Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ В ГРУППАХ



2019-10-11 382 Обсуждений (0)
ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ В ГРУППАХ 0.00 из 5.00 0 оценок




Изначально гештальт-терапия формировалась как индивидуальный метод. Однако с середины шестидесятых годов широко применяется и групповая форма работы (13).

Гештальт-терапия в группе, «как ее описывал Ф. Перлз и практиковали многие ученики представляет собой договорное общение группового лидера и отдельного участника, который добровольно решается стать клиентом, сев на так называемое «горячее место», т.е. на стул рядом со стулом терапевта» (13, С. 138). Остальные участники при этом остаются молчаливыми зрителями и наблюдают за происходящим. Через механизм идентификации с человеком, работающим на «горячем стуле», они актуализируют свой собственный опыт, испытывая реальные эмоции и в результате этого, начинают лучше понимать себя и собственные проблемы. Кроме того, зрители принимают участие в обсуждении терапевтической сессии, делятся своим опытом проживания похожих ситуаций. Например, если клиент работает со своим ночным кошмаром, то люди когда-либо встречающиеся с такой проблемой будут сопереживать ему и таким образом, разберутся со своими снами и смогут оказать поддержку рассказывая о том, как это происходило у них и выражая свои чувства к происходящему. При этом, как правило, тема работающего на горячем стуле, актуальна и для остальных участников.

Иногда члены группы используются как активные участники обсуждения какого-либо случая. В. Шлей и С. Папе предлагают схему такого обсуждения в группе, которое состоит из нескольких фаз (15)[§].

Фаза первая включает сообщение случая (спонтанное, неподготовленное, ассоциативное). Задача группы активно слушать, внимательно наблюдать, регистрировать собственные реакции.

Фаза вторая: «Вспышка» (высказывается каждый участник по кругу): Какие чувства вызвал во мне этот случай, что я чувствую сейчас? Здесь разрешается выражать только чувства, субъективно оставаясь в рамках собственного состояния, запрещается задавать вопросы.

Фаза третья. Внешнее восприятие и собственные наблюдения участников в процессе сообщения случая. (Что мне бросилось в глаза при представлении случая?). Не разрешается давать советы и интерпретировать.

Фаза четвертая. Внутреннее восприятие. Здесь участники высказывают свои фантазии, образы, чувства связанные с идентификацией с каким-либо персонажем. (Как бы я себя чувствовал на месте кого-либо из рассказа?). Реакции группы на рассказанную историю.

Фаза пятая. Проработка. Углубление отдельных аспектов, теоретические толкования, диагностические заключения, общественные взаимосвязи и т.п. Интерпретация реакций членов группы.

Фаза шестая. Возможные решения. Идеи, предложения по поводу поведения альтернативы к поступкам, ролевая игра, план поведения и т.п.

Некоторые гештальт-терапевты более активно используют членов группы, применяя драматизацию, разыгрывание рассказанной проблемы. В этом случае место «пустых стульев» занимают реальные люди, которых на предлагаемые роли выбирает клиент. Такой подход в работе с группой лежит на стыке психодрамы и гештальт-терапии. В России такой подход практикуется Н.Б. Долгополовым и его учениками.

Проблема клиента, работающего на «горячем стуле» очень часто является отражением проблем, связанных с развитием отношений внутри группы. Т.е. если, например, клиент говорит о нарушении отношений с окружающими, то, возможно, он говорит именно о людях присутствующих «здесь и сейчас». Поэтому терапевту, работающему с группой необходимо иметь представление о процессах происходящих в ней.

Развитие отношений в психотерапевтической группе проходит ряд стадий. В. Шутц (16), выделяет три фазы, которые последовательно проходит в своем развитии группа: фазу присоединения, фазу контроля и фазу открытости.

Фаза присоединения, начинается с формирования группы. Каждый ее член решает вопрос о том хочет ли он быть вместе с этими людьми или нет, и в какой мере, сколько он «готов изъять из остальной жизни с ее обязательствами, и вложить в эти новые отношения» (16, с. 122). На этой стадии решаются такие вопросы контракта как время и правила работы группы, ответственность участников за их выполнение. Обсуждается заинтересованность и включенность людей в процесс терапии. Эта фаза характеризуется параллельной коммуникацией направленной на ведущего, т.е. все послания участников адресованы терапевту. Задача данной фазы: установление взаимных контактов, работа с тревогой возникающей из-за недостаточного доверия.

Фаза контроля наступает, когда «вопрос о существовании вместе как группы решен и начинают доминировать проблемы контроля: принятие решений, разделение ответственности и распределение власти» (16, с.123). Эта фаза часто сопровождается конкуренцией, конфликтами и борьбой за лидерство. Участники выбирают то количество «влияния и ответственности», которое хотели бы иметь в этой группе, чтобы чувствовать себя комфортно. Увеличивается число коммуникаций между членами группы, формируются отношения между участниками.

После распределения власти и обозначения ответственности наступает фаза открытости. Она связана с решением вопроса: насколько открытыми могут быть участники друг с другом. При этом каждый член группы находит наиболее комфортный для себя уровень открытости и близости. «Для этой стадии характерны выражения позитивных чувств, открытая персональная враждебность, ревность, группировка по парам и в целом, повышенная эмоциональность в отношениях» (16, с 124).

