Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Наука в контексте общемировой культуры: наука как часть культуры.



2019-08-13 389 Обсуждений (0)
Наука в контексте общемировой культуры: наука как часть культуры. 0.00 из 5.00 0 оценок




Культура — специфически человеческий способ организации и развития жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного производства, системе социальных норм и учреждений, ценностях и отношениях людей друг к другу.

Понятие культуры многопланово.

· уникальная способность человека создавать искусственную среду своего обитания

· формы общественного сознания, формирующиеся и реализующиеся в процессе общественного развития

· конкретно-исторические способы организации людей, выражающие особенности социокультурного бытия человеческих сообществ

· указывает на достигнутый ими уровень развития, определенное отношение человека к природе, обществу, состояние творческих сил и способностей личности.

Принято делить культуру на материальную и духовную.

Наука — это часть культуры, способ познания мира, в котором вырабатываются и теоретически систематизируются знания о действительности; знания, допускающие доказательство или эмпирическую проверку. Наука содержит знания объективные, истинные.

· Объективны все три ее элемента: факты, сумма понятий, истолкование.

· Научное знание отличается от обыденного, которое обслуживает повседневность.

· Конкретной формой обыденного знания является здравый смысл. Это знание неспециализированное, непрофессиональное.

· Обыденное сознание позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире.

· Наука как форма общественного сознания и способ деятельности отличается от искусства, художественного освоения действительности.

· Объектом науки является мир, такой, каков он есть на самом деле. Природа, общество, мышление интересуют науку в форме их объективности, в форме их бытия.

 

1. Наука занимается поиском существенных свойств объектов и их связей (законов). Искусство обращено к субъекту, человеку, творцу, к его отношению к природе, обществу, людям, самому себе..

2. Наука и искусство отличаются и способами отражения. Гносеологический образ науки является рациональным (понятийным, логическим), его содержание объективно, соответствует действительности. Определены границы и мера, которые также объективны. Субъект в логическом образе не присутствует, его нет в формулах Ньютона и Эйнштейна. В

3. Художественный образ качественно отличается от научного. В нем есть познавательный момент, указывающий на воспроизведение реальных объектов и условий их существования; в нем запечатлен субъективный интерес (отношение к этим реальным объектам и условиям) — специфически выраженная идеологическая сторона общественного сознания. И главное, ему присуща эстетическая мера единства чувственного и рационального, реалистического и символического.

5. Эстетическое освоение действительности в духовной культуре играет особую роль, поскольку образует и преобразует чувственную сферу человека, углубляя его восприятие мира, понимание переживаний других людей.

6. Наука как часть культуры функционирует в целой системе форм общественного сознания и соответствующих деятельностей.

7. Наука противоположна религии. Она занимается естественным, а религия — отношением к сверхъестественному. Бытие науки — объективные законы, выраженные в логике, формулах, понятиях и числах, объяснительных принципах и доказательствах. Бытие религии — догматы, которые нельзя критиковать, которые нужно принимать на веру.

8. В нерелигиозном сознании предметом веры выступают те или иные элементы структуры научного познания, которые существуют в форме гипотезы или теоретической концепции, доказательство которых относится к будущему.

9. Сложный характер имеет взаимосвязь между наукой и философией. Их различие обусловлено прежде всего предметом отражения. Наука отражает качественное разнообразие мира. Она изучает отдельные стороны бытия и в дан- юм смысле обладает фрагментарностью. Каждая научная дисциплина имеет специфические предмет, границу применимости, способы исследования. Единство мира проявляется в междисциплинарных связях в процессе интеграции' тучного знания. Взаимодействие наук — сложная проблема.

10. Предмет философии, как мы знаем, универсален. Разные философские направления по-разному относятся к науке. Некоторые пытаются ликвидировать философию і качестве самостоятельной дисциплины (логический позитивизм), снять всю мировоззренческую и даже гносеологическую проблематику. Другие выступают против науки как іазиса философствования (экзистенциализм).

11. Науке свойственны критичность, преемственность, определенный уровень обобщения.

12. С точки зрения уровневости различают фундаментальное знание, соответствующее теоретическому уровню, и эмпирическое, прикладное.

13. Взаимоотношения науки и общества достаточно сложны. Наука выполняет первичные и вторичные функции. К первичным относятся когнитивные и социальные функции следующего порядка. К вторичным социокультурным функциям относятся подпитка системы высшего образования, интеллектуализация общества, обеспечение других сфер деятельности.

14. Развитие науки противоречиво, и не только в познавательном плане, но и в социокультурном. С одной стороны, известно, что наука является непосредственной производительной силой и демонстрирует небывалые успехи в деле освоения природы. С другой — она поставила человека и общество на грань возможной катастрофы (создание ядерного, химического и биологического оружия, экологический кризис).

 



2019-08-13 389 Обсуждений (0)
Наука в контексте общемировой культуры: наука как часть культуры. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Наука в контексте общемировой культуры: наука как часть культуры.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (389)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)