Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Отчасти это субъективный идеализм, а отчасти объективный (т. к. Бог существует вне).



2019-08-13 239 Обсуждений (0)
Отчасти это субъективный идеализм, а отчасти объективный (т. к. Бог существует вне). 0.00 из 5.00 0 оценок




17. Скептицизм. Давид Юм

Полная противоположность Беркли.

Все знания из ощущений, что ощущения это ширма между мной и миром. Значит, я знаю только ощущения и не знаю мира. Но он более последователен – раз я знаю только ощущения, я не могу судить о том, есть мир или его нет.

Отрицал наличие общего. Откуда тогда люди знают об общих законах?

Если общего не существует, откуда у нас знание о нем? Откуда у нас законы этого мира?

Люди получают все из ощущений, и они видят некую последовательность событий в мире.

Есть события, между которыми есть причинно – следственная связь. На самом деле эти события сами по себе, но тем не менее она вызывает своеобразные законы. (пример люди наступили на лужу, промокли, умерли, люди видят это и больше не наступают в нее, своеобразный закон). Появляются ассоциации ряда. Ассоциации и ожидаемый результат и есть причинно- следственная связь. На самом деле все происходит в голове.

 

 

18. Философия Канта

Его задача примерить два течения - Рационализм и эмперизм.

Эмпиризм- нет ничего в ощущениях, чего не было бы в знаниях,

рационализм - нет ничего в разуме, чего не было бы в ощущениях.

Перед кантом стояла задача примирить эти течения.

Он говорит что есть два вида знаний: априорное - форма

знаний, знания всегда истинные, до опытные или вне опытные.

Второй вид знаний апостериорные - чувственное,опытные. Знания

чувственные - материя знания и касаются содержания знаний, а не

их формы.

Далее Кант спрашивает - какие знания всегда не обычные?

Аналитические знания - знания получаемые путём разделения уже

существующего понятия. Знания получаемое путём анализа уже

готового понятия. Знания, которые мы можем вывести о понятии в

уме - мы можем получить такое знание, без которого понятие не

мыслится. Например тело - всегда пространство, протяженность.

Другие примеры: огонь - свет; вода - жидкость. Такое знание

Канта не интересует, потому что оно уже заложено в понятие

человека, но ничего нового не формулирует.

Его интересует другое знание - знание синтетическое: знание

получаемое путём прибавления нового знания к уже имеющемся.

Кант спрашивает, какое знание всегда синтетично? Ответ -

империческое, апостериорное знание. Знание чувственное, не

гарантирующее истины. Империческое знание мало интересует

Канта, так как оно не гарантирует истину, и поэтому его

интересует априориное синтетическое знание.

Канта интересует знание априорное и синтетическое. Пример: С

точки зрения математики: 7+5=12. Это знание априорное и

синтетическое. Знание суммы синтетическое, априорное, потому

что аналитически разлажить нельзя, значит синтетическое. С

точки зрения физики: Как бы не изменялся мир - кол-во материи

не изменяется. Это априорное знание, полученное не из опыта и не

из анализа. В этих знаниях мы не сомневаемся, поэтому это

Как возможна априорная математика, естественная наука и

метафизика как наука?

Математика: Исключительно априорная наука. Имеет дела с

чувственными предметами, потому что например геометрия и

арифметика уже развитые ко времени Кант: Геометрия - наука о

формах, треугольники, прямоугольники и др - чувственные

предметы. Арифметика имеет дело с кол-вом реальных

предметов, их количеством, то есть опять с чувственными

предметами. Особенность этих предметов - чувственные предметы

существуют в пространстве и времени.

Пример из естествознания: уничтожение материи - сколько её не

уничтожай, её останется все ровно то же количество.

Современные понятия:

Пространство - отношение между предметами, существующими

один возле другого. Порядок расположения предметов

относительно друг друга. Простой пример - пространство в

аудитории - отношения между стенами и потолком. Понятие возле

- относительно.

Время - отношения между предметами, существующими один

после другого - временное отношение.

Понятия времени Канта:

Понятия - пустота. Откуда у человека понятие о пространстве и

времени, каким путём оно получится, является ли оно понятием -

результатом обобщены сходных предметов? Получаем это

понятие имперически - поутем обобщения и опыта. Кант

предлагает следующее - можем ли мы представить предметы вне

пространства? Ответ нет конечно. Само понятие предмета

подразумевает пространство. Пространство можно представить

без предмета? Можно. Вывод - раньше мы знали о пространстве,

значит знание о нем получено не опытным путём. Есть ещё более

сложное док-во что пространство и время получено не путём из

опыта.

Круги Эйлера - обозначают понятия. Понятия имеют две хар-ки:

объем и содержание. Объём - кол-во предметов, обобщаемое

данным понятием. Есть Например понятие студент - результат

обобщения всех студентов на земле. Содержание понятия - кол-

во признаков обобщаемых предметов, входящих в данное

понятие. Например: Студенты - все имеют характеристики.

Пример: Дом, в это понятие входит бесчисленное кол-во понятий,

это и будет объём понятия. В содержание понятия дом входит так

же множество признаков - наличае стен, возможность защиты

людей.

Чем больше объём, тем меньше признаков, тем меньше

содержание понятия. Чем больше предметов мы подводим под

признаки предмета, тем меньше содержание.

Вопрос: Можем ли мы в общем понятии найти признаки частных

понятий? Нет не можем. Мы можем найти только общие признаки

и понятия. Частные признаки найти внутри понятия мы не можем,

только общие.

Можем ли мы представить всеобщее пространство а в нем

частные, локальные пространства? Да, Можем. Например

сарайчик на дачном участке.

Круги Эйлера - большой кружок

более общее понятие, маленький,

менее общее понятие.

Вывод Канта: Пространство и время - это не понятия

полученные путём обобщения. Доаприорное, доопотное

созерцание пространства и времени. Пространство и время

находятся между нами и внешним миром и не является формой

внешнего мира. Это форма внешнего пространства и внешнего

восприятия. Пространство и время - чувственная форм

созерцания. Это как бы очки между живым существом и

окружающем миром. Некие очки, приводящие мир в

определённый порядок. Это могут быть очки надетые на нас

социумом. Например на ИГИЛ мы смотрим как на нечто ужасное,

общество оценивает их как нечто ужасное. Физиология - волк

бежит за зайцем так как видит в нем кусок мяса, который можно

съесть. Самое ужасное, что через эти очки мы ничего не видим.

Эти очки как бы тонированные. Внешний мир остаётся за

пределами очков, не познаваем по Канту.

Пространство и время располагают предметы так, чтобы мы его

могли познать. Мир, который нам не дано понять -

транспонентный мир. Мир который дано понять - имманентный.

Что же мы тогда видим? Мы видим явления внешнего мира. Что

такое явления? Это не сам предмет, а результат его воздействия

либо на другие предметы, либо на наши органы чувств.

Явление - проявление внешнего воздействия выражающееся

на наши органы чувств, показывающие изменения структуры

пространства. Когда предмет изменяется, мы обнаруживаем его

свойства. Явление проявляется тогда, когда воздействует на наши

очки.

Пример: Цилиндр Вильсона: В цилиндрической камере есть

перенасыщенный пар, который должен фиксировать свет. Она

должна была определить это частица или волна? Мы видим

канальчик, оставленный частицей света в паре. Звук - это удар

воздушной волны о барабанную перепонку.

Мы видим явление предмета, через структуру пространства.

Следствие внешнего воздействия на структуру пространства

(пример с платком).

Пример: Мы идём смеяться над собой в комнату смеха, то в

искривлённых зеркалах мы видим своё явление. Так же и

пространство и время. Мы видим изменение структуры

пространства. Нам достаточно созерцать пространство и время,

данные априори.

По канту пространство и время - деятельность нашего разума

по упорядочению отношений между предметами в пространстве и

времени.

Мы видим изменение пространства и структуры и времени под

воздействием внешнего мира. Мы видим свойства мира, под

воздействия пространства. Пример из геометрии: углы между

скрещивающимися прямыми равны или сумма всех углов в

треугольнике 180 градусов или что параллельные прямые не

пересекаются. Пространство и время дано априори, до всякого

опыта. то на что мы созерцаем.

Как возможно чистое естествознание?

Вопрос: С чем имеет дело естествознание? С природой,

упорядоченной законами. Получается что природа - совокупность

явлений,являющийся материальной частью и познающийся через

математику, а законы природы - нечто мысленное, в реальности

не существующие и находящийся в голове человека.

У человека есть две способности к сужению - способность

описать то что вижу. Система представлений или понятий

выраженная в повествовательном предложении. Любое

осмысленное предложение.

Первая это вид суждения к восприятию: описание того, что я

воспринимаю в пространстве и времени своими органами чувств.

Воспринимаю я все в пространстве и времени. Кант приводит

такой пример - когда светит солнце - камень нагревается. Это

суждение восприятия - то, что происходит в пространстве и

времени. Пример: Философ Юм решающий проблему знания

законов. Законов не существует, существует явления не

связанные друг с другом. Он считал то человек знает только

ощущение, а настоящий мир он за ними. Ощущение не может

вызвать другое ощущение, потому что вызывается внешним

воздействием. Мы не видим следственную связь, мы видим всего

два разных ощущения.

Есть суждение опыта - которое как бы объясняет с более

общей точки зрения воспринимаемое, созерцаемое явление,

выявление закономерностей между явлениями. Например

математика: 4+5 в квадрате - есть общая формула, под которое

можно подвести любо выражение. Пример из жизни: Студент

опоздал на лекцию - перечисление причин - проспал, опоздал или

несчастный случай. Откуда же эти понятия? Для того чтобы

объяснить у человека есть некое врождённое знания, 12 понятий

категорий данных человеку априори: Первые 4 категории:

Категории количества: Единое, новое и всеобще; Качественные:

реальность, ограничения, отрицание; Категория модальности -

степень существования: существование, возможность,

необходимость; Категория отношения: Субстанция и акциденция

(субстанция - то что уществует независимо от других, акциденция

- свойство, данное субстанции), причины и следствия,

Эти общие понятия даны человеку до всякого опыта - это нечто

непознаваемое. Чтобы понять явление, мы должны поднести

явление к категории, с помощью которой мы сможем его

обьяснить. Кант считает что мир не познаваем, значит истина

недоступна.

Истина объяснения явления:

Истина - знание тождественное предмету. Предмет от нас скрыт,

значит истина недоступна. Надо выбрать тот критерий знания,

который ничему не противоречит. Чтобы был положительный

результат. Пример - ревущая девочка у ручейка и отпустившая

воздушный шарик. Мы ей дарим мяч и она счастлива. Чистое

априорное естествознание.

Можно подвести под понятия не то что надо и при этом считать

что постиг истины.

Мы из ариоре данных знаний объясняем конкретное явление.__
19. Трансцендентальная эстетика Канта

Свою эстетику Кант излагает в труде «Критика способности суждения». Философ

полагает, что посредине между разумом и рассудком, посредине между познанием и волей находится сила суждения, высшая

способность чувства. Она как бы сливает чистый разум с практическим, подводит частные явления под общие принципы и,

наоборот, из общих принципов выводит частные случаи. Первая функция её совпадает с рассудком, при помощи второй

предметы не столько познаются, сколько обсуждаются с точки зрения их целесообразности. Предмет объективно-целесообразен,

когда он согласуется со своим назначением; он субъективно-целесообразен (прекрасен), когда соответствует природе нашей

познавательной способности. Констатирование объективной целесообразности доставляет нам логическое удовлетворение,

усматривание субъективной целесообразности приносит нам эстетическое удовольствие. Кант считает, что мы не должны

наделять природу целесообразно действующими силами, но наше представление цели вполне законно, как

субъективно-человеческий принцип, и идея цели, как и все идеи, служит прекрасным регулятивным правилом. Как догматы,

механицизм и телеология несовместимы, но в приемах научного исследования они оба примиряются в пытливом искании причин;

идея цели, вообще, много сделала для науки тем, что открывала причины. Практический разум видит цель мира в человеке, как

субъекте нравственности, потому что нравственность имеет самое себя целью своего существования.Эстетическое

наслаждение, доставляемое субъективно-целесообразным, не чувственно, потому что оно имеет характер суждения, но и не

теоретично, потому что оно имеет элемент чувства. Прекрасное, утверждает эстетика Канта, нравится всем вообще и

необходимо, нравится потому, что мы рассматриваем его без всякого отношения к нашим практическим нуждам, без интереса и

корысти. Эстетически прекрасное приводит душу человека в гармоническое настроение, вызывает дружную деятельность

интуиции и мышления, и вот почему оно целесообразно для нас, но целесообразно только в этом смысле, и мы вовсе не желаем

видеть в художественном объекте намерения понравиться нам; красота – это целесообразность без цели, чисто формальная и

субъективная.

20. Трансцендентальная логика Канта

учение Канта о чистых правилах и понятиях рассудка, которые априори определяют наш опыт. Вторая часть Критики чистого разума. Трансцендентальная логика подразделяется на трансцендентальную аналитику и трансцендентальную диалектику.По мысли Канта, формальная логика не является инструментом познания, она не может установить истину, её законы представляют собой «conditio sine qua non, т. е. отрицательное условие всякой истины, но дальше этого логика не может идти». Что касается трансцендентальной логики, то она является учением об основных категориях мышления и опыта; это не формальная, а предметная логика. В “Критике чистого разума” трансцендентальная логика делится на трансцендентальную аналитику итрансцендентальную диалектику. Первая это “логика истины”. Она представляет собой теорию понятий(категорий) и суждений (основоположений чистого рассудка), которые описывают структуры чистого знания,его принципы и способы применения этих структур к предметам опыта. Материал для построения новой трансцендентальной логики у Канта дает уже существующая и, по его мнению, завершенная наука чистогоразума — общая логика, классификация суждений которой (с некоторыми модификациями, напр., введением бесконечных суждений) используется в роли образца для формирования системы категорий. Трансцендентальная аналитика описывает систему категорий и условия применения их к предметам опыта.Трансцендентальная аналитика рассматривает чистые понятия как функции синтеза многообразия чистогоаприорного созерцания. Из этого вытекает их связь с априорными условиями опыта и невозможность ихприменения за пределами опыта. Вторая часть трансцендентальной аналитики — аналитика основоположений содержит правила объективного (т. е. не выводящего за пределы возможного опыта)применения категорий. Основоположения являются описанием априорной структуры возможного опыта, скоторой должно согласовываться любое эмпирическое суждение, претендующее на истину (напр., законфизики или биологии). Трансцендентальная диалектика есть логика трансцендентальной иллюзии, т. е. иллюзии необходимымобразом возникающей в ходе деятельности разума. Такие иллюзии порождаются разумом, если егопринципы, которые относятся только к понятиям рассудка, применяются непосредственно к предметам.

Напр., необходимость поиска условий для каждого обусловленного превращается в необходимостьсуществования безусловного. Тогда возникают трансцендентные основоположения и трансцендентальныеидеи, с необходимостью влекущие нас за пределы возможного опыта. Всего таких идей три: психологическаяидея (душа), космологическая идея (мир), теологическая идея (Бог).

Однако эти идеи, выводя разум запределы опыта, порождают диалектические (т. е. ошибочные) умозаключения: трансцендентальные паралогизмы, антиномии космологической идеи и идеал чистого разума (В 398). Однакотрансцендентальные идеи имеют и “превосходное” регулятивное применение как основания для синтезапонятий рассудка, приводящие к расширению и единств у знания. В таком случае трансцендентальные идеирассматриваются как эвристические принципы и могут плодотворно применяться в науке в виде принциповоднородности, спецификации и сродства форм. Трансцендентальная аналитика является каноном оценки эмпирического применения рассудка испособности суждения, трансцендентальная диалектика есть дисциплина чистого разума в еготеоретическом применении.

 

21. Трансцендентальная диалектика Канта

Рассматривает функции разума, не рассудка. Кант четко различает рассудок и разум. Разум -высшая познавательная способность. Любое познание начинается с чувственного созерцания, затем Кант рассматривает мышление, затем разум. Выше разума ничего нет. Синтетическая функция разума. Рассудок - способность создавать единство

явлений посредством правил, подведение многообразия представлений под одно представление. Разум - способность создавать

единство правил рассудка по принципам, никогда прямо не направлен на опыт, направлен на рассудок. Рефлексивный характер

работы разума. Поскольку сфера разума - философия, де факто трактует философию как рефлексивную деятельность разума.У

разума есть идеи. Идея - представление, в котором синтез всех условий, относящихся к определенной области явлений,

рассматривается как полностью завершенный. Это перекликается с понятием актуальной бесконечности Кантора. Бесконечность

как завершенная, мыслится как целое. Синтез условий мыслится как полностью завершенный. Для идей в чувствах не может быть

дан никакой данный предмет, в чувствах нет завершенности. Идеи, хотя не имеют предмета в опыте, не являются произвольной

выдумкой разума. Они имеют отношение к деятельности рассудка, они трансцендентны. Идея по отношению к опыту

трансцендентна. Все трансцендентальные идеи можно разделить на три класса:1) содержащие в себе абсолютное единство

мыслящего субъекта2) содержащие в себе абсолютное единство ряда условий явлений3) содержащие в себе абсолютное

единство всех предметов мышления вообще.Первые - предмет психологии, вторые - предмет космологии, третьи - предмет

теологии.Христиан Вольф, «Энциклопедия знания» - рациональная психология, рациональная космология, рациональная

теология. Кантовский проект исходит из вольфианской метафизики, он рассматривает содержание идей как содержание

разделов.Юм: невозможно знать, есть ли душа, есть ли мир, есть ли Бог. Кант задает вопрос: существует ли душа, мир, Бог.

Везде дает глубокую критику этих трех разделов рациональной философии Вольфа

22. Антитетический метод Фихте

Фихте находит небольшие противоречия в философии Канта:

Кант считал, что внешний мир существует, но он абсолютно непознаваем. Как мы можем знать о мире, если он непознаваем? Если законов причинно-следственной связи нет, и в то же время внешний мир является причиной явлений, постигаемых с помощью органов чувств, то откуда берутся явления? Отсюда идут 2 варианта: либо мира не существует, либо мир непознаваем.

По мнению Фихте, внешнего мира нет. Ему не нужен внешний мир, чтобы познать . Есть некое «Я»( чувствую его, но сказать не могу), абстрактное «я», но это «я» активное, и оно воздействует на самое себя и воспринимает это воздействие, как действие чего – то другого.

Возникает пара «я» и «не я» - они находятся внутри я. Человек понимает, что он человек, когда он видит другого человека. В одном «я» и «не я». Причем, эти противоречия непримиримые. Пример, студент, осознает себя как я, вдруг в комнату стучится другой, первый спрашивает кто это, а второй отвечает я. Значит, появилось два я, я и не я.

Любое множество приводит к категории количества. Нужно опосредующее звено, чтобы объединить эти два я. Если разделить эти я мы получаем множество. В отличие от Канта, у Фихте все понятия должны быть выведены из самого я, так как внешнего мира нет. Проблема.

У Канта категории даны, у Фихте же надо выводить понятия. «Я» сначала ощущает себя просто «я», потом оно осознает себя как «я», противопоставленное «не я», как нечто иное, и все это внутри, нужно их соединить – примирить их.

В результате получается деление, которое приводит к множеству, то есть категория количества. Но это не делит их единства, а значит и непримиримость. Поэтому Фихте ищет новое опосредованное, которое решается через понятие качество и т.д.

В конце примирять уже нельзя, и он останавливается. Все категория появляются в воображении. Когда воображение кончается, и мы уже не можем ничего придумать, то далее познать мы уже не можем.

Итог: Человек сам творит мир, в котором живет, и этот мир внутри самого человека. Что касается качества - между «я» и «не я» граница, то есть момент или место перехода одного качества в другое. Антитетическая философия – принцип применения противоречий. Фихте делает противоречие путем развития человека.

23. Этапы развития философии Йозефа Шеллинга

Великая французская революция. Идеи революционеров не осуществились. Бонапарт восстановил монархию. Шеллинг задумался, значит, человек не является хозяином своей судьбы. Что-то ему мешает.

Сначала, он предположил, что все дело в природе. Природа формирует материю. Первое издание – «Натура философии». Природа является основой, потом дух и так далее.

Далее, он заявил, что дух формирует материю. Следующая работа – «Трансцендентальный идеализм».

Потом он пытается представить, что если ни дух, ни материя, а тождество духовного и материального. «Философия тождества», в котором неразделимы ни идеальное, ни материальное. Это нечто, представляющее единство того и другого.

Откуда взять источник развития, если везде серость? («В сумерках все кошки серы»)

Если есть тождество, значит, должно быть различие. А где быть различию?

Различие должно быть внутри тождества, а противоречия между ними дают толчок к развитию. Дальше развивается дух, при наличии противоречий. Противоречия постоянно решаются и возникают новые. Откуда берется следующее звено? Дух развивается благодаря своей художественной интуиции. С помощью интуиции находятся решения противоречий. Развитие духа и есть становление мира. Дух осознавая себя, себя и материализует. Природный мир, потом социальный…

Дух проходит все стадии и, наконец, постигает себя в духовной материи. Дух может познать себя только в духовной области, то есть искусстве.

Но что сначала? Что выше и ниже?

Сначала религия, потом философия и искусство. Высшая ступень искусство. Гегель все сделал наоборот.

Дух творит себя и творит мир. Дух имеет натуру художника. Все развитие происходит параллельно - тождество познания и предмета познания.

24. Немецкая классическая философия. Гегель.

Объективный идеализм. Гегель знал, что не человек творит

историю, есть внешние силы. Мир разумен и в его основе некая объективная идея. Идея развивается, Гегель показал в развитие этой идеи развития сознания человека. Идея это бытие , но оно абсолютно беспредельно и пуста, она ничто, но это

и бытие. Возникает противоречие бытие и ничто . источник движения единство и борьба противоположностей. Бытие и

ничто - становления – качество и количество ) мера – сущность+ явления – действительность .Как человек познает мир?

1. Мы видим внешне свойства - это качества этого предмета. Качество- определенность предмета тождественная

самому предмету.

2. А если много предметов в доме отличаются количеством

3. Если внутри предмета происходит изменение, количество переходит в качество

Мера – пределы в которых количественные изменения не ведут к качественному Сущность – свойства постоянная в этом

предмете которые не меняются пока не изменится предмет. Сущность это то что внутри, это свойство которое мы его не

видим, оно не доступно органам чувств. Этот этап развития идеи происходит в мысленно процессе. Каждое понятие - это

очередная ступень мысли . Действительность – то что реально существует . внутри действительность и возможность –

не актуализированная действительность.Возможность : -формальная (стать президентом рф )- реальная (нужны

соответствующие обстоятельства ).Возможности много, на противоположной возможности уничтожают друг друга, но

остается одна, которая становится необходимостью .Необходимость – причинность – взаимодействие (когда появляется

человек ) – понятия –суждение – умозаключение – абсолютная идея .Эти абстрактные понятия должны воплотиться в

материальном мире в виде природы, но природа циклична. Иди в природе порождает человека. Все богатство идей

может выплатить только общество в целом.Идеи в обществе развиваются по ступеням. Греция, рим. Когда идея полностью

себя реализовал оно переходит на другую ступень (рим). И так до тех пор пока ее день достигнет германии

(конституционный монархии) Дальше идея находит себя во всемирном творчестве общества, становится абсолютным

духом.Развитие духа : искусство, религия, философия

25. Немецкая классическая философия. Фейербах.

Замыкает плеяду творцов немецкой классической философии Людвиг

Андреас Фейербах – в начале своей философской карьеры ученик и последователь Гегеля, перешедший

затем в лагерь сторонников материализма и атеизма. Уже первые самостоятельные работы Фейербаха

– «Мысли о смерти и бессмертии», из-за которой автор лишился места преподавателя в Эрлангенском

университете, а затем «Абеляр и Элоиза, или Писатель и человек» – посвящены критическому анализу

религии, правда, еще с позиций идеализма. Позже, но уже как материалист, он продолжит эту тему в

фундаментальном труде под названием «Сущность христианства». Впрочем, эта тема, «религия и

теология и все, что с ними связано» будет главной в творчестве Фейербаха в течение всей его жизни.

По мнению автора «Сущности христианства», питательной средой для религиозных верований

является невежество, а их непосредственной причиной – чувство зависимости и беспомощности

человека. Религиозные представления фантастичны, однако, под ними скрываются реальные «силы,

свойства, существенные определения», абстрагированные от человека. «Зависимость и нужда, –

говорит философ, – отец религии, а воображение – ее мать». Фейербах относится к религии

отрицательно. Он считает, что религия «сужает горизонты человека», «отнимает у него свободу»,

заставляет «мнить себя лицом привилегированным», ставить себя выше других людей: «верующие –

аристократы, а неверующие – плебеи».

Критикуя религию, Фейербах, тем не менее, сводит исторический процесс к череде смен

господствующих в обществе видов религиозных верований. Он видит в религии «средство духовной

связи» между членами любого общества. Поэтому, по его мнению, нишу отживающего свой век

христианства должна занять новая религия – религия любви. «Мы должны на место любви к Богу,

замечает он, – поставить любовь к человеку, как единственную истинную религию». Причем под этим

термином Фейербах понимает прежде всего любовь к женщине: «Любовь к женщине есть основание

всеобщей любви. Кто не любит женщину, не любит человека».

Если во взглядах на общество, объявляя основой и движущей силой последнего любовь,

Фейербах придерживался идеалистических позиций, хотя и далеко не гегелевских, то в подходе к

природе и человеку он последовательно проводил материалистическую линию. Он критикует Гегеля за

подмену действительности определениями, утверждает, что под «бытием» надо понимать бытие

«наличное», то есть реальное, действительное, а не его понятие. Он считает материю, природу

первичным, не имеющим ни начала, ни конца сущим. Человека же –тем, в чем природа делается

«личным, сознательным, разумным существом». Природа бесконечна в пространстве и времени. Нет

ничего, что существовало бы вне этих форм бытия. Но и пространство, и время не существуют вне

природы. Человек живет в единстве с природой, но они не тождественны. В действиях человека

присутствует цель. В его голове следствие имеется прежде, чем оно «реализуется в природной среде».

Философия Фейербаха называется «Антропологическим материализмом», что означает, что ее

предметом является «человек и природа, как базис человека». Фейербах рассматривает человека

прежде всего и в основном как природное, биологическое существо. Он, правда, видит, что человек

включен в систему общественных отношений, что сущность человека проявляется лишь в общении с

другими людьми, в единстве человека с человеком. Он утверждает, что идеи возникают только в

общении людей друг с другом, что «два человека необходимы для порождения человека как в

физическом, так и в духовном смысле». Однако человек продолжает для него оставаться высшим

продуктом материи, существом прежде всего телесным и чувственным.

В теории познания Фейербах отстаивает первичность ощущений, дающих человеку знание

единичных вещей, являющееся исходным пунктом для мышления, восходящего от частного к общему,

от индивидуального к родовому. Мышление же есть не что иное как копия действительности,

следующая за оригиналом.

Пытаясь утвердить материалистические взгляды на природу и человека, Фейербах в своих

сочинениях зачастую оказывается на механистических позициях. Этому способствует, с одной

стороны, отсутствие знакомства философа с последними достижениями в области естественных наук в

связи с его замкнутой жизнью в деревне в течение почти всей сознательной жизни16. А с другой – отрицательное отношение к идеалистической философии Гегеля, благодаря чему Фейербах вместе с

идеализмом отвергает и гегелевскую диалектику. Он отводит ей место лишь в диалогах. Там, в

столкновении мнений, допустимы противоречия, допустимы законы диалектики, которые немыслимы

в реальности.

Учение Фейербаха стало важным звеном в развитии мировой философской мысли. Оно

перекинуло мостик между идеалистической, но развивавшей диалектические тенденции немецкой

классической философией, и диалектическим материализмом Маркса и Энгельса –одной из наиболее

влиятельных философских систем конца Х1Х –второй половины ХХ века.__

26. Философия Марксизма

Какую роль в творчестве Маркса и Энгельса сыграли Гегель и

Фейербаху? Они взяли у Гегеля диалектику - учение о развитии.

Три закона диалектики - система философских категорий.

Благодаря Фейербаху они переняли материализм. Искажен сам

мир - отношения в этом мире товарные, из-за наличия частной

собственности. Благодаря частной собственности происходит

отчуждение. А что надо сделать чтобы товарные отношения

изменились? Надо отменить частную собственность. Исследуя

общество Маркс создаёт исторический материализм. Он пытается

найти в обществе материальную силу, движущей обществе. Она

должна обладать саморазвитием. Такой основной Маркс считает

производительные силы - силы опосредующие отношения

человека с природой. По этим силам человек борется с природой.

В первую очередь это сам человек. На ранних этапах развития это

орудия труда - орудия проводящиеся в действие физической

силой человека. Со временем появляются другие двигатели -

средства производства. Затем предмет труда. Они развиваются

независимо от воли и желания человека. Отсюда парадоксальный

вопрос - человек же тоже развивается как производительная

сила, вопреки своему желанию. Любая работа требует

организацию - организация это производственные отношения.

Производственные отношения всегда консервативны. Виды

отношений:

Отношения собственности - отношения между классами по

поводу собственности.

Отношения распределения - распределяется доход

Отношения обмена - на разных заводах разные продукты, все

это зависит друг от друга

Старые производственные отношения заменяющиеся новыми -

революция. Производственные отношения это базис

общественной информации. Всегда в основе общества стоят

экономические отношения. Надстройка - идея или общественное

сознание, отношения между людьми, учреждения, заботащееся о

сознании и отношениях. Базис меняется быстро, надстройка очень

долго. Под революцией понимают смену общественно

экономической формации. Лицо формации определяет способ

производства - единство производительных сил и отношений.

Движущей силой является классовая борьба.

Такой переход может быть мирным, если буржуазия продаёт

собственность государству. А если буржуазиях не захочет - то

тогда необходима диктатура пролетариата.

Любая философия состоит из трёх аспектов: онтология - учение

о бытье; гносеология - учение о познании; логика - учение о

мышлении.

Маркизм поставил в основу учения онтологию - объективную

диалектику - учение о мире, человеке; гносеология стала теорией о

познании, логика получила название субъективная диалектика (то

что в голове человека). Все эти объекты имели нечто общее -

законы диалектики.

27. первый и второй позитивизм

В середине 19 века в Европе господствовало Гегелианство. Это

было с точки зрения ученой романтической наукой. Поэтому

возникло противостоящее учение - позитивизм.

Философ Огюст Конт - философия должна стать наукой. В

основе человеческих знаний должен лежать факт. Истиной может

обладать только знание факта. 1 этап - знание фиктивное -

религиозномифологическое. 2 этап - знание абстрактное -

метафизическое. 3 этап - знание научное - опирающиеся на факты.

Любая наука это система фактов. Эта философия во Франции не

нашла своих сторонников, но зато у англосаксов нашла

приверженцев. Гербер Спенцер и Джон Нилль - два великих

логика. Его концепция более полная - в основе науки лежит факт и

только факт является знанием, но факт может быть научным и не

научным. Научный он в обобщенном виде или входит в систему

понятий, где каждое частное понятие находится в определённом

отношении к общему понятию, благодаря чему становится

понятным. Теория - не знание по Контур, это всего лишь

инструмент для систематизации и объяснения фактов. А что такое

факт? Это то что мы ощущаем. Получается что факт это нечто

субъективное. В основ



2019-08-13 239 Обсуждений (0)
Отчасти это субъективный идеализм, а отчасти объективный (т. к. Бог существует вне). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Отчасти это субъективный идеализм, а отчасти объективный (т. к. Бог существует вне).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (239)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)