Санкт-Петербургский государственный университет
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Теория литературы (риторика)
Literary Theory: Rhetoric
Язык (и ) обучения
русский
Трудоемкость в зачетных единицах: 3
Регистрационный номер рабочей программы: 015689
Раздел 1. Характеристики учебных занятий
Цели и задачи учебных занятий
Цель курса: дать представление о мировоззренческих и философских основах риторики, познакомить студентов с историей риторики и ее современным состоянием, с основным кругом риторических проблем; сформировать у студентов представления о границах и возможностях риторического анализа, выработать навыки в определении тропов и риторических фигур в художественном тексте.
Задачи курса: познакомить студентов с разным пониманием риторики в эпохи культуры "готового" и "неготового" слова; осветить такие проблемы риторики, как проблемы поэтического языка, топики, интертекстуальности, речевой композиции текста; продемонстрировать сложность и неоднозначность интерпретации тропов и риторических фигур при обращении к конкретным художественным текстам; нацелить на самостоятельную интерпретацию текстов художественной литературы.
Требования подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты)
До начала данного курса студенты должны освоить содержание следующих курсов:
1. Введение в литературоведение
3. Фольклор
4. Введение в языкознание.
5. История древнерусской литературы
6. История русской литературы XVIII века
7. История русской литературы XIX века (часть 1)
8. «Теория литературы. Композиция», «Теория литературы. Стиховедение».
Научная литература (пререквизиты):
1. Жирмунский В. М. Введение в литературоведение. СПб, 1996; М., 2004.
2. Жирмунский В. М. Композиция лирических стихотворений. // Жирмунский В. Теория стиха. Л., 1975.
3. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. М., 1962-1978.
4. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
5. Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия. Автор-составитель Н. Д. Тамарченко. М., 2002.
6. Теория литературы. М., 1990.
7. Томашевский Б.В. Стилистика. Л., 1983.
8. Томашевский Б.В. Теория литературы (Поэтика). Л., 1925; М., 1996.
9. Холшевников В. Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. СПб., 2002.
10. Хрестоматия по теоретическому литературоведению / Сост. И.Чернов. Тарту, 1976.
11. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «За» и «Против» М., 1975.
12. Якубинский Л.П. Избранные работы: Язык и его функционирование. М., 1986.
13. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989.
14. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
15. Бахтин М.М. Проблема поэтики Достоевского. 4-е изд. М., 1979.
16. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.
17. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М., 1984.
18. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. VIII: Лингвистика текста. М., 1978.
19. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVI: Лингвистическая прагматика. М., 1985.
20. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVII: Теория речевых актов. М., 1986.
21. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVIII: Когнитивные аспекты языка. М., 1988.
22. Тарановский К. О поэзии и поэтике. М., 2000.
23. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. М., 1965.
24. Шмид В. Проза как поэзия. 2-е изд. СПб., 1998.
25. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. 2-е изд. М., 1995.
26. Морозов А.А., Софронова Л.А. Эмблематика и ее место в искусстве барокко // Славянское барокко: Историко-литературные проблемы эпохи. М., 1979.
27. Софронова Л.А. Принцип отражения в поэтике барокко // Барокко в славянских культурах. М., 1982.
Перечень результатов обучения (learning outcomes)
Обучающиеся должны усвоить различие между традиционной риторикой и неориторикой, их философскими и мировоззренческими основами, задачами и подходу к слову; ориентироваться в круге проблем риторики художественного текста; владеть основными приемами риторического анализа художественного текста и терминологическим аппаратом, уметь выделять тропы и риторические фигуры на разных языковых уровнях, определять и анализировать доминанту текста.
Перечень и объём активных и интерактивных форм учебных занятий
Лекционные занятия.
Раздел 2. Организация, структура и содержание учебных занятий
Организация учебных занятий
2.1.1 профиль Отечественная филология (русский язык и литература)
Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся
|
Код модуля в составе дисциплины,
практики и т.п.
| Контактная работа обучающихся с преподавателем
| Самостоятельная работа
| Объём активных и интерактивных
форм учебных занятий
| Трудоёмкость
|
лекции
| семинары
| консультации
| практические занятия
| лабораторные работы
| контрольные работы
| коллоквиумы
| текущий контроль
| промежуточная аттестация
| итоговая аттестация
| под руководством преподавателя
| в присутствии преподавателя
| сам. раб. с использованием
методических материалов
| текущий контроль (сам.раб.)
| промежуточная аттестация (сам.раб.)
| итоговая аттестация
(сам.раб.)
|
ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ
|
Форма обучения: очная
|
Семестр 5
| 15
| 15
| 2
| 15
|
|
|
|
| 2
|
| 10
|
| 25
|
| 24
|
| 22
| 3
|
| 2-25
| 2-25
| 2-25
| 2-25
|
|
|
|
| 2-25
|
| 2-25
|
| 1-1
|
| 1-1
|
|
|
|
ИТОГО
| 15
| 15
| 2
| 15
|
|
|
|
| 2
|
| 10
|
| 25
|
| 24
|
|
| 3
|
Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
|
Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п.
| Формы текущего контроля успеваемости
| Виды промежуточной аттестации
| Виды итоговой аттестации
(только для программ итоговой аттестации и дополнительных образовательных программ)
|
Формы
| Сроки
| Виды
| Сроки
| Виды
| Сроки
|
ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ
|
Форма обучения: очная
|
Семестр 5
|
|
| экзамен, устно, традиционная форма
| по графику промежуточной аттестации
|
|
|
2.2. Структура и содержание учебных занятий
Без отрыва от работы