать какой-то фрагмент каждой группе.

Необходимо также выяснить численность аудитории. Большим количеством слушателей сложнее управлять. В огромной массе человек легковерен, не способен к критике, реагирует на эмоции. Чем больше аудитория, тем проще будет говорить.

Важное значение имеет и размещение слушателей в аудитории.

Надо выяснить также после, каких других речей идет ваше выступление. Ведь каждая последующая речь должна быть интереснее по содержанию и форме, чем предыдущая.

После выступления докладчик часто отвечает на вопросы слушателей. Такая форма общения требует от оратора быстрой реакции, доброжелательности, владения юмором. Ответ выступающего предназначен не только тому, кто задал вопрос, но и все присутствующим слушателям.

 



2019-08-14 235 Обсуждений (0)
Тема 6. Этические требования к речи. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 6. Этические требования к речи.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)