Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологическая, лингвистическая, экстралингвистическая, коммуникативная характеристика видов речевой деятельности.



2019-08-14 623 Обсуждений (0)
Психологическая, лингвистическая, экстралингвистическая, коммуникативная характеристика видов речевой деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок




Из предыдущего изложения ясно, что с точки зрения механизмов кодирования/декодирования информации речевая деятельность включает четыре основных аспекта, которые принято называть видами речевой деятельности:говорение, слушание, письмо, чтение.

Говорение– это отправление речевых акустических сигналов, несущих информацию.

Слушание(или аудирование) – восприятие речевых акустических сигналов и их понимание.

Письмо– зашифровка речевых сигналов с помощью графических символов.

Чтение– расшифровка графических знаков и понимание их значений.

Механизмы кодирования информации действуют при говорении и письме, механизмы декодирования – при слушании и чтении. При говорении и слушании человек оперирует акустическими сигналами, при письме и чтении – графическими знаками.

Указанные четыре вида речевой деятельности составляют основу процесса речевой коммуникации. От того, насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность речевого общения. Кроме того, степень сформированности навыков речевой деятельности служит критерием оценки уровня владения языком (не только иностранным, но прежде всего родным) и показателем общей культуры человека.

 

Психологическая характеристика видов речевой деятельности

Виды РД Параметры определения Слушание Чтение Говорение Письмо Думание Перевод
Характер общения устный непосредств. письменный опосредств. устный непосредств. письменный опосредств. устный непосредств. устный и письменный
Роль в общении реактивная реактивная инициальная инициальная инициальная реактивная
Направленность речевой деятельности рецептивная рецептивная продуктивная продуктивная продуктивная рецептивно-продуктивная
Определяющая вид речевой деятельности форма речи внутренняя речь внутренняя речь внешняя устная речь внешняя письменная речь внутренняя речь внутренняя и внешняя (устная, письменная)
Внешняя выраженность невыраженный выраженный выраженный выраженный невыраженный выраженный
Характер обратной связи внутренняя (смысловая) внутренняя (смысловая и зрительная) внутренняя мышечная и внешняя слуховая внутренняя мышечная (от артикуляции иpуки) внешняя зрительная внутренняя и внешняя  

Ключевой задачей лингвистического описания является достижение такого представления языка, которое сформировало бы фундамент для разрешения многочисленных практических вопросов, возникающих перед лингвистами [5, с. 5]. Благодаря растущему вниманию к транскультурным контактам и межкультурному взаимопониманию, смене языковедческой научной парадигмы от системной лингвистики к изучению языка в ходе коммуникации обнаружена практическая необходимость в описании правил фонетико-интенционального оформления речи с точки зрения теории речевой деятельности. В этом процессе важно учитывать два аспекта: лингвистический и экстралингвистический. Вербальная, или речевая (языковая, семантическая, лингвистическая), информация воплощена в слове, а экстралингвистическая, или внеязыковая, звуковая речь, несёт слушателю информацию независимо от семантики слова, то есть от того, что говорит человек. К экстралингвистическим факторам (помимо психоакустических и эмоциональных, возрастных и гендерных, социальногрупповых и медицинских характеристик голоса и речи), позволяющим составить определённое мнение о носителе информации, относятся интенции, то есть намерения автора выразить ту или иную мысль, воздействовать на адресата с целью изменения внутреннего и/или внешнего поведения.

В зарубежной лингвистике в 50-60-е годы XX века оформилось научное направление, изучающее особенности речевого поведения. В настоящее время эту научную проблему решают совместно философы, лингвисты, психологи. Сегодня мыможем привести внушительный перечень работ известных зарубежных философов, логиков и лингвистов (Г. Фреге [1892], П. Грайс [1948], Дж. Остин [1986], Дж. Сёрль [1979, 1986] и др.), которые отражают современные тенденции в проблематике философии языка и оказывают серьёзное влияние на решение многих практических задач, зависящих от степени интеграции философии, логики, психологии и теории языка. Одно из самых крупных направлений в современной аналитической философии языка - интенционализм, истоки которого можно отыскать в трудах У. Оккама, английского философа-схоласта ХIV века - «Свод всей логики» [1340]. Главной задачей этого учения стало доказательство того, что концептуально первичным и определяющим для философии языка является понятие намерения подразумевания (meaning intention) [13].

