Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специализация и сравнительные преимущества



2019-10-11 428 Обсуждений (0)
Специализация и сравнительные преимущества 0.00 из 5.00 0 оценок




Введем теперь понятие сравнительных преимуществ и применим его для анализа основ международной специализации и торговли.

Основной принцип

Основная идея, лежащая в основе концепции сравни­тельных преимуществ, отражена в том, что специализация и торговля снижают издержки при получении необходимых продуктов и услуг.

Две изолированные страны

Предположим, что мировая экономика состоит то­лько из двух стран, например США и Бразилии. Допустим, что каждая из них способна производить как пшеницу, так и кофе, но с различной степенью экономической эффективности. Допустим также, что кривые внутренних производственных возмож­ностей США и Бразилии в производстве кофе и пше­ницы соответствуют изображенным на рисунках 1а и 1б. Выделим две характерные черты этих кривых производственных возможностей.

1. Постоянные издержки. Для упрощения будем считать издержки неизменными (это не повлияет на справедливость проводимого анализа).

Рисунок 1. Производственные возможности США и Бразилии

2. Различия в издержках. Линии производствен­ных возможностей США и Бразилии не совпадают, что связано с различиями в структуре ресурсов и уро­внях технологического прогресса. На рисунке 1а показана, кривая производственных возможностей США (при предпо­ложении полной занятости) с наклоном —1. Это означает, что в США можно обменять тонну кофе на тонну пшеницы.

Прямая производственных возможностей Бра­зилии на рисунке 1б раскрывает другое соотно­шение обмена или издержек. Наклон кривой производ­ственных возможностей составляет —2. Это означает, что в Бразилии соотношение внутренних издержек для двух товаров составляет 1 т пшеницы к 2 т кофе (или 1П=2К).

3. Самообеспеченность. Если экономики США и Бразилии закрыты и самостоятель­но удовлетворяют свои потребности в необходимых товарах, то каждая из стран должна выбрать опреде­ленную структуру производства в соответствии с гра­фиком своих производственных возможностей. Предположим, что точка А на рисунке 1а соответ­ствует оптимуму выпуска продукции в США (18 т пшеницы и 12 т кофе). Предположим, что оптимальной структурой выпуска продукции для Бразилии является 8 т пшеницы и 4 т кофе, что показано точкой В на рисунке 1б. Этот выбор также отражен в столбце 1 таблицы 4.

Сравнительные преимущества как ориентир для специализации

Если принять во внимание различия в соотношениях издержек, возникает вопрос: существует ли ка­кое-либо правило или принцип, с помощью которо­го можно определить, по каким продуктам следует развивать специализацию в США и Бразилии? Да, существует. Это принцип сравнительных преимуществ, гласящий, что совокупный объем выпуска продукции будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой ниже вмененные издержки. В соответствии с приведенным выше примером, Соединенные Штаты обладают сравнительным (сто­имостным) преимуществом в производстве пшеницы и должны специализироваться именно на нем.. Бразилия обладает сравнительным преимуще­ством в производстве кофе, и поэтому ей следует специализироваться на нем.

Рациональное ведение хозяйства — использование определенного количества ограничен­ных ресурсов для получения наибольшего совокупного объема производства — требует, чтобы любой конк­ретный товар производился той страной, у которой ниже вмененные издержки или, другими словами, которая располагает сравнительными преимущест­вами. В нашем примере Соединенным Штатам сле­дует производить пшеницу, а Бразилии — кофе.

Знакомство с данными, представленными в сто­лбце 2 таблицы 4, сразу же показывает, что спе­циализация производства в соответствии с принци­пом сравнительных преимуществ в действительно­сти позволяет всему миру получить больший объем выпуска продукции при заданных объемах ресурсов. Специализируясь целиком на пшенице, США могут выращивать 30 т пшеницы и вообще не заниматься производством кофе. Точно так же, специализируясь полностью на кофе, Бразилия может произвести 20 т кофе и не выращивать пшеницу. Отметим, что мир в этом случае получит больше пшеницы — 30 т по сравнению с 26 (=18+8) т — и больше кофе — 20 т по сравнению с 16(=12+4)т, — чем в условиях самообеспечения или неспециализированного произ­водства.

Условия торговли

Однако потребители в обеих странах захотят иметь как кофе, так и пшеницу. Специализация порождает потребность в торговле или обмене этими двумя продуктами. Каковы будут условия торговли? В каком меновом отношении США и Бразилия ста­нут торговать пшеницей и кофе? США должны получить лучшую цену (больше кофе) за свою пшеницу на мировых рынках, по сравнению с тем, что они полу­чили бы внутри страны, или же торговля не будет выгодной. Аналогично этому, Бразилия должна иметь возможность платить более низкую цену за пшеницу на мировых рынках, чем внутри страны. В противном случае она не пожелает участвовать в международной торговле. Таким об­разом, можно быть уверенным, что коэффициент международного обмена, или условия торговли, бу­дет находиться где-то между 1П = 1К и 1П = 2К. .

