Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИСТОРИЯ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ



2019-10-11 1108 Обсуждений (0)
ИСТОРИЯ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




В. И. Тарасов

 


Воронеж-99

 

 

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................................................................. 3

ИСТОРИЯ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ............................................................................................................................... 3

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ......................................................................................................................................... 5

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ............................................................................................................................................ 7

Целостность организма............................................................................................................................................. 7

Контакт....................................................................................................................................................................... 7

Граница контакта....................................................................................................................................................... 8

Последовательность контакта.................................................................................................................................. 9

Незавершенная ситуация......................................................................................................................................... 11

Осознавание............................................................................................................................................................. 12

Сопротивление......................................................................................................................................................... 13

«Self» в гештальт-терапии....................................................................................................................................... 21

ПРОЦЕСС ТЕРАПИИ....................................................................................................................................................... 23

Фокусировка проблемы и постановка цели........................................................................................................... 24

Экспериментирование............................................................................................................................................. 25

Финальный контакт, действие с объектом............................................................................................................. 26

Интеграция............................................................................................................................................................... 26

Принципы гештальт-терапии....................................................................................................................... 27

ТЕХНИКИ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ............................................................................................................................ 29

«Суппрессивная техника»....................................................................................................................................... 29

«Экспрессивная» техника»...................................................................................................................................... 29

Эксперимент «пустой стул».................................................................................................................................... 31

Работа с горем.......................................................................................................................................................... 31

Работа со страхом.................................................................................................................................................... 32

Работа с телом.......................................................................................................................................................... 33

Работа со сновидениями.......................................................................................................................................... 35

Работа с рисунком................................................................................................................................................... 36

Фантазия................................................................................................................................................................... 38

ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ В ГРУППАХ......................................................................................................................... 39

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ............................................................................................................................................... 42

ЛИТЕРАТУРА..................................................................................................................................................................... 43


ВВЕДЕНИЕ

 

Каждое психотерапевтическое направление имеет своих клиентов и своих последователей среди практиков. Человек, заинтересовавшийся практической психологией, выбирает из довольно большого числа представленных сегодня течений, наиболее понравившееся, ориентируясь, в большинстве случаев, на свои знания, чувства, представления, мнения близких друзей и т.п. Кто-то, предпочитая четкость и алгоритмичность, выбирает НЛП или дианетику, кто-то обращает свои взоры на телесноориентированные школы (биоэнергетику, райхиановскую терапию и т.п.), другие ищут «восточный» подход и попадают в группы динамической медитации (или просто медитации) имени господина Шри Раджниша (ОШО) и т.д. Каждая школа имеет свою методологию и по-своему объясняет психические явления. Это характерно и для гештальт-подхода, который постепенно приобретает популярность в нашей стране. 

Интерес к этому направлению вызван не только его высокой эффективностью в деле психотерапии и развития личности, но и возможностью широкого применения как в обычной жизни, так и в различных профессиональных сферах: бизнесе, управлении, педагогике, психологическом консультировании и т.п.

Современная гештальт-терапия открыта различным влияниям, ее вполне можно сочетать и с телесноориентированной терапией, и с психодрамой, и с психосинтезом и т.п. Тем более, что эти направления лежат у ее истоков. Кроме того, многие новые психотерапевтические направления такие, например, как НЛП или дианетика берут свое начало из гештальт-терапии и основываются на некоторых из ее положений.

В настоящее время по гештальт-терапии вышло достаточно много литературы, однако ее все равно недостаточно, и она не отражает всего разнообразия подходов и возможностей ее применения. В этой брошюре делается попытка собрать в одном месте основную информацию о методологии и техниках гештальт-терапии. Здесь отражен и личный опыт автора и то, что уже было опубликовано в разных изданиях. 

 

ИСТОРИЯ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ

 

«Гештальт» - немецкое слово, означающее целое или конфигурацию. Это понятие было предложено гештальтпсихологией в начале двадцатого века. Оно определяется как функциональная структура, интеграция элементов в отличие от суммирования частей.

