Особенности организации цифровизации в СПО
Основанием для инициации и реализации цифровизации образования являются: · Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». · ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» на 2013-2020 годы · Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р. Из нормативно-определяющих документов целью цифровизации профессионального образования должно являться - обеспечение широкой доступности к информационно-цифровым ресурсам и использование цифровых технологий в образовательном процессе. По мнению А.А. Ивашкиной современная деятельность ПОУ во многом зависит от того, в какой степени преподаватели и сама администрация владеют цифровыми технологиями и цифровой информацией, насколько быстро они могут ее самостоятельно или с использованием информационных технологий проанализировать и обработать, а также довести ее до конечного потребителя – обучающегося и их законных представителей1. Для начала рассмотрим несколько подходов к пониманию «Цифровизации». Сегодня «цифровизацию» (от англ. didgital, цифровой) уже можно вносить в словари в качестве омонима, из-за большого количества значений. Ели объяснять этот термин «по-простому», то цифровизация – это то, что требуется, чтобы «сделать процесс образования стал более гибким, приспособленным к реалиям современного дня и способствовал формированию конкурентоспособных профессионалов в нарождающемся «цифровом мире»2. «Цифровизация» – это средство получения желаемого результата, а именно гибкости образовательного процесса, приносящего обучающимся отличный результат, а будущим работодателям – высококлассных мобильных специалистов. «Цифровизация – это есть переход на цифровой способ связи, записи и передачи данных с помощью цифровых устройств»3. «Процесс «цифровой трансформации» – это процесс перевода процесса в «гибкое» состояние из существующего»4. Термин «цифровизация» сегодня имеет тенденцию использования для описания трансформации, которая идет дальше, чем просто замена аналогового или физического ресурса на цифровой. К примеру, книги не просто превращаются в электронные книги, а предоставляют целый спектр интерактивных и мультимедийных ресурсов. Соответственно, процессы могут стать уже онлайн-диалогами между различными сторонами образовательного процесса. «Цифровизация — это изменение парадигмы того, как мы думаем, как мы действуем, как мы общаемся с внешней средой и друг с другом. И технология здесь — скорее инструмент, чем цель»5. И рассматривая в контексте развития самого образовательного учреждения, которое хочет стать «цифровым», должен фокусироваться на интеграции автоматизации и размещении процессов, с целью сделать их более эффективными, за счет перераспределения ресурсов в реальной и виртуальной среде техникума. По контрасту, фокусировка на «цифровизации», должна нацеливаться на то, чтобы более эффективно получать отдачу от этих процессов, через более высокую вовлеченность в том числе и образовательных услуг. Отсюда можно сформулировать те задачи цифровизации, которые, должны быть поставлены перед образовательными учреждениями СПО: 1. обучение и повышение квалификации самих педагогических работников учебных заведений СПО по использованию цифровых технологий в образовательной деятельности; 2. реализация цифровых технологий в образовательном процессе; 3. предоставление для коллективного пользования цифровых ресурсов и доступа к ним в облачных ресурсах; 4. обеспечение повышения уровня мотивации к профессиональному использованию цифровых технологий ИПР и обучающимися; 5. создание инновационных условий развития через внедрение цифровых технологий. 6. оказание информационных и консультационных услуг по использованию цифровых и облачных технологий с не ограниченными ресурсами; 7. накопление, систематизация и распространение информации по использованию цифровых и облачных технологий техникумом. Современная информационная, а в перспективе цифровая, среда образовательной деятельности формируется: - обучающимся (по их образовательным запросам в соответствии с программами подготовки); – «педагогами (они определяют содержание программ курса, выбор учебной литературы, методы преподавания, стили общения и т.д.); –педагогическим коллективом техникума (он определяет через локальные акты – положения регламенты и порядки общие требования к обучающимся, сохраняемые традиции техникума, формы взаимоотношений педагогического и ученического коллективов и пр.); –государством как общественным институтом (оно определяет материальное обеспечение образования в целом, социальный заказ на формирование той или иной системы знаний и взглядов)6. Как представлял в одном из интервью Ярослав Кузьминов – «главный тренд сегодня связан с цифровой революцией, которая должна привести к кардинальному изменению рынка труда, появлению новых компетенций, улучшению кооперации, повышению ответственности граждан, их способности принимать самостоятельные решения, в свою очередь, это послужит причиной для последующей реорганизации образовательного процесса, во многом основанной на использовании технологий искусственного интеллекта»7. Все это «приведет к переосмыслению роли самого педагога, которому теперь придётся не объяснять тот или иной материал, а помогать найти источник этого материала и разобраться в нём, с пользой для своего собственного профессионального развития. Радикальная революция ожидает и методику преподавания, систему проверки качества знаний»8. Наверное, нет смысла сегодня бороться с использованием и влиянием гаджетов, ограничивать возможности использования Интернет для решения тех или иных задач профессионального образования. «Выход совсем в другом – надо разрабатывать индивидуальные образовательные траектории и придумывать для каждого ученика свой собственный, уникальный набор заданий, ответ на которые потребует творческого подхода, умения сравнивать, взвешивать, анализировать, отсеивать ненужное, коммуницировать и так далее»9. По внедрению цифровизации в условиях СПО ключевыми мероприятиями предусматривается: 1. Повышение квалификации и переподготовка кадров (с освоением цифровых технологий и облачных ресурсов в работе) 2. Внедрение в образовательный и воспитательный процесс цифровых и облачных технологий 3. Создание ресурсов с открытым доступом по цифровым и облачным ресурсам: введение Электронного журнала и Системы электронного учета посещаемости; Расширение доступности информации в самих корпусах за счет использования Информационных панелей (для расписания, объявлений, информирования о событиях), программных решений) 4. Для использования цифровых технологий существенная потребность в Интерактивных классах с соответствующим оборудованием; 7. обновление электронной библиотеки актуальными экземплярами изданий 8. Частичный перевод промежуточного и текущего контроля в электронно-цифровой формат К основным рискам реализации цифровизации, скорее всего, являются: финансово-экономические риски – недофинансирование мероприятий, в том числе со стороны областного бюджета, внебюджетных источников (снижение платежеспособности Потребителей образовательных услуг техникума и др.). Что с этим можно сделать: необходимо внедрять более рациональное использование материальных, финансовых ресурсов, за счет поиска и расширения новых дополнительных платных услуг, отказ от дорогостоящих мероприятий; нормативные правовые риски – изменения в нормативно-правовом обеспечении, потребуют внесения соответствующих изменений в локальные акты и в саму деятельность техникума, что повлияет на выполнение мероприятий и достижение целей; организационные и управленческие риски – неэффективная организация процесса управления могут привести к низкому качеству реализации задач, к нарушению сроков выполнения планируемых мероприятий. Устранение подобных рисков возможно за счет введения ответственного координатора и создания координационного Совета по цифровизации, обеспечения постоянного и оперативного мониторинга выполнения реализации задач, а также за счет корректировки задач и их выполнения на основе анализа данных мониторинга. Все эти шаги предполагают внедрение и использование современных цифровых технологий (от виртуальной реальности и робототехники, до умных вещей в профессиональной деятельности и в обычной жизни). Такой подход позволит техникуму работать еще в одном направлении – это организация Равных возможностей и доступности профессионального обучения – инвалидов и лиц с ограниченными возможностями через организацию дистанционного обучения.
Выводы к главе 1 Таким образом Исходя из этого, можно предположить, что именно
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3982)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |