Организация исследования
В результате изучения, анализа и систематизации психологической и педагогической и методической литературы по ознакомлению старших дошкольников с цветом были выделены следующие аспекты: - восприятие детьми цвета начинается в младенческом возрасте, дети знакомятся с окружающим миром и цветовыми эталонами, это знакомство происходит при участии взрослого. - При изучении восприятия детей-дошкольников удалось установить, что цвет предмета является для ребенка опознавательным признаком лишь тогда, когда другой, обычно сильный признак (форма), почему-либо не получил сигнального значения (например, при составлении коврика для цветной мозаики). - Цвет - одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет «присваивается» человеком объектам в процессе их зрительного восприятия. Восприятие цвета может частично меняться в зависимости от психофизиологического состояния наблюдателя, например, усиливаться в опасных ситуациях, уменьшаться при усталости - знакомить с цветом можно и по традиционной программе, которая предполагает, что в три года дети должны знать четыре цвета, в четыре года — цветов, в пять лет — цветов, в шесть — одиннадцать –двенадцать цветов. А можно и по нетрадиционной методике знакомить сразу с двенадцатью цветами на любом возрастном этапе, начиная с трехлетнего возраста, и словами обозначающими их. - дети не умеют пользоваться цветом как средством выразительности, только после специального обучения они используют цвет в своих работах. - необходимо целенаправленно учить детей различать и называть цвета и их оттенки. Таким образом, целью данного исследования является выявление влияния знаний детей о цвете на уровень их изобразительных умений. Задачи исследования: 1. Выявить уровень знаний детей 5-6 лет о цвете. 2. Выявить уровень изобразительных умений детей 5-6 лет. 3. Выявить влияния уровня знаний о цвете на уровень изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста . В соответствии с целью и задачами исследования была разработана программа исследования, состоящая из следующих этапов: 1 Этап: Изучить знания старших дошкольников о цвете на начальном и конечном этапе. 2 Этап: Изучить изобразительные умения и навыки детей 5-6 лет на начальном и конечном этапе 3 Этап: Сопоставить результаты образовательной работы с детьми по ознакомлению с цветом и уровень изобразительных умений и навыков. Состав испытуемых: в исследовании участвовало одна группа детей в количестве 10 человек: пять девочек и пять мальчиков. Характеристика испытуемых: все дети одного года рождения (2002г.), имеющие примерно одинаковую базу знаний, являются вторыми детьми в семье, без хронических заболеваний, пять девочек и пять мальчиков. Методы исследования
Исследование уровня знаний детей о цвете предполагает проведение индивидуальных бесед и анкетирование, в ходе которых педагог фиксирует данные на карте ребенка. Анкета по выявлению уровня знаний о цвете состоит из следующих вопросов: 1. Какие цвета ты знаешь? Покажи на карточках и назови их? 2. Что в природе бывает фиолетового цвета? (спросить о 5 цветах) 3. Сколько цветов у радуги? В каком порядке они стоят? 4. Если бы та рисовал(а) весну, то какие цвета и оттенки ты бы использовал(а)? (спросить о зиме, осени, лете) 5. Найди и назови среди цветовых карточек теплые и холодные цвета? Почему их так назвали? 6. Какие два цвета нужно смешать, чтобы получить оранжевый цвет? (розовый, фиолетовый, зеленый) 7. Подбери колорит к платью для девочки? 8. Какими цветами ты нарисовал(а) бы дом доброй волшебницы и дом злой ведьмы? Эти вопросы были составлены по программе Н.В.Дубровской «Игры с цветом», они отражают задачи работы по ознакомлению детей с цветом и объем знаний детей о цвете. Высокий балл ставится тогда, когда ребенок полностью дал исчерпывающий ответ на вопрос и удачно выполнил задание. Средний балл ставится тогда, когда ребенок ответил на вопрос неточно, справился с большей частью задания. Низкий балл ставится тогда, когда ребенок не смог ответить на вопросы и не справился с заданием. Были установлены критерии оценки. В старшем дошкольном возрасте ребенок должен знать 7 цветов радуги и их последовательность, называть оттенки цветов (темно-синий, светло-розовый), уметь смешивать цвета и называть получившийся цвет, различать теплые и холодные цвета, уметь сочетать цвета в композиции, иметь представление о контрасте. Изучение изобразительных умений предполагает проведения занятия-развлечения по рисованию. В ходе занятия детям предлагается отгадать загадки и нарисовать отгадки. На каждый рисунок отгадку детям дается 7-10 минут, материал для работы выбирают сами дети, это могут быть цветные карандаши, восковые мелки, масленые мелки, акварельные и гуашевые краски. Всего 5 загадок: 1. Старый дед, ему сто лет, мост намостил во всю реку, а пришла молода – весь мост размела. (Мороз и весна) 2. Золотое коромысло над рекой повисло. (Радуга) 3. Летом - зеленый, осенью – золоченый, зимой стоит голый, а весной – новый. (Лес) 4. Быстрый маленький зверек по деревьям скок да скок. (Белка) 5. Сам алый, сахарный кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз) По длительности занятие 40-45 минут. Оценивается по следующим критериям: - достоверность изображения предмета, все части пропорциональны и находятся на своих местах; - достоверность изображения цвета предмета; - использование оттенков цвета или смешанных цветов в работе. Высокий балл ставится тогда, когда ребенок достоверно изображает предметы и их цвет, использует в работе разные оттенки цвета или смешивает цвета. Средний балл ставится тогда, когда ребенок достоверно изображает предмет, но не передает натуральный цвет предмета, не умеет смешивать цвета и получать оттенки цвета. Низкий балл ставится тогда, когда ребенок с трудом изображает предмет и не передает натуральный цвет предмета, не умеет смешивать цвета и получать оттенки.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (231)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |