Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Позитивизм в его историческом и логическом развитии.



2019-08-13 181 Обсуждений (0)
Позитивизм в его историческом и логическом развитии. 0.00 из 5.00 0 оценок




Позитивизм – это мировоззрение промышленной эпохи, когда возникает общество, основанное на знании, наука это новый вид производства, где знание становится важнейшим фактором развития общества. В позитивизме нашел выражение девиз Бэкона «Знание сила». Позднее Фуко перефразировал «Знание – это власть». Во всем мире поощряется образование.

Позитивизм – это движение, которое отказывается от всех внешних авторитетов, прежде всего от религии.

Основоположник – Огюст Конт (1798-1857). Миром правят идеи или мнения, общественный порядок покоится на мнениях и переворачивает мир. История человечества проходит три стадии:

1) теологическая – вера в сверхъестественное – божество или существо. Фетишизм – предмет, Монотеизм – единобожие, Политеизм – многобожие.

2) метафизическая – основывается на допущении абстрактных сущностей, имеющих сверхчувственный характер. Эти сущности заменяют собой божества.

3) научная – основана на познании законов как связи явлений, замене причин этими законами.

По Конту позитивное имеет значение: 1) органическое, или связанное с жизнью, 2) относительное, поскольку есть связь явлений, 3) достоверное – проверяется опытом, 4) точное – основывается на математическом расчете, 5) полезное – поскольку служит людям.

Это междисциплинарное учение. Предлагает классификацию наук по мере убывания абстрактности и росте сложности познания. Математика – астрономия – физика(механика) – химия – биология – социология (Конт-автор понятия).

Задача позитивизма – служить человечеству, предлагает этику альтруизма – принцип жить во благо других.

Конт открыл I Период Позитивизма в который еще входят Джон Стюарт Милль – основой реформ в обществе является наука, которая сама должна быть реформирована при помощи логики. Логика – это искусство правильного именования вещей. Поэтому Милль разрабатывает теорию обозначения. Герберт Спенсер считал, что жизнь это борьба за существование. Ввел понятие эволюция как процесс разделения, дифференциации и соединения, интеграции всех элементов жизни.

II Период. Обращение к научному опыту. Эрнст Мах и Авендриус. Вводится принцип экономии мышления для устранения всего лишнего из опыта. Антропоморфные понятия и абстрактные сущности.

III Период – Неопозитивизм. Обращение к языку науки для достижения единства науки и истины познания. Сводится к 3 принципам:

1) принцип верификации (установление истины) – посредством чувственного наблюдения и записи этих данных на языке протокольных высказываний. Поэтому иногда неопозитивизм называют логическим эмпиризмом – основывается на опыте, записи на языке логики.

2) принцип конвенциализма – переход от опыта к теории происходит посредством соглашения между учеными – что считать за истину.

3) принцип демаркации – проведение границы между наукой и ненаукой при помощи принципа верификации.

4) принцип толерантности или терпимости к другим теориям или мнениям

5) физикализм – физика является наиболее продвинутой наукой и поэтому образцом для всех других наук.

Неопозитивизм подвергся критике за догму данного, было показано, что любое наблюдение направлено теорией и нагружено ей.

IV Период. Критический рационализм Карла Поппера (1902-1994). Критикует Н. за принцип верификации, он показывает, что легко найти подтверждение для любой теории, если мы ищем подтверждений. Предлагает метод фальсификации. То есть истинность любой теории или гипотезы устанавливается через её опровержение. Знание тогда будет научным и истинным, если оно проходит проверку через критику опровержения.

Началом познания являются не факты, а проблемы. Проблема – это дуга знания незнания. Структура научного исследования: Р1 – исходная проблема, Т1Тн – гипотезы, ЕЕ – устранение ошибок, проверка, Р2 более глубокая проблема. Мы не знаем, только предполагаем.

Поппер настаивает на идеале объективности знания, который достигается рациональной проверкой. Выделяет три мира: физический, мир объективного содержания знания и мир культуры, символов, знаков, содержания, книг, компьютерной памяти.

V период. Постпозитивизм. Обращение к истории науки, которая становится основой для реальной оценки науки. Основоположник Томас Кун (1922-1995). В работе «Структура научных революций» показал, что история науки, это не накопление роста знания, а смена парадигм. (Парадигма-образец) – научное достижение, которое является образцом для подражания ученых. Парадигмы образуют мир, в котором живут ученые. Ученые той или иной эпохи разделяют существующие парадигмы и разрабатывают их. По Куну – история физики – это физика Архимеда, Аристотеля, Декарта, Ньютона, Эйнштейна и физика квантовой механики. Потребность в парадигме возникает тогда, когда появляются новые факты, которые не объясняются старой парадигмой. Наступает эпоха научной революции, создание новой парадигмы.

Имре Лакатос – критикует Куна за понятие парадигмы, которое отрицает преемственность истории науки и вводит понятие научно-исследовательская программа НИП, которая состоит из твердого ядра и защитного пояса, состоит из рабочих гипотез, которые подтверждаются или отбрасываются.

Пол Фейерабенд – сторонник теоретического анархизма, согласно которому единство мнений в науке недопустимо, оно пригодно для религии или политики. Наука – это открытия, поэтому, каждый ученый должен создавать свой язык и методы, идти своим путём. Для открытия годится всё (и мифы, и ложь).

 

Основы феноменологии.

От слова феномен – явление. Под феноменом понимается: 1) видимость, кажемость; 2) данное в опыте, эксперименте; 3)проявление чего-то скрытого, например сущности; 4) явление само по себе, в чистом виде.

 В зависимости от того, что понимается под явлением, выделяются две основные феноменологии:

· Эмпирическая – изучает явления, данные в опыте;

· Эйдетическая – (эйдос – идея) трансцендентальная – изучает возможное.

Платон разделил два мира: чувственных явлений и вечных идей. Древние скептики учили, что вещи безразличны к людям. Любое высказывание о них включает в себя утверждение и отрицание одновременно. Например, время есть и времени нет. Скептики учили принципу – воздерживаться от суждения о вещах и следовать за чувственными явлениями.

Гегель в работе «Феноменология духа» показал, как дух являет себя от простейших форм до высших.

Основоположник современной феноменологии Эдмунд Гуссерль. Ставит задачу найти идею науки. Сначала обращается к эмпиризму, но понимает, что нет достоверного перехода от опыта к теории, поэтому он обращается к рационализму – учению Декарта и его положению - Cogito ergo sum – «Мыслю, значит существую», которое считает началом познания. Для достижения чистого субъекта как условия объективности познания, он предлагает следующие процедуры:

1. Вынесение мира за скобки сознания, воздержание.

2. Редукция – сведение состояний сознания к чистому Я или возможностям познания.

Для того чтобы познание было объективным, сознание должно быть непрерывным.

Гусерль обращается к понятию СОЗНАНИЕ-ВРЕМЯ (сознание должно длиться). Он обращается к проблеме времени, которая заключается в том, что время имеет три основные измерения: прошлое, настоящее и будущее. Настоящее – мгновение между прошлым и будущим. Настоящее или мгновение расширяется при помощи памяти. Прошлое – это прошлое в настоящем. При помощи предвосхищения будущее в настоящем. Настоящее в настоящем. Каждое мгновение времени длится и поэтому непрерывно. Такую непрерывность Гуссерль обозначает понятием интенция – направленность сознания на вещи. Это интеллектуальное усилие направленное на понимание сути вещей. Иногда интенцию сравнивают с состоянием натянутой тетевы лука, направленной на цель стрелой. Это внутреннее усилие без внешнего выражения.

Гуссерль учил – назад к вещам. Уметь видеть смысл вещей.

Поздний Гуссерль вводит понятие Habitus – способности. Субъект познания направляется его способностями.

Морис Мерло-Понти – считал, что источником явлений является тело. Поскольку тело это посредник между человеком и миром.

По Хайдеггеру Бытие – Явление.

 



2019-08-13 181 Обсуждений (0)
Позитивизм в его историческом и логическом развитии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Позитивизм в его историческом и логическом развитии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (181)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)