Выбор модели системы оценки качества общего образования (СОКОО) определяется представлениями изложенными в пп.1-5, законодательно установленными требованиями и нормами, целевыми установками. Существует масса способов и подходов к построению модели. В основе её конструирования могут быть выбраны принципы функционально-структурного, структурно-логического, уровневого, каркасного представления. Любая из реализаций позволяет учесть и оценить все объекты и проследить качество общего образования на разных структурных элементах и на всей системе в целом.
Модель СОКОО ориентирована на концептуальные положения теории управления качеством и модель качества общего образования московского региона, сформировавшуюся за предшествующие годы. Она включает процедуры, направленные на оценку качества ключевых процессов, качества обеспечиваемых системой общего образования педагогических и социальных результатов, качества достижений участников образовательного процесса, качества управления сетью образовательных организаций.
Модель СОКОО позволяет оценить эффективность образовательной системы в целом и еѐ отдельных составляющих; определить вклад отдельных уровней и звеньев в общий результат; установить полноту выполнения требований, запросов заказчиков, потребителей и партнеров системы образования; определить динамику развития конкретных образовательных систем; проводить сопоставления по качеству на региональном, городском и институциональном уровнях; реализовывать контроль соответствия основных параметров образовательной деятельности имеющимся стандартам и нормам; прогнозировать развитие образовательной системы с учетом социально - экономических приоритетов.
Все эти направления находят отражение в модели СОКОО (рис. 1), в которой так же представлены разнообразные связи между субъектами, объектами и процедурами оценки качества общего образования, заказчиками и потребителями услуг; отражены линейные и функциональные зависимости в структуре управления образовательными системами; взаимоотношения с подразделениями и службами, формируемыми в рамках СОКОО.
Основными заказчиками и потребителями услуг в СОКОО определены государство, личность, семья, структуры гражданского общества. Естественно, что заказчики и потребители результатов различных оценочных процедур различны исходя из целей и задач их проведения.
Функциональная модель СОКОО (рис. 2) отражает основные компоненты (подсистемы) функциональной структуры СОКО, взаимосвязь с потребителями образовательных услуг.
Информационно-диагностическая подсистема СОКОО включает в себя организационно-методический инструментарий сбора и первичной обработки информации о качестве общего образования. В эту подсистему входят структуры, осуществляющие сбор статистики, проведение и обработку результатов оценочных процедур, мониторинговых исследований. Основной задачей структур, входящих в информационно-диагностическую подсистему, является получение достоверной информации о качестве общего образования по определенной заданной системе показателей.
Экспертно-аналитическая подсистема. Ее основной функцией является анализ и интерпретация достоверной информации о качестве общего образования, а также информационное обеспечение потребителей. Эта подсистема также обеспечивает предложение обоснованных решений, направленных на развитие качества общего образования, основанных на данных достоверной информации.
Нормативно-правовая подсистема. Обеспечивает нормативно-правовую базу функционирования всех структур, осуществляющих свою деятельность в рамках СОКОО. Определяет права, обязанности и ответственность организаций, входящих в информационно-диагностическую подсистему, а также объектов оценки и потребителей образовательных услуг.
Координационным органом функционирования СОКОО является департамент образования города Москвы. Субъектами оценки на городском уровне выступают департамент образования, МКЦО, общественность и профессиональные объединения. На уровне административных округов – органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, муниципальные методические службы, общественность и профессиональные объединения. На институциональном уровне - образовательные организации, их методические службы и службы оценки качества общего образования, а так же широкий круг общественности.
Логика функционирования СОКОО (рис. 3) строится от запросов заказчиков и потребителей, постановки целей и задач оценки, определения субъектов и объектов оценки, выбора процедур, определения показателей и индикаторов, интерпретации полученных результатов для принятия административно-управленческих решений, направленных на повышение качества общего образования.
Государственный заказ, структур гражданского общества, работодателей, общественности
|
Процедуры контроля и оценки качества образования:
Международные сопоставительные
исследования;
Лицензирование и
государственная
аккредитация;
Федеральный
государственный
контроль качества;
Аттестация
педагогических
работников;
Оценка качества
подготовки
обучающихся;
Мониторинг
системы
образования;
Исследования
уровня
удовлетворенности
населения.
|
Нормативно-
правовое,
Кадровое,
Материально-
техническое,
Финансовое,
Информационное, Научно-
методическое
обеспечение
|
Объекты оценки
Обр.
орг-ции
ОП, ИОД
В аспектах
качества
Условия
Процессы
Результаты
|
База СОКОО
Учебные планы и программы
Оценочно-
критериальные
комплексы
Оценочно-
измерительные
материалы и
инструменты,
включая
программно-
аппаратные
средства,
обеспечивающие
автоматизацию ОКОО
|
Продукты СОКОО, предъявляемые заказчикам и потребителям
|
Профобъединения, общественность
|
Принятие
управленческих
решений
|
Определение
индикаторов, критериев,
показателей оценки
|
Определение объектов
и субъектов оценки
|
Анализ проблем.
Постановка целей и
задач оценки
|
Обработка и
интерпретация
результатов оценки
|
Рису
Рисунок 1. Модель системы оценки качества общего образования (СОКОО)
Подсистемы СОКОО Объекты оценки
Нормативно правовая подсистема (регулирующие нормативно-правовые акты)
|
Экспертно-аналитическая подсистема
|
Информационно-диагностическая
|
Образовательные программы
|
Индивидуальные образовательные достижения
|
Условия созданные в образовательной организации
|
Потребители
Государство как социальный институт
|
Личность, семья, структуры гражданского общества
|
Рисунок 2. Функциональная модель СОКОО
Запросы заказчиков и потребителей
|
Постановка целей и задач
оценки качества
|
Определение субъектов
и объектов оценки качеств
|
Определение показателей и индикаторов оценки
|
Выбор процедуры оценки качества
|
Проведение оценки. Обработка и интерпретация результатов оценки
|
Продукты оценки для принятия управленческих решений
|
Рисунок 3. Логическая модель СОКОО