Опираясь на идеи интенционализма, американский философ Дж. Сёрль [10] развил инициированное Дж. Остином учение о речевых актах (РА). В настоящее время термин «речевой акт» находит широкое применение в различных областях лингвистической науки, однако его можно отнести к числу популярных, но далеко не однозначно дефинируемых. Рассмотрим толкование этого термина у разных авторов. По словарю О. С. Ахмановой, «речи акт - это отдельный отрезок речи, имеющий в данных условиях определённую целевую направленность; данное артикуляционно-акустическое единство, которое говорящий и слушающий связывают с одинаковым значением в данной ситуации общения» [3, с. 386]. А. Н. Щукин рассматривает РАкак единицу коммуникации (а соответственно, и обучения), т.е. регулируемые законами речевого поведения вербальные приёмы, совершаемые в определённой речевой ситуации и имеющие адресата [12, с.196]. В словаре методических терминовнаходим толкование РА как «намерение, целенаправленное, регулируемое правилами социальноречевое поведение, как речевое действие, имеющее адресата, в определённой речевой ситуации…» [1, с. 295]. Именно эта неоднозначность ведёт к нечёткому пониманию путей реализации РА в процессе коммуникации. И если первое и второе определения не так различны по значению, то отождествление РА с намерениями исключено так же, как недопустимо отождествление интенций и интенциональных состояний.

«…Основной единицей языкового общения является не символ, не слово, не предложение и даже не конкретный экземпляр символа, слова или предложения, а производство* этого конкретного экземпляра в ходе совершения речевого акта» [Цит. по: 10, с. 151]. Одной из задач теории языка является описание механизмов перехода от звуков к иллокутивным актам, от знаковой системы языка к речи. Психология речи определяет интенцию как начальный момент порождения высказывания [5]. За ним возникают мотив, внутреннее проговаривание и реализация. Субъективную форму существования потребностей (мотивации) С. Л. Рубинштейн определяет как эмоции, которые сигнализируют субъекту о потребностной ценности соответствующих объектов и побуждают направить на последние свою активность [9].

Исследования в этой области, осуществляемые учёными Московской психолингвистической школы, позволили смоделировать процесс речепорождения. Так, по мнению А. А. Леонтьева и Т. В. Рябовой, «существует принципиальная схема порождения речи, реализующаяся независимо от выбора конкретной порождающей модели» [Цит. по: 5, с. 113]. В основе существующих форм речепорождения находится представление о многоступенчатости этого процесса. Выделяют 3 фазы: мотивационную, целевую, исполнительную.

Первая фаза включает ряд действий: анализ ситуации, эмоциональную регуляцию, - что и формирует потребность выражения определенного содержания, интенции. Необходимо подчеркнуть, что эмоциональномотивационные процессы корректируют речепорождение еще до формирования собственно смысла высказывания. Вторая фаза - это внутреннее проектирование, то есть создание «образа результата», в психолингвистических исследованиях определяемого как «первичная семантическая запись», которая должна быть соотнесена с языковой структурой конкретного языка и сформулирована во внутренней речи. Исполнительная фаза характеризуется реализацией моторной функции внешней речи, для чего автор использует весь потенциал конкретного языка - от фонетических до синтаксических средств [7].

Разговор на любом из существующих языков является весьма сложной формой правилосообразного поведения, следовательно, овладение языком предполагает овладение законами такого поведения. Речевое побуждение (интенция), несмотря на специфический экстралингвистический характер, является важнейшим элементом речевой деятельности, который воплотился в языке в форме специфических приёмов и методов. Прагмалингвистика определяется как сфера языковедческих исследований, которые можно выразить соотношением между языковыми единицами и условиями их использования в соответствующем коммуникативно-прагматическом пространстве, в котором взаимодействуют говорящий/пишущий, слушающий/читающий и для описания которого значимы указания на обстоятельства их вербального общения, связанные с актом взаимодействия цели и ожидания [6]. Так, «единицей речевого общения является не отдельный символ, не слова и предложения, а производство (вербализация замысла) конкретной речевой единицы в ходе реализации речевого акта» [4, с. 56-57].

Исходя из выводов ряда учёных-лингвистов, подробнее всего функциональные и структурные качества объектов исследования - речи и языка - выражены в устном словесном общении. Фонетические знания являются базовыми, так как с них и берёт начало процесс познания объекта - языка и речи. При этом сфера фонетических и фонологических исследований в немалой степени проработана с позиций её имманентной структурированности. Такая взаимосвязь с лингвистическими концептами иных языковых уровней подробно изучена и описана. Таким образом, именно фонетические знания, на которых построены представления обо всех остальных языковых уровнях, уместно моделировать на исходном этапе.