По мнению В. Шутца, три описанные фазы присутствуют постоянно, но вопросы каждой из них в определенный период являются наиболее важными и поэтому рассматриваются или отвергаются группой. При этом для каждого участника, «наиболее волнующими являются вопросы, результирующие его личную проблематику и текущую фазу развития группы» (16,с. 24). Каждая из описанных фаз, прорабатывается группой настолько, насколько это возможно в данный момент, в связи со стоящими перед ней задачами. Однако «впоследствии группа возвращается к каждой из них, вырабатывая более устраивающее ее решение» (16, с.25).

Длительные перерывы или выход кого-либо из участников может вызывать регресс отношений и возвращение группы на ранние стадии.

При работе с группой терапевту важно также учитывать и другие характеристики необходимые для успешной терапии, такие как прием в группу, правила работы группы, роли участников и т.п. Наша брошюра не предусматривает подробного описания этих вопросов, а так же и упражнений для групповой работы. Подробнее об этом можно прочесть у К. Рудестама (13).


ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

К сожалению, овладеть гештальт подходом, основываясь только на чтении книг не возможно, хотя книги и позволяют получить теоретические знания и осознать свой прошлый опыт. Обучение гештальт-терапии всегда длительно по времени и включает участие в практических семинарах-тренингах, личную психотерапию и супервизию. Оно обычно проводится в негосударственных образовательных учреждениях – гештальт институтах и предусматривает выполнение ряда дополнительных условий. Так, например, программа Московского Гештальт института включает в себя три ступени подготовки. На первой, участник осваивает теорию и методологию гештальт-подхода, проходит личную терапию. Вторая – предусматривает теоретическую и практическую подготовку в качестве гештальт-терапевта, по различным специализациям (направления гештальт-терапии, работа в клинике, работа с семьями и детьми, терапия кризисных состояний и т.д.). Третья ступень предполагает обучение супервизии и преподаванию гештальт-терапии. По окончании каждой ступени участник, выполнивший оговоренные условия получает сертификат, признаваемый не только в нашей стране, но и за рубежом.

 В окончании данной брошюры хотелось бы пожелать читателю, достигнувшему ее конца не останавливаться, а взять какую-либо книгу из приведенного ниже списка и приступить к ее изучению.

 

 


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Брински Б. Гештальт-терапия. Методическое пособие к семинарам. – С.-Петербург: ООО «Институт личности», 1996. – 36 с.

2. Гештальт-терапия с детьми. Выпуск первый. – М., 1996.- 46 с.

3. Долгополов Н.Б. Гештальт «здесь и теперь» // Московский психотерапевтический журнал, 1994. – №3. – С. 53-79

4. Майер Э. Фредерик С. Перлз и гештальт-терапия// Хрестоматия по гуманистической психотерапии, пер. М. Папуш. – М., 1995. – С.201 - 245.

5. Наранхо К. Гештальт-терапия. – Воронеж, «Модек»,1995. – 304.   

6. Окландер В. Окна в мир ребенка:Руководство по детской психотерапии/ Пер. с англ. - М.: Независимая фирма «Класс», 1997. – 336 с.

7. Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра: пер. с англ. – СПб: изд-во «Петербург-ХХI век», 1995.- 448 с.

8. Польстер И., Польстер М. Итегрированная гештальт-терапия. Контуры терапии и практики. – М.: «Класс», 1997. – 272 с. 

9. Рабин Ж-М. Гештальт-терапия.- М.: «Эйдос», 1996. – 64 с.

10.  Рабин Ж-М. Фигуры гештальта // Гештальт – 92. Сборник материалов московского Гештальт Института. – М.: ТОО Гештальт институт, 1992 г. – С. 26-42.

11.  Резник Р.У. Яд в курином бульоне // Хрестоматия по гуманистической психотерапии, пер. М. Папуш. – М., 1995. – С. 255-274.

12.  Романенко О. Практическая гештальт-терапия. – М., 1995.

13.  Рудестам К. Групповая психотерапия. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.

14.  Симкин Д.С. Введение в гештальт-терапию // Хрестоматия по гуманистической психотерапии, пер. М. Папуш. – М., 1995. – С. 246-255.

15. Шлей В., С. Папе руководство по обсуждению случая в группе // Гештальт – 92 (сборник материалов Московского Гештальт Института за 92 г.). – М.: ТОО Гештальт институт. – 1992. – С. 71-72.

16. Шутц В. Глубокая простота. Основы социальной философии./Пер. с англ. – СПб.: «Роза мира»,1993. – 218 с.

17. Энрайт Д. Гештальт, ведущий к просветлению. – СПб.,1994. – 140 с.

18. Perls F. Gestalt therapy verbatim, Lafayette, Calif.: The Real People Press.

19. Perls, Frederick S. Ego, hunger and aggression. New York: Random House. – 1967.

 


* Подробнее об этом в разделе «Сопротивления»

 

* Подробнее о технике «пустой стул» написано в разделе «Техники».

 

* В данном случае Н.Б. Долгополов относит дифлексию к феномену закрытой границы

* Человек в данном случае воображаемый.

* [*] Понятие «мускульный панцирь» было введено В. Райхом.

 

[†] Подробнее об этом упражнении читайте в книге Ф. Перлза и соавторов «Практикум по гештальт-терапии» (6, С. 383-385).

[‡] Когда клиент говорит о том, что для него действительно имеет значение, он эмоционально реагирует на это. Эмоции при этом хорошо видны в невербальных проявлениях: покраснение лица, учащение дыхания, усиление жестикуляции, изменение позы и т.п. 

 

[§] Подробнее об этом читайте в сборнике «Гештальт – 92» С. 71-72.



2019-10-11 382 Обсуждений (0)
ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ В ГРУППАХ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ В ГРУППАХ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (382)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)