Динамика речевого развития (заполняет логопед)
Развитие сенсомоторного уровня речи | Состояние фонематического восприятия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Состояние артикуляционной моторики | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Состояние звукопроизношения* | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сформированность звуко-слоговой структуры слова | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Сформированность навыка языкового анализа и синтеза | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Сформированность грамматического строя речи | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Состояние словаря и сформированность навыков словообразования | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Состояние связной речи |
Условные обозначения: В - высокий уровень, С – средний уровень, Н – низкий уровень.
- звук в норме
- звука нет или он неправильный - звук поставлен изолированно (закрашивается ¼ часть круга)
- автоматизация звука в словах (закрашивается 2/4часть круга)
- звук в предложении (закрашивается 3/4 часть круга)
- звук введен в речь (закрашивается весь круг)
Состояние звукопроизношения (« V » - отмечается нарушение в произношении звуков)
| С | С ” | З | З ” | Ц | Ш | Ж | Ч | Щ | Л | Л ” | Р | Р ” | Й | Г | К | Х | Т | Д | прочие звуки | |
Старшая группа | начало года | ||||||||||||||||||||
конец года | |||||||||||||||||||||
Подготов. группа | начало года | ||||||||||||||||||||
конец года | |||||||||||||||||||||
1 класс | начало года | ||||||||||||||||||||
конец года | |||||||||||||||||||||
2 класс | начало года | ||||||||||||||||||||
конец года | |||||||||||||||||||||
3 класс | начало года | ||||||||||||||||||||
конец года | |||||||||||||||||||||
4 класс | начало года | ||||||||||||||||||||
конец года |
Психологическая характеристика (заполняет психолог)
Психологические качества |
Методики | Этапы проведения | |||||||||
Пред школа-подг. гр. | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |||||||
0к-тябрь | май | октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май | ||
Речевое развитие | «Речевые антонимы», «Речевые классификации», «Произвольное владение речью» | ||||||||||
Визуальное мышление: линейное структурное динамическое комбинаторное | Тест Равена Серия А Серия В Серия С Серия D | ||||||||||
Понятийное мышление: Интуитивное, Логическое, Речевое, Образное, категоризация Абстрактное мышление | Тест Амтхауэра №2 Тест Амтхауэра №3 Тест Амтхауэра №4 Тест Амтхауэра №6 | ||||||||||
Скорость преработки информации | Тест Тулуз-Пьерона | ||||||||||
Внимательность | Тест Тулуз-Пьерона | ||||||||||
Зрительно-моторная координация | Гештальт – тест Бендер | ||||||||||
Кратковременная речевая память | «Кратковременная речевая память» | ||||||||||
Кратковременная зрительная память | Кратковременная зрительная память» | ||||||||||
Навык чтения | Тест Эббингауза –Ясюковой | ||||||||||
Тревожность | Тест Кеттелла | ||||||||||
Настроение | Тест Люшера | ||||||||||
Энергия | Тест Люшера |
Условные обозначения (уровень): В - высокий, С – средний, Н – низкий, П – патология.
Маршрут психолого-педагогического сопровождения ребенка 5-8 лет
№ |
Виды трудностей
(педагогическая симптоматика)
Причины трудностей
(психологи-ческая симптоматика)
Содержание коррекционной работы
Воспитатель
Дефектолог
1
ЛИЧНОСТНЫЕ
Неадекватное отношение к себе: самооценка, самопринятие.
Беседы о реальных и возможных достижениях детей.
Игры: «Я умею» «Отгадай, кто какой»,
«Мое будущее»,
«Если бы я был звездой» (II.Л.1.1).
Рисование на темы:
«Рисуем имя»,
«Мой смешной портрет»,
«Ладошка достижений»,
«Цветок качеств».
Ролевые игры.
Использование пословиц и поговорок
(чтение и беседы, заучивание) (III.Л.1.1).
Игры:
«Договори предложение» (III.Л.1.2),
«На кого я похож» (III.Л.1.3).
Игровой массаж «Что? Где?» (III.Л.1.4).
Предварительное знакомство с предстоящей деятельностью, трудным заданием.
Похвала, поддержка.
