Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы оказания психологической помощи при выборе профессии



2019-10-11 202 Обсуждений (0)
Методы оказания психологической помощи при выборе профессии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Мир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив. В нашей стране специальностей насчитывается более 7000 профессий. Каждый год происходит обновление около 500 видов труда. Однако действительность такова, что за последние годы появилось множество новых профессий, следовательно, процесс обновления видов труда происходит быстрее. Складывается противоречивая ситуация, связанная со сравнительно длительным периодом овладения профессиональным мастерством и быстрым обновлением и сменой видов профессионального труда. Обществу нужен профессионал, знающий свое дело, способный самостоятельно принимать решения, нести ответственность за них, за себя, за других, за страну, умеющий рисковать, искать, творить, созидать. А для того, чтобы стать таким профессионалом, многим молодым людям на стадии выбора профессии нужна психологическая помощь. Все сказанное, позволяет сделать вывод об актуальности специальной психологической работы по программе профессионального самоопределения [31, c.76].

Вопросами самоопределения учащихся в школе занимается психолог. Включение в занятия различных диагностических процедур помогает подросткам в самопознании, а психологу дает возможность получения обратной связи от ребят, а также служит для закрепления полученных знаний. Подростки очень заинтересованы в получении результатов тестирования и ждут комментарий преподавателя. Поэтому психолог, анализируя результаты тестов, индивидуальные данные дает в письменном виде отдельно каждому ученику. Набор диагностических материалов традиционен. На занятиях используют такие приемы, как дискуссия, игра, беседа, поведенческий тренинг, лекционное объяснение, анализ ситуаций. Важно отметить, что на занятиях должна быть полная добровольность участия подростков, т.е. организация заинтересованности создание благоприятной атмосферы обсуждения проблем выбора профессионального пути [32, c.122].

Цель психолога построена на взаимодействии с учащимися - это определение его интересов, склонностей и способностей, выявление индивидуальных особенностей и их развития, как основы поиска оптимальных для учащегося способов ознакомления и обучения с данной профессией, а также взаимодействие с педагогом в форме “сотрудничества" для формирования у школьника готовности к осознанному выбору профессии.

Задачами психолога являются:

консультационная и информационная поддержка учебно-воспитательного процесса;

повышение психологической компетентности педагогов по вопросам, связанным с обучением и развитием учащихся, а также взаимодействия “педагог - ученик”;

создание условий для оказания психологической помощи учащихся в решении проблем профессионального самоопределения [43].

Для реализации поставленных целей и задач используются основные направления работы психолога:

1. Психодиагностика. Психодиагностическое направление имеет цель информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса. Психодиагностические данные необходимы:

для составления социально-психологического портрета (учащегося); для определения путей и форм оказания помощи учащемся, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии; для выбора средств и форм психологического и педагогического сопровождения учащихся в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

2. Психоконсультирование. Эта одна из форм практической деятельности психолога. Учитывая специфику учебного заведения, сопровождение решает следующие задачи: оказание помощи старшеклассникам, испытывающим трудности в обучении, общении или психическом самочувствии; обучение старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития; оказание помощи педагогу через форму “сотрудничества" в решении различных школьных проблем и профессиональных задач самого педагога [44]. Психоконсультирование учащихся может иметь различное содержание, касаться как проблем профессионального или личностного самоопределения школьника, так и различных аспектов его взаимоотношений с окружающими людьми. Психоконсультирование организуется, в большинстве случаев, по запросу со стороны учащегося. Однако необходимо учесть, практика показывает, что психоконсультирование может быть плановым по результатам психодиагностики. Цель планового психоконсультирования: оказание помощи в самораскрытии и самоанализе индивидуальных особенностей. Данная деятельность может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме [43].

3. Психопросвещение. Одно из наиболее безопасных видов психологической работы. Просвещение задает слушателям пассивную позицию, в этой ситуации получения информация может изменять представление и мнение человека или предполагает изменение их, а также может быть отвергнута или забыта. Психологическое просвещение учащихся сегодня очень популярно. Но, несмотря на повсеместную распространенность, по-прежнему остро стоит вопрос о его эффективности. Результатом просвещения учащихся является успешное использование ими психологических знаний и навыков, которые помогли бы им успешно учиться и развиваться в различных сферах школьной жизни, а также в осознанном выборе будущей профессии. Так как для данного возраста, выбор будущей профессии, ответ на вопрос “Кем быть? ” становится очень актуальным [28, 41].

Для того, чтобы передаваемые учащимися знания могли активно включаться в процесс личностного развития, выступать своего рода катализатором внутренних процессов, необходимо очень серьезно подходить и к отбору содержания, и к выбору форм работы. При отборе содержания необходимо учитывать не только возрастные потребности, но готовность к усвоению тех или иных заданий и навыков к существующей актуальной проблеме. Просветительское сопровождение может быть организовано в ответ на актуальный запрос школьника или группы учащихся.

4. Коррекционно-развивающая работа. Коррекционно-развивающая работа осуществляется через специально организованную систему мероприятий, которые ориентированы помочь учащемуся в сложном мире профессий, а также соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляют профессии [43].

Трудовой жизненный путь - важнейшая общечеловеческая ценность. Это то, что может приносить человеку не только материальные средства существования, но и всестороннее развитие - новые знания, опыт, мастерство, а вместе с тем и устойчивую радость, сознание своей полезности, счастье или, наоборот, при неудачном выборе профессии, делать человека изо дня в день недовольным, хронически мрачным, раздражительным.

В настоящее время разработано восемь углов ситуации выбора профессии.

1. Позиция старших членов семьи. Старшие несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь, проявляют заботу. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии. Взрослые могут предоставлять детям значительную свободу выбора. Такая позиция старших требует от детей большой инициативы, самостоятельности и ответственности в обдумывании своего будущего. Взрослые принимают близко к сердцу вопрос о будущем ребенке, но не согласны с его собственными помыслами и категорически предполагают сделать другой выбор. С этим обстоятельством не считаться нельзя, приходиться вести переговоры и идти, возможно, на разумные уступки или проявлять изобретательность в поисках дополнительных доводов в пользу намеченного выбора. Если старшие и дети единодушны в вопросе о выборе профессии и если первые содействуют вторым добрыми советами, то об этом можно только мечтать [9, 34].

2. Позиция товарищей, подруг. Дружеские связи в подростковом возрасте крепки и могут сильно влиять на выбор профессии.

3. Позиция учителя, школьных педагогов. Учитель - это не просто математик, или литератор, но вместе с тем и специалист - человековед. Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, педагог все время проникает мыслью за фасад внешних проявлений человека, учащегося и ставит своего рода диагноза относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей, подготовленности учащихся. И еще одна особенность учителя. Он является олицетворением требований общества к учащимся. Учитель - представитель общества, государства, народа. Он лучше понимает, в каких специальностях нуждается общество. Вот почему очень важно принимать во внимание соображения, мнения педагогов.

4. Личные профессиональные планы. Профессиональный план - не вещь, а представление, образ в голове и многие особенности планов и хода их построения зависят от склада ума и характера, опыта человека. Планы у разных людей различны не только по содержанию и по другим качествам. Они могут смутными и ясными, устойчивыми или изменчивыми, реалистичными и фантастическими. Личные профессиональные планы могут быть детально продуманны, но при всем этом морально несостоятельными. Чтобы построить планы, нужен подходящий строительный материал, а не одна только инициатива. Часть этого материала составляют знания о мире профессий.

5. Способности. Они составляют важное звено будущей профессиональной пригодности. Любые индивидуально - психологические особенности человека, помогающие успеху в какой - либо деятельности, можно считать способностями. Способности, таланты надо рассматривать не только по отношению к учебе, но и ко всем другим видам общественной ценной активности.

6. Уровень притязаний на общественное признание. Устойчивое, свойственно данному человеку представление о том, какого места среди людей он заслуживает. Выбирая профессию и планируя трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний на первую ступень профессиональной подготовки. Самый верный путь самовоспитания реалистического уровня притязаний - включение в жизнь коллектива, постоянное сличение своих успехов и неудач с достижениями товарищей, честное отношение к их успехам.

7. Информированность. Для того чтобы выбрать профессию, человек должен обладать значительным объемом информации на двух уровнях. Информация о мире профессий в целом и информация об отдельных профессиях или группах профессий.

8. Склонности. Есть два способа выбирать профессию. Один - метод “проб и ошибок”, когда ищешь в слепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдешь ту единственную профессию, которая будет приносить тебе не только средства к достойному существованию, но и радость от самого процесса работы. На это может уйти большая часть жизни. Да и то, если повезет. Ведь профессий - десятки тысяч. Возможен другой путь: изучить, прежде всего, самого себя - свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, свойства нервной системы - словом все то, что делает каждого человека индивидуальным. Это не просто познавательное побуждение, склонности проявляются в любимыхзанятиях, на которые тратится большая часть времени. Склонности на только проявляются, но и формируются в деятельности [9, c.122].

Различают факторы профессиональной зрелости.

Факторы профессиональной зрелости формируются и развиваются у человека не одновременно. Развитие и формирование разными людьми может происходить в любом возрасте и достигать различного уровня. Развитие одного фактора часто влечет за собой развитие еще нескольких.

Акцент делается на развитие автономности и работу по самопознанию, поскольку именно они лежат в основе формирования зрелости [29, c.52].

Одним из факторов профессиональной зрелости является автономность.Формирование автономности чаще всего начинается в раннем юношеском возрасте и заканчивается в зрелые годы. Занятия в группе являются эффективным средством повышения уровня развития автономности и формирования: Я - концепции, поскольку именно в группе человек имеет возможность получить концентрированную обратную связь на свои мнения и поступки. В ходе встреч развивается стремление к самопознанию и саморазвитию, а концентрированная и профессионально построенная обратная связь и специально подобранные им темы для обсуждения способствуют формированию образов реального и идеального "Я" и установлению связей между ними. В ходе занятий оказываются задействованы все источники обратной связи (по Петровской Л.А.): восприятие себя через восприятие другими, через результаты собственной деятельности, через наблюдение собственных внутренних состояний, непосредственное восприятие собственного внешнего облика [45, c.21].

Как известно, многие проблемы возникают у людей из - за владеющего ими чувства одиночества, которое особенно присуще молодым людям и подросткам в силу возрастных особенностей. Поэтому, по мнению многих из них, работа в группе - это редкая возможность спокойно, без напряжения общаться, высказаться и быть выслушанным. Осознание того, что человек не одинок и поддержка людьми со сходными проблемами и трудностями повышают ощущение комфортности и уверенности в себе.

В кругу себе подобных быстрее усваиваются определенные навыки поведения. Именно поэтому, даже в случае полной пассивности, человек может многое понять и почерпнуть для себя много полезного [15, c.6].

Для того, чтобы выбрать профессию, человек должен обладать значительным объемом информации. Следующий фактор профессиональной зрелости это информированность. При низком уровне самосознания человек не всостоянии воспринимать предлагаемую ему информацию. Поэтому первым условием развития информированности является развитие автономности. Второе условие - полнота представления членов группы об источниках получения информации. Если человек не замыкается на один источник, то у него возникает возможность принять более объективное и обоснованное решение. Часть занятий программы посвящена анализу источников и самой получаемой информации, развитию умений по их поиску. При этом ведущие не берут на себя функцию служить источником информации. Занятия построены так, что в ходе их участники группы понимают, какой информации им не хватает и где ее можно получить.

Говоря о профессиональном пути, мы говорим о пути, имеющем определенную протяженность во времени. Соответственно человек, находясь в одной из точек этого пути, является результатом своего развития в прошлом и предполагает определенное развитие в будущем или, говоря другими словами строит планы. Еще одним фактором профессиональной зрелости является план, т.е. умение планировать свою профессиональную жизнь.

План - это наметки основных вех, причем вехи эти могут быть разные: временные (например, "к 30 годам встать на ноги", хотя путь к этому не указан); событийные (к примеру, "стать врачом", "окончить вуз" - без четкого указания возраста человека при совершении события). Крайне редко человек планирует одновременно и событие, и время его достижения, хотя бы приблизительно.

Для оценки умений по планированию проводится диагностическое интервью, которое бывает единственной методикой для исследования некоторых данных, предоставляющих возможность всматривания во внутренний мир человека и понимания его затруднений [45, c.18]. Чем больше человек заинтересован в принятии решения, тем больше оно соответствует его особенностям и с тем большей эффективностью оно будет претворяться в жизнь. Период принятия решения, как и профессиональный путь всегда связан с эмоциями. Они проявляются в эмоциональном отношении к разным профессиям и профессиональным группам и к необходимости принятия решения о выборе профессии. Одним из важных факторов профессиональной зрелости является эмоциональное отношение или эмоциональная включенность, оказывает на принятие решения большое влияние. Данный фактор включает в себя не только отношение к различным вариантам при выборе, но и отношение к планированию, к тому, что надо принять какое - то решение, отношение к ответственности за решение и планирование, к тому, что при этом надо проявлять активность, идти на компромисс и т.д. Некоторые исследования говорят о том, что негативное отношение к необходимости принять решение, касающееся будущего, может надолго удлинить этот процесс и в результате может быть принято ошибочное решение. Таким образом, эмоциональный компонент профессиональной зрелости проявляется в общем настрое человека и тесно связан с эмоциональным компонентом зрелости личности в целом, который проявляется в положительном эмоциональном настроении, жизненном оптимизме, эмоциональной уравновешенности и переносимости неудач.

Предположительно, у старших школьников эмоциональная включенность в выбор являетсяодним из важнейших показателей профессиональной зрелости [45, c.22].

Выбор профессии - это проектирование трудового жизненного пути. При обдумывании будущего трудового пути важно принимать во внимание реальную жизненную ситуацию [44]. Правильный выбор профессии - профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры [23]. Существует примерная схема решения задачи о выборе профессии:

1. Научись правильно выбирать профессию:

первый фактор "Хочу" - оцени свои интересы и склонности. Какие профессии тебе нравятся, что ты о них знаешь.

второй фактор "Могу" - знаешь ли ты о своих способностях и умениях, знаешь ли ты, какие требования предъявляет выбираемая профессия к специалисту.

третий фактор "Надо" - узнай, требуются ли специалисты выбираемой тобой профессии в настоящем и ближайшем будущем в нашем городе (районе). Как игде можно обучиться по данной специальности. Так как сразу все не умеет делать никто. Нужно, выбирать ограниченную область приложения своих сил. Сделать хороший выбор - это и значит выбрать работу, которая, во-первых, нужна людям, обществу, во-вторых, может быть доступной и посильной для тебя в будущем, в-третьих, может приносить тебе удовлетворение, радость [9].

Традиционный алгоритм выбора профессии "хочу-могу-надо" может оказывается неработающим. Потому как редко бывают удачные случаи, когда пересечение этих трех областей получается единственно верным [44] Поэтому необходимо перейти к рассмотрению следующих пунктов.

1.Выбрать интересующую тебя сферу деятельности, профессию:

"Человек - знаковая система;)

"Человек - техника"

"Человек - художественный образ"

"Человек - природа"

"Человек - человек" [10]

То, что сейчас человеку не интересно, может стать захватывающе интересным завтра. Жизнь ставит его перед трудно разрешимой задачей, и у него появляется интерес к тем или иным сведениям. Поэтому было бы очень недальновидным считать свои собственные "сегодняшние" интересы меркой для различения "интересных" и "неинтересных" вещей. Нет неинтересных предметов, а есть незаинтересовавшиеся ими люди. Так же обстоит дело и с профессиями. Нет "интересных" и "неинтересных" профессий, а есть люди, интересующиеся или пока не заинтересовавшиеся той или иной профессией [9].

2. Будь предусмотрителен: убедись, что выбираемая тобой профессии пользуются спросом, и ты сможешь выдержать конкуренцию на рынке труда.

3. Изучи рынок труда:

продумай запасные варианты на случай затруднения в реализацииосновного плана

ориентируйся на 2-3 профессии, одна из которых рабочая, так как именно рабочие специальности наиболее конкурентны и пользуются спросом на рынке труда

получи базовое профессиональное образование, с тем, чтобы выйти на рынок труда, когда уже будешь старше 18 лет

используй любую возможность получить дополнительные рабочие навыки: умение работать на компьютере, освоение ремесел на курсах, в кружках. Речь идет не только о твоих делах, успехах на уроке, в школе. При выборе профессии очень важно принимать во внимание также и внеклассные занятия, даже те, которые являются, казалось бы, помехой для учебы. Многое из того, что ты делаешь в школе, дома, в кругу сверстников, содержит в себе "частички" той или иной профессиональной деятельности. Учебные и внеучебные действия можно рассматривать как родственные трудовым, профессиональным. Вот это-то, пусть отдаленное, родство и дает некоторые основания обдумывать выбор будущего дела, "примерять" себя к миру профессий, а не просто следовать случайным соображениям.

4. Максимально проявляй преимущества своего возраста, которые более всего ценят работодатели:

готовность обучаться

мобильность, гибкость

оптимизм

целеустремленность

интерес к современной технике и новым технологиям

здоровье [9, c.143]

Чтобы правильно выбрать будущее дело по душе и по плечу, одних только знаний и рассудительности мало. Нужно сознательно и самостоятельно встать на позицию разного уважения к разным видам труда. Это совсем не просто. Даже многие взрослые работающие люди могут иметь предвзятое, пристрастное и несправедливое мнение о "других", о "чужих" видах деятельности. Намчасто мешают здесь безотчетные чувства, предрассудки и даже любовь к своему делу. А дела людей могут быть подчас неожиданно разнообразны [32, c.9].

 

Вывод к главе 1

 

На сегодняшний день изучение проблем, связанных с профессиональным самоопределением, является необходимой для выбора человеком наиболее подходящей ему профессии. Вопросы профессионального самоопределения интересовали и интересуют по-прежнему отечественных и зарубежных философов, психологов и педагогов. Выбор профессии - задача очень сложная. Прежде чем делать выбор необходимо сначала задуматься над словами "выбор профессии". За краткостью этих слов стоит планирование, обдумывание профессионального жизненного пути. Речь идет о построении правильного проекта профессионального старта.

В отечественной педагогике и психологии накоплен немалый опыт в области теории профессионального самоопределения. Это: теоретические основы профконсультации Климова Е.А., теоретические и практические проблемы мотивации выбора профессии Павлютенкова Е.М., виды, методы, содержание профессионального самоопределения в школе Гришпуна С.С., описания педагогических основ профориентационной работы с учащимися и студентами Захарова Н.Н., личностно - ориентированный подход в процессе профессионального самоопределения Маркова А.К., Пряжникова Н.С.

Профессия как трудовая деятельность имеет определенную структуру:

заданные цели; заданный предмет; система средств труда; система профессиональных служебных обязанностей; система прав; производственная среда, предметные и социальные условия труда.

Существует классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым, которая состоит из четырех ярусов: типы, классы, отделы и группы профессий.

Профессиональное самоопределение обычно связывают с подростковым и юношеским возрастом, поскольку оно является важнейшим новообразованием для данного этапа развития человека. Выбор профессии может оказаться очень трудным для подростка.

Профильное обучение - это средство дифференциации и индивидуализации обучения.Профильные классы работают по индивидуальному учебному плану, оно осуществляется за счет углубления изучения дисциплин базисного компонента и включения спецкурсов. Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников

В курсовой работе приведен отечественный опыт профильного обучения, раскрыты цели, задачи, этапы профильного обучения.

В связи с тем, что некоторые старшеклассники не могут определиться с выбором профессии, в курсовой работе подробно описаны методы оказания психологической помощи старшекласснику при выборе профессии. Раскрыты и схематично представлены восемь углов ситуации выбора профессии, примерная схема решения задач о выборе профессии, этапы планирования профессионального пути Ли и Лейбовиц, факторы профессиональной зрелости, а также план для профконсультационной беседы, разработанная Климовым Е.А.

Таким образом, при выборе профессии старшеклассникам необходима специальная подготовка, которая была бы ориентирована на индивидуализацию обучения исоциализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.




2019-10-11 202 Обсуждений (0)
Методы оказания психологической помощи при выборе профессии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы оказания психологической помощи при выборе профессии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)