Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принципы финансового права.



2019-10-11 217 Обсуждений (0)
Принципы финансового права. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В науке теории государства и права принципы российского права, в том числе и принципы финансового права, определяются как основополагающие начала, на которых строится российское право, а также отрасли права, в том числе и финансовое право. При этом необходимо иметь в виду, что не во всех случаях в законодательстве Российской Федерации применяется термин "принципы", когда раскрываются основные положения, лежащие в основе правового регулирования тех или иных общественных отношений. Так, в Налоговом кодексе РФ не использовано понятие "принципы", а употребляется понятие "основные начала законодательства о налогах и сборах", которое фактически раскрывает основные принципы налогового права, являющегося подотраслью финансового права.

       В юридической литературе отмечалось, что принципы финансового права представляют собой один из элементов юридического режима регулирования общественных отношений в финансовой сфере. Наряду с предметом и методом правового регулирования они имеют важное значение для подтверждения позиции ученых о самостоятельной природе финансового права.

       Рассмотрим подробнее общеправовые принципы, закрепленные в нормах финансового права и определяющие основные направления правового регулирования финансовых отношений в нашей стране.

Принцип федерализма - принцип состои в разграничении полномочий между государственным , региональным (а также возможно местным) уровнями власти.

Принцип разграничения полномочий между тремя ветвями власти. Данный принцип заключается в том, что финансовая деятельность в любом демократическом государстве, являясь частью его функций, может осуществляться только при условии разделения полномочий между различными органами государственной власти. Осуществление финансовой деятельности государства с учетом принципа "разделения властей" проявляется в разграничении финансовой компетенции между органами законодательной, исполнительной и судебной власти, каждый государственный орган, реализуя одну из трех названных функций государственной власти, в том числе и в сфере финансов, должен взаимодействовать с другими государственными органами.

Принцип гласности. Данный принцип должен отражать сущность любого демократического общества. Чем обеспечивается гласность в финансовом праве? В финансовом праве гласность, как важнейший принцип правового государства, обеспечивается открытым обсуждением законопроектов, регулирующих финансовые отношения, например проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы страны на очередной финансовый год и плановый период, обязательным опубликованием в средствах массовой информации утвержденных законов о бюджетах и отчетов об их исполнении, доступностью сведений (за исключением секретных статей) по решению представительных органов государственной власти или муниципальных органов.

Принцип плановости. Государство в условиях товарно-денежных отношений не может существовать и развиваться, не рассчитав свои доходы и расходы на определенный период, не определив предполагаемое количество и объем доходов, которые должны поступить в его бюджет, государство в то же время не может не рассчитать предполагаемые затраты на предстоящий период.

Теперь рассмотрим отраслевые принципы финансового права.

Важнейшим отраслевым принципом финансового права является принцип единства финансовой политики и денежной системы. Данный принцип, основанный на положениях Конституции РФ, позволяет выделить юридические признаки, характеризующие государственное устройство России, важнейшим из которых является единство финансовой политики на всех уровнях управления Российской Федерации, субъектов РФ с учетом особенностей и традиций управления муниципальными образованиями. Свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, гарантированное ч. 1 ст. 8 Конституции РФ, лежит в основе реализации названного принципа. 

       Принцип единства денежной системы и финансовой политики, по мнению ученых, получил свое правовое закрепление и в Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации" .Согласно ст. 4 данного Федерального закона разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики осуществляется Центральным банком РФ во взаимодействии с Правительством РФ. В соответствии с п. 3 ст. 151 БК РФ Центральный банк РФ является органом денежно-кредитного регулирования. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики разрабатываются Центральным банком РФ во взаимодействии с Правительством РФ и представляются для рассмотрения Национальному финансовому совету, а также Президенту РФ и Правительству РФ. Затем проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики рассматривается в Государственной Думе, которая рассматривает данный документ и утверждает его не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Обеспечивает выполнение утвержденных основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики Центральный банк РФ.

       Принцип самостоятельности финансовой деятельности местного самоуправления. Данный принцип финансового права закрепляет реализацию конституционного признания самостоятельности в нашей стране местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (в ред. от 30 октября 2017 г.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления. Они вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать его и совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 50 вышеназванного Федерального закона могут создавать, реорганизовывать, ликвидировать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов. Такая классификация доходов местных бюджетов имеет большое значение для финансового права, поскольку наиболее ярко отражает закрепление принципа разграничения финансовой компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами относительно формирования бюджетов муниципальных образований

 

 



2019-10-11 217 Обсуждений (0)
Принципы финансового права. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принципы финансового права.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (217)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)