Такие навыки должны быть сопряжены с механизмамилокутивного акта и основными понятиями артикуляторной фонетики - через представления об источниках звука и их характеристиках - и с основными нормами слухового восприятия человека (перцептивной фонетики) через способность интерактивного взаимодействия с языковой системой. На этой основе становится возможным исследование связи артикуляторных процессов и акустических характеристик речи, артикуляторной и акустической систематизации звуков, коартикуляции и акустических коррелятов, а также основных параметров слитной речи: ритма, темпа, интонации, взаимодействия фонем в процессе речи и т.д. Эти знания выступают базовыми как для формирования представлений о фонетической системе любого языка, так и для выбора оптимального пути формирования необходимой артикуляторной и перцептивной базы для овладения языком в коммуникативно-прагматическом аспекте. Кроме того, эти знания несут в себе экстралингвистический потенциал.

Уже в конце 70-х годов ХХ столетия отмечалось, что сведений об организации звуковой материи языка достаточно для их систематического описания. Это связывалось с повышенным интересом к звуковому строю языка и звучащей речи в связи с поисками более оптимальных способов межкультурной коммуникации и межкультурного взаимопонимания. Однако «если звуковые оболочки слов, соответствующие внутреннему содержанию, смыслу речи, используются для выражения определённых значений, то интонация служит своеобразным звуковым “дополнением” к основному фонемному составу слов, и это “дополнение” тоже является средством выражения определённого содержания на уровне предложения» [11, с. 8]. «Интонация содержательна уже сама по себе, в “бессловесном”, “произносимом” с закрытым ртом тексте. Эта бессловесная интонация наделена способностью различать коммуникативные виды высказывания (утверждение, вопрос, побуждение) и выражать эмоциональные значения и оттенки, сопутствующие “логической” или “волевой” интонации» [2, с. 18]. Интонация русского языка, располагающая минимальным набором интонационных конструкций в их первичной (нейтральной) реализации, имеет большой потенциал для выражения эмоционально-модальных состояний субъекта речи. Следовательно, для реализации словесных интенций посредством осуществления РА необходимо рассматривать комплекс фонетико-фонологических, просодических и интонационных знаний во взаимосвязи со смыслом речи и речевой активностью [8, с. 8].

Таким образом, в современной парадигме научных исследований по теории речевой деятельности процесс овладения языком рассматривается как цепь аналитических звеньев между РА, тем, что подразумевает произносящий, значением языкового выражения, его намерениями и восприятием слушающего, иными словами, это синтез лингвистических и экстралингвистических факторов, взаимодействующих и функционирующих на основе психофизиологических механизмов речепорождения и по законам, управляющим компонентами языка.

Коммуникация – социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных).

Речевая деятельность – система мотивированных речевых действий людей в социально значимых ситуациях, обусловленных правилами и нормами речи, принятыми в обществе.

Коммуникация – это целенаправленное общение, реализуемое в конкретных ситуациях согласно нормам речевой деятельности.

Анализ текстов – совокупность методических приёмов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации.

Традиционный анализ документов представляет собой

самостоятельный, творческий процесс, который зависит от: содержания, направленности самого документа; условий, целей и задач проводимого исследования; научной квалификации, богатства опыта и творческой интуиции исследователя.

При всей важности и значимости такой вид аналитической деятельности неотделим от личности исследователя, несет в себе возможность субъективной оценки и интерпретации изучаемого документа.

Контент-анализ – формализованный качественный метод, цель которого снизить уровень субъективизма исследователя по сравнению с традиционными методами (различные виды опросов, наблюдение, эксперимент).

Процедура контента – подсчет частоты (или объема) упоминаний тех или иных смысловых процедур анализируемого текста – сводится к двум операциям:

1) Формулировка ключевых понятий на основе конкретного текста, 2) Фиксирование частоты упоминания и объема этих понятий.

На основании собранных данных количественные показатели подвергаются обработке.

 



2019-08-14 623 Обсуждений (0)
Психологическая, лингвистическая, экстралингвистическая, коммуникативная характеристика видов речевой деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологическая, лингвистическая, экстралингвистическая, коммуникативная характеристика видов речевой деятельности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (623)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)