Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация опытно-экспериментальной работы и её результаты.



2019-08-13 1280 Обсуждений (0)
Организация опытно-экспериментальной работы и её результаты. 0.00 из 5.00 0 оценок




Для выявления эффективности использования интерактивных методов на занятиях, нами был проведен эксперимент (Донской педагогический колледж, направление 44.02.01 «Дошкольное образование»,1 курс(очная) группа Д-1) цель которого состояла в том, чтобы опытно-экспериментальным путём подтвердить эффективность интерактивных методов обучения в достижении студентами результатов обучения.

В соответствии с целевой установкой эксперимента были поставлены следующие задачи:

1) определить параметры диагностики и разработать критерии оценки полученных результатов;

2) разработать диагностические материалы, позволяющие определить положительные результаты;

3) разработать уроки с использованием интерактивных методов обучения, целью которых является достижение запланированных результатов;

4) апробировать комплект методических разработок;

5) провести первичную и вторичную диагностику, проанализировать результаты и на их основе сделать вывод.

На формирующем этапе исследования опытно-экспериментальная работа была организована в несколько этапов. Первоначально, для того чтобы зафиксировать первичные данные были использованы различные способы, анкетирование студентов и наблюдение учителя. Для выявления личностных результатов, студентам была предложена анкета «Оценка своих умений», которую студенты заполняли, опираясь на самоанализ.

Констатация предметных результатов происходила подсчетом среднего балла по успеваемости в каждой группе студентов по предмету.

 Начальный этап в экспериментальной работе заключался в разработке плана эксперимента, а также состоял из выбора экспериментальной группы и проведении первоначальных замеров. Для участия в эксперименте были выбраны студенты группы Д-1. Мы разделили группу на две подгруппы так, чтобы  учитывались одинаковое количество студентов и схожие данные по успеваемости. В среднем возраст учащихся составил 16 лет. 

На начало эксперимента мы получили две экспериментальные подгруппы и определили в них предметные результаты. Главная суть эксперимента - корреляционный анализ результатов, сравнение первоначальных результатов с достигнутым уровнем развития, т.е. сравнение результатов экспериментальных подгрупп до и после проведения эксперимента. Далее осуществлялся выбор раздела образовательной программы и определение тем занятий, на которых будут использоваться интерактивные методы обучения. Так же проводилась разработка методических материалов для занятий с использованием интерактивных технологий.

Следующий этап эксперимента подразумевал апробацию разработанных занятий в учебном процессе, включающих в себя задания с интерактивными методами обучения. В течение (указать время), разработанные нами задания, применялись на занятиях … . Были применены такие методы, как «мозговой штурм», «дискуссия», метод «кейс-стади», игровой метод и квест. Всего с использованием интерактивных технологий обучения проведено 14 занятий. На этапах применения интерактивных заданий, у преподавателя была менее активная позиция, чем у студентов, так как он выступал в качестве консультанта или тьютора.

Заключительным этапом было проведение итоговой диагностики с использованием тех же анкет, которые применялись на начальном этапе. На этом этапе, студенты отмечали данные в отношении занятий, проведенных в интерактивном режиме. Для определения достижения результатов, преподавателем был заполнен бланк наблюдения.  

Заключительный этап предполагал сравнение и анализ полученных результатов от достигнутого, позволяющих сделать вывод о результативности занятий с применением интерактивных методов обучения. При определении значения выраженности умений на начальном и завершающем этапах, оценки конкретных учеников переводились в баллы следующим образом: «5» баллов – 100%, «4» балла – 80%, , «3» балла – 60%, «2» балла – 40%, «1» балл – 20%. Общее значение по группам определялось как среднее арифметическое по всем позициям.

Если сравнивать самооценку учеников сформированных технологических умений в Ӏ и ӀӀ экспериментальных группах на начало и конец эксперимент, то мы видим, что результаты в двух группах приблизительно равны и не расходятся при первых и итоговых замерах (рисунки 1 и 2). Это свидетельствует о достоверности полученных данных, эксперимент проведен корректно.  

 Рис.1 – Результаты Ӏ и ӀӀ экспериментальных групп на начало эксперимента   

Рис.2 – Результаты Ӏ и ӀӀ экспериментальных групп на конец эксперимента 

Анализ полученных результатов по анкетированию студентов «Оценка своих умений» позволяет говорить о том, что практически по всем параметрам на конец эксперимента в обеих группах оценка студентами собственных умений выше при использовании интерактивных методов обучения. Следует отметить, что успеваемость по предмету незначительно, но выросла. Данные представлены в таблице. 

