Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эмоциональное воздействие цвета



2019-10-11 235 Обсуждений (0)
Эмоциональное воздействие цвета 0.00 из 5.00 0 оценок




 Деление всех цветов по цветовому тону на теплые и холодные, находятся в прямой связи с эмоциональным и ассоциативным опытом человека. Холодные цвета усиливают впечатление успокоенности, меланхолии, теплые – радости жизни, активности. Теплые цвета условно ассоциируются с цветом огня, солнца, накаленных предметов: красные, красно-оранжевые, желтые. Холодные цвета ассоциируются с цветом воды, льда и других холодных объектов: зелено-голубые, голубые, сине-голубые, сине-фиолетовые. Сочетание в живописи теплых и холодных цветов называется теплохолодностью.

Деление цветов на теплые и холодные может относиться как к конкретным краскам картины, так и какому-либо цвету в природе. На картине противопоставление теплых и холодных тонов может быть связанно со светом и тенью. Таким образом, краски распадаются по эмоциональному тону на светлые и темные. Однако здесь существуют и некоторые противоречия: словами трудно определить эмоции, которые связанны с восприятием светлых красок, ведь это не обязательно может быть радость или веселье. Эмоциональное ощущение от светлоты цвета так тесно соединилось у нас со светлой и так вместе с тем далеко от определенных чувств, что, пожалуй, лучшей информацией о таком цвете служит именно слово «светлый». Он несет в себе тот же эмоциональный отголосок, который выражен в поэтической метафоре «печаль моя светла…» Так, лиризм «Золотой осени» И.Левитана создан именно цветом. В сочетаниях оранжевого, желтого, синего и небольшого пятна изумрудного много цветовой радости, но тонкая связь в колорите картины содержит ноту печали.

Символично, что психологи не используют собственное определение понятия “цвет”, а пользуются определением, сформулированным физиками, физиологами и оптиками. На наш взгляд, слабость позиции психологов в области изучения цвета определяется отсутствием его собственно психологического определения. Использование же определений цвета, принятых в физике и естественных дисциплинах, не только бесполезно для психолога, но и опасно: предметная область науки обедняется и искажается.[3;36]

 Из результатов исследования закономерностей предпочтения цветов следует, что в качестве категориальной структуры, “классифицирующей” цвета, выступает комплексная реакция организма на их воздействие. Среди прочих, цветовое значение в свою структуру включает целый спектр характерных физиологических реакций.[3;67]

Выявленная тесная связь предпочтения цветов с регуляцией общего эмоционального тонуса и активности, связь предпочтения с порогами восприятия этих цветов дает основание для гипотезы о взаимообусловленности восприятия цвета и изменения психологических и психофизиологических характеристик человека. Можно предполагать, что психологическое состояние, сопровождающее восприятие того или иного цвета, может, в свою очередь, сходным образом влиять и на сам процесс цветового восприятия, характерным образом изменяя чувствительность к соответствующим цветам.

Таким образом, под психологическим воздействием цвета подразумевается те чувства, переживания, которые мы можем испытывать под влиянием той или иной краски. «Цвета как будто посылают нам различные сигналы» [11;14], вызывают у нас эмоциональный отклик.

Красный – это теплый цвет, может вызывать учащение сердцебиения, повышения давления и, как следствие, ощущение тепла или жара. В помещении, окрашенном в красный цвет, субъективно будет казаться теплее. В тоже время это цвет крови. Когда человек видит кровь, у него непроизвольно возникает состояние тревоги. Этот цвет вызывает сильные эмоции и сигнализирует об опасности. Но в тоже время красный цвет – цвет праздника, радости, веселья. В природе красный цвет – это цвет спелых ягода, помидоров. Дети начинают различать этот цвет одним из первых, и он долгое время может оставаться любимым. Под определение красного попадают также розовый, бордовый, малиновый цвета.

Розовый цвет – это смесь красного и белого. На его примере мы видим переход от яркого к пастельному. Розовый – нежный, мягкий, романтический. Большинство маленьких девочек предпочитают розовый цвет всем остальным, эту особенность учитывают производители детских игрушек.

Оранжевый цвет – теплый и яркий, привлекающий внимание, цвет радости, веселья и солнца. Пастельный оранжевый цвет близок к персиковому, который связывают со свежестью и здоровьем.

Желтый цвет привлекает внимание, но говорит о тревоге, он, как сигнал светофора, предупреждает и советует быть внимательным. Кроме того, желтый цвет сигнализирует о чем-то новом, необычном. Сочетание желтого и черного говорит об опасности. Недаром в знаке, предупреждающем о радиации, используется эти два цвета. Так и в природе: брюшко осы имеет чередующиеся черные и желтые полоски, как бы предупреждающие об опасности. Привлекательным, радостным и праздничным выглядит сочетание желтого и красного. Желтый и оранжевый – основные солнечные цвета в детских работах.

Зеленый цвет считается самым спокойным. Глаз человека способен различать огромное множество его оттенков. Так, при добавлении к зеленому цвету желтого цвета он оживляется, становиться более активным. При добавлении синего цвета, наоборот, начинает звучать иначе – он делается более серьезным и вдумчивым. Для детей зеленый цвет – цвет травы и елки.

Синий и голубой – это холодные цвета. Синий воспринимается людьми как скучный, меланхоличный, достаточно вспомнить выражение «синий чулок». В тоже время голубой может быть связан с покоем и простором, как небо и море. В детских работах цвет облаков и неба может быть синего цвета.

Фиолетовый цвет привлекает детей потому, что в природе он не слишком часто встречается. Попросите ребенка перечислить предметы фиолетового цвета и он, скорее всего, назовет вам баклажан, сливу и жука. В творческой работе с этим цветом легко переборщить, и тогда она будет выглядеть неестественной.

Белый цвет определяется детьми как «некраска»[11;15]. Он представляет собой символ мира, где исчезают все краски, все материальные свойства, поэтому и действует белый цвет на нашу психику как молчание. Оттенков белого достаточно много. Примером могут быть бумага для рисования, картон, обои, калька и т.д. белый цвет может быть изысканным, и дешевым, и примитивным, как одноразовая посуда.

Черный цвет – это цвет ночи, черной магии и страха. Для детей это цвет зла, «недобра». В тоже время он удачно сочетается с другими цветами и тогда может превращаться из «злого» в «добрый». Сочетание черного и красного мы видим в хохломской росписи, в окраске снегиря. Черный и белый – основные цвета зимнего пейзажа.

Серый – нейтральный цвет. Оттенки серого нашли широкое применение в промышленности. Особенно хорошо серый смотрится в сочетании с яркими цветами, например с красным, желтым, фиолетовым. При этом он выглядит изысканным, красивым, благородным. Но серый может быть и простым, скучным, как грязный холст. В детской работе это оптимальный цвет для фона после белого.

Коричневый цвет – естественный. Это цвет дерева, песка, дома, хлеба. Он внушает доверие, спокойствие и уют. Тем не менее для детей это не очень привлекательный цвет. Как правило, коричневый цвет используют в изображении деревянных избушек, разделочных досок, глиняных кувшинов.

 

Наука о цвете

 Цветоведение - наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке, цветовой гармонии и цветовой культуре.

В настоящий момент можно выделить три относительно самостоятельных подхода к определению понятия «Цвет». Это механистический подход И.Ньютона феноменологический подход Э.Геринга и эстетико-феноменологический подход Гёте. Промежуточное положение между двумя последними занимает точка зрения ряда психологов, изучающих воздействия Цвета на человека. Современные учены, вероятно, раскрывая последнее значение, говорят, что цвет характерная функция восприятия, передающая выразительность и позволяющая приобрести определенные знания об объекте.

Данное исследование интересует только подход к цвету с точки зрения художника.

Цвет - одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет «присваивается» человеком объектам в процессе их зрительного восприятия. Восприятие цвета может частично меняться в зависимости от психофизиологического состояния наблюдателя, например, усиливаться в опасных ситуациях, уменьшаться при усталости.

Цвет служит средством общения, самовыражения. Наука Цветоведение состоит из нескольких разделов. Одни из них близко соприкасаются с областью физики, в других исследуются наши зрительные восприятия, в третьих разрабатывается классификация цветов, и устанавливаются законы цветовой гармонии.

Художников интересуют преимущественно те разделы, знакомство с которыми помогает наблюдать и изображать явления действительности. Здесь же даются лишь самые краткие сведения, необходимые для начинающего художника.

Главным условием для зрительного восприятия является свет. В темноте мир для наших глаз непознаваем. Свет солнца принято считать белым. В действительности он имеет сложный состав цветов, который обнаруживается, если луч света пропустить через стеклянную призму. Полученный таким образом спектр содержит в себе ряд цветов, постепенно переходящих один в другой.

В зависимости от специального оборудования можно получить спектр больших или меньших размеров, но последовательность цветов и их переходы всегда одни и те же. На одном конце спектра находятся фиолетовые, а на другом — красные цвета.

Цвета радуги — это есть спектр, который мы наблюдаем в естественных природных условиях (преломление и отражение солнечных лучей в дождевых каплях, рассеянных в воздухе).

Группу красных, оранжевых, желтых и желто-зеленых цветов принято называть теплыми (по сходству с цветом солнца, огня и т. п.), а голубовато-зеленые, голубые, синие и фиолетовые цвета — холодными (по сходству с лунным сиянием, льдом и т. д.).

Это деление условно. Всякий цвет может иметь разные оттенки и в сочетании с другими казаться теплее или холоднее. Например, красный цвет с легкой примесью синевы будет холоднее оранжево-красного; чем больше в зеленом примеси золотисто-желтого, тем теплее его оттенок; лимонно-желтый холоднее золотисто-желтого и т. д. Понятие тепло-холодных соотношений цвета обогащает наши наблюдения натуры и возможности языка живописи.

В спектре нет белых и серых цветов. Белые и серые цвета составляют особую группу. К ним можно еще добавить черные (которых также нет в спектре). Белые, серые и черные цвета называются ахроматическими, а все остальные — хроматическими. Степень отличия хроматического цвета от ахроматического той же светлоты определяется в цветоведении термином насыщенность цвета. Художники словами «насыщенность цвета» обозначают обычно его звучность, глубину.

Светлота (или светосила) также является свойством цвета. К светлым цветам можно отнести желтый, розовый, голубой, светло-зеленый и т. п., к темным — синий, фиолетовый, темно-красный и т. д. Каждый цвет, конечно, может быть светлее или темнее. Интенсивность цвета зависит как от насыщенности, так и от светлоты (часто художники, не совсем точно, терминами интенсивный и насыщенный цвет пользуются как однозначными).

Видимый цвет зависит от характера освещения. Искусственный электрический свет гораздо желтее естественного, поэтому лучше заниматься живописью при естественном освещении. Если работать при электрическом освещении, то надо учесть, что красные, оранжевые и желтые цвета светлеют, а синие, голубые и фиолетовые темнеют; красные цвета выглядят насыщеннее, светло-желтые становятся трудно отличимыми от белых, голубые иногда мало отличаются от голубовато-зеленых, темно-синие — от черных.

Одним из факторов, влияющих на видимый цвет, является пространство. Воздух сам по себе прозрачен, но в нем содержатся мельчайшие частицы пыли, водяных паров, бактерии. Иначе говоря, он представляет собой так называемую мутную среду. Особенность этой среды состоит в том, что красные, оранжевые, желтые лучи проходят сквозь нее свободно, а синие и фиолетовые — отражаются, рассеиваясь во все стороны. Благодаря этому при большом удалении предметов цвет становится холоднее. Кроме того, изменяется и светлота — темные цвета вдали выглядят светлее, а светлые, наоборот, темнее.

Благодаря тому, что холодные цвета связываются с представлением о дали (а также в связи с некоторыми анатомическими особенностями нашего глаза), существует следующее цветовое явление: если смотреть на поверхность (холста или бумаги), покрытую пятнами теплого и холодного цвета, то кажется, что теплые по цвету пятна ближе, чем холодные. Теплые и светлые цвета во многих случаях воспринимаются ближе своего фактического местоположения, то есть выступают, а холодные и темные — как бы отступают. В живописи свойства выступающих и отступающих цветовых тонов имеют большое значение. Однако всеми общими правилами изменения цвета нельзя пользоваться механически. Видение художника обусловлено бесконечно разнообразными условиями наблюдения натуры, индивидуальным восприятием и творческим замыслом.

Основные понятия в науки «Цветоведение».

Основными цветами могут считаться четыре цвета – красный, желтый, синий так, как они лежать в основе всех остальных цветов.

Смешанные цвета – это те цвета, которые получают путем смешивания основных цветов.

Ахроматические цвета – (неокрашенные) это белый, черный и серый.

Хроматические цвета - (окрашенные) это все цвета, кроме белого, черного и серого.

Теплые и холодные цвета – это деление цветов «по температуре» связанно с эмоционально-психическими особенностями восприятия человеком того или иного цвета. Теплой считается красно-желтая гамма, холодной – сине-голубая.

Для характеристики каждого цвета применяют три объективных показателя, которые входят в международные стандарты на цвет: цветовой тон, насыщенность, светлота.

Цветовой тон – это качество цвета, которое определено его названием.

Насыщенность – степень выраженности определенного цвета.

Светлота – относительная яркость цвета по отношению к образцу, которая может быть выражена в количестве белой или черной краски, добавленной в основную.

Контрастные цвета – противоположные по качеству цвета.

Колорит – (от латинского color - цвет) это взаимосвязь цветовых элементов, создающих определенную цельность произведения и отвечающих его художественным задачам. При контрастном цветовом сочетании каждый цвет сохраняет свои особенности, и они не поглощают друг друга (желто-красное, красно-синее). При нейтральном сочетании цвета «растворяются» друг в друге, и их трудно различить (зелено-желтые, сине-зеленые). Гармоничные цветовые сочетания составляют цвета, которые взаимно дополняют друг друга (красно-зеленое, желто-фиолетовое).

Палитра – 1) небольшая дощечка, на которой художник смешивает краски во время работы; 2) перечень красок, которыми пользуется художник в своей творческой работе.

Для педагога, работающего с дошкольниками, в первую очередь важны эстетические законы восприятия цвета, характеристики самих цветов и их оттенков. Взаимоотношение цветов друг с другом, ведь удачно найденное цветовое сочетание может сделать детскую работу красивой и выразительной. На занятиях педагог вместе с детьми, как начинающий художник, открывает секреты цвета.




2019-10-11 235 Обсуждений (0)
Эмоциональное воздействие цвета 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эмоциональное воздействие цвета

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)