Методы оценки уровня конкурентоспособности предприятия
Исследование конкурентоспособности требует ее количественной оценки и использования результатов при формировании стратегии предприятия в условиях рыночной конкуренции. В данной работе рассматривается модель оценки уровня конкурентоспособности предприятия (рис. 2.1), основанная на группах показателей, характеризующих его -потенциальные возможности, -степень удовлетворения требований рынка и -результаты хозяйственной деятельности. Модель может использоваться при проведении анализа конкурентоспособности субъекта рынка с целью определения диспропорций между его потенциальными возможностями и результатами деятельности, а также разработки организационно-экономических мероприятий устраняющих эти диспропорции. В модели задача оценки конкурентоспособности предприятий формулируется следующим образом: рассчитать значения интегральных показателей конкурентоспособности сравниваемых предприятий с целью их упорядочивания относительно эталонного предприятия. Процедура ее реализации состоит из последовательности нижеследующих этапов [105 стр.75-76]. Этап 1. Определение перечня групп одиночных показателей, характеризующих конкурентоспособность предприятия. Множество сравниваемых предприятий представляется матрицей их одиночных показателей конкурентоспособности, где i – номер показателя конкурентоспособности j-го предприятия . Этап 2. Проведение маркетингового исследования показателей и факторов конкурентоспособности предприятия и его конкурентов. Этап 3. Выявление предприятия лидера или формирование условного «эталонного» предприятия. Для каждого из показателей определяется его максимальное значение (если возрастание показателя повышает конкурентоспособность) или минимальное значение (если уменьшение показателя повышает конкурентоспособность) и заносится в столбец условного «эталонного» предприятия, которому присваивается номер - . Этап 4. Проведение нормализации показателей конкурентоспособности относительно показателей «эталонного» предприятия с целью преобразования
их в относительные безразмерные величины. Показатели конкурентоспособности исходной матрицы нормируются по каждому показателю «эталонного» предприятия в соответствии с формулой: , (2.1) где: - i-й нормализованный показатель конкурентоспособности j-го предприятия; - i-й показатель конкурентоспособности j-го предприятия; - i-й показатель конкурентоспособности "эталонного" предприятия. Этап 5. Определение значимости (коэффициентов весомости) групп показателей и одиночных показателей с целью обеспечения репрезентативной оценки уровня конкурентоспособности предприятия (см. табл.2.1). Таблица 2.1 Преобразование качественных оценок важности одной группы (одного показателя) над другой группой (другим показателем) в количественные
Коэффициенты весомости групп и показателей соответственно и , (j=1,2…,l; l - число групп), , удовлетворяющие следующим условиям: , , и , предлагается определять с помощью экспертного метода по парных сравнений с использованием шкалы преобразования качественных оценок важности одной группы (одного показателя) над другой группой (другим показателем) в количественные оценки. В таблице 2.1 индексы i, j - номера сравниваемых групп показателей (показателей) (i, j =1,2,…,k k=l либо k=n). Алгоритм вычисления коэффициентов весомости представлен таблицей 2.2. Таблица 2.2 Вычисление коэффициентов весомости групп показателей (показателей), характеризующих уровень конкурентоспособности предприятия.
Для вычисления коэффициентов весомости групп показателей (показателей) конкурентоспособности предприятия соответственно и можно также использовать метод баллов, представленный формулой (2.2) [51 с. 311]: , (2.2) где: - коэффициент весомости i-й группы (i-го показателя) конкурентоспособности предприятия; i - номер группы (показателя); j - номер эксперта; d - количество экспертов; - балл, присвоенный i-й группе (i - му показателю) j-м экспертом; - сумма баллов, присвоенных j-м экспертом всем группам (всем показателям). Число показателей и групп показателей зависит от задач, которые ставятся при определении конкурентоспособности предприятия, а также, от особенностей его деятельности, занимаемого им рыночного положения по сравнению с конкурентами и др. Этап 6. Определение групповых показателей конкурентоспособности сравниваемых предприятий. Прежде чем производить вычисление интегрального показателя конкурентоспособности предприятия, необходимо рассчитать групповые показатели конкурентоспособности согласно формуле (2.3): , (2.3) где: - весовой коэффициент -го показателя в -ой группе показателей конкурентоспособности предприятия, ; - j-й нормализованный показатель конкурентоспособности i-ой группы; - число показателей в группе. В качестве группового показателя конкурентоспособности предприятия можно предложить среднюю геометрическую величину одиночных показателей. В пользу использования среднего геометрического можно привести следующие аргументы. Во-первых, перемножение одиночных показателей проводится в связи с тем, что все они тесно взаимосвязаны, и не принятие во внимание хотя бы одного из них, равнозначно равенству нулю группового показателя конкурентоспособности, который нельзя определять частично. Определение конкурентоспособности имеет смысл только в том случае, если адекватно оценивается весь спектр факторов [92 стр.46]. Во-вторых, как следует из общей теории статистики, среднее геометрическое дает наиболее правильный по содержанию результат осреднения, если задача состоит в нахождении такого значения, которое качественно было бы равно удалено от максимального и минимального значений. Следовательно, групповой показатель конкурентоспособности предприятия можно предложить в следующем виде : . (2.4) Этап 7. Определение интегрального показателя конкурентоспособности каждого из сравниваемых предприятий в соответствии с формулой: , , (2.5) где: - интегральный показатель конкурентоспособности j-го предприятия; - весовой коэффициент i-ой группы показателей конкурентоспособности; - i-й групповой показатель конкурентоспособности j-го предприятия. Этап 8. Прогнозирование основных факторов конкурентоспособности и определение прогнозного уровня конкурентоспособности сравниваемых предприятий. Этап 9. Ранжирование предприятий по убыванию интегрального показателя (т.е. росту конкурентоспособности): , где индексы 1,2, …m - новые номера предпочтительности предприятий в порядке убывания их интегрального показателя конкурентоспособности. Этап 10. Проведение анализа одиночных, групповых и интегральных показателей конкурентоспособности предприятия. В рассматриваемой модели одной из сложных и принципиальных задач является задача определения основных показателей, характеризующих конкурентоспособность предприятия. Из анализа научных трудов отечественных и зарубежных авторов, занимающихся изучением конкурентоспособности, следует важный вывод о том, что при измерении конкурентоспособности предприятия должны учитываться такие факторы как адаптивность предприятия, его конкурентные преимущества и результаты хозяйственной деятельности. По их мнению, адаптивность предприятия и его конкурентные преимущества представляют собой в совокупности потенциальную сторону конкурентоспособности предприятия, которая при определенных обстоятельствах может быть и не реализована. В то же время именно результаты экономической деятельности предприятия дают непосредственное отражение реальных достижений в области конкурентоспособности и поэтому они должны быть использованы в качестве одной из ее характеристик. Однако, по нашему мнению, такой взгляд на понятие конкурентоспособности предприятия несколько односторонен. В современных рыночных условиях любое предприятие с помощью своих потенциальных возможностей должно стремиться, с одной стороны, к улучшению результатов своей хозяйственной деятельности, а с другой - к максимальному удовлетворению требований рынка. Поэтому представляется естественным определять конкурентоспособность предприятия следующими тремя основными факторами: потенциальными возможностями предприятия, степенью удовлетворения требований рынка конкурентоспособной продукцией и результатами его хозяйственной деятельности (рис. 2.2). Высокие уровни каждого из факторов являются гарантией высокой конкурентоспособности предприятия в целом.
Таблица 2.3 Составляющие стратегического потенциала предприятия
Составляющие стратегического потенциала совместно с ресурсами предприятия образуют множество его стратегических ресурсов и должны быть конкретизированы применительно к каждому конкретному предприятию. По своей сути стратегический потенциал определяет одну из составляющих потенциальных возможностей предприятия - его адаптивность. Вторая составляющая потенциальных возможностей - конкурентные преимущества, характеризующиеся согласно М.Е. Портеру детерминантами конкурентного преимущества страны [67]. Детерминанты, как система, создают среду, в которой действуют предприятия данной страны и характеризуют: наличие ресурсов и навыков, необходимых для получения конкурентного преимущества предприятия; информацию, от которой зависит, будут ли замечены и использованы возможности получения конкурентного преимущества; направления применения ресурсов и навыков, имеющихся в распоряжении предприятия; цели предприятия; силы, заставляющие предприятие вкладывать средства в ту или иную сферу деятельности и заниматься обновлением. Из сказанного следует, что оценка степени потенциальных возможностей предприятия (СПВП) должна учитывать: значимость каждого детерминанта конкурентного преимущества страны и структуру стратегического потенциала предприятия. В основу оценки СПВП полагаем коэффициент обеспеченности каждого элемента стратегического потенциала, используемого для достижения стратегических целей на определенном этапе жизненного цикла, в котором находится предприятие, конкретным ресурсом предприятия. С учетом последнего замечания оценку СПВП предлагаем проводить последовательностью следующих вычислительных шагов. Шаг 1. Определяются показатели совокупного воздействия детерминантов за каждый m-й этап жизненного цикла предприятия и за весь цикл соответственно по формулам: и , (2.6) где: - отношение числа благоприятных к общему числу факторов, формируемых к-м детерминантом в m-м этапе жизненного цикла предприятия; - коэффициент значимости к-го детерминанта для m-го этапа . Шаг 2. Определяются показатели , оценивающие обеспеченность каждого i-го элемента стратегического потенциала, используемого для достижения целей, каждым j-м ресурсом в каждом m-м этапе жизненного цикла по формуле: , , , , (2.7) где: - коэффициент значимости j-го ресурса в обеспечении i-го элемента стратегического потенциала в m-м этапе жизненного цикла ; - коэффициент обеспеченности i-го элемента стратегического потенциала j-м ресурсом в m-м этапе жизненного цикла; s – количество элементов стратегического потенциала предприятия. Шаг 3. Определяются показатели обеспеченности каждого i-го элемента стратегического потенциала всеми ресурсами в каждом m-м этапе жизненного цикла по формуле: , , . (2.8) Шаг 4. Определяются показатели обеспеченности всего стратегического потенциала каждым j-м ресурсом в каждом m-м этапе жизненного цикла по формуле: , , , (2.9) где - коэффициент значимости i-го элемента стратегического потенциала в достижении стратегических целей в m-м этапе жизненного цикла . Шаг 5. Определяются показатели обеспеченности всего стратегического потенциала каждым j-м ресурсом за весь жизненный цикл по формуле: , . (2.10) Шаг 6. Определяются показатели обеспеченности всего стратегического потенциала всеми ресурсами за каждый m-й этап жизненного цикла по формуле: , . (2.11) Шаг 7. Определяется показатель обеспеченности всего стратегического потенциала, всеми ресурсами и за весь жизненный цикл по формуле: . (2.12) Шаг 8. Определяются обобщенные оценки и за m-й этап жизненного цикла и за весь жизненный цикл по формулам соответственно: и . (2.13) Предлагаемая последовательность вычислений позволяет получить показатели количественной оценки и провести анализ потенциальных возможностей предприятия, как за весь жизненный цикл, так и за конкретный его этап. При оценке второго фактора конкурентоспособности - степени удовлетворения требований рынка необходимо определиться, что под этим следует понимать. Во-первых, рынок всегда имеет потребность в определенном количестве товара как таковом. Во-вторых, покупатель, как субъект рынка, преследует основную цель - удовлетворение своих потребностей посредством приобретения товара, обладающего определенными потребительскими свойствами, характеризующими его конкурентоспособность. Приобретенный товар в процессе эксплуатации, с одной стороны выполняет свойственные ему функциональные операции по назначению, а с другой, выявляет в себе определенные качественные свойства, способные усилить или ослабить его конкурентоспособность. Таким образом, производитель товара должен предложить на рынок определенный объем конкурентоспособной продукции с определенными потребительскими свойствами, удовлетворяющими потребности покупателя. В связи с этим возникает необходимость выбора такого количественного показателя, оценивающего степень удовлетворения требований рынка, который включал бы в своем аналитическом виде параметр величины объема, а также параметры, характеризующие конкурентоспособность товара и его потребительские свойства. По нашему мнению степень удовлетворения требований рынка может быть оценена либо с помощью показателя конкурентоспособной товарной массы проданной предприятием продукции на рынке за определенный период, либо с помощью обобщенного показателя изменения степени удовлетворения требований рынка, полученного на базе показателей, отражающих динамику объемов продаж конкурентоспособной продукции. Показатель конкурентоспособности товарной массы для предприятий производящих разнообразную продукцию предлагается рассчитывать как средневзвешенную величину показателей конкурентоспособности каждого товара по следующей формуле: , (2.14) где: р - число видов производимых товаров; - количество сравниваемого товара i-го вида проданного предприятием; - коэффициент значимости i-го вида товара в конкуренции на рынке; - интегральный показатель конкурентоспособности i-го вида товара. Количественная оценка конкурентоспособности продукции может быть проведена по формуле (2.15), [51, стр.44-57] учитывающей качество сервиса и качество продукции, определяемое ее полезным эффектом: , (2.15) где: - показатель относительной эффективности продукции; - показатель качества сервиса; - весовые коэффициенты этих показателей . Показатель относительной эффективности продукции оцениваем по формуле (2.16) [51 стр.44-57]: , (2.16) где: - эффективность анализируемого образца продукции на конкретном рынке, единица полезного эффекта/денежная единица; - эффективность лучшего образца-лидера, используемого на данном рынке; - корректирующий коэффициент, учитывающий конкурентные преимущества. Эффективность изделия рассчитываем по формуле (2.17) [51 стр.44-57]: , (2.17) где: - полезный эффект изделия за нормативный срок его службы в условиях конкретного рынка, единица полезного эффекта; - совокупные затраты за жизненный цикл объекта в условиях конкретного рынка, денежная единица. Полные затраты потребителя за жизненный цикл единицы продукции по сравниваемому товару и по «товару