Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система философии Платона. Учения об идеях, познании, человека и государства.



2019-08-13 338 Обсуждений (0)
Система философии Платона. Учения об идеях, познании, человека и государства. 0.00 из 5.00 0 оценок




У Платона, как и у его учителя Сократа, ведущей темой остается нравственно-этическая, а важнейшими предметами исследования оказываются человек, общество и государство. Платон полностью разделяет рационалистический подход Сократа к проблемам этики: условием нравственных поступков он тоже считает истинное знание. Именно поэтому Платон продолжает работу своего учителя, пытаясь путем исследования понятий преодолеть субъективизм учения о познании софистов и достигнуть верного и для всех единого, то есть объективного, знания. Эта работа с понятиями, установление родо-видовых отношений между ними, осуществлявшаяся Платоном и его учениками, получила название диалектики.

Платон первый в диалогах тет-а-тет обосновывает первичность идеи и приводит аргументы:

1. вещи изменяются, исчезают, а идеи сохраняются

2. если исчезает идея, то не существует и ее носителя

3. можно видеть и слышать, но без идеи не знать, что мы видели и что слышали.

Другая составляющая платоновского учения – о душе. Душа – целостный внутренний мир человека, которая также бессмертна, одухотворена космосом (он же живой) и она имеет способность узнавания, то есть открытия содержания вещей. Учение Платона о душе открывает традиционно объяснения человека через свойства души.Главная обязанность, предназначение души – открывать человеку мир бытия. Душа является хранилищем человеческих добродетелей: гражданства, дисциплины, почитания родителей, стремления к знаниям и красоте. Душа направляет и побуждает человека к знаниям и деятельности. С учением о человеке и душе тесно связана теория государства Платона. Антропология и этика греческого философа, так же как и его онтология, имели целью создание совершенного человеческого общества. Платон первым в учении о государстве создает утопическое государство, основными элементами которого являются:
- Идеи естественного происхождения государства. Человек слаб и беспомощен, люди объединялись в группы, затем в государства.
- Государство есть суверенная/общая сила над человеком. Человек – подданный государства.
- В государстве не должно быть частной собственности, нужны только полезные науки и ремесла.
- Воспитание детей – государственная задача
Платон первым создает идею социального расслоения общества. Основанием соц. различия людей является способность человека к определенному виду деятельности, которая определяется душой человека – землевладельцы и ремесленники обладают вождеющей душой, склонной к предметно-орудийной деятельности; воины и стражники организуют жизнь государства, обладают мужественной душой, способностью к волевым действиям; правители обладают разумной душой. Согласно Платону, справедливое и совершенное государство - это высшее из всего, что может существовать на Земле. Поэтому человек живет ради государства, а не государство - ради человека.

 

Философия Аристотеля: систематизация знаний, идея единства материи и формы, формальная логика, учение о природе человека.

Аристотель считает, что теория идей Платона связана с исследованием сущности понятий. Идеи, являются в действительности общими понятиями человека о вещах чувственного мира, оторванными от этих вещей и превращенными в абсолют. Платон сравнивает человеческую жизнь с пребыванием в подземелье. Задача – выйти из пещеры на свет. Родина души человека – мир идей.

В основе теории познания лежит теория воспоминания, которая связана с идеей переселения души (метемпсихоза). Знание есть припоминание (анамнезис) людьми тех знаний, которые в готовом виде содержатся в душе. Позиция рационализма, согласно которой знания берутся из ума, а не из чувств.

Философская система Аристотеля

Аристотель, будучи учеником Платона, произнес: Платон мне друг, но истина дороже. Он подверг критике теорию идей Платона, считая невозможным, чтобы сущность вещи находилась в некоем особом мире, отдельно от самой вещи. Реальны только сами эти вещи; они познаваемы эмпирически и именно от них люди производят общие понятия.

Для объяснения всего сущего, Аристотель принимал четыре причины.

1.формальная причина (отвечает на вопрос: что это есть?). Форма есть активная сущность вещи, она вечна, неизменна.

2.материальная причина (из чего?). Материя не является сущностью. Она пассивна, безжизненна, неопределенна, источник индивидуализации и случайности в мире. Каждая вещь – единство формы и материи. Форма – суть вещи, материя --материал, в который эта суть запечатлена.

3.целевая причина (ради чего?). В семени растения заключена возможность его роста и та энергия, то деятельное начало (форма или энтелехия), которая актуализирует эту возможность.

4.движущая причина (откуда начало движения?). Все приводится в движение некоей высшей формой, перводвигателем.. Если материя предельно пассивна, то завершающий космос бог – максимально активное существо. Под богом понимает деятельность мышления, сам бог есть чистый деятельный разум.

 



2019-08-13 338 Обсуждений (0)
Система философии Платона. Учения об идеях, познании, человека и государства. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система философии Платона. Учения об идеях, познании, человека и государства.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (338)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)