Организация службы делопроизводства
2.3.1. Организационные формы работы с документами Делопроизводство может быть организовано в централизованной, децентрализованной или смешанной форме. Централизованная форма предполагает, что полный цикл технологических операций по обработке документов от момента их получения или создания и до сдачи в архив выполняется в одном месте. Например, в секретариате, канцелярии, общем отделе или, если делопроизводственная служба не создана, одним работником — секретарем организации (фирмы). Децентрализованная форма организации документационного обслуживания предполагает, что в одной организации в каждом структурном подразделении создается собственная делопроизводственная служба. Такая служба независимо от центральной службы делопроизводства выполняет весь цикл операций по получению, регистрации, систематизации и хранению документов данного структурного подразделения. Эта форма характерна для организаций (фирм), аппарат которых территориально разобщен. Она применяется также в тех учреждениях, где документирование деятельности требует усиленной защиты информации или деятельность каждого структурного подразделения достаточно обособлена. Смешанная форма организации работы с документами является самой распространенной и встречается чаще всего. При организации делопроизводства в такой форме часть операций с документами (например, прием и обработка поступающих и отправляемых документов, их регистрация, контроль за сроками исполнения, изготовление, тиражирование, архивное хранение) выполняется центральной службой делопроизводства, а в структурных подразделениях, департаментах, выполняются операции по созданию (печати) документов, их систематизации, формированию и хранению дел, их обработке перед сдачей в архив. В каждой конкретной организации (фирме) выбор той или иной организационной формы работы с документами осуществляется ее руководством и самой службой делопроизводства. Выбранная форма работы с документами закрепляется в инструкции по делопроизводству.
2.3.2. Типовые организационные структуры службы делопроизводства Для того чтобы организовать работу по делопроизводству (документационному обеспечению управления), каждая крупная или средняя организация, предприятие, учреждение, а также компания, фирма создает специализированное структурное подразделение. Общее название этого подразделения — служба делопроизводства (служба документационного обеспечения управления). Конкретное название — управление делами, общий отдел, канцелярия и др., устанавливает сама организация. В небольших организациях служба делопроизводства не создается, а вся работа, связанная с документами, выполняется одним сотрудником. Как правило, это секретарь организации (фирмы). Наименование и приблизительная структура делопроизводственной службы государственных учреждений и предприятий была установлена при разработке Основных положений ГСДОУ. Все последующие нормативные правовые акты Российской Федерации относят эти вопросы к компетенции самих организаций. Руководство негосударственных организаций (фирм) может принимать решение о создании службы делопроизводства, ее названии и внутренней структуре самостоятельно. В совместных предприятиях этот вопрос решает правление; в акционерных обществах — учредительная конференция, в кооперативах — общее собрание членов кооператива (Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения. М., 1991. С. 64.
Структура в системе органов управления рассматривается, во-первых, как устойчивая связь, т.е. взаимодействие элементов управления, во-вторых, как схема распределения общего объема функций органа управления между структурными подразделениями. Структура службы ДОУ должна определить место службы в общей структуре организации, оптимальный состав ее внутренних подразделений, их взаимодействие, характер подчинения. Основные положения ГСДОУ частично типизировали названия служб делопроизводства в зависимости от принадлежности организаций и учреждений к определенным группам и уровням управления. УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛАМИ создаются в федеральных органах исполнительной власти, министерствах и ведомствах. Примерная структура управления делами представлена на рис. 2.1. Секретариат — структурное подразделение, создаваемое, как правило, для обслуживания руководства организации. В составе секретариата работают помощник руководителя, секретарь-рефе- рент, технические секретари. Секретариат выполняет следующие типовые функции: • предварительное рассмотрение и подготовка к докладу руководителю поступающих на его имя документов; • подготовка по указанию руководителя проектов отдельных документов и их согласование с функциональными структурными подразделениями организации; • организация и документационное обслуживание совещаний, проводимых руководителем; • бездокументное обслуживание руководителей (организационно-техническое обеспечение, подготовка командировок, телефонное обслуживание, прием посетителей, организация работы приемной, сервисные функции и т.п.). В секретариате может осуществляться и документирование деятельности коллегиальных органов управления. Тогда секретариат выполняет такие виды работы, как: составление проектов планов заседаний, подготовка материалов к заседанию, ведение и оформление протоколов, подготовка проектов решений и контроль за исполнением принятых решений. Однако возможно и создание отдельного подразделения, например секретариата коллегии. Инспекция выполняет функции контроля за исполнением законодательных актов, нормативных правовых актов (постановления и распоряжения Правительства РФ, иные документы органов власти), приказов министра. Канцелярия состоит из нескольких более мелких структурных подразделений — секторов, групп, участков и др. Экспедиция — специализированный участок, осуществляющий прием и отправку поступающих по почте и курьерской связи документов и корреспонденции. Экспедиция выполняет: • прием поступающих документов, их сортировку и распределение по структурным подразделениям; • доставку документов в структурные подразделения; • обработку, упаковку и отправку отправляемых документов; • количественный учет поступающих и отправляемых документов. Подразделение по учету и регистрации документов (сектор, группа и др.) создается для обеспечения регистрации документов. Оно осуществляет следующие функции: • регистрация входящих, исходящих и внутренних документов; • формирование и ведение справочно-информационного массива; • контроль за оформлением и составлением исходящих и внутренних документов (с точки зрения визирования, согласования, соответствия принятым правилам, юридической силы документов и Т.Д.). Группа контроля выполняет: • контроль за сроками исполнения документов; • контроль за сроками исполнения устных распоряжений руководителя; • анализ исполнительской дисциплины; • информирование руководства о ходе выполнения документов и поручений. Машинописное бюро (компьютерный центр подготовки документов) — структурное подразделение, основной задачей которого является создание (печатание, набор текста) документов. Функции машбюро: • перепечатка документов с черновиков; • считка и правка текстов документов; • учет выполняемой работы. Копировально-множительные бюро специализируется на размножении документов. Его задачи: • копирование текстов; • тиражирование текстов документов; • подготовка рекламной продукции, буклетов, брошюр и т.п. Архив является структурным подразделением в составе управления делами, которое создается для хранения и использования документов. Основные функции архива: • прием от структурных подразделений обработанных и подготовленных к хранению дел, оказание им методической помощи; • учет, систематизация, хранение и организация использования документов; • контроль за соблюдением правил формирования, хранения и использования дел в структурных подразделениях; • подготовка дел к передаче на государственное хранение. КАНЦЕЛЯРИЯ как самостоятельное структурное подразделение создается на государственных предприятиях, в научно-исследовательских, проектно-конструкторских организациях, высших учебных заведениях. Примерная структура канцелярии представлена на рис. 2.2.
В составе канцелярии могут быть созданы подразделения (отдел, сектор, группа) по работе с обращениями граждан, копировально-множительное бюро, телетайпная и др. Если в организации не очень большой объем документооборота, то в структуре канцелярии могут не выделяться мелкие подразделения. Но и в этом случае распределение работы между сотрудниками канцелярии, как правило, ведется в соответствии со специализацией. Например, один отвечает за регистрацию поступивших документов, контроль за сроками их исполнения и информационно-справочную работу; второй за копирование, перепечатку документов и делопроизводство по обращениям граждан. Независимо от числа работников канцелярии и распределения обязанностей между ними канцелярия должна выполнять функции, перечисленные выше.
ОБЩИЙ ОТДЕЛ является службой по работе с документами в исполнительных органах власти и исполнительных структурах (мэрии, префектуры, муниципалитеты) местного самоуправления. Примерная структура общего отдела представлена на рис. 2.3. В представленной на рисунке структуре, помимо перечисленных подразделений, типичных для делопроизводственной службы, создается еще протокольный отдел, группа писем и приемная. Необходимость таких подразделений объясняется спецификой деятельности муниципальных органов власти и управления — они ведут прием населения, издают правовые акты по управлению определенной территорией, что объясняет особенности документирования деятельности этих учреждений. Протокольный отдел (группа) создается в органах местного управления, имеющих в своей структуре постоянно действующий коллегиальный орган. Выполняет следующие функции: • подготовка проектов нормативно-распорядительных документов (редактирование, оформление и выпуск) руководства органа местного управления, писем, справок, их согласование со структурными подразделениями; • анализ справок и докладов структурных подразделений, подготовка заключений по ним; • организация и проведение заседаний органа управления, документирование их деятельности; • прием, регистрация, организация хранения и справочно-информационной работы, рассылка принятых документов и их доведение до управляемых объектов. Отдел по работе с обращениями граждан (бюро жалоб, отдел обращений населения и т.п.) создается для: • приема и учета предложений, заявлений и жалоб граждан; • подготовки обращений к рассмотрению руководством; • контроля за сроками подготовки ответных документов в структурных подразделениях учреждения или сторонних организациях; • извещения заявителей о результатах рассмотрения их обращений; • формирования и хранения дел с документами по обращениям; • анализа и обобщения результатов рассмотрения документов в организации и причин обращения. Приемная выполняет следующие функции: • запись граждан на прием к руководителю; • организация приема граждан по личным вопросам руководством организации; • документирование приема. СЕКРЕТАРЬ УЧРЕЖДЕНИЯ (структурного подразделения) выполняет всю работу с документами в небольших учреждениях и организациях, не имеющих внутренней организационной структуры. 2.3.3. Задачи и функции службы делопроизводства Независимо от названия службы делопроизводства основной целью ее деятельности является организация, руководство, координация, контроль и реализация работ по документационному обеспечению. Выполнение этой цели предусматривает решение следующих задач: • постоянное совершенствование форм и методов работы с документами; • обеспечение единого порядка документирования, организации работы с документами, информационно-поисковых систем, контроля исполнения и подготовки документов к передаче в архив в соответствии с действующими государственными нормативно-методическими документами; • сокращение документооборота; • разработка и внедрение нормативных и методических документов по совершенствованию документационного обеспечения в организации и в подведомственной системе, прогрессивных технологий делопроизводства. Исходя из цели и задач службы делопроизводства, определены и виды работ (функции), которые должна выполнять эта служба: 1. Разработка и проектирование бланков документов. 2. Осуществление экспедиционной обработки поступающих (входящих) и отправляемых (исходящих) документов. 3. Регистрация входящих, исходящих и внутренних документов. 4. Информационно-справочная работа по документам организации (фирмы). 5. Организация своевременного рассмотрения руководством организации (фирмы) поступивших документов. 6. Подготовка поступивших документов к докладу руководству организации (фирмы). 7. Контроль за правильностью оформления документов, представляемых на подпись руководству. 8. Регулирование хода исполнения документов, контроль за сроками исполнения документов. 9. Организация машинописного (компьютерного) изготовления текстов документов, их копирования и оперативного размножения. 10. Разработка номенклатуры дел организации, оформление и формирование дел, обеспечение их хранения. 11. Организация и ведение делопроизводства по предложениям, заявлениям, жалобам граждан. 12. Организация работы архива учреждения в соответствии с действующими нормативно-методическими документами межотраслевого действия, подготовленными Федеральной архивной службой (Росархив) Российской Федерации1. Таким образом, делопроизводственная служба выполняет самые разные виды работы — и организационные, и контрольные, и технические, и методические. Перечисленные виды работы делопроизводственной службы относятся к типовым. Они выполняются практически каждой делопроизводственной службой независимо от ее названия, структуры, объема документооборота и направлений деятельности организации (фирмы). В отдельных случаях к перечисленным функциям могут добавляться другие. Например, для крупных делопроизводственных служб характерны такие функции, как контроль за ведением делопроизводства в структурных подразделениях, в филиалах и дочерних структурах; разработка нормативных документов по делопроизводству и др. В организациях, которые уделяют серьезное внимание технологии работы с документами, служба ДОУ принимает активное участие в разработках проектов автоматизации делопроизводства. В небольших организациях, напротив, часть функций может не выполняться. Например, такие функции, как ведение делопроизводства по предложениям, заявлениям, жалобам граждан, подготовка к докладу руководителю поступивших документов и др. 2.3.4. Должностной состав службы делопроизводства Согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей руководителей, специалистов и служащих, а также Квалификационному справочнику[2] по характеру труда работники службы делопроизводства делятся на три категории: руководители, специалисты и технические исполнители. Категория «Руководители» включает заведующего службой делопроизводства (т.е. управляющего делами, зав. канцелярией, зав. общим отделом), заведующего протокольным отделом, начальника секретариата, заведующего архивом, центром подготовки документов, копировального бюро и т.д. Основная функция руководителя — планирование и распределение работы, подбор и расстановка кадров, координация деятельности подразделения в целом, его структурных звеньев и отдельных сотрудников, контроль за выполнением работы. В категорию «Специалисты» включены следующие должности: документовед, помощник руководителя, референт, редактор, архивист, археограф, инспектор, секретарь коллегии, секретарь руководителя, корректор. Функции специалистов связаны с выполнением как технических и оперативных задач, так и творческих операций по анализу и обобщению информации, по разработке нормативно-методической базы делопроизводства, по подготовке по заданию руководства организации проектов документов. Категория «Технические исполнители» включает такие должности, как: экспедитор, делопроизводитель, машинистки и стенографистки, технические секретари, курьеры, операторы организационной техники. Обязанности технических исполнителей сводятся к выполнению операций по передаче, фиксации, учету, доставке и хранению информации. Каждая организация при организации службы ДОУ формирует наиболее рациональный для нее должностной состав из перечня должностей, установленных в Квалификационном справочнике. Конкретный должностной и численный состав службы ДОУ (с указанием наименования должности, заработной платы, количества штатных единиц) устанавливается в штатном расписании организации. Таким образом, организация службы ДОУ включает решение целого ряда вопросов — о выборе формы работы с документами, структуры службы, ее названия, должностного и численного состава. Контрольные вопросы и задания 1. Какие формы организации работы с документами используются в учреждениях и организациях? 2. Какие структурные части входят в состав канцелярии? 3. Перечислите задачи службы делопроизводства. 4. Какие функции типичны для делопроизводственной службы? 5. Какие функции делопроизводственной службы относятся к контрольным? 6. Какие функции делопроизводственной службы относятся к методическим? 7. Какие функции делопроизводственной службы относятся к организационным? 8. Какие должности работников службы ДОУ относятся к категории специалистов? 9. Какие должности работников службы ДОУ относятся к категории технических исполнителей?
[1] [2] Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей руководителей, специалистов и служащих. М., 1995; Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. М.: Минтруд РФ, 1998.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (343)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |