Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности ознакомления с цветом на занятиях по рисованию детей старшего дошкольного возраста



2019-10-11 447 Обсуждений (0)
Особенности ознакомления с цветом на занятиях по рисованию детей старшего дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Умение различать и называть цвета — важный шаг в развитии ребёнка.

На современном этапе существует достаточно много методик ознакомления детей с цветом. Рассмотрим некоторые из них.

Первая авторская методика, которая будет рассмотрена ниже, это методика «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», разработанная Н.А.Зайцевым.

Главное пособие этой методики - кубик-трансформер 80х80 мм, который помещается в картонный куб – упаковку размером 120х120 мм., и прилагается к кубику еще и 71 картонная карточка, а также методическое руководство.

Пособие «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» предназначено для обучения различению двенадцати цветов, их названиям; счёту от 1 до 12; навыкам чтения дошкольников в семье и детских садах. На данное пособие выдан сертификат СЭС России.

Рассмотрим особенности работы с этим пособием.

Традиционные детсадовские программы предполагают, что в три года дети должны знать 4 цвета, в четыре — 6, в пять — 10, в шесть — 11-12 цветов.

Попробуйте изучать не по два-три цвета в год, а сразу все 12 параллельно. Проверено опытом — дело пойдёт намного быстрее и веселее.

«Годовалому ребёнку не забывайте сообщать о том, что снег — белый, трава — зелёная, апельсин — оранжевый, лимон — жёлтый, асфальт — серый» - советует Зайцев Н.А. автор методики. [5;12] Называть - это чёрный карандаш, а это — фиолетовый, помидоры — красные, сегодня небо голубое. «У тебя два шарфика — один синий, а другой жёлтый»

В три года дети проявляют устойчивый интерес к буквам, цифрам, счёту. Учиться считать до двенадцати можно, переводя пальчики из клеточки в клеточку на гранях кубика-трансформера. Названия цветов дети учатся читать на других трёх гранях в таком порядке красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, коричневый, розовый, черный, серый, белый.

Магическую фразу «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» встретим на картонном кубике-упаковке, а потом ещё не раз выложим из карточек.

Инициалы перечисленных двенадцати цветов тоже в предложение можно уложить не с одним уже, а с шестью видами птиц увязав: Каждый Отличник Желает Знать, Где Сидят Фазаны, Куропатки, Рябчики, Чижики, Совы, Бакланы (упаковка, трансформер, карточки).

Диагонально расчерченная нижняя грань упаковки содержит только инициалы названий цветов или, если угодно, инициалы слов в последнем мнемоническом предложении.

Диктанты возможны двух видов: с «картинками» и без. Сначала дети научатся узнавать карточки с «картинками» по лицевой стороне, а потом по оборотной (со словами).

Потренировавшись, в узнавании и прочитывании оставшихся семнадцати слов: каждый, желает, знать, где, сидит, сидят, Знаю, ли, я, А, как, же, Их, Здесь, есть, ещё, и, - можем приступать к диктантам.

25 карточек со знаками препинания (4 точки, 17 запятых, вопросительный знак, 2 двоеточия, восклицательный знак) расположим отдельной группой. 25 карточек с «картинками» соберём в другую группу. Без картинок, только со словами с обеих сторон — в третью.

Отберём 7 карточек для первого диктанта: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан (запятую и точку дети отыщут сами).

Первое слово «отгадать» нетрудно: каждое предложение начинается с заглавной буквы. «Охотника» с «фазаном» тоже разыщем. В конце предложения поставим точку. Остаётся только обнаружить и в нужном порядке расположить «желает», «знать», «где», «сидит». Запятую, на первых порах, поможет в нужном месте поставить учитель. Дав при этом, как и в предыдущих случаях, соответствующие пояснения: что, зачем, почему да как.

Финал: на столе все карточки (ни одной картинкой вверх). Дети составляют те же тексты, выбирая нужные слова и знаки из всего массива в семьдесят одну карточку. В группе можно устраивать личные и командные соревнования на время: за сколько времени я (мы) напишу (напишем) первый диктант? второй? третий?

Следующая методика, рассмотренная в исследовании программа «Цвет природы» Т.В.Шоптовой. Это нетрадиционная программа ознакомления с окружающим миром, включает тридцать две учебные темы. Каждая из этих тем рассматривается в четырех подпрограмм «Экологическая прогулка», «Мир красок», «Мир чувств», «Развитие речи». Остановимся на подпрограмме «Мир красок». Главными задачами занятий цикла «Мир красок» является пробуждение в детях эмоционально-положительного отношения к природе и формирования умения передавать свои впечатления о красоте окружающего миро с помощью простых приемов художественного творчества. «Обретение детьми навыков художественного творчества рассматривается не столько как самоцель, сколько как средство для выражения ребенком своих эмоций, вызванных красотой залитого солнцем луга, парящей в синеве птице».[10;5] Автор программы считает, что пробуждение в детях этого эмоционального отклика возможно при содействии музыки и поэзии.

Практически каждое занятие необходимо строить с просмотра высокохудожественных слайдов в музыкально-поэтическом сопровождении.

После просмотра слайдов знакомство с темой продолжается в ходе беседы, которая может включать демонстрацию наглядных пособий и чтение небольших литературных произведений. Завершающим этапом каждого занятия является практическая работа, на которой проходит демонстрация художественных приемов и техник. На многих занятиях широко практикуется использование цветовых квадратиков. Работа с ними во многом способствует формированию у детей способности воспринимать тонкие градации цвета.

Работа по ознакомлению детей с цветом проводиться в рамках темы. Темы расположены в следующей последовательности:

1. Мир вокруг нас (знакомство с натуральными красками в природе, кусочек свеклы, уголек)

2. Разноцветная природа (знакомство с разноцветием)

3. Гармония в природе (гармоничные сочетания цветов)

4. Времена года (цветовые гаммы)

5. Семь цветов радуги

6. Красный цвет в природе

7. Оранжевый цвет в природе

8. Желтый цвет в природе

9. Зеленый цвет в природе

10.  Голубой цвет в природе

11. Синий цвет в природе

12. Фиолетовый цвет в природе

13. Чудо белого цвета и другие. Всего их тридцать две темы.

Таким образом, дети знакомятся с цветами, их проявлениями в природе, их оттенками, а также учатся использовать цвет в изображении своего эмоционального отношения к объекту. Данная методика рассчитана на детей 5-16 лет.

Рассмотрим еще одну авторскую современную программу по ознакомлению с цветом дошкольников возраста 5-7 лет - разработка Н.В. Дубровской «Игры с цветом». Дубровская предлагает педагогам, организуя занятия по ознакомлению детей 5-7 лет с цветом, ставить учебные задачи в соответствии с возрастом детей, уровнем их изобразительных умений и навыков. Дети могут отставать от своих сверстников или опережать их в занятиях по изобразительному искусству, поэтому по мнению Дубровской, педагогу целесообразно провести несколько специальных диагностических занятий совместно с психологами. [11;18] Затем распределить детей на подгруппы. Даная программа ставит следующие задачи для детей 5-6 лет: знакомство с цветовыми эталонами на примере цветового круга; знакомство с дополнительными цветами на примере цветовых упражнений; расширение представлений о цветовых оттенках на примере работы с бумагой; развитие мелкой моторики и координации движений; воспитание эстетического, эмоционально окрашенного восприятия цвета; развитие зрительного внимания, чувство ритма цвета; обогащение активного словаря на примере описания и характеристики разных цветов с использованием прилагательных и глаголов.

Для детей 7 лет основополагающие задачи: обучение широкому использованию цветов и оттенков при создании изображений; расширение представлений о цветовых палитрах; обогащение словарного запаса названиями цветов и оттенков; развитие ассоциативно-образного мышления: умения анализировать сравнивать цвета, описывать явления природы.

В книги представлены игровые занятия. На предварительных занятиях необходимо педагогу сознать эту игровую мотивацию, для того чтобы дети выполняли игры предложенные автором.

В ходе анализа авторских программ было установлено, что ознакомление детей с цветом необходимо проводить в процессе ознакомления с окружающим миром и на занятиях по изобразительной деятельности, для наиболее эффективного восприятия цвета предметов и явлений.


ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ



2019-10-11 447 Обсуждений (0)
Особенности ознакомления с цветом на занятиях по рисованию детей старшего дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности ознакомления с цветом на занятиях по рисованию детей старшего дошкольного возраста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (447)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)