лидеру» рассчитываются по формуле [51 стр.44-57]: , (2.18) где - затраты на стратегический маркетинг; - сметная стоимость маркетинговых исследований, НИОКР; - сметная стоимость организационно-технологической подготовки производства нового изделия; - затраты на производство изделия (без амортизации предыдущих затрат); - затраты на внедрение изделия у потребителя (транспортные расходы, сметная стоимость строительно-монтажных и пусковых работ); - затраты на сервис; Т - нормативный срок службы изделия (для продукции промышленного назначения равен амортизационному периоду); - затраты на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт изделия в году t (без амортизации предыдущих затрат); - затраты на демонтаж и ликвидацию (реализацию) элементов основных производственных фондов (включая само изделие), выводимых в связи с внедрением нового изделия. Если эти затраты меньше дохода от реализации выводимых элементов фондов, то в формуле (2.18) они должны быть со знаком минус, если больше - со знаком плюс. Полезный эффект изделия определяем по формуле (2.19) : (2.19) где: Т - нормативный срок службы изделия, лет; - часовая паспортная производительность изделия; - годовой плановый фонд времени работы изделия; - коэффициент безотказности; - коэффициент ремонтопригодности; - коэффициент сохраняемости; - показатель экологичности; - показатель эргономичности; - показатель эстетичности (дизайна); - показатель технологичности; - показатель стандартизации и унификации (коэффициент стандартизации объекта); - показатель совместимости и взаимозаменяемости. Коэффициенты и показатели характеризуют несоответствие показателей качества изделия требованиям потребителя, невыгодность их выполнения, низкую организацию эксплуатации и ремонта изделия и снижают его полезный эффект. Коэффициент ремонтопригодности оценивается коэффициентом готовности, который рассчитывается по формуле: , (2.20) где: - средняя наработка на отказ восстанавливаемого объекта, ч; - среднее время восстановления объекта после отказа, ч. Интегральный показатель качества сервиса продукции предлагается рассчитывать по формуле (2.21): , (2.21) где: n - количество частных показателей качества сервиса продукции; - весовой коэффициент i-го показателя качества сервиса, ; - значение i-го частного показателя качества сервиса продукции относительно эталонного. В качестве показателей качества сервиса продукции рассматриваются следующие показатели: качество (достоверность, добросовестность, этичность) рекламы, баллы; гарантийный срок техобслуживания товара, лет; качество маркировки и упаковки товара, баллы; коэффициент полноты, достоверности и качества оформления сопроводительной документации, доли единицы; имидж торговой марки и торгового центра, баллы; качество обслуживания покупателя, баллы; трудоемкость подготовки товара к функционированию, н/час; качество послепродажного обслуживания покупателя, баллы; Обобщенный показатель изменения степени удовлетворения требований рынка можно представить с помощью следующей формулы: , (2.22) где: - индекс изменения объемов продаж равный ; , - объемы продаж соответственно на начало и конец периода; - индекс изменения конкурентоспособности продукции равный ; , - конкурентоспособность продукции соответственно на конец и начало периода. При оценке результатов хозяйственной деятельности необходимо исходить из основополагающего принципа - конкурентоспособность отражает продуктивность использования ресурсов. Исходя из него, можно утверждать, что для обеспечения конкурентоспособности предприятие должно постоянно заботиться о наиболее полном и эффективном использовании, имеющихся в его распоряжении ресурсов. В связи с этим возникает проблема выбора критериев продуктивности использования ресурсов предприятия. Продуктивность использования ресурсов предполагает наибольшую отдачу, наибольший результат, приходящийся на единицу совокупных ресурсов, которыми располагает предприятие. Если деятельность предприятия связана с извлечением прибыли, а совокупные ресурсы оцениваются в денежном выражении, то продуктивность может быть оценена показателями рентабельности производства продукции. Теоретически можно вычислять комплексный показатель продуктивности использования ресурсов предприятия, включающий ряд частных показателей (относительно эталонных), рассчитанных по формуле: , (2.23) где: - коэффициент значимости j-го показателя продуктивности; k - количество показателей продуктивности. Кроме этого, к результатам хозяйственной деятельности в данной работе предлагается относить показатели финансового состояния предприятия, комплексный показатель которого вычисляется по формуле (2.24): , (2.24) где: - коэффициент значимости m-го показателя финансового состояния предприятия; k - количество показателей; - значение m-го частного показателя финансового состояния относительно эталонного. Показатель результатов хозяйственной деятельности предприятия вычисляется по формуле (2.25):
2019-10-11 |
224 |
Обсуждений (0) |
|
5.00
из
|
|
Обсуждение в статье: Методы оценки уровня конкурентоспособности предприятия |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы