Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Главный тезис Платона – знания есть воспоминания.



2019-08-13 170 Обсуждений (0)
Главный тезис Платона – знания есть воспоминания. 0.00 из 5.00 0 оценок




Любое мировоззрение отражает ключевые отношения в обществе.

Религиозное мировоззрение

Научное определение Энгельса - религия есть нечто иное как

фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые

господствуют над ними в их повседневной жизни. Отражение в котором

земные силы принимают форму не земных.

Религия - мировоззрение, ориентированное на сверхъестественное.

Причины становления религии: Социальные - беспомощность человека

перед стихийными силами природы и общества.

Философское мировоззрение – обращено в человеческое сознание. Метод рефлексии. Идеология направлена на сохранение общества. Явление это продукт воздействия на другой предмет. Сущность – совокупность отношений с другими людьми.


13 2 вида классификаций мировоззрений

Мировоззрение – это совокупность знаний, представлений и взглядов на мир человека и на место человека в этом мире.

1. Мироощущение.

Ощущение – это отражение в голове человека отдельных свойств или признаков предмета.

Мироощущение – эмоциональное отношение к миру.

Мировосприятие.

Восприятие – отражение в голове человека предмета в целом, как совокупность ощущений, своего рода чувственный образ предмета.

Мировосприятие отражает ключевые отношения в обществе.

3. Миропонимание.

Понятие – это эмпирическое отражение одного, но существенного признака предмета.

Миропонимание – это картина мира, как совокупность всеобщих законов.


14. Мифология

Мифология – это повествование о становлении мира природного и культурного.

Миф - повествование о сотворение мира природного и культурного.

Признаки мифа:

1) Олицетворение и оживотворение природных явлений. Природные

явления олицетворяются в виде животных или людей.

2) Миф переносит кровные отношения с родственниками на весь

окружающий мир.

Миф нужен для сохранения вида человека. Мифология способствует сохранению человеческого рода, так как не посягает на целостность общества - кровно – родственные отношения.

Мифы о природе - космогония.

Мифы об обществе - героические мифы.

Явление - результат воздействия предмета на предмет.

Сущность человека - совокупность отношений.

 

Функция мифа по защите общества –

1)сохранение общества,

предотвращать попытки со стороны людей его раскола. Изменения

должны быть естественными, а не с помощью силы.

2) Миф фиксирует в свои ткани традиции, такие как иницация - юноши и

девушки инициируются в мужчин и женщин. Физически сила, духовная

сила, эротическая сила.

3)власть. Без плодовитости человека смещают. Род

должен вести тот, кто является символом плодородия.

 

15. Религия

Научное определение Энгельса - религия есть нечто  не иное ,как

фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые

господствуют над ними в их повседневной жизни, отражение в котором

земные силы принимают форму не земных.

Религия - мировоззрение, ориентированное на сверхъестественное.

Причины становления религии:

1. Социальные причины - беспомощность человека

перед стихийными силами природы и общества.

2. Эмоциональные причины (негативные) – беспомощность человека перед безысходностью;

3. Гносологические причины - Человек не

мог дать определение сверхъестественному, пока не научился обобщать и абстрагировать.

16. Предмет философии. Специфика философского знания. Функции философии

Философия - это специфический род знаний, имеющий дело с проблемами, выходящими за рамки компетенции позитивных (конкретных) наук. Философия это не наука.

Основной вопрос философии это отношение бытия и мышления.

1. Отношение между материей и сознанием. Что первично и что вторично.

2. Познаваемый мир. Может ли сознание познать бытие. Это гносеологическая точка зрения

Область знания: с каждой эпохой возникают те же самые вопросы, на которые по-разному отвечают.

Функции философии:

- мировоззренческая

Мировоззрение – это совокупность знаний, представлений и взглядов на мир человека и на место человека в этом мире. Философия имеет дело с предельно общими понятиями.

- познавательная;

- идеологическая;

Специфика философии:

Отличие философии от науки

- разные проблемы – у философии мировоззренческие проблемы, на которые нет окончательного ответа;

-разные предметы. У науки это реально существующие объекты, а в философии внимание обращено в человеческое сознание, она рефлексивна.

- философия не имеет эксперимента;

- наука пользуется научными методами, а философия использует все возможные методы;

- у науки есть эмпирический и теоретические уровни, а в философии только теоретический;

17. Причины и условия возникновения философии

В античное время в Европе существовало мифологическое мировоззрение.

Чтобы появился новый менталитет, нужны были веские причины

Причины:

1. Смена социального строя;

2. Становление рационального мышления;

3. Появление денег;

4. Создание железных орудий труда;

5. Агонистический характер греков

Смена социального строя –

Первоначально были кровно - родственные отношения, патриархат. Затем появились рабовладельческий строй. От мифологии к философии. С изменением ключевых отношений общества меняется и мировоззрение.

Становление рационального мышления –

Необходимо было рационально мыслить, чтобы составлять законы. Первоначальное мышление – мышление по форме предметов, поверхностное. Логика предметов означает судить не по форме. Это стало целью целого народа.

Появление  денег –

Деньги – это товар. Появляются основы товарного обращения. Деньги есть основа товарного мира, а что стало основой реального мира? - Первые вопросы, отправляющие к философии

Создание железных орудий труда

До железных орудий были деревянные, медные, бронзовые - очень хрупкие. Железо позволило части населения освободиться от физического труда. В первую очередь - знати. Они спонсировали людей - науку, философию, искусство. Аристократия стала

заказчиком. Те, кто мог заниматься умственным трудом - освобождался от физического. Тяжелый умственный труд не совместим с физическим трудом.

 

Агонистический характер греков

 Чисто греческий повод - агностический характер. Агония - борьба жизни и

смерти. Аго - значит соревнования. Мудрецы должны были доказывать что

они правы - рационально объяснять. Рациональное мышление - однобоко.

Философия без рационального мышления существовать не может

Агонистический характер греков – конфликт, соревнование

Ранняя мифология - боги и стихии отождествленны

Поздняя мифология – они разделяются. В поздней стихии и боги разделяются - боги руководят стихиями, в результате чего первые философы положили в основу своих

мышлений стихии. Философия взяла из мифологии мировоззренческие проблемы.

18. Понятие профилософии и парафилософии

Конкретно философия взяла от мифологии мировоззренческие проблемы. Наука работала на выработку рационального мышления. Наука возникла раньше философии.

Наука и мифология были профилософией (про - перед, до) наука дала рациональный способ решения проблем, поставленные мифологией. После возникновения философии мифология деградировала. Наука и философия же развивались и в результате их начали называть – парафилософией (околофилософия).

Профилософия – совокупность развитой мифологии и зачатков науки. Это понятие Чанышева. Это то, что послужило генезисом философии. Здесь мифологии ставила мировоззренческие проблемы, это было стихийно, и появление духа рационализма, как зачатка науки. На первых парах это всего лишь попытка решить мировоззренческие проблемы, с помощью какого- либо метода, который считается рациональным.

 

В парафилософии мифология находит свое продолжение в литературе, искусстве.


19. Основной вопрос философии и 2 его стороны

Философия - это специфический род знаний, имеющий дело с проблемами, выходящими за рамки компетенции позитивных (конкретных) наук. Философия это не наука.

Основной вопрос философии это отношение бытия и мышления.

3. Отношение между материей и сознанием. Что первично и что вторично.

4. Познаваемый мир. Может ли сознание познать бытие. Это гносеологическая точка зрения

Далее идут вопросы - идеализм и материализм.

Идеализм - это философское учение, которое считает что первичное в мире это нечто идеальное (нематериальное)

Объективный идеализм -

то есть то, что существует, все, что произошло независимо от нас произошло из объективного, но не материального. Бог идеален. Приверженцы – Й. Шеллинг и Ф. Гегель, Платон, Аристотель.

 субъективный идеализм

 в основе мира лежит идея, что мира нет вообще, а есть только мое представление о мире. То есть под первоначалом понимает мышление, чувства, сознание. Приверженцы – Д. Юм, софисты.

Материализм – духовное как развитие от материального. Начало мира это материя.

1. Гилозоизм – мир в виде организма, физиологическое образование (он наивный, спонтанный, стихийный);

Это античный материализм, он неосознанный, так как особо не было выбора, потому что греки не имели представления об идеальном. Просто не знали, что такое духовное. Душа для них материальна.

2. Метафизический – механические законы  НОВОГО ВРЕМЕНИ (причины). Первопричина это Бог (та причина, которая толкает все причины);

Этот материализм был непоследовательным, так как требовал Бога помимо ограниченных законов движения для объяснения явлений, не поддающихся под законы механики. Приверженцы Т. Гоббс и Дж. Локк. Механистические законы. Например, почему движется тело, где начальное движение тел, что толкнуло первое тело.

3. Вульгарный или физиологический материализм

Считали мысль материальной. Мысль существует как вещество, мысль вырабатывается мозгом, как желчь печенью. Фохт, Молешотт.

4. Диалектический – единство и борьба противоположностей (Маркс, Энгельс);

Источник любого движения находится в самом развивающем объекте, то есть материи, то есть в единстве и борьбы противоположностей.


20. Виды идеализма. Объективный идеализм

Идеализм - это философское учение, которое считает что первичное в мире это нечто идеальное (нематериальное)

Объективный идеализм -

то есть то, что существует, все, что произошло независимо от нас произошло из объективного, но не материального. Бог идеален


21. Виды идеализма. Субъективный идеализм.

Идеализм - это философское учение, которое считает что первичное в мире это нечто идеальное (нематериальное)

субъективный идеализм –

 в основе мира лежит идея, что мира нет вообще, а есть только мое представление о мире. То есть под первоначалом понимает мышление, чувства, сознание.

 

22. Исторические формы материализма

Материализм – духовное как развитие от материального.

1. Гилозоизм – мир в виде организма, физиологическое образование (он наивный, спонтанный, стихийный);

Это античный материализм, он неосознанный, так как особо не было выбора, потому что греки не имели представления об идеальном.

2. Метафизический – механические законы НОВОГО ВРЕМЕНИ (причины). Первопричина это Бог (та причина, которая толкает все причины);

Этот материализм был непоследовательным, так как требовал Бога помимо ограниченных законов движения для объяснения явлений, не поддающихся под законы механики. Приверженцы Т. Гоббс и Дж. Локк

3. Диалектический – единство и борьба противоположностей (Маркс, Энгельс);


23. 2 метода философии. Диалектика и метафизика

Диалектика – это учение о всеобщей связи и развитии. Все развивается по определенным законам.

Метафизический – механические законы НОВОГО ВРЕМЕНИ (причины). Первопричина это Бог (та причина, которая толкает все причины);

Этот материализм был непоследовательным, так как требовал Бога помимо ограниченных законов движения для объяснения явлений, не поддающихся под законы механики. Приверженцы Т. Гоббс и Дж. Локк

Продолжение см билет законы диалектики 24.1 и диалектика по Марксу и 12.2 и 13.2

24. Понятие диалектики. Законы и категории диалектики

Диалектика – это учение о всеобщей связи и развитии. Все развивается по определенным законам.

Бытие нельзя определить дедуктивно и индуктивно. Это понятие нельзя подвести к более общему понятию и оно не является характеристикой предмета. Это уже предельно общее понятие. Но и от частого к общему тоже нельзя- уже это и есть общее понятие. Так как бытие не объяснить – значит, оно негативно для материалистов. Все материалисты хотят составить систему. Из бытия нельзя вывести никакие другие понятия.

Поэтому марксисты предлагают другое начало, из которого это можно вывести. Вместо бытия – материя. Благодаря понятию материя мир предстает как нечто единое. Бытие не объединяет вещи, но если мы говорим о материальном мире, что все есть материя, то мы представляем, что материя непрерывна, а значит едина. Мире един. Все материально.

Материя существует в пространстве и времени. Из понятия материи выходят 2 понятия – пространство и время, которые наводят нас на мысль о движении. А движение может иметь много видов, а за каждым видом движения стоит качество. 

Категория – это предельно общее понятие. Обычно он представляет собой маленький закон. Это некое отношение.

Закон – это существенное, необходимое, постоянное, всеобщее, повторяющееся связь предмета и явлений действительности.

Материалистическая диалектика, вслед за Гегелем, выводит 3 закона диалектики:

1. Закон единства и борьбы противоположностей – этот закон является источником движения. Столкновение дает толчок к развитию – прогресс.

2. Закон перехода количества в качество – «Все течет, все меняется», «Нельзя в одну реку войти дважды» (Гераклит)

Вначале в любом объекте есть количество, и лишь потом, при переходе через меру (соотношение количества и качества, при котором количественные изменения не приводят к качественным изменениям) переходят в качественные изменения. Причем изменения не приводят к начальному изменению.

3. Закон отрицания отрицания – любое изменение в конечном случае возвращается к изначальному состоянию, но на более высоком уровне (пример – спираль).

 

25. Цивилизационные концепции развития общества

Все общество разбито на цивилизации, народности и каждое такое сообщество имеет свои этапы развития. И каждое такое общество имеет свои законы и этапы развития.

Этой точки зрения придерживались Тоинби, Тейлор, Чаадаев, Данилевский, Гумилев.

Чаадаев говорил о том, что у России свой, самобытный путь развития.

 Общество развивается по 3 этапам:

1. Развитие

2. Кульминация

3. Спад

Все общество делится на группы – по Гумилеву этносы, а по Шпенглеру культуры, Даниловский – культурно – исторические общности.

По Гумилеву

1. Развитие.

2. Акватический период. Пассионарии.

3. Фаза надлома. Войны и выживание.

4. Фаза инерции – развитие культуры

5. Фаза застоя

6. Распад общества

26. Формационные концепции развития общества

Эта концепция представляет собой человечество и мир как единый организм, все части которого развиваются по одной линии и по одним и тем же законам и этапам. Развитие от простого к сложному. Бесконечный процесс. От несвободы к свободе. Это прогресс. Он бесконечный и конец лишь смерть.

Формация – это этап развития общества.

Этой точки зрения придерживался Энгельс, Маркс

Исторический материализм по Марксу….( см билет 22 и 26 2 часть)

 

27. Понятие бытия в философии

Есть 2 точки зрения:

1) Бытие – это есть, свойство быть (Соловьев), существовать (экзистенциалисты, Хайдегггер);

2) Бытие – двусмысленное, неопределенное понятие. Вместо него поставим слово материя. Бытие – сущее, материя (Маркс)

Для первых бытие нельзя определить дедуктивно и индуктивно. Это понятие нельзя подвести к более общему понятию и оно не является характеристикой предмета. Это уже предельно общее понятие. Но и от частого к общему тоже нельзя- уже это и есть общее понятие. Поэтому Хайдеггер вопрошает к сущему, но не к логике, а к чувствам. Бытие не объяснить, но можно пережить.

Для вторых, так как это понятие не объяснить – значит, оно негативно для материалистов. Все материалисты хотят составить систему. Из бытия нельзя вывести никакие другие понятия.

Поэтому марксисты предлагают другое начало, из которого это можно вывести. Вместо бытия – материя. Благодаря понятию материя мир предстает как нечто единое. Бытие не объединяет вещи, но если мы говорим о материальном мире, что все есть материя, то мы представляем, что материя непрерывна, а значит едина. Мире един. Все материально.

Материя существует в пространстве и времени. Из понятия материи выходят 2 понятия – пространство и время, которые наводят нас на мысль о движении. А движение может иметь много видов, а за каждым видом движения стоит качество.  

Категория – это предельно общее понятие. Обычно он представляет собой маленький закон. Это некое отношение.

Закон – это существенное, необходимое, постоянное, всеобщее, повторяющееся связь предмета и явлений действительности.

Материалистическая диалектика, вслед за Гегелем, выводит 3 закона диалектики:

1. Закон единства и борьбы противоположностей – этот закон является источником движения. Столкновение дает толчок к развитию – прогресс.

2. Закон перехода количества в качество – «Все течет, все меняется», «Нельзя в одну реку войти дважды» (Гераклит)

Вначале в любом объекте есть количество, и лишь потом, при переходе через меру (соотношение количества и качества, при котором количественные изменения не приводят к качественным изменениям) переходят в качественные изменения. Причем изменения не приводят к начальному изменению.

3. Закон отрицания отрицания – любое изменение в конечном случае возвращается к изначальному состоянию, но на более высоком уровне (пример – спираль).


28. Проблема человека в философии

«Человек – это двуногое, бесперое, с мягкой мочкой уха» Аристотель

Человек – это политическое, то есть общественное, животное, ибо сущность человека есть совокупность общественных отношений.

Человек раздвоен в своей сущности – с одной стороны он животное, с другой то, что он отличается от животного.

В Средневековье – совесть.

Христианство – человек кровожаден, но духовен.

В Новое время человека пытались объяснить с точки зрения механизма. Но в этом мешало наличие свободы воли – это объяснялось наличием души.

Религиозная русская философия в 19 веке объясняла человека как разорванное существо – несчастное. Его тело подчиняется законам животного мира, а душа рвется в вечность. Человек – это храм души. Человек ни земное, ни небесное.

Экзистенциалисты, Ясперс, считали, что человек существо несчастное, так как его тело выполняет определенный биологический цикл, но у него есть духовная жизнь – душа бесконечна. Человек обладает огромным количеством талантов, которые он не успевает реализовать за всю жизнь. И именно это и делает его несчастным, поэтому человек должен быть свободен – менять жилье, работу, социальное положение.

Марксисты считали, что человек – это животное, производящее орудия труда. Орудия труда имеют свою логику. Попытка побороть свою природу и вызывает труд.

Человек проявляется в отношении к другим людям, в поступках. Это сущность человека.

Неорганическое тело человека – это результаты деятельности человека.

Через это человек входит в отношении к даже незнакомым людям.(Например столы в аудитории).

Сам человек обладает аспектами:

Индивид

То есть человек это представитель рода человека – один из многих; то есть как у Аристотеля.

Индивидуальность

Совокупность свойств, отличающих человека от других людей; могут быть яркими и тусклыми, речь идет о талантах.

Личность

Это человек, который способен на самостоятельные поступки и на ответственность за них. Принципы человека.


29. Сознание. Его сущность. Происхождение
1.Сознание – это состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчете об этих событиях.

Похоже на философию экзистенциализма. Идет переживания через эмоции, но последний пункт – отчет, подразумевает рационализм. Недостаток – не указывает природу сознания.

2.Сознание – это категория, для обозначения ментальной деятельности человека по отношению к самой этой деятельности.

Это понимание того, что мы делаем, но и это понятие не дает нам природу сознания.

3.Сознание – это активное отражение действительности в голове человека.

Отражение это более общее понятие по отношению к сознанию. Оно на разных уровнях развития материи имеет разную сущность.

3 уровня:

- неорганический;

Отражение является свойством материи изменять свою структуру в соответствии со структурой, воздействующую на нее объекта. (То есть это результат воздействия)

- органический;

Отражение является средством приспособления организма к окружающей действительности. (Не заяц меняет шубу, а его организм)

- общественный;

Отражение является средством приспособления окружающей среды к целям и потребностям человека. (Тут сознание сигнализирует к тому, как преобразовывать окружающую среду – процесс труда). В данном случае сознание – это продукт деятельности человека.

Свойства сознания:

1. Целеполагание – у человека есть сознание, которое ставит цели;

2. Способность планировать, проектировать – чем отличается самый плохой архитектор от пчелы – человек в голове строит план и т.д.

3. Избирательность – сознание избирательно отражает предметы;

 

История философии-
1. Философия Милетской школы. Фалес. Анаксимандр.Анаксимен.

Фалес

Считается родоначальником греческой философии. Его представления об основе мира были такими, потому что остров Милет был со всех сторон окружен водой.

Все полно воды и полно богов.

Фалес считал, что земля - это диск, плавающий на воде. Водная гладь накрыта куполом. Все находится в воде и через воду. Земля подобно листу кувшинки покоится на воде. Земля также крутится на воде. Вода является первоначалом. Вода живая, это живая, 5 стихия, она оживотворяет все, и время от времени она поглощает все, циклический процесс- она дает жизнь и отнимает ее.

Гилозоизм - представление о мире как о живом организме. Фалес

считает что вода живая, одушевлённая. Все полно богов. Вода -

символ того что водой не является но имеет свойства воды. Вода может и сокрушать. Вода поглощает землю и рождает ее вновь.

Анаксимандр

первый человек, которого греки называют философом. Происходил из Аристократических кругов. Занимаясь философскими проблемами, он считал, что занимается религиозными проблемами - был жрецом. При этом проявлял мальчишеские черты. Часто играл с детьми, устраивал аттракционы для них. Заботился о Милете, построил солнечные

часы, серьезно занимался наукой, составил первую карту мира, где была только часть Азии, Африки, Греции и Италии. Построил первую систему геометрии. Наиболее ценными считаются его философские взгляды.

Считает, что мир произошел из первоначальной стихии "Аперон" - беспредельной. Пределом греки считали так же качество вещи. Определенное, бескачественное. Неисчерпаемое - бесконечное, беспредельное.

 

В первую очередь Аперон - это движение, из которого рождаются противоположности, а из этого появляются вещи.

Аперон наказывает вещи за несправедливость, возвращая их в себя. Апейрон порождая мир, поглощает его в себя.

Преступление – то, за что поглощает - нарушение меры. Стихии постоянно нарушают меру, нарушая предел - беспредел.

Циклический процесс расширения мира.

Суждение с Фалесом отличается в том, что последний имел в виду под стихией что то

осязаемое, а Анаксимандр имеет в виду что то не осязаемое.

 

Ученик Анаксимандра - Анаксимен - делает шаг назад. Идет по стопам учителя, но мыслит приземленно. Приравнивает Аперон к воздуху. Воздух - это дыхание, душа. В итоге по Анаксимену мир порождает мировая душа. Воздух, сгущаясь, порождает

воду, а затем землю. Анаксимен первый разъясняет появление стихий.


2. Философия Гераклита

Гераклит из Эфеса. Не оставил школы, был одиночкой. Отец Гераклита был царем города Эфеса. Рассчитывал, что унаследует трон от своего отца, но жители установили демократию. Гераклиту предложили пост главного жреца, но он отказался и ушел в леса. Жил некоторое время у храма бога Апполона, где пифии предсказывали судьбу. Гераклит перенял язык пифий.

Его произведения очень сложны для понимания. Не знал языка философии и выражался языком священнослужителей. Жители города Эфеса попросили его составить законы, на что он ответил по первому варианту, что жители слишком испорчены и законы им

не нужны. По другому варианту, что не нужны законы баранам. После чего ушел глубже в горы, где жил до 50 лет.

 Там написал книгу о природе вещей. В 50 он почувствовал что заболел водянкой, от плохой воды. Не смог объяснить врачам, что болеет, в результате пошел на главную площадь эфеса и занялся самолечением. Он намазался свежим навозом и лег под

солнышком, в итоге скончался от солнечного удара.

Философия Гераклита: Положил в основу мира - огонь – самую подвижную стихию. Огонь творит мир подобно удару молнии. Таинство тождество символа и реальности. Огонь мистическим образом творил мир.

Объединил в своей философии мистицизм и реализм. Был диалектиком - учение о развитии - все постоянно меняется и движется.

 Природа похожа на ребенка, играющего в шашки. Нет ничего в природе постоянного: но в то же время все противоположности остаются в рамках единого - логос.

Логос - мыслящее слово, как материальное слово. Рабы огонь, рабовладельцы - логос, разум, то, что все объединяет. Логос так же дыхание. Логос то, что внутри нас и эти мы познаем логос, который окружает нас.

Принимая под многознанием - знание фактов.

Надо знать высшую мудрость, не мне но логосу мнемля то что все едино.

Задача познания состоит в том, чтобы познать смысл, что сотворивший и объединивший - логос. Познать надо не факты, а законы и  закономерности, принципы.

Душа - некое горячее испарение или искра. Лучшая душа - сухая. В теле человека душа влажная и она там умирает, как умирает тело, душа живет. Гераклит говорит, что тождествен Аид Дионисом, одержимый коем, они беснуются и предаются вакханалией. Здесь Гераклит отождествляет этих двух богов. Удовлетворение похоти делает душу мертвой.

3. Пифагорейская философия

Выходец с острова Самос, из Ионии, Пифагор долгие годы провел на Востоке, учась у жрецов Египта и Персии и гимнософистов Индии. Затем он

едет на Аппенинский полуостров и действительно создает там религиозный союз. И это не противоречит мнению о глубокой учености Пифагора. Ведь наука на Востоке, особенно в Египте, активно развивалась в рамках именно религиозно-мифологического мировоззрения. Возможно, это происходило потому, что египтяне, творцы оригинальной мифологии, понимали, в отличие от древних греков, что последняя (мифология) на самом деле не является слепком с действительности, а, скорее,

представляет собой систему символов, играющих роль посредников между людьми и непостижимой действительностью. Поэтому они были способны на компромисс и определенную гибкость в вопросах мировоззрения, которое, сохраняя мифологическую сущность, могло меняться под влиянием жизненных обстоятельств, в том числе и научных достижений.

Как и другие ученые того времени, Пифагор сочетал рациональные взгляды с мистикой. Наука, и в особенности наука о числах – математика – играла в жизни пифагорейского союза роль средства, очищающего душу человека тем, что уводила его от земных ценностей в область чистого духа.

Как считает А.Н. Чанышев, из всего, что было сказано о Пифагоре в глубокой древности и в относительно позднее время, более или менее отчетливо просматривается его тезис о том, что «самое мудрое –число». С этим тезисом связаны такие высказывания мыслителя, как «справедливость есть число, помноженное само на себя», «душа есть гармония» (гармония для пифагорейцев –числовое отношение) и другие. Наконец, несомненно, что именно Пифагору принадлежит идея, заключающаяся в том, что число –основа всего сущего. Иными словами, Пифагор возвел это конкретное математическое понятие в философский принцип, придав ему функцию упорядочивания мироздания. С

самого начала мистика пифагорейцев, писал А.Ф. Лосев, «должна была иметь внутреннее отношение к числовой гармонии, провозвестниками которой пифагорейцы были всегда»12.

Каковы же мотивы, подвигнувшие Пифагора и пифагорейцев на принятие числа в качестве первоосновы мира? Подобно тому, как картина мира милетской школы складывалась под непосредственным влиянием мифологий Гомера и Гесиода, ключевые принципы пифагорейской философии, как считает А.Ф. Лосев, формировались под воздействием культа Диониса, лежащего в основе мифологии орфиков. «Дионис, –говорил он, –это божество производительных сил природы,

нашедших отражение в человеческой психике в том же буйном и творческом виде, в каком они существуют и сами по себе, независимо от человека».

Дионисийские празднества в древней Греции носили оргиастический характер. Участники этих оргий впадали в состояние экзальтации, буйного экстаза и исступленного восторга. Через призму этого состояния природа воспринималась ими как проявление «бесконечной мощи, творческого изобилия и вечно рождающей полноты жизни».

Говоря проще, в человеческом восприятии она принимала образ живого, неистощимого,

мощного потока энергии. И этот образ затмевал те конкретные явления, обладавшие определенными качествами, в которых природа существует в феноменальном мире. Но когда качества исчезают, их место в представлениях людей занимают такие характеристики, как размер, длительность, соотношение между предметами или частями предметов, то есть количества или числа. И творческая мощь или энергия бытия, идущая от аморфного начала «к расчлененному, завершенному и гармонически цельному организму»13 понималась пифагорейцами как числа. Поэтому и Бог у них есть «неизреченное число», и космос, и тело, и душа человека также наделяются в их учении образами чисел.

4. Философия элиатов/ Парменид и Зенон

Характерным для элеатов является учение о едином бытии - непрерывном, бесконечном, одинаково присутствующей в каждом элементе действительности. Они впервые поставили вопрос отношения бытия и мышления.

Парменид (7-6 в до н.э.) говорил, что "мыслить и быть - одно и то же". Однако он не считал, что бытие и мышление тождественно.

Бытие едино и неподвижно. Любое изменение предполагает уход каких-либо качеств в небытие - поэтому бытие неизменно.

Путь истины по Пармениду - путь разума. Чувства вводят человека в заблуждение, поэтому в познании нужно опираться на разум.

Зенон доказывал неподвижность бытия апориями (логическими парадоксами). Апории Зенона выявляют противоречия, свойственные человеческому сознанию.

-Апория "Летящая стрела": если разделить траекторию движения стрелы на точки, то получается, что в каждой точке стрела покоится.

  -Апория - Ахил и черепаха:

Ахилл - имя его происходит от реки Ахиллой, нога - быстроногий.

Ахилл соревновался с черепахой. Ахилл дал фору черепахе. За то время когда он продвигался, черепаха все ровно продвигалась на маленькое расстояние - т.н. бесконечно малое.

Все учение элеатов было направлено на разделение чувственного познания изменяющихся вещей и интеллектуального познания, имеющего особый неизменный предмет (бытие). Открытие этого предмета дает возможность для существования философского и вообще точного доказательного знания.

Элеаты ввели в философию следующие категории (основные

операционные единицы философии, предельно общие понятия): бытие, небытие, движение.

Философия Парменида заключается в следующем: всевозможные системы миропонимания базируются на одной из трех посылок:

1)Есть только бытие, небытиянет;

2)Существует не только бытие, но и небытие;

3)Бытие и небытие тождественны.Истинной

 Парменид признает только первую посылку.

Согласно ему, бытие едино, неделимо, неизменяемо, вневременно, закончено в себе, только оно истинно сущее;

 Бытия в мире столько, сколько есть – ни больше, ни меньше. Если в бытии есть какие - то вещи отдельные, то между ними можно поставить еще какие - то вещи, а между ними еще и так до бесконечности. В конечном бытье ограниченно количество отрезков -то же самое как делить отрезок пополам, потом еще и еще. Бытие нельзя разделить на бесконечное кол-во отрезков, но можно разделить на конечное количество отрезков. Огромное бытие состоит из нулей, состоит из пустоты.

множественность, изменчивость, прерывность, текучесть - все это удел мнимого. Рассуждения Зенона привели к необходимости переосмыслить такие важные методологические вопросы, как природа бесконечности, соотношение между непрерывным и прерывным и т.п. Они обратили внимание математиков на непрочность фундамента их научной деятельности и таким образом оказали стимулирующее воздействие на прогресс этой науки. Апории Зенона связаны с нахождением суммы бесконечной геометрической прогрессии.

5. Философия Демокрита

Материалист. Верил в то, что мир состоит из неделимых частиц. Никаких качеств, кроме формы – частицы не обладают.  Эти частицы летят в пустоте.

 

Почему летят? На это он ответил, что каждый летит к своему месту. В полете они сталкиваются, образуя завихрения, которые образуют завихрения,

создающие тела. При этом между атомами существует бесконечно малая пустота.

 

Сделал этот вывод исходя из настроений, ходивших тогда в обществе - отношение общественных отношений. Эти плотные тела - атомы - образуют целые миры, на многих из которых образуется жизнь.

 

В те времена представления о том, откуда берется жизнь были весьма туманны. Демокрит говорил, что жизнь появляется из соединения влажного и теплого. Взял амфору, положил зерно туда и через неделю обнаружил там мышиный выводок.

 

Демокрит считал что первые люди вышли из растрескнувшейся земли.

Демокрит был первым историком. Описывал развитие людей от первобытности до античности.

Демокрит не верил в богов считал, что это временные сложения

из атомов, как радуги. Душа человеческая так же состоит из

атомов и исчезает со смертью время.

Считал что есть зловредные вещи, образ которых проникал в

душу человека. 

6. Философия Сократа

Главную задачу своей философии Сократ видел в познании самого себя и других. Главная проблема – что такое понятие.

Сократ впервые поставил такой вопрос как понятие. Понятие - некий общий признак или их совокупность?

Сократ в основном интересуется человеком. Стре



2019-08-13 170 Обсуждений (0)
Главный тезис Платона – знания есть воспоминания. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Главный тезис Платона – знания есть воспоминания.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (170)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)