Экспериментальные группы Начало эксперимента Конец эксперимента
1 группа 4,2 4,5
2 группа 4 4,4

 

Также при установлении результативности брались во внимание данные наблюдений преподавателя. Анализируя подсчитанный средний балл по формированию УУД на начало и конец эксперимента, мы сделали вывод, что применение интерактивных методов достаточно эффективно для достижения метапредметных результатов.

В целом по педагогическому эксперименту можно сделать следующие выводы. На занятиях с использованием интерактивных методов формирование умений, обеспечивающих эффективность познавательной самостоятельной деятельности, происходит несколько результативнее. Если взять средний процент по параметрам самостоятельности планирования своей деятельности при использовании интерактивных методов обучения, то на начало эксперимента – 78%, а на конец – 82%. Умение работать в группе также формируется более результативно: Ӏ экспериментальная группа на начало эксперимента – 74%, на конец – 82%; ӀӀ экспериментальная группа на начало – 80 %, на конец – 93%. Преподавание с использованием интерактивных методов обучения, позволяет студентам грамотно распределять время в течение занятия: Ӏ экспериментальная группа на начало эксперимента – 66%, на конец – 76%; ӀӀ экспериментальная группа на начало – 73%, на конец – 87%. В результате исследования в экспериментальных группах удалось повысить мотивацию к обучению и, как следствие, уровень успеваемости по предмету. Улучшить взаимоотношения в коллективе, за счёт применения заданий с интерактивными методами, в разработке которых большое внимание уделялось работе в группе и процессу взаимодействия всей группы. Интерактивные методы способствуют выработке у студентов умения работать в группе, учитывать мнение собеседника и находить компромиссное решение, пробуждают интерес к изучаемой теме, тем самым повышая познавательную активность студентов. Заключение об эффективности применяемых на занятиях методов предполагает оценку сокращения затрат времени педагога. Мы наблюдали, что педагог затрачивает меньше времени на непосредственную работу со студентами. Большую часть занятий студенты работают самостоятельно, поэтому можно говорить об эффективности использования интерактивных методов обучения с точки зрения затрат времени педагога. Вместе с тем, количество времени, выделенное на учебное занятие, педагог сократить не может объективно, таким образом можно говорить только о снижении нагрузки на педагога в течение урока.

Выводы к главе 2

 

Использование рассмотренных интерактивных методов обучения способствует активизации образовательной деятельности студентов на основе диалоговых форм взаимодействия с опорой на имеющийся опыт и такие личностные качества, как самостоятельность, коммуникативность, рефлексивность; овладению соответствующими социально-психологическими и профессиональными знаниями; формированию личностных и профессионально значимых качеств и умений, а также их диагностики и коррекции.

 

Таким образом, выше описанная классификация интерактивных методов способствует формированию профессиональных компетенций студентов СПО.

 

 

Заключение

 

Список использованной литературы

1. Анисимов О.С. Развивающие игры и игротехника. – Новгород, 1989. – 178 с.

2. Арутюнов Ю.С. О классификации активных методов обучения // V Межведомственная школа-семинар по интенсивным методам обучения. – Ри-га, 1983. – С.11-15.

3. Голубкова О.А. Использование акивных методов обучения в учебном процессе: учебно-методическое пособие. – СПб., 1998. – 42 с.

4. Кашлеев С.С. Технология интерактивного обучения. – Минск, 2005. – 196 с.

5. Курышева И.В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – № 112.

6. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 176 с.

7. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

8. Харханова Г.С. Интерактивные методы обучения как средство формирования мотивации конфликта у школьников: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. 13.00.01. – Калининград, 1999. – 142 с.

1. Лойченко Л.Н. Интерактивные технологии в образовательном процессе СПО / Л.Н. Лойченко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://m.tt-et.ru/wp-content/uploads/2014/05/Interaktivnye-tekhnologii-v-obr.-processe-SPO_Lojjchenko.pdf (дата обращения 20.02.2016). 2. Ломовцева Н.В. Интерактивное обучение в ВУЗе / Н.В. Ломовцева // Новые информационные технологии в образовании: материалы междунар. науч.- практ. конф., Екатеринбург, 13–16 марта 2012 г. // ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2012. – С. 189-192. 3. Ломовцева Н.В., Чубаркова Е.В. Аспекты применения инструментов и сервисов электронного обучения в вузе России / Н. В. Ломовцева, Е.В, Чубаркова // Новые образовательные технологии в вузе: сборник тезисов докладов участников конф., 18-20 февраля 2014 г., г. Екатеринбург / Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский Федеральный Университет им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург). — Екатеринбург, 2014. — С. 918-926. 4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.edu.ru/dbmon/mo/Data/d_14/m383.html (дата обращения 20.02.2016).

 

 

Приложения

 

 



2019-08-13 1280 Обсуждений (0)
Организация опытно-экспериментальной работы и её результаты. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация опытно-экспериментальной работы и её результаты.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1280)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)