Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Период обучения (модуль): 17 учетных недель



2019-08-15 176 Обсуждений (0)
Период обучения (модуль): 17 учетных недель 0.00 из 5.00 0 оценок




Наименование темы (раздела, части)

Вид учебных занятий

Количество часов

 

Темы лекционных занятий

 

Лекция 1. Вводная. Понятие риторики. История риторики. Риторика в античности.

Место риторики среди других филологических дисциплин. Круг проблем риторики. Различные определения риторики. Риторика - искусство (наука) выражения мысли в слове. Историческая изменяемость риторики, классическая риторика и неориторика. Возникновение риторики в Древней Греции в V-IV веках до н.э. "Риторика" Аристотеля. Дедуктивно-рационалистический метод риторики. Развитие риторики в Древней Греции (Феофраст, Дионисий Галикарнасский, Деметрий) и в Древнем Риме (М.Т.Цицерон, М.Ф.Квинтиллиан). Усиление интереса к словесной форме. Формирование риторического канона.

 

лекция

2

 

Лекция 2. Риторика в Средние века и Новое время.

Риторика в Средние века в Западной Европе и Византии. Ее консервативный характер, отсутствие связи с литературной практикой, игнорирование новых литературных явлений. Обновление риторики в эпоху гуманизма. Появление риторик на европейских языках (П. Фабри, Г. Пичем и др.). Риторическая теория в эпоху барокко. Оппозиция "обычный" язык - "темный" (поэтический) язык. Понятие остроумия. Метафора как способ выражения "острого" ума. Сочинения Э.Тезауро, Б.Грациана, М.Сарбевского и др. Риторика в эпоху классицизма (Ф.Фенелон, Дю Марсэ); "Поэтическое искусство" Н.Буало как риторический текст.

 

лекция

2

 

Лекция 3. Риторика у восточных славян.

Игнорирование риторической традиции восточными славянами в Средние века, причины этого. Возникновение риторики на Украине и в Белоруссии на рубеже XVI-XVII веках. Проникновение риторики в Московскую Русь. Культурные последствия приобщения Московского царства к риторической традиции.

 Основные риторические центры у восточных славян: юго-западный, московский, северный. Развитие восточно-славянской риторики. Сочинения Я.Белобоцкого. Риторика "приличия" и риторика "нарушения приличий".

 

лекция

2

 

Лекция 4. Кризис риторики. Неориторика.

Кризис риторики на рубеже XVII-XVIII веков, его связь с изменением отношения к слову. Переход от культуры "готового" слова к культуре "неготового" слова. Реабилитация риторики в XX веке. Лингвистика текста, лингвистическая прагматика, теория речевых актов, когнитология и риторическое наследие. Возникновение неориторики, ее отношение к классической риторической традиции и к различным методологиям гуманитарных наук.

 

лекция

2

 

Лекция 5. Риторика художественной литературы.

Риторика художественной литературы как частная неориторика. Её предмет и задачи. Риторическое понимание художественного речевого акта. Риторика художественной литературы и стилистика.

 

лекция

2

 

Лекция 6. Проблема поэтического языка.

Эстетическая реакция реципиента - конечная цель художественной литературы. Центральная роль поэтического языка в достижении данной цели. Различные концепции поэтического языка. В. фон Гумбольдт, А.Потебня, феноменологическая эстетика, русский формализм, Р.Якобсон, группа мю о поэтическом языке. Эстетическая функция поэтического языка.

Поэтический язык как отклонение от нормы с последующим ее восстановлением. Способы отклонения от нормы: перенос принципа тождества с оси селекции на ось комбинации, актуализация внутренней формы слова, увеличение/уменьшение степени избыточности. Восстановление нарушенной нормы в ходе художественного речевого акта, основа дискурса.

Трансформация семантической структуры слова в поэтическом языке. Деннотативные и коннотативные смыслы. Виды коннотаций: эмоциональная, экспрессивная, оценочная, стилистическая. Проблемы поэтической референции.

 

лекция

2

 

Лекция 7. Тропы и риторические фигуры.

Тропы и риторические фигуры, их классификации в классической риторике. Классификации тропов и риторических фигур в филологической науке XX века. Проблема рецепции художественного мира.

 

лекция

2

 

Лекция 8. Проблема речевой композиции.

Синтактика. Вопрос о соотношении языковых элементов в процессе синтактического текстопорождения. Проблема речевой композиции. Внутритекстовые и внешнетекстовые композиционные стратегии.

