Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация интерактивных методов обучения



2019-08-13 1894 Обсуждений (0)
Классификация интерактивных методов обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» [7] среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

Данным критериям удовлетворяют интерактивные методы обучения, направленные на продуктивное межличностное взаимодействие путём внешнего диалога, при котором происходит получение новых знаний и опыта с предоставлением возможностей для процесса самореализации обучающихся.

Интерактивные методы обучения способствуют самостоятельному поиску информации и реализации образовательных потребностей через практическую деятельность, ориентированы на доминирование познавательной активности студентов в процессе формирования профессиональных компетенций. Их использование предполагает моделирование жизненных ситуаций, решение профессиональных задач согласно анализу возникающих обстоятельств и ситуаций.

Вопросам интерактивного взаимодействия между субъектами образовательного пространства, его природе, сущности, функциональным и организационным особенностям посвящены работы В.В. Архиповой, Ю.К. Бабанского, Н.А. Багровой, Б.Ц. Бадмаева, А.А. Вербицкого, Ю.Ю. Гавронской, Л.К. Гейхмана, Б.С. Гершунского, В.В. Гузеева, В.В. Давыдова, И.А. Зимней, Г.А. Китайгородской, М.В. Кларина, А.Н. Леонтьева, Т.С. Паниной, Е.С. Полат, Л.Г. Сандаковой, В.В. Серикова, В.А. Сластенина, С.А. Христочевского, В.Ф. Шаталова, Г.П. Щедровицкого Н.Е. Щурковой, Д.Б. Эльконина, Е.Н. Ястребцевой и др.

Анализ результатов этих исследований свидетельствует о различных подходах к трактовке понятия «интерактивный метод обучения», определяемого как: способ усиленной целенаправленной деятельности по организации взаимодействия между субъектами образовательного процесса для создания оптимальных условий развития; совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создание условий, мотивирующих обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению материала в процессе взаимодействия.

Рассмотрим существующие классификации интерактивных методов обучения и их основания:

Ю.С. Арутюнов (основание: наличие заданных моделей деятельности и наличие ролей): неимитационные (проблемное обучение, практическое занятие, семинар, дискуссия, проблемная лекция, конференция); имитационные (неигровые: анализ конкретных ситуаций, имитационное упражнение, действие по инструкции; игровые: деловая игра, игровое проектирование, разыгрывание ролей) [2].

О.С. Анисимов (основание: обеспечиваемый результат): традиционные (лекции, семинары, практические занятия, тренинги); новые (имитационные); новейшие (инновационные, организационно-деятельностные, организационно-мыслительные игры) [1].

С.С. Кашлев (основание: ведущая функция в педагогическом взаимодействии): методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации; методы организации обмена деятельностями; методы организации мыследеятельности; методы организации смыслотворчества; методы организации рефлексивной деятельности; интегративные методы (интерактивные игры) [4]

Г.С. Харханова (основание: формирование мотивации конфликта): интерактивные методы обучения с широким, средним и узким спектром возможностей [8, с. 25].

О.А. Голубкова, А.Ю. Прилепо (основание: коммуникативные функции): дискуссионные методы (диалог, групповая дискуссия, разбор и анализ жизненных ситуаций); игровые методы (дидактические и творческие игры, контригры); психологическая группа интерактивных методов (сенситивный и коммуникативный тренинг, эмпатия) [3, с. 16].

Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова: дискуссионные (диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики); игровые (дидактические и творческие игры, организационно-деятельностные игры); тренинговые (коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности) [6, с. 11].

И.В. Курышева (основание: среда взаимодействия): интерактивные методы обучения в среде «ученик – учение – учитель»; в среде «ученик – компьютер – учитель»; в среде «ученик – учебник – учебное пособие» [5].

Поскольку в настоящее время приоритетным направлением системы среднего профессионального образования является подготовка подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности, нами предпринята попытка классифицировать интерактивные методы обучения в контексте формирования профессиональных компетенций студентов СПО.

В соответствии с аспектами системного, синергетического, личностного, деятельностного, компетентностного подходов и на основе анализа имеющихся научно-педагогических трудов по проблеме исследования (Н.Н. Двуличанской, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, М.Д. Ильязовой, Е.А. Кагакиной, М.В. Крупиной, О.Е. Курлыгиной, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Ю.Г. Татура, Ю.В. Фролова, А.В. Хуторского, Т.А. Чекалиной, В.Д. Шадрикова и др.) выделены следующие компоненты профессиональной компетенции студентов СПО: ценностный, организационно-мотивационный, знаниевый, операционно-деятельностный, индивидуально-психологический, социальный, оценочно-рефлексивный, коррекционный.

На основании формирования компонент профессиональной компетенции все интерактивные методы обучения систематизированы следующим образом:

· организационно-мотивационные (дискуссия, ролевая игра, диалог и др.);

· когнитивные (демонстрация опытов, презентация, интерактивная игра, анализ конкретных ситуаций, организационно-мыслительная игра, эвристическая беседа, «круглый стол» и др.);

· операционно-деятельностные («мозговой штурм», кейс-метод, метод проектов, лекционные, семинарские, практические и лабораторные занятия проблемного характера, лекция-визуализация, конференция, организационно-деятельностная игра, деловая игра, моделирование профессиональных ситуаций и др.);

· социально-психологические (метод сотрудничества, психологический тренинг, разминка, коллективное решение творческих задач и др.);

· оценочно-рефлексивные (конкурс практических работ с их обсуждением, групповая дискуссия, упражнения, тесты, лабораторные практикумы и др.);

· коррекционные (работа в малых группах и др.).

 

Существуют следующие Виды и интерактивных форм обучения:

· Деловые и ролевые игры;

· Групповая, дискуссия,

· Кейс-метод;

· Метод работы в малых группах;

· Лекции;

· Презентации на основе современных мультимедийных средств;

· Сетевой информационный образовательный ресурс;

· Компьютерные симуляции;

1. Деловая игра - это метод группового обучения совместной деятельности в процессе решения общих задач в условиях максимально возможного приближения к реальным проблемным ситуациям. Деловые игры в профессиональном обучении воспроизводят действия участников, стремящихся найти оптимальные пути решения проблем.

Началу деловой игры предшествует изложение проблемной ситуации, формирование цели и задач игры, организация команд и определение их заданий, уточнение роли каждого из участников. Взаимодействие участников игры определяется правилами, отражающими фактическое положение дел в соответствующей области деятельности. Подведение итогов и анализ оптимальных решений завершают деловую игру.

Групповая дискуссия,

Дискуссия — это целенаправленное обсуждение конкретного вопроса, сопровождающееся обменом мнениями, идеями между двумя и более лицами. Задача дискуссии - обнаружить различия в понимании вопроса и в споре установить истину.

Для проведения групповой дискуссии все студенты, присутствующие на занятии, разбиваются на небольшие подгруппы, которые обсуждают те или иные вопросы, входящие в тему занятия, составление плана действий.

Очень важно в конце дискуссии сделать обобщения, сформулировать выводы, показать, к чему ведут ошибки и заблуждения, отметить все идеи и находки группы.

Кейс-метод

Кейс-методусовершенствованный метод анализа конкретных ситуаций, метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

Непосредственная цель метода - обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.

Решением кейса мы занимаемся на дисциплине Организация работ и



2019-08-13 1894 Обсуждений (0)
Классификация интерактивных методов обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификация интерактивных методов обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1894)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)