Исключение соревновательных моментов (для тревожного ребенка).
Психогимнастика.
Ролевые игры.
Игры (при отсутствии самокритичности):
«Угадай, что нравится маме (друзьям) (I.Л.1.2)»,
«Школа Дружбы» (I.Л.1.3).
Мимическая зарядка (выражение эмоциональных состояний) (III.Л.1.5)
Использование междометий с различной интонацией (ай, ой, ух).
Интонационное выделение.
Игра:
«Попроси игрушку» (III.Л.1.6).
2
Нарушение нравственных норм и правил поведения.
Использование утренних вхождений в день Н. М. Метеновой (I.Л.2.1).
Оформление уголка «Наши добрые дела».
Чтение литературных произведений, например, рассказов В. Осеевой и беседы на этические темы (I.Л.2.2).
Игры: «Звонок в цветочный магазин» (I.Л.2.3),
«Приглашение в гости» (I.Л.2.4).
Азбука вежливых фраз (составление предложений).
Игры: «Поздоровайся по-разному»,
«Поблагодари по-разному».
Игры с правилами:
«Да и нет не говори»,
«Кричалки– шепталки– молчалки» (I.Л.2.5)
Драматизации сказок, рассказов, ситуаций в д/с.
Игры:
«Вежливый ручеек»( I.Л.2.6),
«Волшебная палочка – добрых слов выручалочка» (I.Л.2.7).
Настольные игры:
«Оцени поступок»,
«Хорошо – плохо».
.Логоритмическое упражнение «Мы всегда играем дружно» (III.Л.2.1)
Продолжи рассказ (III.Л.2.2)
Пересказ «Кто наказал его»
В. Осеевой (III.Л.2.3).
3
Неосознанность важности и необходимости учения.
Экскурсии в школу:
1 сентября, обзорные экскурсии, посещение уроков в 1-ом классе.
Беседы о школе.
Чтение литературных произведений:
В. Берестов «Читалочка» (I.Л.3.1),
А. Воронкова «Подружки идут в школу» (I.Л.3.2) и др.
Ролевая игра «Школа».
Дидактические игры:
«Умники и умницы»,
«Что возьмем в школу».
Придумывание загадок о школьных принадлежностях (описательные рассказы).
Рассказы из личного опыта.
Составление рассказа по картине «В школу» (III.Л.3.1).
Лабиринты с проговариванием
(дорога в школу).
Игра: «Школьные слова»
(обогащение словаря).
Диалог И. Тарло
«Печалиться не надо» (III.Л.3.2).
Беседы:
«Для чего учатся в школе»,
«Кем я стану».
Чтение и обсуждение рассказов: Н. Носова «Ступеньки» (I.Л.3.3) «Федина задача» (I.Л.3.4);
Л. Толстого «Филиппок» (I.Л.3.5),
«Таня знала буквы» (I.Л.3.6). Игры: «Я учёный»
(с элементами опытов, экспериментов), «Чему учат в школе».
Игры с буквами
«Картинная азбука»
(на что похожа буква),
«Подари букве платье» (раскрась, укрась букву),
«Собери букву из частей»,
«Сделай букву из проволоки, нитки, семян, палочек и т.д.»
Игры с цифрами
(определение места звука в слове и обозначение его цифрой).
Пословицы и поговорки (III.Л.3.3)
.Логоритмическое упражнение «Первый раз в первый класс» (III.Л.3.4)
Чтение литературных произведений:
Е.Ушан «Я играю в школу» (I.Л.3.7),
И.Токмакова «Скоро в школу» (I.Л.3.8),
Е.Пермяк «Кто?» (I.Л.3.9).
Просмотр мультфильмов:
«В стране невыученных уроков»,
«Вовка в тридесятом царстве».
Использование школьных принадлежностей на занятиях (организация рабочего места).
Сюжетно-ролевая игра «Школа».
Игры: «Собери портфель»,
«Собери и прочитай» (кубики, пазлы),
«Собери и сосчитай».
Описательные рассказы. Рассказы по серии картинок
Игры:
«Зашумлённые картинки», (школьные принадлежности, буквы),
«Узнай букву на ощупь»,
«Заколдованное слово» (расшифровать слово по первым звукам названий картинок).
«Азбука в загадках» (III.Л.3.5).
Знакомство со словарями, энциклопедиями.
1
2
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Трудности во взаимодействии с взрослыми.
1. Создание ситуации успеха.
2. Привлечение детей в качестве помощника взрослого, роль консультантов.
3. Разработка системы пошагового поощрения детей (фишки, баллы и др.).
1. Посильные задания.
2. Индивидуально-дифференцированный подход.
3. Пропедевтика (подготовка ребенка к какому-либо виду деятельности, заданию).
1. Обучение умению работать по алгоритму.
2. Введение правила- схемы по коммуникативной деятельности (словесных, наглядных).
3. Игры: «Повтори задание» (I.К.1.1), «Скажи по-другому» (I.К.1.2).
4. ].
1. Работа в паре с взрослым.
2. Игры: «Я слово, ты мне слово» (III.К.1.1), «Исправь ошибку» (III.К.1.2), «Составь предложение или Перевертыши» (III.К.1.3).
3. Включение ребенка в деятельность.
4.
1. Беседы на темы: «Мы здороваемся», «Как обратиться с просьбой», «Что делать, если ты потерялся?» (I.К.1.4).
1. Диалоги по лексическим темам.
Усвоение речевых образцов во взаимодействии с взрослым, смена ролей.
Трудности во взаимодействии со сверстниками.
1. Трудовые поручения в парах (тройках, команде).
2. Разработка системы поощрений: «Самая дружная пара»
3. Ролевые игры.
4. Работа в парах на содержании УМК «Предшкола нового поколения» [Кронтик учится рисовать фигуры: 20-21].
1. Организация взаимопроверки выполнения заданий.
2. Упражнение «Похвали за…» (III.К.2.1).
1. Организация работы в парах, небольших группах (КСО).
2. Игры «Мы – конструкторы» (I.К.2.1), «Повторялки» (I.К.2.2), «Комплименты другу» (I.К.2.3).
1. Работа и игры в парах.
2.
1. Игры и хороводы с диалогами (I.К.2.4).
2. Игры на обогащение словаря (I.К.2.5).
1. Игры по методу телефонного разговора: «Поговори с другом», «Поздравь именинника».
3
4
Неумение выражать свои мысли в общении с педагогами.
Неумение выражать свои мысли в общении со сверстниками
(Вся работа строится подобным образом, только через парную и подгрупповую работу).
Т.е. одна и та же работа, только формы разные.
1. Игры и упражнения на развитие мышления: «Летает – не летает» (I.К.3.1), «Я знаю пять…» (I.К.3.2), «Хитрые вопросы» (I.К.3.3) .
1. Игры и упражнения на развитие мышления: «Придумай загадку» , «Закончи предложение» .
1. Работа по автоматизации звуков.
1. Работа в соответствии с планом коррекционной работы.
2. Логоритмика.
3. Игра «Закончи предложение».
4. Игра «Скажи по-другому» (синонимы).
1. Игры с правилами, типа: «Да и нет не говори, черное с белым не дари» для всех, но на разном материале (I.К.4.1).
2. Игры на внимание (см. «Раздел «Произвольное внимание» Регулятивные УУД).
3. Игры «Дай задание взрослому» (продолжи узор, графический диктант, поиск с ориентированием – найти игрушку).
4. Задания, направленные на поиск, выделение информации, сравнение объектов по заданным основаниям.
1. Расскажи стихи руками (I.К.4.2).
2. Игра «Попугай»,
3. Театрализация, этюды.
1. Игры на интонацию.
2. Игры на выделение одного слова голосом.
5
Неумение находить способы разрешения конфликтов.
1. Чтение художественной литературы (см. рассказы В.Осеевой)
2. Просмотр мультфильмов с последующим обсуждением.
3. Обыгрывание проблемных ситуаций.
1. Упражнение на установление причинно-следственных связей – закончи фразу: «С ребенком никто не хотел играть, потому что…» (III.К.5.1)
2. Упражнение «Два друга» (III.К.5.2)
1. Разбор конфликтных ситуаций.
2. Игра «Хорошо – плохо» (на печатной основе).
3. Работа в парах
1. Разбор проблемных ситуаций по серии сюжетных картинок.
1. Беседы с детьми «С кем хочется дружить».
2. Игры «Волшебный стул» (см.Личностные УУД), «Хорошо, да не очень» (I.К.5.1), «Клубочек» (I.К.5.2).
Ведение книги «Добрых дел».
1. Оказание помощи друг другу.
2. Итоговая рефлексия в конце занятия.
1. «Словарик добрых слов (как можно поздороваться, попрощаться)».
2. Игра «Комплименты» (I.К.2.3).
3. Театр-экспромт «Этюды».
4. Чтение литературных произведений (рассказы В. Осеевой)
1. Упражнения на интонационную выразительность.
2. Игра «Кукла Маша» (III.К.5.3).
1
РЕГУЛЯТИВ-НЫЕ
Трудности в осуществлении действий по образцу и заданному правилу
Снижен уровень умственной активности, целенаправленности действий
Графические диктанты «Напиши и продолжи…» (I.Р.1.1)
Игра «Люди и время» (I.Р.1.2)
Упражнение «Узнай, кто это?» (III.Р.1.1)
Игровое упражнение «Узнай, что (кто) это?» (III.Р.1.2)
Игровое упражнение «Цепочка слов» (III.Р.1.3)
Примечание: игры со строительным материалом, мозаикой, игры с правилами
Примечание: логические задачи, слуховые диктанты, игры с правилами, речевые игры.
Не сформировано произвольное внимание.
Упражнение «Срисуй» (I.Р.1.3)
Подвижные игры типа «Летает не летает», «Съедобное несъедобное»
Упражнение «Если «да» - хлопай, если «нет» - топай» (I.Р.1.4)
Игра «Топ – хлоп» (I.Р.1.5)
Упражнение «Запомни, повтори» (III.Р.1.4)
Упражнение «Договори слово» (III.Р.1.5)
Игровое упражнение «Найди место звука в слове» (III.Р.1.6)
Примечание: игры и упражнения направленные на восприятие образца и сопоставление с образцом
Слабо развита способность произвольно управлять своим поведением.
1. Игра «По новым местам» (I.Р.1.6)
2. Игра «Поварята» (I.Р.1.7)
1. Упражнение «Назови ласково» (III.Р 1.7)
2. Игра «Кто больше назовет…» (III.Р.1.8)
3. Игровое упражнение «Подчеркни А, зачеркни О» (III.Р.1.9)
Примечание: вовлечение в игру, выполнение разных ролей – ведущего, второстепенных. Используются игры с правилами (подвижные, сюжетно-ролевые, режиссерские). Работа в паре. Беседы по правилам поведения в группе («Час можно, час нельзя»). Введение новых правил, поощрений; заполнение «Уголка достижения», «Дневника поощрения», «Линейки достижений» и т.д.
2
Неумение организовать свою деятельность в соответствии с целью.
Слабо развита способность управлять своими психическими процессами (восприятием, вниманием, памятью и др.).
1. Игра «Снеговики» («Матрешки») (I.Р.2.1)
2. «Я кладу в мешок…» (I.Р.2.2)
3. Игра «Разрезные картинки» (I.Р.2.3)
4. Упражнение «Что не дорисовано?» (I.Р.2.4)
1. Игра Кто внимательный?» (III.Р.2.1)
2. Игра «Я – слово, вы – много слов» (III.Р.2.2)
3. Упражнения в слоговом анализе и синтезе слов (III.Р.2.3)
Примечание: игры и упражнения на развитие всех ВПФ
Не сформировано умение планировать свои действия.
