Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эксперимент «пустой стул»



2019-10-11 396 Обсуждений (0)
Эксперимент «пустой стул» 0.00 из 5.00 0 оценок




Наиболее известной и, в общем-то, основной техникой гештальт-терапии считается диалог с одним или несколькими пустыми стульями, представляющими персонажей из жизни субъекта, некоторые терапевты называют ее «пустой стул». Она была заимствована Ф. Перлзом из психодрамы.

Эксперимент «пустой стул» – это встреча «лицом к лицу» на стульях двух конфликтующих частей личности (полярностей) или клиента и другого человека (других людей)*.

Задача терапевта – поддерживать аутентичное столкновение частей «Я» или «Я» и других и препятствовать преждевременному согласию или соглашательству. После того как борьба между двумя частями личности будет обострена до подходящего уровня, а чувства вербально и невербально выражены, энергия начнет рассеиваться, и наступит истинная интеграция или истинное разрешение. В процессе работы терапевт либо усиливает этот процесс, либо констатирует наличие тупика и необходимость дальнейшей работы для его преодоления (1).

В некоторых случаях работа с персонажами стульев может строиться по принципам разрешения межличностных конфликтов, где после прояснения и выражения чувств необходимо выяснить их потребности и желания и преложить договориться. Терапевт при этом будет играть роль посредника.

Работа с горем.

По мнению Б. Брински, (1), горе – универсальное переживание всех людей, оно связано с потерей того, к чему или к кому привязан человек. Горе – сложный процесс, оно вбирает в себя такие эмоции, как любовь, злость, страх и одиночество, чувство вины. Одна из основных задач в работе с ним - это выражение, проживание эмоций, которые заставляют человека фиксироваться на прошлом, постоянно вспоминать о потере (о том человеке, который умер и т.п.).

Выражение чувств может происходить в фантазии или диалоге, с использованием техники «пустой стул». Другой путь, помогающий человеку соприкоснуться с собственными чувствами, – использование фотографии или памятной вещи, помещаемых на стул напротив (1). Терапевт может попросить клиента выразить то, что он испытывает, когда представляет умершего и высказать эти чувства непосредственно умершему. Он (терапевт) может задать вопросы типа: «Что ты хочешь взять с собой от этого человека и что ты хочешь похоронить», «Какую часть отношений ты хочешь унести с собой и что хочешь оставить?», «Чего ты хочешь от этого человеками», «Какие у тебя любимые воспоминания об этом человеке?» Во время этого диалога поощряются телесные/физические движения, например, прикосновение к подушке (умершему) и т.п., которые позволяют наиболее полно выразить чувства» (1).

Когда эмоции выражены, клиент может легко вспоминать об утрате и проститься с тем человеком, которого потерял, сказать «до-свидания» и/или отнести стул (подушку) символизирующий его на большее расстояние от себя, например, в другую комнату.

В некоторых случаях ситуация потери может быть настолько травмирующей, что для обращения к ней потребуется долгое время, для создания клиенту безопасной ситуации, в которой эта работа могла бы проходить.

Работа со страхом

Работа со страхом может проходить по двум направлениям.

В первом страх является результатом проекции своей сильной (агрессивной) части на внешний объект. В этом случае объект страха осознается и является ясным и понятным (например, собаки). В этом случае основная задача вернуть спроецированную сильную часть. Одним из возможных ходов здесь может быть предложение клиенту сыграть роль того, кого он боится и показать, какой он страшный, злой и т.п. В этой игре клиент вновь обретает способность противостоять внешней агрессии. При этом важно, чтобы эту агрессию он действительно проявлял. Здесь терапевт может столкнуться с ретрофлексией, когда энергия, которая могла бы идти на сопротивление нападению тратится на сдерживание своих действий. Ретрофлексия проявляется в жестах и движениях направленных на самого себя, в напряжении тела. Терапевт в этом случае может предложить клиенту сделать это же, например, с подушкой или стулом символизирующим объект страха. 

Во втором случае страх связан с конфлюенцией, при этом клиент боится неизвестно чего и предъявляет проблему как боязнь темноты, замкнутого пространства и т.п. Эти страхи (как и другие симптомы) могут быть связаны с незавершенными ситуациями в начале жизни человека, например, с рождением. В начале работы с ними необходимо более конкретно выяснить объект и то, чем он опасен, а затем интенсифицировать контакт с ним.

В психотерапии страхов (но больше во втором случае) для терапевта важно, оказывать клиенту достаточно поддержки и создавать безопасную обстановку в начале сессии, чтобы он мог «пойти» в опасную область. Для этого можно узнать у клиента что ему нужно сделать, чтобы уйти в безопасную зону (например, включить свет, выйти в другую комнату, накрыться одеялом, обратиться за помощью к какому-то человеку и т.п.).

Результат работы со страхом состоит в том, что клиент учится получать поддержку от самого себя, находить и использовать собственную силу. Эксперимент может строиться в технике «пустой стул». На одном из стульев будет находиться тот, кто боится (как правило, это внутренний ребенок, детская часть человека), а на другом – сильная часть, взрослый, который может противостоять опасности и поддержать «слабого». При этом итогом сессии может быть действие, символизирующее поддержку. Если такая сессия происходит в группе, то одну из частей могут играть другие участники.

Иногда проблема, предъявляемая как страх чего-либо, в контексте реальных отношений, терапевт – клиент, в ситуации «здесь и теперь» может проявляться как агрессия. В этом случае клиент рассказывает нечто страшное, как бы стараясь напугать терапевта, и сам при этом не боится. Здесь задача состоит в том, чтобы обратить его (клиента) внимание на то, что происходит и сделать это предметом осознавания.

Работа с телом.

Гештальт-терапия рассматривает тело как составляющую часть целого, называемого - «человек». По мнению Ф. Перлза, ментальная деятельность - это просто деятельность, осуществляемая на менее интенсивном уровне, чем физическая. Из этого следует что наше тело - непосредственное проявление того, что мы есть, и мы очень многое можем узнать о себе, просто наблюдая явное физическое поведение (позу, дыхание, движения и т.п.).

Базовая теория работы с телом заимствована Ф. Перлзом у В. Райха и суть ее сводится к тому, что особенности характера человека, все стрессы, эмоциональные травмы и незаконченные дела отражаются на теле в виде «мускульного панциря»* - хронически напряженных мышц. Эти напряжения возникают для подавления эмоций в связи с требованиями ситуации или родительскими предписаниями. В дальнейшем они (напряжения) становятся привычными и часто не способствуют адаптации человека, блокируют «свободное течение энергии» и таким образом приводят к соматическим заболеваниям. Психическим механизмом, создающим телесные напряжения, по мнению Ф. Перлза является ретрофлексия.

Работа с телом в гештальт-терапии может проводиться с целью лечения психосоматических симптомов, к которым, так или иначе, могут относиться практически все соматические заболевания. Она (работа) основывается на положении о том, что болезнь – это не совсем эффективный способ адаптации. Т.е. болезнь продуцируется организмом с определенной целью и часто является избеганием какого-либо контакта. Так, например, энергия агрессивных эмоций адресованных отцу, через механизм ретрофлексии может направляться на собственное тело (наиболее безопасный для этого объект). И человек будет бить себя (в прямом или переносном смысле) по ноге, вместо того, чтобы ударить своего отца (или выразить эмоции другим способом). В этом случае, работа будет направлена на осознание того, что отношения с ногой – это отношения с отцом, и разворачивание ретрофлексии на внешний объект. Так происходит реинтеграция (воссоединение) частей тела, т.е. отвергаемая нога или рука снова становится частью организма, «свободное течение энергии» восстанавливается.

Обращение внимания на телесные реакции в процессе гештальт-сессии происходит при работе с ретрофлексией, когда в определенный момент, вместо того, чтобы направлять энергию на контакт с внешним объектом клиент направляет ее на самого себя (сжимает руки, топчется на месте, обнимает себя и т.п.). Здесь терапевт может предложить сделать с кем-то другим то действие, которое клиент делает с собой (сжать, обнять и т.п.).

В работе с телом можно использовать привлечение внимания к дыханию, телесное взаимодействие (касания, нажимы и т.п.), а также выполнение различных упражнений и экспериментов, помогающих человеку познать свое тело, свои чувства и эмоции, скрытые внутри него.

Одно из упражнений было предложено Ф. Перлзом, П. Гудменом, Р. Хефферлином в книге «Практикум по гештальт-терапии» (7), оно было описано как упражнение для самостоятельного выполнения.

Инструкция: «Лежа, не расслабляясь произвольно, почувствуйте свое тело. Отметьте, где у вас чувствуются боли – головная боль, боль в спине, желудочный спазм, и т.п. Почувствуйте, где есть зажимы. Не «входите» в зажим, и ничего с ним не делайте. Осознайте напряжение глаз, шеи, вокруг рта. Дайте своему вниманию систематически пройти по ногам, нижней части туловища, рукам, груди, шеи, голове. Если вы заметите, что лежите сгорблено – исправьте положение. Не делайте резких движений, дайте ощущению себя мягко развиваться. Заметьте тенденцию вашего организма к саморегуляции – тенденцию отпустить что-то в одном месте, потянуть - в другом и пр.

Выберите одно из наиболее ярких ощущений, например, головную боль (усталость, напряжение и т.п.). Сконцентрируйте свое внимание на нем, и наблюдайте, дайте спонтанно развиваться фигуре/фону. Дайте процессу рассасывания боли происходить самому по себе, без вмешательства и без предварительных идей. Просто следите за тем, как происходит изменение боли. Если вы войдете в контакт, фигура будет становиться все более ясной, и вы сможете разрешить болезненный конфликт.[†]

Этот эксперимент основан на предположении о том что боль, отвращение и т.п. появляются не случайно, - «это способы, какими природа привлекает наше внимание к тому, что требует внимание». Поэтому, чтобы разрушить и ассимилировать патологический материал, содержащийся в симптоме необходимо, пережить то, что он содержит, даже если это боль и страдание. «Если симптом получит внимание и возможность взаимодействовать со всем вашим поведением в целом, он без сомнения, будет изменяться».

Некоторые упражнения по осознанию тела в работе с группой встречаются также в работах Д. Энрайта (17), О. Романенко (12).



2019-10-11 396 Обсуждений (0)
Эксперимент «пустой стул» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эксперимент «пустой стул»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (396)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)