Термин «гештальт-терапия» впервые был употреблен в заглавии книги Ф. Перлза с двумя соавторами проф. Р. Хефферлином и П. Гудменом. В этой книге (с подзаголовком «Возбуждение и рост в человеческой личности») впервые опубликованной в 1951 г. излагались основы нового подхода выступавшего как ревизия психоаналитической теории З. Фрейда.

Основателем гештальт-терапии считается Фредерик С. Перлз. Он родился в Берлине в 1883 году, в мелкобуржуазной еврейской семье. Пройдя обучение психиатрии и психоанализу, иммигрировав из Германии в 1933 году, он основал Южноафриканский институт психоанализа. Здесь Перлз начал писать свою первую работу, очерчивающую возникавшую у него теорию и технику, которая позже превратилась в книгу «Эго, голод и агрессия» (4) где он пересматривал Фрейдовскую теорию. В 1936 году Перлз после встречи с З. Фрейдом, которая принесла огромное разочарование (7), открыто разорвал с психоанализом.

В 1952 году в США в Нью-Йорке Перлз совместно с женой Лорой, Полом Гудменом, Изидором Фромом и некоторыми другими психотерапевтами основал Институт гештальт-терапии. И вслед за этим появились гештальт-институты в Кливленде во главе с И. Польстером и в Калифорнии - с Д. Симкином.

В середине 60-х годов Перлз был приглашен в Эсален – в только что открывшийся центр на берегу Тихого океана в калифорнии, ставший Меккой для Движения Развития Потенциала Человека. В это время гештальт-терапия испытывала значительный подъем, однако, как дань моде, Перлз незначительное внимание уделял развитию теории гештальт-терапии, заменяя ее рекламными лозунгами, такими как «Здесь и теперь» или «Молитва гештальтиста».

Это способствовало разделению гештальт-сообщества на два направления: «Восточное побережье» (П. Гудмен, Л. Перлз, И. Фром) и «Западное побережье» (Ф. Перлз). Бывшие единомышленники критиковали Фрица за принятие антитеоретической интуитивистской позиции, обвиняя его в неспособности «дать гештальт-терапии теорию». Особенно ярко критика Ф. Перлза проявилась после его смерти (1970 г).

Современная гештальт-терапия переживает подъем во всем мире, в том числе и в нашей стране. Инструменты и понятия, разработанные гештальт-терапией за пятьдесят с лишним лет своего существования, ассимилируются другими психотерапевтическими течениями. Гештальт-подход распространяется на смежные дисциплины и теперь используется в медицине, психологии, педагогике, управлении, бизнес-консультировании. Гештальт-терапия получает признание все большего числа людей, профессиональное сообщество пополняется новыми членами, ведутся научные исследования в области ее применения, возникают новые организации, выпускаются книги и журналы, развитие не останавливается. 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

 

Теория гештальт-терапии во многом, была заимствована Ф. Перлзом из развивавшихся в то время философских и психологических направлений: психоанализа, Райхиановской терапии, гештальтпсихологии, экзистеанализма, феноменологии, психодрамы Морено и дзен буддизма. Перлз стремился не столько к созданию новой теории личности, сколько к расширению и пересмотру психоанализа. При этом расхождения Перлза и Фрейда касались скорее психотерапевтических методов, чем основных теоретических представлений о бессознательной мотивации, динамике личности, паттернах человеческих отношений и т.д. (14).

Первоначально различие теорий касались теории инстинктов и либидо. В отличие от Фрейда выделявшего «основные инстинкты» человека (секс и агрессию), Перлз считал, что организм имеет мириады потребностей, которые ощущаются, когда каким-то образом нарушается психологическое и/или физиологическое равновесие. Все потребности, по его мнению, – это прямое выражение организмических инстинктов и среди них нет «основных».

Обращаясь к психоаналитическим методам интерпретации и свободным ассоциациям, Перлз критиковал их за то, что они позволяют пациенту избежать непосредственного переживания того, о чем он рассказывает и это делает их малоэффективными для самоисследования. Кроме того, расхождения с психоаналитической теорией отмечались во взглядах на «сопротивление», «перенос», позицию психотерапевта и др.

Большое влияние на развитие теории Перлза оказала гештальтпсихология появившаяся в Германии и Австрии в последнем десятилетии девятнадцатого века. Идеи гештальтпсихологии явились своеобразным перцептивным основанием, для построения теории и терапевтического процесса.

В основу гештальт-терапии были положены следующие принципы.

Во-первых, холистический подход к рассмотрению человека. Организм рассматривается как целое и, уже потом, отслеживается видоизменение целого в части. Этот принцип базируется на предпосылке, что люди не воспринимают других людей, вещи, пространства и/или события как независимые изолированные единицы, а организуют их в значимое целое.

Во-вторых, изучение психологических явлений в терминах фигуры-фона и базовых отношений. Под этим подразумевается особое внимание личности к наиболее яркой психологической потребности, образующей фигуру. Контекст, в котором возникает эта потребность, образует фон (основание). Отношение между фигурой и фоном образует гештальт (значимый паттерн или конфигурацию).

В-третьих, организму присуще стремление завершить перцептивно незавершенный опыт. Например, незавершенная круговая линия будет, все равно, восприниматься как круг. Следовательно, индивид будет постоянно бороться за завершенность личностного опыта. Если ее нет, то возникает напряжение, ведущее к организмической рассеянности и к когнитивным/поведенческим попыткам «завершить» незаконченное дело. Такая рассеянность может: вызывать сопротивление в естественном процессе саморегуляции.

По мнению Ф. Перлза гештальт-терапия является экзистенциальной психотерапией: она опирается на философию экзистенциализма и использует феноменолого-экзистенциалистские принципы.

В духе экзистенциальной философии Ф. Перлз соглашался с тем, что мир переживаний человека может быть понят только из его собственного непосредственного описания той уникальной ситуации, в которой он живет. Он утверждал, что разговор терапевта с клиентом – это экзистенциальная встреча двух человеческих существ, а не разновидность классического отношения врача и пациента и клиент является активным участником терапевтического процесса. В рамках данного подхода, Ф.Перлз отвергал идею разделения ума и тела, как двух несовместимых аспектов существования и наряду с ней - разделение объекта и субъекта, и даже организма и среды, отказываясь рассматривать человека, как противостоящего отдельному от него самого миру. «Люди творят и создают свои миры; для каждого мир существует через его раскрытие» (4).

Большое влияние на формирование теории гештальт-терапии оказали идеи В. Райха о связи тела и разума. В ее основе лежит предположение о том, что чувства являются непроизвольными физиологическими явлениями. У индивида нет выбора относительно их существования, но у него действительно есть выбор относительно их выражения. Например, в терминах В. Райха, индивид будет помещать эмоциональные ответы в телесную мускулатуру через процесс, называемый ретрофлексией, или «возвратом к себе». Нежелательные эмоции подавляются через привычные телесные механизмы, многие из которых могут состоять из избирательно напрягающихся определенных мускульных групп, создавая то, что В. Райх называл телесной броней (1). При расслаблении этих мускульных групп освобождается энергия, ослабляется напряжение и эмоции выражаются. Однако в отличие от Райха гештальт-терапия рассматривает «телесный панцирь» не как отдельное навязанное внешним миром чуждое человеку образование, а напряжение создаваемое самим субъектом, выполняющее определенные адаптационные функции.

Влияние на гештальт-терапию дзен-буддизма и других восточных религий отражается в применении концепции проживания и получения опыта «здесь и сейчас». Это не означает, что прошлый опыт не важен, он в большей степени должен рассматриваться как фактор, влияющий на происходящее в данный момент.

