Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности становления и гуманистические идеи философской мысли Беларуси эпохи Возрождения (Е. Полоцкая, К. Туровский, Ф. Скорина, В. Тяпинский, С. Будный, А. Волан).



2019-08-13 679 Обсуждений (0)
Особенности становления и гуманистические идеи философской мысли Беларуси эпохи Возрождения (Е. Полоцкая, К. Туровский, Ф. Скорина, В. Тяпинский, С. Будный, А. Волан). 0.00 из 5.00 0 оценок




Ф. Скорина, Н. Гусовский, С. Будный, А. Волан относились к умеренному реформационно-гуманистическому направлению. Это направление стремилось к выработке компромиссных форм соединения, согласования античной философской традиции с ценностями средневековой христианской и гуманистически-ренессансной культур. Мыслители этого направления были уверены в возможности использования в условиях новой культуры духовных форм прошлого. Они активно осваивали платонизм, аристотелизм, этические и политические учения стоицизма, с уважением относились к патристике,но отвергали схоластику. Особое место в белорусском Возрождении занимает Франциск Скорина (ок. 1490–1551 гг.) – первопечатник, просветитель и мыслитель-гуманист, деятельность которого составила целую эпоху в развитии национальной культуры. Скорина не только совершил на белорусской земле революцию, подобную революции Гуттенберга. Великий гуманист был первым, кто понял, каким путем белорусский народ должен войти в семью европейских народов, не утрачивая своей самобытности.

Преемниками традиций Скорины стали Сымон Будный (ок. 1530– 1593 гг.) и Василий Тяпинский (ок. 1540–1603 гг.). Деятельность Будного оставила заметный след в истории белорусского Возрождения. Открытие типографии в Несвиже, а также издание в 1562 г. на белорусском языке лютеранского «Катехизиса» и оригинального произведения «Оправдание грешного человека перед Богом» нужно рассматривать как пример большого гражданского мужества философа. С помощью родного языка Будный хотел научить свой народ «истинной вере».

Будный отрицал божественную природу Христа, веру в бессмертие души и загробный мир, личность д.б. не только свободной но и неприкосновенной. Тяпинский подверг резкой критике духовенство, выступавшее противником развития науки и образования, был за открытие школ на родном языке.

Сочинения Будного, его идеи оказали значительное влияние на деятельность В. Тяпинского – белорусского гуманиста-просветителя и переводчика.

 Ефросинья Полоцкая-дочь полоцкого князя Георгия Всеславовича, внучка Всеслава (Чародея). Первая женщина в Беларуси, признанная святой. Равно почитаема и православной, и католической церковью. Цель и смысл своей жизни видела в утверждении христианских идей и принципов. Ефросинья известна своим подвижничеством и культурно-просветительской деятельностью. Ефросинья переписывала религиозно-нравственные тексты (Священное Писание, патерики), но также византийские исторические хроники и отечественные летописи, естественно-научные трактаты. Часть переписанных книг легла в основу библиотеки, другая же часть продавалась, а вырученные деньги раздавали нуждающимся. Кроме переписывания книг, Ефросинья занималась переводами с греческого и латинского языков на славянский язык.

Кирилл Туровский (1130–1182 гг.) – старобелорусский писатель, проповедник, церковный деятель. В раннем возрасте стал послушником монастыря в Турове, после этого затворился в «столпе» (монастырской башне), выполняя обеты. Около 1169 г. принял епископство в Туровской епархии. Философские взгляды мыслителя носят теоцентрический характер, исходят из предпосылки божественного творения мира. В основе познания мира лежит аллегория (иносказание). Кирилл Туровский, объединив веру и разум, отдает приоритет вере, которая должна направлять человека в поисках истины.

Основные направления философской мысли Беларуси в XVII - XIX вв. – схоластические, православно-гуманистическое (М. Смотрицкий, С. Полоцкий) атеистическое (К. Лыщинский), просветительское (М. Почебут, И. Хрептович, И. Стройновский), идеологизированное ((филоматы, филатеры, К. Калиновский).

В XVII в. вместе с католицизмом на смену возрожденческо- реформационным идеям в Беларуси приходит западноевропейская схоластика. Наиболее яркий ее представитель – Мелетий Смотрицкий (ок. 1575–1633 гг.), пытавшийся соединить православную веру с философией Платона и канонизированного Аристотеля. Среди белорусских мыслителей были и такие, которые, не порывая со схоластикой, вместе с тем не мирились с ее крайностями, боролись за развитие просвещения и научных знаний. К их числу исследователи справедливо относят Симеона Полоцкого (1629–1680 гг.) – богослова, философа, педагога и просветителя. Ему было поручено воспитание и обучение царских детей, в том числе и будущего царя-реформатора Петра I. Являясь глубоко религиозным человеком, Симеон Полоцкий ставит философию выше религии. Он утверждает, что если бы люди жили по христианским нравственным заповедям, то философия им не нужна была бы. Однако несовершенство человека заставляет его стремится к лучшему, и именно философия позволяет реализовать это устремление. Мыслитель является сторонником учения о двойственности истины. Если религиозная истина есть предмет веры, то философская – достигается с помощью разума. Основой человеческого достоинства Симеон Полоцкий считает просвещенность, добродетель, усердие в труде на благо людям. Главная причина общественной неустроенности обнаруживается в невежестве и необразованности людей. Симеон Полоцкий выдвигает идею союза славянских народов.

Лыщинский окончил иезуитскую школу в Бресте и Виленскую духовную академию, однако впоследствии резко переменил свои взгляды. Все то, что его как мыслителя волновало, он изложил на латинском языке в труде «О несуществовании Бога». Иезуиты не простили ему отступничества и радикализма воззрений. Лыщинский был привлечен к суду и приговорен к сожжению на костре вместе с его произведением. На просьбу смягчить приговор король Речи Посполитой оказал ему «милость», повелев казнить путем отсечения головы. Мелетий Смотрицкий (ок. 1572 - 1633) занимает ведущее место среди украинских мыслителей второй половины XVI-первой половины XVII в.

Особое значение для развития культуры славянских народов было "Грамматика словенская" М. Смотрицкого, которая стала пособием для братских школ и какой пользовались не только украинского, но и белорусские, российские, болгарские, сербские и другие ученые.
После перехода в унию М. Смотрицкий пишет ряд трактатов, в которых оправдывает свой переход и призывает всех принять унию, поскольку она способна привести к спокойствию и согласию. Произведения М. Смотрицкого, кроме религиозной направленности, были наполнены философскими и социально-политическими идеями. В проблеме отношения веры и разума он предпочитал вере, не отрицая одновременно и роль разума, а также чувств в познании природы. С уважением относился к античным мыслителям, к гуманистам эпохи Возрождения, в средневековых ученых, использовал их философское наследие на почве отечественной философии.

М.Почебут- астроном и белорусский метеоролог. преподавал математику и астрономию, получил звание магистра философии и профессора астрономии Виленской академии. С помощью выписанного из Парижа секстанта Конвета производил наблюдения за проходящими меридиан Вильно звёздами и планетами.

Благодаря его инициативе были начаты с 1870 года точные и непрерывные

инструментальные метеорологические наблюдения в столице белоруско-литовских губерний - Вильно, а с 1803 – во многих крупных учебных заведениях Виленского учебного округа - Могилёве, Витебске, Гродно, Слуцке, Волынцах, Лыскове. Хрептович придерживался деизма. Осмысливая общественную жизнь, отметил наличие в ней «естественного порядка», который устанавливает права и обязанности всех членов общества. Для поддержки такого порядка в общей жизни заключаются договоры. Чем ближе закон к естественному праву, тем более он справедливый. В центре всего находится человек с его нуждами, интересами, правами и обязанностями.

 

 



2019-08-13 679 Обсуждений (0)
Особенности становления и гуманистические идеи философской мысли Беларуси эпохи Возрождения (Е. Полоцкая, К. Туровский, Ф. Скорина, В. Тяпинский, С. Будный, А. Волан). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности становления и гуманистические идеи философской мысли Беларуси эпохи Возрождения (Е. Полоцкая, К. Туровский, Ф. Скорина, В. Тяпинский, С. Будный, А. Волан).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (679)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)