1. Игра «Из каких мы сказок?» (I.Р.2.5)
2. Игра «Времена года» (I.Р.2.6)
3. Игры со строительным материалом (по образцу, схеме)
1. Упражнение «Шифровки» (II.Р.2.5)
2. Игра «Запиши сказку» (II.Р.2.6)
Примечание: перед игрой проговорить с ребенком план выполнения задания
1. Упражнение «Найди и обведи букву» (III.Р.2.4)
2. Игра «Укрась салфетку так, как я скажу» (III.Р.2.5)
3. Игра «Как их зовут?» (III.Р.2.6)
Упражнение «Послушай, ответь и расскажи» (III.Р.2.7)
Примечание: задания направленные на воспроизведение деятельности, работу с планом, прорисовывание пана-схему, алгоритма
Примечание: перед игрой проговорить с ребенком план выполнения задания
3
Неумение сопоставлять результат действий с поставленной целью.
Не сформировано умение осуществлять последовательный поэлементный контроль.
1. Игра «Квартет» (I.Р.3.1)
2. Игра «Найди дорожку» (I.Р.3.2)
3. Игра «Лото» (I.Р.3.3)
4. Игры с пальцами (I.Р.3.4)
См. трудность 2, причину 2
Примечание: перед игрой ребенок проговаривает действия (инструкцию) по выполнению задания; взрослый по ходу выполнения напоминает алгоритм (посмотри, выбери, сделай, оцени); использование взаимоконтроля; многоступенчатого контроля; использование оценки (фишки).
Систематическая работа по использованию инструментов (рамок, указателей, фишек, лупы) формирует универсальные умения, лежащие в основе процесса обучения.
Слабо развита саморегуляция умственной деятельности.
1. Игра «Выкладывание узора» (I.Р.3.5)
2. Игра-пиктограмма «Говорящие рисунки» (I.Р.3.6)
1. Упражнение «Хлопай в ладоши» (III.Р.3.1)
2. Игра «Собери бусы» (III.Р.3.2)
Примечание: при выполнении задания использовать смену видов деятельности и поз; ввести правило «могу, хочу, умею»; систему поощрений (бонусы), релаксацию и т.д.
4
Неумение видеть ошибку и исправлять ее по указанию взрослого.
Недостаточность развития сенсорных систем.
Недостаточная точность, гибкость и объективность восприятия.
1. Игровое упражнение «Нанизывание бусинок» (I.Р.4.1)
2. Упражнение «Срисовавание по клеточкам» (I.Р.4.2)
3. Игра «Найди два одинаковых предмета» (I.Р.4.3)
1. Упражнение «Окончание слов» (III.Р.4.1)
2. Игра «Найди букву» (III.Р.4.2)
3. Игра «Узнай, какого это цвета» (III.Р.4.3).
Примечание: игры и упражнения направлены на развитие анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, обонятельного, двигательного и т.д.).
Например: хлопают в ладоши по инструкции.
5
Неумение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Слабо развиты навыки проявления волевых усилий.
1. Игровое упражнение «Четыре стихии» (I.Р.5.1)
2. Игра «Слушай команду» (I.Р.5.2)
1. Игровое упражнение «Подчеркни А, зачеркни О» (III.Р.1.9)
2. Игра «Зрительный диктант» (III.Р.5.1)
3. Упражнение «Чем отличаются две картинки?» (III.Р.5.2)
Примечание: используются приемы – «похвали соседа»; цветовая оценка; невербальные средства оценки (улыбка на ладошке, прикосновения). Организуются игры с правилами. Например, игра «Найди слово».
Примечание: см. п. № 1, причина № 3
1.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Общеучебные
Кругозор ограничен, знания об окружающем мире бессистемны, отрывочны
Беседы об окружающем мире
Проговаривание, ведение дневника «Сегодня я узнал…»
Игра «Люди и время» (I.Р.1.2).
Разгадывание ребусов, кроссвордов
Игровое упражнение «Узнай, что (кто) это?» (III.Р.1.2) . Игровое упражнение «Цепочка слов» (III.Р.1.3)
Отсутствие саморегуляции умственной деятельности
Игра «Выкладывание узора» (I.Р.3.5)
Игра-пиктограмма
«Говорящие рисунки» (I.Р.3.6).
Упражнение «Хлопай в ладоши» (III.Р.3.1)
Игра «Собери бусы» (III.Р.3.2)
Примечание: при выполнении задания использовать смену видов деятельности и п
2019-08-13 | 242 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Динамика речевого развития (заполняет логопед) |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы