Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принцип Развития. Законы диалектики.



2019-08-13 178 Обсуждений (0)
Принцип Развития. Законы диалектики. 0.00 из 5.00 0 оценок




Диалектика – искусство, умение вести беседу, диалог, по поводу истины.

Существует 2 вида диалектики:

1. Субъективная – искусство спора, аргументации, цель которых – достижение истины. Двойниками диалектики являются – софистика – искусство доказать всё что угодно, используя гибкость понятий и разного рода ловушки и уловки, которые называются софизмами. Эклектика (эклектос-выбирающий) – в ходе, процессе выбора смешивается главное, существенное и второстепенное, с целью увести внимание от того, о чем идет речь. Современными субъективными диалектиками являются политики и адвокаты.

2. Объективная – рассматривает законы развития мира. Основоположник – Гераклид. Диалектика имеет два основные значения: 1) учение о всеобщих связях (между единичным и общим); 2) учение о развитии, под которым понимается движение от низшего к высшему, от простого к сложному, от одного качества к другому.

Развитие выражается в законах, которые впервые сформулировал Гегель:

1 Закон. Взаимного перехода количественных изменений в качественные. Под качеством понимается непосредственная определенность предмета (цвет). Количество – это определенность предмета, связанная с его существованием, значения в независимости от него. Количество выражается в отношении и счете. Количественные изменения являются небольшими по величине и незаметными. Нарастание этих изменений ведет к появлению нового качества или вида предмета. Переход к новому качеству связан с мерой. Мера – это единство количества и качества. (Пример, таблица Менделеева указывает на зависимость между зарядом вещества и его свойствами). Закон показывает механизм развития. Всё новое рождается постепенно из незначительных изменений.

2 Закон. Противоречия. Указывает на источник развития. Всё новое рождается из борьбы противоположностей. Источник развития – противоречие. Под противоположностями понимается:

· Стороны отношения, которые отрицают друг друга (ложь и истина)

· Предполагают друг друга (добро и зло)

· Дополняют друг друга (война и мир)

· Переходят от одного в другое (яд и лекарство)

Одна из противоположностей является ведущей, определяющей (жизнь выше смерти).

Закон указывает на источник развития, который находится в самом явлении. Порождает отрицание как источник развития в целом. Отрицание указывает на борьбу старого и нового.

3 Закон. Отрицания. В развитии выделяет 2 вида отрицания:

1. Ведущее к гибели, или разрушению явления

2. Предполагающее второе отрицание. В итоге развитие – это последовательность отрицаний.

В этом случае допускается последующее отрицание, образ спирали. Возникает возможность возвращения к исходному, но оно не полное. Второе отрицание восстанавливает прежнее состояние, но на новой основе с учетом хода развития. Это повторение старого, означающее преемственность в развитии и последовательность, в которой возникает новое.

 

Проблема сознания.

Заключается в том, что само явление сознания сравнивают с черным ящиком. Джон Сёрль сравнил сознание с китайской комнатой, испанский нейрофизиолог Дельгадо определил сознание как переработку чувств в информацию. В Древней философии преобладает принцип гилозоизма (живая материя), вся материя одушевлена, полна сознания. Позднее, в Средние века сознание считалось даром свыше. В Новое время была установлена зависимость сознания и физиологии человека (например, мозг порождает сознание, как печень желчь). В это же время возникла идея создания искусственного интеллекта. Первоначально, это счетные машины, которые все более усложняются, в виде роботов, становятся антропоморфными.

Проблема сознания имеет три аспекта:

1. Отношение сознания и мозга, физиологического и психологического. Имеет следующие решения: а) параллелизм – сознание и мозг совершенно разные явления и функционируют независимо друг от друга. В этой связи проблема локализации сознания не имеет смысла, более того, считается, что носителем сознания является всё тело человека и нет особого места для сознания. Б) взаимодействие – сознание и мозг взаимодействуют, оказывают влияние друг на друга. В этой связи возникает проблема локализации сознания, точнее его функции, которые зависят от тех или иных участков мозга. В) сознание это эпифеномен или то, что следует за действиями человека.

2. Отношение сознания и языка. Сознание существует только через язык, где под языком понимается любой сигнал, имеющий значение: жест, мимика, слово, тело, движение, символ. Язык и сложность сознания отличает человека от животных. Языки бывают двух видов: естественные – возникают стихийно, в самой жизни и искусственные – преодолевают естественный язык. Языки, где требуется однозначность и определенность – языки символов – математики, химии и др. Язык это форма коммуникации, познания, для обозначения явлений.

3. Отношение сознания и действия. Всякое действие предполагает орудия, которые фиксируют уровень знания человека о внешнем мире. Цель действия – идеальная модель желаемого результата. Цель указывает на тайну сознания. Тайна сознания в том, как воздействие внешних объектов преобразуется в идеальные образы. ПРООБРАЗ – ПРЕОБРАЗОВАНИЕ – ИДЕАЛЬНЫЙ ОБРАЗ.

Идеальное - это главное свойство сознания. Идеальное – нематериальное, невещественное. Под идеальным понимают следующее:

· Совершенное

· Субъективный образ объективного мира

· Мир культуры, где образы воплотились в веществе

· Виртуальное – существующее только в отношении человека к вещам

 Сознание имеет две основные функции:

· Репрезентует, замещает, представляет всевозожные объекты внешнего мира

· Способность сознания создавать вещи, которых нет в природе или творческая функция

Структура сознания:

1. Ощущения, непосредственное отражение явлений в органах чувств

2. Восприятие отдельных сторон, явлений при активном воздействии на них

3. Представление или целостный образ предмета

4. Память, удерживает наши восприятия и образует преемственность сознания

5. Самосознание, или обращение к Я

6. Бессознательное – на уровне автоматизма, стереотипов или неосознанных образов.

 

Проблема познания.

Познание – это форма выживания человека и приспособления к окружающему миру. Познание – это способность человека, которая приобретает для него вид производства знаний. Сфера познания имеет следующие уровни:

· Обыденное познание. На основе повседневного опыта.

· Образное, художественное. Имеет чувственный характер.

· Религиозное и мистическое. Посредством обращения к таинственному, сверхъестественному.

· Научное. Наука та сфера, где вырабатывается знание. Первоначально наука была вплетена во все виды деятельности и имела прикладной характер (астрономия развивалась из потребностей человека ориентироваться в море и пространстве вообще, химия из необходимости создавать краски и лекарства. Геометрия из необходимости рассчитывать строительные конструкции.).

Наука становится ремеслом, подчиняется первым видам техники и технологиям.

Первоначально наука имела источником любопытство индивида и была делом одиночек. Основы современной науки заложил Галилей в начале 17 века. Он впервые сделал опыт, эксперимент основой познания. Кроме того, утверждал, что книга природы написана на языке математики. Ввёл в науку математический расчёт. В целом Галилей сделал принцип объективности идеалом познания. Создание первых паровых машин – век пара, стало основой промышленной революции и породило потребность в знании для развития производства. Возникают естественные науки, которые становятся самостоятельными. Наука получает финансирование и становится коллективной работой. Наука всё более замещает естественные материалы искусственными (шелк капроном, натуральный каучук искусственным, сталь пластмассой).

В современном мире труд все больше измеряется не затраченным временем, а наукоёмкостью или тем, сколько знания вложено в тот или иной товар. Ученые всё больше работают сообща, без границ, создавая «невидимые колледжи». Наука все больше измеряется количественно по уровню финансирования и числу нобелевских лауреатов. Наука становится непосредственной производительной силой и решающим фактором развития общества.

Познание – это процесс, который включает в себя:

· Субъект познания

· Инструменты познания

· Методы познания

· Объект познания.

Познание – это исследование или открытие нового. Выделяют три основные схемы исследования:

1) стандартная. Факты – это явления, установленные посредством эксперимента. Факты – наблюдения, выраженные посредством языка. Проблема – знание о незнании или какие-то трудности, которые были порождены открытием новых фактов. Гипотеза – решение проблемы в виде предположения, условное высказывание, неподтвержденного на опыте. Проверка гипотезы – на эксперименте или при помощи доказательства. Теория – система обоснованного знания.

2) психологическая. Есть проблема, инкубационный характер (созревание решения), ага – решение (эврика).

3) схема Карла Поппера. Проблема Р1, Т1Тн – ЕЕ – Р2.

Основа науки образует её методы. 2 типа научных методов:

1. Экспериментальные методы:

1) наблюдение, которое производится без прямого взаимодействия с объектом, в силу его недоступности, или из-за опасности разрушить его. Имеет пассивный и отстраненный характер. 2) измерение посредством тех или иных мер, эталонов, систем измерений. Наука всегда точное измерение. 3) Эксперимент. Активное воздействие на объекты посредством инструментов. Выделяют несколько видов эксперимента проверочный, исследовательский и др.

2. Теоретические методы – опосредованы, поскольку заменяют объекты познания чем-то другим, например моделями. Метод – орудие достижения цели. 1) анализ – разделение явления на элементы с целью достижения сущности. 2) синтез – объединение элементов в единое целое, где целое это сущность. 3) индукция – наведение известного на неизвестное. 4) дедукция – выведение следствий из посылок. Посылки имеют общий характер, а следствие – частный. 5) абдукция – проверка посылок по следствиям. Следствие может опровергать посылки. 6) гипотеза – предположение, условное высказывание о том, что еще не известно. 7) экстраполяция – перенесение данных о современном состоянии на будущее.

Моделирование – основной метод современной науки имеет самые разные формы. 1) описание посредством слов или символов и уравнений. 2) материальные модели – копии реальных объектов, уменьшенные или увеличенные, упрощенные или усложненные для удобства познания. 3) идеальное, в виде образов и математических расчетов.

Метод предсказания – наука создает модели будущего, предсказывает явления и события, объясняет их, в этом одна из главных её задач. (землетрясения, техногенные и природные катастрофы, цунами, торнадо, эпидемии, аварии на АЭС).

 

Проблема истины.

Истина – то, что есть. Существует несколько подходов к пониманию истины:

1) Истина – это правильность, согласованность мыслей или так называемая когерентность.

2) корреспондентная концепция истины, здесь истина это соответствие знаний действительности. Имеет следующие значения: а) это объективная истина или такое содержание знания, которое не зависит от людей. Полное соответствие знаний действительности означает абсолютную истину. Неполное соответствие – означает относительную истину. Между этими истинами имеется взаимосвязь. Абсолютная истина складывается из истин относительных, а относительная истина содержит в себе зерна абсолютной.

Имеются критерии истины:

· Истинно то, что подтверждается на опыте, эксперименте.

· То, что соответствует материальной практике

· То, что является очевидным

· То, что является моральным или за что можно умереть

· То, что является гармоничным или красивым, это старый принцип единства, истины, добра и красоты.

· То, что просто, неделимо на элементы, несводимо к чему-либо.

 



2019-08-13 178 Обсуждений (0)
Принцип Развития. Законы диалектики. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принцип Развития. Законы диалектики.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (178)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)