Из дзен-буддизма Ф. Перлз также заимствовал парадоксальный взгляд на изменение. Изменение – динамический процесс, и он происходит постоянно. Человек может успешно замедлять процесс изменения через «Я-вмешательство», однако изменение все равно происходит, когда индивид достигает точки застоя или «тупика». В этом случае обычный ответ – проскочить или противостоять настоящей ситуации – поддерживает тупик. Парадокс изменения состоит в том, что движение снова имеет место, когда человек обнаруживает себя здесь и теперь, когда он позволяет себе быть в данный момент, т.е. когда он принимает себя и свою ситуацию.

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Целостность организма

Одним из центральных в теории гештальт-терапии является представление о целостности организма, которая касается как его внутреннего функционирования, так и взаимодействия со средой в рамках единого поля деятельности (организм-среда). Это представление позволяет рассматривать любой аспект поведения человека как проявление целого – его бытия.

Холистический подход в гештальт-терапии распространяется за пределы интра-организмического уровня, рассматривая человека в единстве со средой. Поэтому вопрос о том движим ли человек внешними или внутренними силами не имеет смысла, поскольку одни причины не отделимы от других (1). Вместе с тем, между индивидом и его средой существует «контактная граница», которая определяет отношения между ними.

Контакт

Представление о саморегуляции организма в гештальт-терапии опирается на понятия поле «организм-среда», «контакт», «граница контакта» и «творческое приспособление».

Ф. Перлз ввел понятие «контакт» в теорию гештальт-терапии уже в своей работе «Его, голод и агрессия». Для обеспечения жизнедеятельности организму необходимо полноценное взаимодействие со средой. Не существует ни одной функции у животного, которая не включала бы в себя контакт с каким-либо внешним объектом. Для того чтобы обеспечить выживание ему необходимо дышать, двигаться кормить себя, прятаться, размножаться и т.д. Физиологические функции организма не могут совершаться очень долго, не испытывая потребности в ассимиляции чего-то из окружающей среды, хотя бы для того, чтобы он мог выжить и развиваться. Для получения чего-либо из окружающей среды необходимо, чтобы организм стремился к чему-то и взял бы что-то (необходимое для удовлетворения физиологических или ментальных потребностей).

Контакт в гештальт-терапии – понятие довольно широкое включающее в себя не только взаимодействие кого-то с кем-то, но и осознавание поля и двигательного ответа в нем, поведение, нацеленное на ассимиляцию нового. Контакт всегда предполагает наличие внешнего объекта. По мнению гештальтистов, говорить о контакте с самим собой – заблуждение, поскольку невозможно «питаться самим собой», необходимо идти навстречу окружающему миру и черпать из него. Контакт связан определенными действиями в поле организм-среда и осознанием того нового, что приобретается в этом поле. Через контакт организм устанавливает и сохраняет свое отличие (14).

Граница контакта

Главным предметом исследования в гештальт-терапии является граница контакта между организмом и средой, где и происходят все психологические явления и где собственно можно и говорить о реальном существовании «Я» (3).

Граница контакта осуществляет функцию «творческого приспособления» организма к среде. Творческое приспособление включает в себя две части: приспособление и творчество. Приспособление - это процесс взаимодействия потребностей организма с возможностями окружающей среды. Творчество связано с понятием нового: открытием нового решения, создание новой конфигурации, новой взаимосвязанной целостности, исходя из наличных элементов. «При этом если приспособление обеспечивает измерение реальности и адаптации, то творчество открывает измерение фантазии и расширение возможного» (9). Это позволяет понимать творческое приспособление не как «реактивное» существование субъекта, а скорее как активный поиск эффективного способа существования организма в окружающем мире.

В гештальт-терапии выделяют четыре основные формы творческого приспособления, регулирующие границу между организмом и средой: конфлюенция (слияние), интроекция, проекция и закрытие границы (ретрофлексия и дифлексия) (3).*



2019-10-11 1108 Обсуждений (0)
ИСТОРИЯ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ИСТОРИЯ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1108)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)