Внутритекстовая речевая композиция.

Композиционно-речевые формы. Монолог и диалог. Лингвистическое и философское понимание диалога. Речевые взаимодействия героев и автора и героя как разновидности диалогической речи. Проблема диалогической или монологической природы текста, концепции М.М.Бахтина и В.В.Виноградова. Ориентация речевой структуры текста на другие тексты. Внешнетекстовая речевая композиция. Концепция двухголосного слова; пародия, стилизация, сказ.

лекция

2

 

Семинар 1. «Риторика» Аристотеля.

Литература:

Аристотель. Риторика (любое издание).

Античные риторики. М., 1978.

 

Задания:

А) Какова структура «Риторики» Аристотеля?

Б) Как Аристотель формулирует предмет риторики?

В) Каково содержание основных частей «Риторики» Аристотеля?

семинар

2

 

Семинар 2. «Риторика» М. В. Ломоносова.

Литература:

Ломоносов М. В. Краткое руководство к красноречию (любое издание)

Вомперский В. П. Риторики в России XVII-XVIII вв. М., 1988.

 

Задания:

А) Какова структура «Риторики» М. В. Ломоносова?

Б) Как М. В. Ломоносов формулирует предмет риторики?

В) Каково содержание основных частей «Риторики» М. В. Ломоносов?

 

 

семинар

2

 

Семинар 3. Неориторика

 

Литература:

Ман де П. Аллегории чтения. Екатеринбург, 1999.

Дюбуа Ж. и др. Общая риторика. М., 1986.

 

Задания:

А) Что такое неориторика?

Б) В чем сходство неориторики и классической риторики?

Б) В чем отличия неориторики и классической риторики?

 

семинар

2

 

 

Семинар 4. Художественный мир как троп.

Литература:

1. Дюбуа Ж. и др. Общая риторика. М., 1986.

2. Томашевский Б. В. Теория литературы (Поэтика). Л., 1925; М., 1996.

3. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «За» и «Против» М., 1975.

Задания:

А) В чем причина условности художественного мира?

Б) Каковы градации фикциональности художественного мира?

В) Каковы главные особенности гротеска?

Г) Перечислите и охарактеризуйте основные виды иносказательности.

 

 

семинар

2

 

Семинар 5. Мимесис и проблема правдоподобия

Литература:

Женетт Ж. Фигуры. Т. 1–2. М., 1998.

Риффатерр М. Истина в диэгесисе // Новое литературное обозрение. 1997. № 27.

Компаньон А. Демон теории. М., 2001.

 

Задания:

А) Что такое мимесис?

Б) Какова главная функция мотивации в художественном тексте?

В) В чем различия теорий правдоподобия у Ж. Женнета и М. Риффатера?

 

семинар

2

 

Семинар 6. Речевая композиция

 

Литература:

Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М., 1980.

Брандес М.П. Стилистический анализ. М., 1971.

 

Вопросы:

1. Каковы главные типы речевой композиции?

2. Чем отличаются поэзия и проза с точки зрения речевой композиции?

3. Что такое композиционно-речевые формы?

 

семинар

2

 

Семинар 7. Топика

 

Литература:

Curtius E.-R. Europäische Literatur und lateinisches Mittelalter. Bern, 1948. Или: Curtius E.-R. European Literature and the Latin Middle Ages. New York, 1953.

Михайлов А.В. Языки культуры. М., 1997.

Бухаркин П.Е. Риторика и смысл. СПб., 2001.

 

Задания:

1. Что такое топика?

2. Какова роль топики в речевой композиции?

3. В чем причины распространенности топики в культуре «готового слова»

 

 

семинар

2

 

Семинар 8. Интертекстуальность.

 

Литература:

Тарановский К. О поэзии и поэтике. М., 2000.

Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка (Стилистика декодирования). 3-е изд. М., 1991.

Бухаркин П.Е. Риторика и смысл. СПб., 2001.

 

Задания:

1. Что такое интертекстуальность?

2. Какова роль интертекстуальности в речевой композиции?

3. В чем причины распространенности интертекстуальности в культуре «неготового слова»?

семинар

2

 
                       


2019-08-15 176 Обсуждений (0)
Период обучения (модуль): 17 учетных недель 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Период обучения (модуль): 17 учетных недель

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему в черте города у деревьев заболеваемость больше, а продолжительность жизни меньше?
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (176)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)