Но где точнее в этих пределах будет находить­ся фактический коэффициент мирового обмена? Этот вопрос чрезвычайно важен, поскольку коэф­фициент обмена, или условия торговли, определяет, каким образом выгоды от международной торговли распределяются между двумя странами.

Фактический коэффициент обмена, который рас­полагается между верхним и нижним пределами, зависит от соотношения мирового спроса на эти два товара и их предложения.

Выигрыш от торговли

Условимся, что международный обменный коэффи­циент, или условия торговли, в действительности составляет 1П = 1.5 К. Торговля на таких условиях позволяет ввести в анализ линию торго­вых возможностей, которая показывает варианты выбора, которые имеют­ся у страны при специализации на одном продукте и его обмене (экспорте) для получения другого про­дукта. На рисунке 2 показаны прямые торговых возможностей; при этом предполагается, что обе страны специализируются в соответствии со своими сравнительными преимуществами и поэтому США производят только пшеницу (точка W на рис. 2а), а Бразилия — только кофе (точка с на рис. 2б).

Рисунок 2. Линии торговых возможностей и выигрыш от торговли

Теперь США и Бразилия не скованы прямой внутренних производственных возможностей. Специализация и торговля привели к появлению нового соотноше­ния обмена пшеницы и кофе, которое представлено прямыми торговых возможностей стран. Это новое соотношение является более совершенным для обе­их стран по сравнению с соотношением обмена в условиях самообеспечения, показанного прямыми производственных возможностей каждой из стран.

Специализация, основанная на использова­нии принципа сравнительных преимуществ, способ­ствует более эффективному размещению мировых ресурсов и увеличению производства как пшеницы, так и кофе, а потому выгодна и США, и Бразилии..

В результате специализации и торговли обе стра­ны имеют большее количество каждого вида продук­тов (точки A' и B’ против A и B на рис. 2а и 2б). Эти показатели сведены воедино в таблице 4, которая заслуживает внимательного изучения.

Таблица 4

Международная специализация в соответствии с принципом сравнительных преимуществ и выигрыш от торговли (гипотетические данные; т)

Страна (1)  Объем производства до специализации (2) Объем производства после специализации (3) Объем экспорта (—) и импорта (+) (4) Объем после торговли (5)=(4)-(1) Выигрыш от специали­зации и торговли

США

18 пшеница 30 пшеница —10 пшеница 20 пшеница 2 пшеница
12 кофе 0 кофе +15 кофе 15 кофе 3 кофе

Бразилия

8 пшеница 0 пшеница +10 пшеница 10 пшеница 2 пшеница
4 кофе 20 кофе —15 кофе 5 кофе 1 кофе

Тот факт, что точки АВ' отражают более совершенную ситуацию по сравнению с точками А и В, необычайно важен. Известно, что любая страна может выйти за пределы своих произ­водственных возможностей лишь за счет: 1) увеличе­ния количества и совершенствования качества своих ресурсов, либо 2) использования результатов тех­нического прогресса. Теперь найден третий способ — международная торговля, с помощью кото­рой страна в состоянии преодолеть узкие масштабы производства, ограниченные кривой производствен­ных возможностей. Эффект международной специа­лизации и торговли сравним с обладанием большими объемами лучших по качеству ресурсов или с внедре­нием усовершенствованной техники и технологии.

Растущие издержки

Стараясь как можно яснее сформулировать принци­пы, лежащие в основе международной торговли, мы прибегли к ряду упрощающих допущений. Для того чтобы не быть многословными, мы намеренно огра­ничились двумя продуктами и двумя странами: при­меры, включающие большее количество стран и продуктов, приводят к аналогичным выводам. Однако предположение о постоянных издержках яв­ляется более существенным упрощением. Поэтому сделаем здесь остановку, с тем, чтобы отметить важное значение растущих издержек (составляющих вогнутую кривую производственных возможностей) для нашего анализа.

По мере того как соотноше­ние издержек для США будет падать, а для Брази­лии — увеличиваться, будет достигнута точка, при которой соотношение издержек в двух странах сравняется, к примеру, на уровне 1П = 1.5К. В этой ситуации определяющие основания для углубления специализации и торговли — различие в соотноше­нии издержек — исчерпают себя, и дальнейшая спе­циализация поэтому будет экономически нецелесообразной. И самое главное, эта точка выравнивания соотношений издержек может быть достигнута, если США продолжают производить небольшое количество кофе наряду с пшеницей, а Бразилия продолжает выпускать немного пшеницы наряду с кофе. Первосте­пенный по важности эффект растущих издержек заключается в том, что они ставят границы специали­зации. По этой причине нередко продукция, произведен­ная внутри страны, напрямую конкурирует с аналогич­ной или точно такой же импортной продукцией.



2019-10-11 428 Обсуждений (0)
Специализация и сравнительные преимущества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Специализация и сравнительные преимущества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (428)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)