Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Зарождение промышленности



2019-10-11 417 Обсуждений (0)
Зарождение промышленности 0.00 из 5.00 0 оценок




Подтверждая находки Г.Капустина, Никита Вепрейский и Семён Чирков сообщали правительству, что «…оное уголье окопывано в горе по мере в длину 15 сажен в вышину 10 сажен и оное земляное уголье употребляеца ныне на Бахмутские соляные заводы, в казеные кузницы на латание солеваренных сковород и на прочие поделки…», и просили прислать ещё людей для дальнейшей разработки каменного угля.

Фактически с этого момента в крае зарождается угледобыча. Местный уголь приобретает широкую известность. Горная промышленность становится чрезвычайно прибыльной, привлекая многих предпринимателей заниматься горным промыслом. Земли, богатые углём, стали массово раскупаться ими. Как грибы после дождя открываются угольные копальни Иловайских, Прохоровых, Карповых, Рутченко, принося их владельцам невиданные богатства, хотя способ добычи угля был крайне примитивным, а правила техники безопасности практически не соблюдались.

     
 

Первые примитивные орудия шахтёрского труда – кайло и отбойный молоток

     
 

· Используя иллюстрации, охарактеризуйте труд шахтеров


Лопата, кайло, молоток, ручной ворот с веревкой и кошелка для подъема угля – вот и вся используемая техника. Заработная плата на рудниках (так тогда называли шахты) была низкой и выплачивалась нерегулярно. На каждом шагу горняков подстерегали пожары и обвалы, приводившие к человеческим жертвам. Но, невзирая на это, количество шахт росло, а вместе с ними увеличивалось количество добытого угля. В середине ХІХ века в Донбассе добывали до 6 млн. пудов угля в год, в 1870 году – 15,6 млн. пудов, а в 1900 году – 672 млн. пудов, что составляло более 90% общероссийской добычи. Угольная промышленность становилась главной отраслью в Донбассе.

 

 

 

         
   

 

· Рассмотрите диаграмму и подсчитайте, во сколько раз увеличилась добыча угля за 50 лет.

Ø Это интересно Уголь, превращённый в электроэнергию, приводит в действие машины, движет поезда, обеспечивает работу радио, телефона, освещает дома, улицы. При обжиге угля на кокс получают в качестве побочных продуктов светильный газ (метан), аммиачные воды и каменноугольную смолу. Метан используют в промышленности и быту. Из аммиачных вод получают аммиак и нашатырный спирт.

Еще одной важнейшей отраслью промышленности края становится металлургия. В 1795 году императрица Екатерина II подписала указ «Об устроении литейного завода в Донецком уезде при реке Лугани и об учреждении ломки найденного в той стране каменного угля». Этот завод, главной задачей которого стало производство чугунных пушек для кораблей Черноморского флота, положил начало современному городу Луганску и стал первенцем металлургической промышленности Донбасса.


Луганский литейный завод в конце ХІХ века

Но расцвет металлургии Донбасса связывают с деятельностью англичанина Джона Хьюза (или как его называли в русских документах тех лет – Юза). Он был инженером-изобретателем, разбогатевшим на создании новых образцов артиллерии и корабельной брони для британского флота. В 1867 году Дж. Юз в Лондоне создает "Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производства", а через два года, в 1869 году, он приезжает на Донбасс, где на правом берегу Кальмиуса, в семи километрах от слободы Александровки начинает строительство металлургического завода и рабочего поселка.

Летом 1870 года из Англии сюда было завезено оборудование и инструменты, а также приехали около сотни английских  специалистов – инженеров, металлургов и шахтеров, усилиями которых к апрелю 1871 года удалось построить первую доменную печь, а в 1872 году начать выплавку чугуна.

     
 

Джон Юз и английские рабочие в механическом цехе завода. Юзовка, 1889 Первое здание заводской конторы металлургического завода Джона Юза

Вслед за заводами в Юзовке возникают два огромных металлургических производства в Мариуполе. Один завод строился инженерами из США, а второй принадлежал бельгийской компании «Провиданс». На металлургических заводах Юга были самые большие в России доменные печи, а в сталелитейном производстве активно применялись новая техника и технологии. Среди металлообрабатывающих предприятий того времени известны: Дебальцевский механический завод (основан в 1896 г.), Харцызский трубный завод (основан в 1898 г.) и др. Возникли литейно-механические заводы в Константиновке, Горловке, Макеевке.

Развивалось кирпичное, цементное производство. Среди таких заводов выделялись два больших цементных завода в Амвросиевке. Из машиностроительных предприятий крупнейшим был Луганский паровозостроительный завод, построенный в конце ХІХ века немецким капиталистом Гартманом. Химическая промышленность была представлена содовым заводом в Лисичанске и заводом около Славянска. Возле станции Никитовка с 1885 года действовал первый в России завод Ауэрбаха по изготовлению ртути. В районе Бахмута продолжали добывать соль. Одновременно в крае существовало множество предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья, а на берегу Азовского моря работали многочисленные рыбоперерабатывающие заводы.

За тридцать лет ХІХ века, благодаря капиталам российских и иностранных предпринимателей и тяжёлому труду рабочих и шахтёров, Донбасс превратился в крупнейший промышленный центр Российской империи.

3. Строительство железных дорог

Железные дороги всегда играли важную роль в истории населённых пунктов, регионов и государств. Не был исключением и наш край. История железных дорог Донбасса начинается с 1865 года, когда к правительству Российской империи обратились местные предприниматели с просьбой о строительстве Курско- Харьково-Азовской железной дороги, поскольку донбасский уголь в то время был уже жизненно необходим для многих производств в разных частях империи. В 1868 году разрешение на строительство магистрали было выдано Самуилу Полякову. В       Самуил Поляков рекордно короткие сроки (за 20 месяцев) дорога была
построена: её торжественное открытие состоялось 5 января 1870 года.

В Донбассе появились первые станции и полустанки: Славянск, Краматорск, Дружковка, Константиновка, Никитовка, Иловайск и др. Благодаря железной дороге, из Курской и Харьковской губерний в Донбасс и в порт Мариуполя везли зерно, обратно продукты промышленного производства. В 1872 г. была сооружена Константиновская железная дорога протяженностью 90 км со станциями Петровская, Железная, Ясиноватая, Юзово и др.

Большую роль в развитии Донбасса сыграла также Донецкая Каменноугольная железная дорога. Строил её на собственные деньги предприниматель Савва Мамонтов.

В течение 1881-1884 гг. строилась Екатерининская железная дорога от Ясиноватой через Екатеринослав и Кривой Рог до станции Долинская. Дорога соединила донецкий уголь с криворожской рудой.

            

 

Станция Горловка. Курско-Харьково-Азовской железной дороги Савва Мамонтов

     
 

 

Станция Юзово-Константиновской железной дороги Один из первых товарных паровозов, используемых на железных дорогах края

Менее чем за 20 лет практически все города современного Донбасса были связаны между собой железными дорогами, что способствовало дальнейшему развитию промышленности в крае.


· Найди на карте известные тебе железнодорожные станции.



2019-10-11 417 Обсуждений (0)
Зарождение промышленности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Зарождение промышленности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (417)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)