История и религия р. Бурятия
Бурятия – это республика и находится в Дальневосточном федеральный округе. Образована 30 мая 1923 году. Столица – город Улан-Удэ. Населения 983 273 людей. Граничит с Республикой Тывой, Иркутской областью и Забайкальским краем. Государственные языки: бурятский, русский. Республика Бурятия входит в горную зону с высотной поясностью, занимающую значительную часть юга Восточной Сибири. Рельеф характеризуется мощными горными хребтами и обширными глубокими и, иногда, почти замкнутыми межгорными котловинами. Южная Бурятия, представленная Селенгинским среднегорьем. К озеру Байкал прилегают высокие хребты Прибайкалья с разделяющими их широкими межгорными котловинами. В северной Бурятии расположены хребты Станового нагорья: Южно-Муйский, Северо-Муйский, Удокан, Каларский. К северо-востоку Прибайкалья примыкает Витимское плоскогорье. Климат в этом регионе резко континентальный. Зима холодная, с сухим морозом. Лето короткое, с жаркими днями и прохладными ночами. В Бурятии находятся 13 природных биологических заказников: Ангирский заказник; Боргойский заказник; Верхне-Ангарский заказник; Кижингинский заказник; Кондо-Витимский заказник; Муйский заказник; Прибайкальский заказник; Снежинский заказник; Тугнуйский заказник; Узколугский заказник; Улюнский заказник; Худакский заказник; Энхалукский заказник. Также на территории республики расположено 3 парка: Национальный парк «Забайкальский»; Национальный парк «Тункинский»; Природный парк «Шумак». И также не малую роль играют 3 заповедника: Байкальский государственный биосферный заповедник; Государственный природный заповедник «Джергинский»; Баргузинский государственный биосферный заповедник имени К.А. Забелина. По статистике флоры и фауны на территории Бурятии находится: 446 видов наземных позвоночных, пресмыкающихся 7 видов, 348 видов птиц и млекопитающих 5 видов из 7 отрядов. Непосредственно в самом оз. Байкал населяют 2500 различных видов животных и рыб, 250 из которых эндемичны. Из эндемики озера можно привести в пример знаменитую рыбу Омуль, встречающуюся только там и тюленя Нерпу. 83% Бурятии занимают леса. По весне расцветает Багульник. В Тайге проживают: лисы, рыси, косули, лоси, медведи, колонок и др. В Красной книги Бурятии занесены: линь, осетр, белый байкальский хариус и т.д. Всего в Бурятии протекает 30 000 рек. Реки республики относятся к трём крупным водным бассейнам: озера Байкал, рек Лены и Ангары. И 52% республики расположено в бассейне озера Байкал. Также насчитывается около 35 тыс. озёр. К примеру: Баунт, Гусиное и т.д. На территории Бурятии испокон веков жили разные народы. Первые упоминания о них начинаются с каменного века. Местные племена занимались рыбалкой и охотной. В бронзовом веки появилась культура, от нее остались древние памятники «плиточные могилы». Со временем плиточников поместили хунну во 3-2 в. до н.э. На северных территориях хунну построили форпост – Нижнеиволгинское городище. На юге Бурятии известно большое число захоронений. Одно из них найдено в районе Кяхты, в Ильмовой пади. После распада государства хунну племена, проживавшие на территории нынешней Бурятии, были втянуты в водоворот различных этнических образований. Здесь жили курыканы, монголоязычные кидани, ранние средневековые монгольские племена, а также предки тунгусов. В такой сложной исторической ситуации происходило образование эвенкийского и бурятского этносов. Сами буряты до присоединения к России испытывали постоянные набеги монголов и джунгар. Принимая русское подданство, они получили военную защиту от беспокойных южных соседей. В республике Бурятии на данный момент существует 3 совершенно разные колоритные религии: Шаманизм – традиционной религией у бурят был шаманизм. Бурятский шаманизм выработал целую систему эмоционально насыщенных обрядов и ритуальных действий, способных оказывать огромное влияние на психику верующего. Православие – бурятскому православию уже более 250 лет. Основателем бурятской православной церкви считают Нила (Исакович). Буддизм – ко времени прихода русских в Забайкалье уже имелись буддийские кумирни (войлочные) и служители культа. В начале XVIII века было установлено наличие 11 капищ и 150 лам. Постепенно их число возрастало. Стала практиковать отправка бурятских юношей на учебу в религиозные центры Монголии и Тибета. Рассмотрим одну из самых колоритных религий этого народа. Шаманизм Бурятии — традиционное мировоззрение народов Сибири, является особой формой видения и познания мира, рассматривающей человека как часть Космоса. Оно нацелено на непосредственное восприятие мира, постижение взаимосвязи природы и человека. На дальнем востоке сохранились древнейшие наскальные рисунки и предметы, обнаруженные археологами. К примеру, на наскальном рисунке изображены животные, сцены ритуальной охоты, фигуры колдунов совершающих магические пляски с целью умножения плодовитости животных и людей. Представления о звере-предке и матери-прародительнице, восходящие к мифу о браке зверя и женщины, а также о душе человека, имеют палеолитические корни. У народов дальнего востока формируется мировоззрение, основывающееся на вере в духов природы, души человека и духов-помощников шамана еще в период неолита (6-3 тыс. до н.э.). Если говорить о всем дальнем востоке, то шаманов на нем было и есть очень много и относятся каждые к своему району. К примеру существуют: шаманы Ольхонского района, Баяндаевского района, Аларского района, хирит-Булагатского района и не только. В основе религиозных представлений народов Дальнего Востока лежит вера в духов природы. Весь окружающий мир представлялся населенным духами, которые принимали участие в жизни людей. Большинство народов верили в духов—хозяев природы, населявших средний мир вселенной — горы, леса, реки, моря, огонь. Считалось также, что каждый вид животных имеет своего духа—хозяина. Народы Сибири верили, что от расположения духов—хозяев стихий и животных зависит благополучие в жизни, удача в промысле. Мифологический принцип – основа веры в зооморфные и антропоморфные сверхъестественные существа, как олицетворение сущего. Таковыми являются в бурятском шаманизме: В основе шаманизма бурят лежит представление о трехмерном пространстве Вселенной. Согласно мифологии бурят есть три мира. - Верхний — мир, где обитают божества—тэнгрии (девять небесных сфер, которые дифференцируются в зависимости от степени почитания их земными существами). На самой высшей девятой сфере живет творец Вселенной и всех живых существ, его имя ЭЭ! Хайрхан (Милостивый); - Срединный мир — это мир, где живут люди и земные существа; - Нижний мир — это мир, где живут различные духи «ада», которые наказывают души грешников за их земные прегрешения. Хоронили буряты своих умерших в земле, в деревянных гробах, в которые клали личные вещи покойного, деньги, брызгали спиртным, провожая родных в последний путь. С приходом русских появился обычай устраивать поминки по русским традициям — хоног (поминки) на 3, 9, 40 дни, и годовщину, стали приходить на могилы в Родительский день. Существовало и огненное погребение. Кремации обычно подвергались шаманы, пепел их в мешочке прятали в дупле старого дерева. Однако их также погребали в землю. Места, где были похоронены знаменитые шаманы, становились священными. Современный бурятский шаманизм несколько утратил свои функции, упрощён и деформирован. Тесное соседство с русским населением и влияние христианства на шаманизм сказалось, прежде всего, на её культовой системе. Приольхонье и остров Ольхон среди населения ассоциируется как центр шаманизма и шаманских духов, а также как прародина всех бурят. Здесь же был проведён в 1990 г. Первый за последние 70 лет многотысячный общеольхонский тайлаган, и его открывал старейшина Орбодоев Орлооб Орбодоевич. На Ольхон и его побережье, являющихся одним из сакральных центров шаманского мира, сбегали многие монгольские, хоринские и другие шаманы. В январе 2011 г. В поселке Бохан Усть—Ордынского Бурятского округа Иркутской области открылся Центр изучения древнейшей в Бурятии религии — шаманизма. Центр возник на базе филиала Бурятского госуниверситета. Изучение шаманских обрядов планируется не только на территории Иркутской области, но и в Бурятии, Агинском округе, Монголии.
Этнос Бурятии История бурятского этноса гласит: в середине 20 века бурятские историки пришли к выводам, что в формировании бурятского народа, происходившего после присоединения к России, участвовали только три племени: булагаты, хори-буряты (хоринцы) и эхириты. В последующем к этим племенам были присоединены хонгодоры, изначально считавшиеся обуряченными монголами или частью булагатов. В то же время советские этнографы в составе бурят на момент присоединения к России выделяли намного больше монголоязычных племён: шошолоки, ашибагаты, готолы, батлай и др. К основным бурятским племенам традиционно относят булагатов, хонгодоров, хори-бурят и эхиритов. Кроме них некоторые исследователи выделяют и другие племена, которые у бурят в свою очередь делятся на роды. - Андагай (подгородный род) – один из родов селенгинских бурят, входивших в состав крыла «баруун найман». Являются потомками выходцев из Монголии. Основатель рода Андагай являлся представителем древнего монгольского рода горлос; - Атаганы – бурятское племя, проживающее на юге Бурятии на территории Селенгинского, Джидинского и Иволгинского районов. Атаганы относят себя к кости суусагай, предки которых вышли из Монголии; - Ашибагаты – самым западным этнополитическим союзом были ашибагаты; - Баргуты – потомки средневековых байырку. Вместе с племенами хори-туматов, булагачинов и кэрэмучинов составляли основное население страны Баргуджин-Токум; - Булагаты – устная традиция булагатов возводит их родословную к легендарному первопредку Буха-нойону, чьим сыном был Булагат, от которого произошло племя; - Икинаты – Места традиционного расселения икинатов простираются по верхней Ангаре и в бассейне Оки; - Сартулы – Селенгинские сартулы проживают по Джиде и состоят из различных этнических групп монголов и западных бурят. Бурятских племен и родов очень много и каждый из них уникален по-своему. Также не стоит забывать и про блюда бурятской кухни. Они складывались под влиянием местной флоры и фауны. Две самые главные составляющие бурятской кухни – это мясо и молоко, а дичь и рыба – это уже была дополнительная пища к основному рациону. В первую очередь Буряты – это кочевой народ. Образ жизни кочевников требует огромных энергетических затрат, поэтому кухня Бурятии отличается сытностью блюд и их калорийностью. В зависимости от сезона готовились разные мясные блюда: летом – баранина; осенью – конина; зимой – говядина. И такой порядок приема пищи поддерживается в Бурятии по сей день. А «Белая пища» всегда была сакральной для бурят. По обычаям в праздник ее ставят на стол. И это считается подношением к духам. Лучшие блюда и напитки бурятской кухни таковы: - суп Бухэлеэр (бухлер-ёр); - шулэп (суп-лапша по-бурятски); - буузы (позы); - гоогохотой шарахан мяхан (конина с чесноком и лапшой); - хуушуур (мясные груши); - байкальский омуль (во всех приготовлениях); - хурууд (Домашний сыр); - тарасун (Алкогольный напиток); - нгоон сай (Зеленый чай).
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (213)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |